Визуальный код: Тадж-Махал
За что его любят не только туристы, но и дизайнеры.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Тадж-Махал находится в индийском городе Агре. Этот мраморный мавзолей-мечеть считается одним из новых чудес света и ежегодно привлекает миллионы туристов. Однако Тадж-Махал интересен не только своей историей — его архитектурные и декоративные решения находят отклик у современных художников, дизайнеров и других мастеров визуального искусства.
Расскажем, как появился Тадж-Махал, что в нём уникального и в каких работах можно встретить отсылки к этому зданию.
История Тадж-Махала: кто его построил и зачем
Тадж-Махал был построен в XVII веке по приказу императора Шах-Джахана I в память о его любимой жене Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах. Позднее и сам падишах был погребён рядом с ней в мавзолее.
Строительство началось в 1632 году и завершилось примерно в 1653 году, в нём участвовали около 20 тысяч мастеров не только из Индии, но и из Средней Азии, Ближнего Востока, Персии. Мавзолей — образец могольской архитектуры: он сочетает в себе элементы индийской, исламской и персидской и культуры.
Читайте также:
Руководила строительством целая группа зодчих, однако точно не известно, кто был автором проекта. По одной версии, это персидский архитектор Устад Ахмад Лахаури, по другой — турок Иса Мухаммед Эфенди.
Особенности архитектуры и интерьера Тадж-Махала
Это целый парково-архитектурный ансамбль. Его центральный элемент — величественный мавзолей, который вместе с четырьмя башнями-минаретами установлен на большой мраморной платформе. Высота здания в самой высокой точке составляет 74 метра, высота минаретов — 41 метр. Помимо этого комплекс включает мечеть, джаваб, входную группу с воротами и большой регулярный парк с фонтанами.
В первую очередь гостям Тадж-Махала в глаза бросается симметрия ансамбля — от оформления парка до расположения и конструкции зданий. Сад прямоугольной формы, разделён на четыре сектора. Центральный канал с водой отражает купол мавзолея и создаёт эффект зеркала.
Минареты равноудалены от мавзолея, на его крыше — большой центральный «в обрамлении» четырёх маленьких. Такая визуальная «правильность» не только символизирует гармонию и совершенство, но и создаёт ощущение спокойствия, завершённости.
Внутри мавзолея находится кенотаф — ложная гробница. Настоящее захоронение падишаха и его любимой жены находится под землёй, ровно под гробницей.
Какие использовались материалы
Стены мавзолея и минаретов покрыты полированным полупрозрачным мрамором, который в зависимости от освещения выглядит белым, розовым, серебристым.
Мрамор инкрустирован полудрагоценными камнями: сапфирами, яшмой, нефритом, лазуритом — всего 28 видов. Материалы доставляли не только из разных городов Индии, но и из других стран: бирюзу из Тибета, жадеит — из Китая, сапфиры — со Шри-Ланки.
Внешние стены мечети и джаваба выполнены из красного песчаника. Это создаёт контраст с белым мрамором. Внутренние помещения Тадж-Махала выложены мраморными плитами, которые создают эффект светящегося пространства благодаря отражению света. За всей этой роскошью скрывается кирпичный каркас, который обеспечивает прочность и устойчивость конструкции.
Стены, арки, потолки, гробницы, колонны покрыты изящными орнаментами из самоцветов или тонкой резьбой. В основном это геометрические узоры и флоральные мотивы: переплетения лилий, маков, тюльпанов. Это часть исламской традиции: цветочный рисунок символизирует райские сады.
Особое место в декоре Тадж-Махала занимает каллиграфия. На стенах мавзолея высечены строки из Корана о боге, любви и вечности. Тексты набраны так, чтобы их было видно с разных точек.
Где используется образ Тадж-Махала
Архитектура
Проект был настолько колоссальный и впечатляющий, что его веками копируют другие архитекторы — и не слишком успешно.
Живопись, фотография, графика
Образ Тадж-Махала часто используют в визуальном искусстве. Художники обыгрывают в своих работах архитектурную симметрию и необыкновенную палитру комплекса в разное время суток. С одной стороны, это рождает множество однотипных работ: одинаковые ракурсы, акценты. С другой — создаёт пространство для творческих поисков.
Английский художник Томас Дэниел в юности отправился в Индию и прожил там много лет. Он создал серию картин — пейзажей и эпизодов из жизни местных, в том числе цикл изображений Тадж-Махала (работы сделаны в конце XVIII — начале XIX века).
С развитием фотоискусства в XIX веке Тадж-Махал появляется на новых носителях.
Читайте также:
С тех пор появились миллионы снимков. В их числе концептуальные.
Ещё изображение Тадж-Махала используют, чтобы обозначить, что действие происходит в Индии или что речь пойдёт об индийской культуре.
Кино
Тадж-Махал можно встретить в кино и даже в мультфильмах. Действие при этом не обязательно происходит в Индии: например, в сериале «Побег» герои собирают макет мавзолея, находясь в американской тюрьме.
Современный дизайн
Дизайнеры обращаются к Тадж-Махалу как к референсу в рекламных материалах. Особенно если продукт тематически связан с Индией: туризм, чай. В ход идут очертания и изображение мавзолея, узнаваемые орнаменты, шрифт, имитирующий арабскую вязь.
Изящные цветочные паттерны Тадж-Махала используют для оформления разных носителей — от одежды до посуды.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!