Обзор Still Wakes The Deep — боди-хоррора от The Chinese Room в духе «Нечто»
И вовсе даже не симулятор ходьбы.
Скриншот: игра Still Wakes The Deep / The Chinese Room
Во многом именно студии The Chinese Room мы обязаны популярности симуляторов ходьбы. В 2008 году вышел мод Dear Esther для Half-Life 2 — и всё завертелось. В моду вошли игры, в которых кроме текста, окружения и, возможно, несложных загадок больше ничего нет. Делать их, конечно, проще.
Сама студия затем выпустила самостоятельную Dear Esther, а также Amnesia: A Machine for Pigs и Everybody’s Gone to the Rapture — тоже симуляторы ходьбы с минимальными вкраплениями геймплея.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Все игры студии, кроме платформера Little Orpheus, отличались претензией на философичность, и понять их смысл было не всегда просто. И такой загадочный нарратив, в том числе благодаря Dear Esther, стал фирменной фишкой всего жанра. Дескать, в симуляторах ходьбы должно быть сложно разобраться, нужно играть внимательно, сопоставлять факты и разбирать метафоры на составляющие.
Тем забавнее, что Still Wakes The Deep прямая как палка. И это даже не симулятор ходьбы — в игре есть геймплей, хоть повествованию и уделяется много времени. Авторы даже иронизируют над этим в одной из ачивок: игрок может получить достижение «Симулятор ходьбы», если будет редко использовать бег.
На нефтедобывающей платформе происходит страшное. Бур натыкается на нечто в глубинах океана, и это выходит наружу, сводя рабочих с ума и превращая их в монстров. Влияние «Нечто» Карпентера заметно очень хорошо: боди-хоррор здесь примерно такой же жуткий.
Большинство рабочих просто превращается в кашу из плоти, но некоторые начинают охоту за теми, кому повезло не вступить в контакт с живой субстанцией из глубин. Судя по всему, после трансформации у монстров остаётся какая-то обрывочная память, и оттого становится ещё страшней. Они стонут, воют, ругаются, просят им помочь и не убегать. Главный герой, электрик Каз, однажды даже говорит, что это, по сути, всё ещё люди, пусть даже и превратившиеся в отвратительных чудовищ.
Один из самых ярких моментов — когда у пульта управления системами платформы Каз встречает очередного бывшего сослуживца, размазанного по кабинету, обросшего пузырями и щупальцами, источающего мерзкий гной. Герой раз за разом подходит к телефону возле бедолаги, чтобы получить инструкции по управлению системами. Хочется отвернуться, смотреть в пол, лишь бы не видеть его страдания: он ещё жив, хрипит, немного двигается.
Всё, что касается дизайна существ, их поведения и звучания, в Still Wakes The Deep на высшем уровне. Как в хороших боди-хоррорах.
Геймплейно стычки с монстрами, правда, обыграны не очень интересно. Казу предстоит либо тупо убегать от них, либо шнырять между укрытиями, отвлекая чудовищ шумом. Но прямых столкновений с монстрами немного, так что надоесть куцые механики не успевают.
А вот с чем действительно проблемы, так это с окружением. Нефтеперерабатывающая платформа — место, в играх не заезженное, и изучать, как там что работает, интересно. Но это же и минус: внутренности платформы не то чтобы разнообразные визуально.
Казу постоянно приходится что-то чинить, так что он залезает в самые тёмные уголки комплекса. Платформа разваливается, так что герою предстоит много ползать, карабкаться и прыгать. И да, часть времени придётся провести под водой. Кто любит водные уровни? Никто не любит.
Игра длится от силы пять часов, так что устать от антуража и куцего геймплея вы вряд ли успеете. Как и большинстве других работ студии, самое главное здесь — атмосфера, сюжет и диалоги, а с этим полный порядок.
Still Wakes The Deep — это камерный и прямолинейный хоррор, в духе старых фильмов «Вирус» и «Нечто». На небольшой локации происходит катастрофа, а герой пытается всех спасти и заодно не умереть — и на этом всё. Здесь нет метафор, глубины или пафоса, которыми The Chinese Room была знаменита когда-то.
Хорошо ли это? Ну, впереди нас ждёт Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, игра по популярной вселенной, где, кажется, нет места для глубинных смыслов. Создаётся ощущение, что после увольнения почти всего штата, оказавшись на грани закрытия в 2017 году, The Chinese Room сильно изменилась. Магия пропала, её место занял геймплей, но он пока что даётся студии с трудом.