Обзор сюжетной кампании Call of Duty: Black Ops 6 — самой насыщенной части серии
Прекрасный геймплей, но не самый удачный [ЗАСЕКРЕЧЕНО].
Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 6 / Treyarch
Call of Duty давно перестала ассоциироваться с насыщенными сюжетными боевиками. Многие игроки до сих пор вспоминают оригинальные части Modern Warfare и Black Ops с теплотой, а их персонажи и сюжетные повороты по сей день живы благодаря мемам. Сегодня же одиночные кампании Call of Duty — в лучшем случае неплохие, но проходные шутеры на пару вечеров. Про фиаско с прошлогодней Modern Warfare 3 и вспоминать не хочется.
Единственным светлым пятном в этой ситуации стала Black Ops: Cold War. Raven Software, которая ранее не занималась сюжетными кампаниями и преимущественно работала над Warzone, дебютировала с удивительно добротным триллером. В игре нашлось место не только в меру интересной истории, но и свежим для серии геймплейным элементам: от локации-хаба, где можно в спокойной обстановке пообщаться с соратниками, до миссий с закрученным сюжетом, где с игроком умело заигрывал ненадёжный рассказчик.
Black Ops 6 разрабатывали беспрецедентные для серии четыре года. Это позволило разработчикам мыслить амбициознее. Raven Software пообещала улучшить фундамент Cold War, а также создать самую насыщенную игру в истории серии. Удивительно, но разработчики нигде не соврали. Впрочем, без проблем тоже не обошлось.
Холодная война закончилась, но проблемы никуда не делись
Если вас пугает солидная шестёрка в названии игры, не переживайте: Black Ops 6 рассказывает самодостаточную историю, и для понимания сюжета желательно знать лишь о событиях Cold War. Действие новой игры происходит в начале 1990-х годов: холодная война закончилась, и мир стал чуточку спокойнее, но совсем без конфликтов на мировой арене не обходится. Впрочем, главный из них — война в Персидском заливе — во многом символизирует единство США и СССР.
Команда оперативников под прикрытием из Cold War оказывается не у дел, а Рассел Адлер, ответственный за поимку Персея, злодея из предыдущей игры, и вовсе скрывается. Власти разыскивают его из-за подозрений в партнёрстве с наркобароном Раулем Менендесом. Впрочем, это ненадолго.
Во время одной из операций в Персидском заливе группе ЦРУ приказано захватить и доставить в США министра обороны Ирака. Миссия идёт не по плану. Сначала на месте боёв появляется таинственная военная группировка «Пантеон», которая зачем-то хочет перехватить министра. Затем, аккурат перед эвакуацией, из ниоткуда появляется Рассел Адлер, который без объяснений убивает цель.
В ЦРУ, мягко говоря, недовольны результатом. Руководство отстраняет группу от дел, потому что подозревает её в сговоре с Адлером. Его самого при этом задерживают, но перед этим он успевает рассказать героям о своём укрытии — вилле в Болгарии, под которой находится заброшенный бункер КГБ, где спрятана информация, способная прояснить ситуацию.
Конспиративная локация действительно обнажает перед героями много интересного. Из многочисленных заметок Адлера следует, что «Пантеон» — не просто очередная милитаристская группировка, а организация, связанная с ЦРУ; и она готовится выпустить на волю разрушительное оружие, которое может создать ещё более серьёзный конфликт, чем холодная война. Команде предстоит распутать клубок событий и раскрыть потенциальный заговор государственного масштаба.
Экспозиция в игре воспринимается так же сумбурно, как в нашем пересказе. Сценаристы торопятся как можно быстрее ввести игрока в конфликт, поэтому уже через 15 минут после начала в голове смешивается масса вещей: потенциальные кроты в ЦРУ, «Пантеон», загадочная роль Адлера.
При этом игра забывает рассказать о более важных персонажах. Например, Трой Маршалл, который в промоматериалах воспринимался как главный герой (именно он красуется на обложке Black Ops 6), в действительности имеет почти второстепенную роль в сюжете. Фактически, он лишь отправляет безымянного протагониста на задания и попутно рассказывает о своём прошлом. При этом его функциональную роль мог выполнить любой другой персонаж. Чем Маршалл заслужил место среди харизматичных Вудса и Адлера, непонятно: на их фоне он выглядит очень блёкло.
Если вы не играли в Black Ops 2, которой в 2024 году исполнилось 12 лет, то вопросов будет ещё больше. Куда пропали ключевые персонажи Cold War и как Вудс оказался в инвалидном кресле? Либо проходите классику, либо внимательно слушайте героев — они ответят на эти вопросы между делом в середине игры.
А разговоров-то было…
Как и в прошлой игре, Raven Software сходу вводит в сюжет масштабную тайну, которая, по идее, должна увлекать до самого конца. На это в том числе указывала и амбициозная промокампания. Сценаристы акцентировали внимание на том, что в мире Black Ops верить никому нельзя, и подкрепляли это пространным лозунгом «Правда лжёт».
