Наследница, но не клон: как Songs of Conquest продолжает дело Heroes of Might & Magic 3
При внешней схожести — масса отличий от «Героев 3».
Изображение: официальный арт к игре Songs of Conquest / Lavapotion
Heroes of Might & Magic 3 (или просто HoMM3) — это база. Почему именно «тройка» подавляющим большинством считается лучшей и в серии, и в жанре — отдельный очень долгий разговор, так что просто примем этот факт.
Вот уже 25 лет каждую новую часть Heroes of Might & Magic, как и любую похожую на неё игру, сравнивают именно с третьими «Героями». И ни одна это сравнение в полной мере не выдерживает. Songs of Conquest — первая за все эти годы игра, которую многие фанаты ставят рядом с HoMM3. А то и превозносят над ней.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
HoMM3 — это идеальное эпическое фэнтези, и разработчики Songs of Conquest это хорошо понимают
Олдовые фанаты ценят «тройку» в том числе за то, что её события разворачиваются в одной вселенной с ролевой серией Might & Magic — разумеется, детально проработанной. Но для игроков, подключившихся позже, это уже не так важно. Куда важнее, что HoMM3 умело перемешивает все известные фэнтези-клише и разные мифологические мотивы, заряжает всё это душевной оркестровой музыкой — и происходит вспышка.
Атмосфера получается отчасти волнительной, немного «потусторонней», но прежде всего — удивительно уютной. И ветеранов, заставших игру на выходе, и новичков HoMM3 мгновенно погружает в детство. Словно тебе семь лет и ты впервые читаешь про эльфов и волшебных драконов. И даже сюжетные кампании для этого проходить не обязательно. С этого начинается любовь к третьим «Героям». На этом же поле работает Songs of Conquest.
Атмосферную сторону HoMM3 она копирует беззастенчиво — и правильно делает! Разработчикам удалось нащупать тонкую грань, отделяющую построенное на клише, но при этом цепляющее за душу классическое фэнтези от неприметного фэнтези «как у всех». А музыка хоть и проигрывает «Героям» в размахе, но всё же успешно поддерживает сказочную атмосферу. Знакомое по «Героям» тёплое чувство возникает моментально, а эффект возвращения в детство срабатывает не хуже.
А в чём-то даже лучше! В Songs of Conquest волшебная картинка, отсылающая к другому спору, много лет существующему вокруг «Героев»: какая часть серии самая красивая? Тут третьи «Герои» намертво закусились с подзабытыми вторыми. Картинка в HoMM3 по-своему ламповая и более аккуратная, чем в четвёртых «Героях», последней двухмерной части серии. Но она всё-таки собрана из пререндеренных 3D-объектов, что иногда выглядит не очень хорошо даже с HD-модами. А HoMM2 — это по большей части ручной пиксель-арт, который и теплее, и проверку временем прошёл лучше.
И тут Songs of Conquest внезапно возвращается именно ко вторым «Героям». Картинка в игре пиксельная, а весь пиксель-арт — «ручной». При этом игра использует параллакс-технологии: пиксели расставлены в трёхмерном пространстве и взаимодействуют со светом, что создаёт эффект диорамы.
При среднем отдалении камеры выглядит это очаровательно, особенно учитывая количество мелких анимаций, — происходит какой-то фэнтезийный гипноз, усиливающий атмосферу в сотни раз. А при максимальном отдалении это и вовсе превращается в произведение искусства, скриншоты хочется распечатывать и вешать, как картины, на стену, чтобы перед сном разглядывать детали.
Songs of Conquest копирует базовые механики HoMM3, но вносит в них важные изменения
В общих чертах всё знакомо: исследуем карту, собираем ресурсы и артефакты, качаем наших героев, пополняем их армии, участвуем в пошаговых сражениях и развиваем города. Гипнотический процесс исследования, самую расслабляющую механику «Героев», Songs of Conquest воссоздала прекрасно — с дизайном карт в ней полный порядок.
Но практически в каждой детали игрового процесса в сравнении с HoMM3 хватает отличий. Эти отличия привлекают внимание фанатов, любящих третьих «Героев», но давно ими наевшихся; они же делают игру чем-то большим, нежели прямой клон. В то же время уникальные стороны Songs of Conquest не уводят её слишком далеко от прародительницы — идеальный баланс.