Увы, но в этот раз за многообещающими тизерами скрылся не самый изощрённый сюжет. «Пантеон», который долгое время остаётся невидимым антагонистом истории, почти не фигурирует в событиях Black Ops 6. Игроку не рассказывают ни о планах группировки, ни о её мотивации. Более того, враждебная сущность «Пантеона» фигурирует фактически лишь в экспозиционном монологе Адлера из вступления.
Почему их нужно всерьёз воспринимать как угрозу, не очень понятно. На них просто навешивают ярлык «плохие ребята», но в первые часы игры они не делают ничего ужасного. Когда же дело доходит до распутывания клубка тайн, свойственного подсерии Black Ops, выясняется, что основные сюжетные повороты — это очень прямолинейные рояли в кустах, которые возникают из ниоткуда и никак не меняют представление об основном конфликте.
Так, одна из главных загадок сюжета — личность главного героя. Персонаж под управлением игрока, как и в Cold War, представляет собой безымянного бойца, к которому все обращаются при помощи короткого позывного — в данном случае «Кейс». Если вы знаете сюжет предыдущей игры, то понимаете, что за этими таинственными вводными может скрываться нетипичное сюжетное решение, играющее важную роль в основной фабуле.
Выбрав похожую структуру, Raven решила позаигрывать с аудиторией и указать на будущий сюжетный поворот — в некоторых начальных эпизодах зрение персонажа начинает «глючить», что указывает на то, что с ним что-то не так. Технически, так оно и есть. Кейс — это [ЗАСЕКРЕЧЕНО] внутри ЦРУ, который был одним из немногих, кто [ЗАСЕКРЕЧЕНО]. Но, в отличие от Cold War, это открытие никак не влияет на сюжет, и, по большому счёту, если эти нюансы вырезать, игра (почти) ничего не потеряет.
После прохождения Cold War я чувствовал, что меня будто обвели вокруг пальца. Поэтому за историей Black Ops 6 старался внимательно следить и всё ждал, когда же сценаристы попробуют меня обмануть. Этот саспенс подкрепляется и общим тоном игры. Герои добрую часть сюжета проводят бок о бок друг с другом в секретном бункере КГБ, который тоже хранит множество секретов. Компаньоны же не забывают раз в несколько минут напоминать игроку: «Никому не верь». Но оправдать таинственную атмосферу сценаристы не смогли.
Стоит отдать игре должное: там, где поленились сценаристы, постарались геймдизайнеры. Фактически, вся история с бункером КГБ — это опциональная геймплейная задачка. Игрок при желании может найти его, открыть и узнать кое-что интересное. Каждый из этих шагов сопровождается несложной, но увлекательной головоломкой.
Впрочем, это не значит, что за событиями совсем неинтересно следить. За время своего относительно недолгого приключения (пройти игру можно часов за семь) герои посетят самые разные места: от заснеженной Воркуты и элитных казино до засекреченной лаборатории ЦРУ. Благодаря высокому темпу и постоянной смене мест действия, совсем заскучать не успеваешь. Если относиться к происходящему как к простому боевику без претензий, проблем не возникнет.
А ещё Black Ops 6 сюжетно старается сильнее привязать себя к событиям первой и второй частей. Если Cold War воспринималась как спин-офф, где герои оригинальных игр представляли собой приглашённых гостей, которых можно заменить кем-то другим, то Black Ops 6 несколько раз ссылается на предыдущие игры. Сценаристы поступили мудро и не стали заполнять историю ненужной для новых игроков информацией. Вместо этого они несколько раз вскользь упоминают героев, к которым неравнодушны давние фанаты франшизы. Например, Рауль Менендес, с которым якобы сотрудничал Адлер. Сам же бункер, где герои отдыхают между вылазками, тоже кое-как связан с одним важным персонажем подсерии.
Возможно, даже слишком насыщенно
Калейдоскоп самых разных локаций — отличная возможность освежить геймплей, и геймдизайнеры воспользовались ею по полной. Геймплейно Black Ops 6 — это, без малого, самая богатая на события Call of Duty в истории. Стелс, саботаж под прикрытием, психоделический хоррор, перестрелки с [ЗАСЕКРЕЧЕНО] в экспериментальной лаборатории и даже миссия в открытом мире — всему этому нашлось место в одной короткой кампании, где каждое задание предлагает что-то новое.
Нетипичный для серии дизайнерский подход заметен с первой же полноценной миссии. Вместо ожидаемого набора перестрелок в узких коридорах игроку предлагают устранить ключевую цель без шума. Конечно, по меркам стелс-игр Black Ops 6 выглядит простовато, но предлагает достаточно инструментов, которые награждают игрока за внимательность и умение адаптироваться: добраться до цели можно как под водой, так и через парадный вход или незаметные издалека строительные леса.
Если же персонажа заметят, можно успеть устранить врага, не поднимая шума, или использовать отвлекающие гранаты-пищалки. Сразу после этого геймдизайнеры развивают ту же геймплейную идею и заранее знакомят игрока со схемой новой локации, куда предстоит прокрасться. Подобие системного геймплея с планированием наперёд — не то, чего ждёшь от Call of Duty.
Игра впечатляет не столько разнообразием как таковым, сколько умелым геймдизайном. Call of Duty уже не первый раз пробует выйти за рамки однотипного коридорного боевика. Похожие размеренные задания были и в MW2, и в MW3, но геймдизайнеры в них лажали в самых фундаментальных вещах. Враги замечали игрока слишком быстро, а интерфейс не давал достаточно информации о статусе обнаружения. К тому же сами игровые ситуации были спроектированы неряшливо, поэтому планировать свои решения было совершенно неинтересно.
В Black Ops 6 разработчики учли все эти проблемы, но при этом не забыли, что игра должна быть доступной для широкой аудитории. В результате миссии не вызывают недоумения, а дарят ненапряжный приятный опыт.
Игра неспроста начинается с такого нетипичного для серии эпизода. Дизайнеры заранее выстраивают ожидания от шутера, а также намекают, что идти напролом зачастую необязательно. И дело не только в том, что спокойный подход зачастую оптимальнее и проще, но и в том, что на локациях то и дело можно найти сейфы с наличкой. Если отыскать код неподалёку, можно обогатиться и потратить награбленное на прокачку персонажа в хабе, куда игрока возвращают после каждой миссии.
Да, в шутере есть простенькая прокачка. В отличие от многих современных игр, где похожая по структуре прогрессия предлагает незаметные бонусы вроде «+5% к урону», Black Ops 6 награждает очень щедро. Некоторые апгрейды дают мощное усиление (например, увеличивают здоровье вдвое), в то время как другие дают уникальные эффекты — например, один из перков ускоряет персонажа при ранении.
Такой подход не только хорошо мотивирует прокачиваться, но и указывает на ещё одну особенность игры. Black Ops 6 — это не привычная сказка про рядового солдата, а экшен-кино про героя, который сметает всех на своём пути. Поэтому когда дело всё-таки доходит до перестрелок, игрок не чувствует себя совсем уж хилым, в отличие от других частей серии. Благодаря наличию брони можно иногда пережить попадание десятка пуль, а купленные бафы позволяют быстро бегать и перезаряжаться, а также очень точно стрелять.
Общему настрою помогает и система передвижения «омнимувмент» — главное ноу-хау Black Ops 6. Персонаж волен бегать и скользить во все стороны, а не только вперёд, как раньше. Конечно, эта механика раскрывается в первую очередь в мультиплеере, но даже в одиночной кампании она порой создаёт очень киношные сцены со стрельбой и переворотами на 180 градусов прямо в воздухе.
Чтобы как-то компенсировать мощь героя, на поле боя периодически появляются элитные враги — мини-боссы. Как и полагается, они гораздо прочнее и бьют больнее обычного. Но если не хочется тратить на них лишний магазин патронов, можно использовать богатый арсенал снаряжения. Игроку почти всегда доступны начинённые взрывчаткой радиоуправляемые машинки RC-XD, управляемые в полёте клинки (которые тоже можно взорвать — Call of Duty во всей красе), а также моё любимое — адреналиновая инъекция, которая замедляет всех вокруг и делает персонажа сверхбыстрым. Сравнения с Max Payne после такого становятся очевидными.
Уникальное снаряжение и внушительные апгрейды вкупе с прекрасным импактом делают перестрелки интересными до финальных титров. Более того, из-за невероятного разнообразия игровых ситуаций обычного шутерного тира как будто недостаёт — по ощущениям, такие прямолинейные эпизоды занимают около 20 процентов игры. Но это, конечно, не минус. Игры, которые после завершения создают чувство «Вот бы ещё», — редкая находка сегодня. И, что примечательно, дизайн активно подталкивает к этому: в сюжетке есть несколько скинов для мультиплеера, а некоторые эпизоды можно пройти по-разному.
Например, в одной из начальных миссий нужно заполучить скан сетчатки глаза сенатора во время политического мероприятия. Добраться до цели можно при помощи одного из трёх потенциальных помощников: жены, которая недавно поссорилась с сенатором, загадочного мужчины, которого герои заметили перед началом операции, а также преступника, который предположительно участвует в грязных делах с политиками страны. Каждый вариант кажется интересным, но рискованным.
И это лишь малая часть интересных геймплейных ситуаций, предлагаемых Black Ops 6. Говорить об игре приходится осторожно, ведь лишнее описание очередной игровой ситуации — это небольшой спойлер. А так как шутер целиком состоит из подобных ярких эпизодов, то у нас попросту зашит рот.
* * *
Call of Duty: Black Ops 6 предлагает самую свежую и увлекательную сюжетную кампанию в серии за много лет. Конечно, планка за годы успела как следует просесть, но Raven Software уже второй раз поднимает её обратно ко временам начала 2010-х годов. Black Ops 6 весёлая, насыщенная и местами уместно странная. Осталось довести до ума сценарий.