Одно из самых важных нововведений Songs of Conquest — система развития городов. В HoMM3 город — это одна точка на карте. Его развитие происходит на отдельном экране, и устроено оно достаточно линейно. Иногда нужно делать выбор между одним зданием или другим, но на этом всё. Даже хардкорные фанаты часто признают, что возня с городами в HoMM3 — рутина. Разработчики Songs of Conquest — тоже фанаты, и, видимо, поэтому уделили изменению этого аспекта столько внимания.
В Songs of Conquest развитие городов устроено в стиле RTS. Тут город — это условная ратуша и набор зданий, расположенных вокруг, прямо на карте, а не на отдельном экране. Строить здания можно на специальных точках вокруг ратуши. Сносить что угодно и отстраиваться заново разрешено без ограничений. А ещё города различаются размерами: есть деревни, в которых максимум пару казарм поставить можно, есть крупные поселения, в которых почти на всё места хватает, а есть целые крепости, которые можно стенами обнести и подготовить к осаде.
Такой подход меняет всё: даёт больше свободы в развитии, усложняет защиту поселений, но раскрывает дополнительный тактический простор в нападении. Вражеские города можно брать в осаду на несколько ходов, чтобы затем «конвертировать» поселение в свою фракцию вместе со всеми зданиями, — а можно забирать контроль моментально, сжигая все постройки.
Можно и вовсе не захватывать город, а просто поджечь все строения вокруг, тем самым подгадив сопернику испорченной экономикой, если сил на полноценную осаду нет. Пограничные города в Songs of Conquest — это натурально горячие точки и главный генератор интереса в сценариях.
Сражения в Songs of Conquest тоже устроены как в третьих «Героях» только на первый взгляд
В целом — те же пошаговые битвы армий на гексах. С балансом по большей части порядок: игра всё-таки два года в раннем доступе вытачивалась с оглядкой на сообщество. Но в HoMM3 стаки с бойцами были практически безграничны: можно в один слот набрать хоть 10, хоть 1000 крестьян. А в Songs of Conquest так нельзя, размер стака изначально ограничен небольшим числом воинов. И чем круче юнит, тем меньше для него будет стак.
Благодаря этому даже героя в сопровождении одних только драконов можно развалить грамотно собранным войском. Увеличить лимит можно с помощью исследований в городах (тоже новшество Songs of Conquest), но бесконечности это всё равно не даст.
Это ограничение в разы повышает динамику игры, при этом не делая её суетливой. Отсидеться, накапливая непобедимое войско, не получится: довольно быстро место закончится и в геройских армиях, и в городских гарнизонах. Особенно учитывая, что новые бойцы доступны для покупки каждый ход, а не каждую неделю, в отличие от «Героев», — для агрессивного давления на соперников в Songs of Conquest масса возможностей.
Непосредственно на поле боя тоже хватает значимых различий. Например, у юнитов есть «зона влияния» — если подошёл в упор, то уже не сможешь уйти, не получив сперва удар в загривок. На самих аренах появилась высотность, важная, само собой, для дальнобойных бойцов. Да и система магии в Songs of Conquest значительно глубже, чем в HoMM3. На заклинания тратится эссенция разных типов, которая накапливается разными путями по ходу сражения, но в основном генерируется войсками — благодаря этому ход боя можно повернуть в другую сторону именно благодаря умелому использованию магии.
* * *
Songs of Conquest устроена тоньше, чем кажется. Она завлекает тем, что на скриншотах и в роликах выглядит как точная копия Heroes of Might & Magic 3, только с более «современной» картинкой. А если в последний раз вы играли в «Героев» давненько, то и геймплей поначалу будет казаться идентичным. Но чем дальше, тем чаще будет возникать мысль: «Погодите, там же не так было».
Действительно не так! Songs of Conquest развивает наследие «Героев», частенько отталкиваясь от ограничений. Она разумно режет некоторые элементы прародительницы, что в итоге удивительным образом делает игровой процесс только глубже. Songs of Conquest сделана фанатами, которые разрабатывали буквально «Героев» мечты.
Единственное, в чём Songs of Conquest заметно проигрывает третьим «Героям» прямо сейчас, — богатство контента. Сценариев пока маловато, а фракций всего четыре. Но это дело наживное: разработчики намерены и дальше развивать игру, опираясь в том числе и на отзывы фанатов. Да и неплохой генератор рандомных карт в игре уже есть.