Мнение: почему исчезновение игр из продажи создаёт почву для пиратства
В редких случаях скачивание со сторонних сайтов может быть оправданным с точки зрения морали действием — и это проблема.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В январе 2024 года из цифровых магазинов исчезла Spec Ops: The Line — не потому что кто-то захотел её оттуда убрать, а потому что никто не позаботился о том, чтобы сохранить к ней доступ.
Творение студии Yager Development включает в себя песню Star Spangled Banner в исполнении Джими Хендрикса и хит группы Martha and the Vandellas под названием Nowhere to Run — и спустя 12 лет, прошедших с релиза игры в 2012 году, издатель 2K просто-напросто не стал продлевать лицензии на использование этой музыки.
Прекращение продаж Spec Ops: The Line — печальная новость по двум причинам. Во-первых, это игра, имеющая большое культурное значение. Spec Ops: The Line вышла на самом пике популярности милитари-шутеров — и команда Yager Development использовала обёртку типичного клона Call of Duty, чтобы рассказать мрачную историю в духе «Апокалипсис сегодня» про то, как война ломает человеческую психику.
Во-вторых, исчезновение Spec Ops: The Line с полок цифровых магазинов ставит вопрос: а как теперь быть тем, кто хочет пройти классику? Опций есть несколько — но первой на ум, конечно же, приходит самая простая: скачать игру бесплатно.
Ни редакция, ни автор статьи не оправдывают пиратство и не призывают к незаконному скачиванию видеоигр. Более того, мы напоминаем: нарушение авторских прав — административно и уголовно наказуемое деяние. В этом тексте разбираются только те случаи, когда игру по тем или иным причинам нельзя купить легально.
Вот только есть проблема: скачивание игр вообще-то принято воспринимать как воровство. Если в 2000-е годы вы покупали лицензионные DVD с фильмами и мультфильмами, то, возможно, помните антипиратский социальный ролик, открывающийся фразой: «Ты ведь не угонишь машину». А совсем недавно в России законодательно упростили блокировку зеркал пиратских сайтов.
Однако такое отношение — в некоторой степени спорное. Тот же лозунг про кражу машины всё ещё активно пародируют, переделывая на новый лад, — потому что скачивание со сторонних ресурсов сложно приравнять к машинному угону или к воровству как таковому в традиционном смысле слова.
В отличие от физических ценностей, видеоигра может существовать в неограниченном количестве копий: скачай ты одну и ту же игру хоть миллион раз — коробки с ней не исчезнут со складов компании, а её файлы всё так останутся лежать на серверах Steam.
По крайней мере, пока издатель не решит убрать игру из продажи. И здесь я осмелюсь высказать следующую мысль: в случаях, подобных истории Spec Ops: The Line, размещение классических игр на сторонних ресурсах и их скачивание не столько вредит, сколько помогает — как минимум продлевая срок их жизни. Вот вам три аргумента в пользу этой позиции.
Аргумент №1
Игровая индустрия плохо сохраняет собственное наследие
То, что игровые компании предпринимают крайне мало усилий для сохранения собственного наследия, а иногда и вовсе активно этому противодействуют, — общеизвестный факт. Росс Скотт, ведущий ютуб-канала Accursed Farms, говорил об этом ещё пять лет назад, когда начал свою кампанию против игр-сервисов. Однако реальность оказалась хуже, чем мы думали.
В 2023 году американский Фонд истории видеоигр опубликовал исследование рынка классических видеоигр, из которого всплыл на поверхность шокирующий факт: только 13% игр, выпущенных в США до 2010 года, доступны в продаже сегодня — причём даже из тех игр, что вышли в 2000-х годах, сегодня доступно меньше пятой части.
Казалось бы, ну и ладно: кому сегодня нужны спорные игры вроде BloodRayne с устаревшими игровыми механиками? Отвечу вопросом на вопрос: вы хотели бы жить в мире, где у вас возникает масса проблем с тем, чтобы легально сыграть в Silent Hill 2, Demon’s Souls и Grand Theft Auto 3 в их оригинальном виде? А вы в нём живёте.
Чтобы сыграть в первые три части Silent Hill, придётся установить эмулятор — и, конечно же, загрузить копию игры с торрентов. Те же действия придётся проделать, если захочется запустить Demon’s Souls или вторую и третью части Resident Evil (по крайней мере, до тех пор, пока на GOG не выйдет Resident Evil Bundle).
И нет, ремейки нельзя считать подходящей заменой оригиналам. Во-первых, потому что далеко не все классические игры получают ремейк. Во-вторых, почти любой ремейк — это отдельная игра, которая так или иначе меняет аспекты оригинала.
Новая Demon’s Souls от студии Bluepoint отличается от первоисточника как минимум дизайном окружения — и не сказать, чтобы в лучшую сторону. Mafia: Definitive Edition переделывает историю за счёт добавленных диалогов и переснятых кат-сцен: подача той же концовки ощутимо разнится от версии к версии.
Иными словами, играя в упомянутые ремейки, вы не знакомитесь с классикой — вы знакомитесь с её современной интерпретацией. Разные вещи.
Есть, конечно, ещё ремастеры, которые вроде бы должны передать опыт игры в оригинал, но они тоже работают через раз: на каждую Metroid Prime Remastered найдётся своя Grand Theft Auto: The Trilogy — Definitive Edition. То, что сейчас первые три части GTA, совершившие революцию в истории видеоигр, можно купить только в таком виде, — это позор.
Показывать эти игры следующим поколениям в том виде, в каком они продаются сегодня, — всё равно, что демонстрировать в музеях вместо картин Ван Гога их вольные и не всегда хорошо написанные реплики. А ещё чаще у новых игроков нет даже такой опции: их выбор стоит перед тем, чтобы скачать игру в обход издателя или не знакомиться с ней вовсе.
«Но ведь никто не обязан распространять игру, если не хочет этого делать», — скажете вы — и, безусловно, будете правы. Та же Spec Ops: The Line на релизе разочаровала своими продажами, так что нет ничего удивительного, что 2K решила не продлевать срок действия лицензий.
Это, впрочем, не значит, что теперь Spec Ops: The Line должна быть утеряна для будущих поколений игроков и исследователей видеоигр.
Аргумент №2
Игры — важная часть культуры. Финансовые мотивы не оправдывают ограничение доступа к играм
Это, кстати, не мои слова. Об этом говорил Арси Патала, главный дизайнер нашумевшего инди-шутера Ultrakill:
«Стоит поддерживать инди-разработчиков, если у вас есть такая возможность, но культура не должна существовать только для тех, кто может себе это позволить. Ultrakill не появилась бы на свет, не будь у меня лёгкого доступа к фильмам, музыке и видеоиграм в детстве».
Он не единственный разработчик, выросший на пиратских медиа. К примеру, Марчин Ивиньский и Михаил Кичиньский, чьё детство прошло в Польше времён Варшавского договора, познакомились с играми лишь благодаря дискетам, на которые умельцы с компьютерных рынков записывали зарубежные релизы.
В 1994 году эти два друга создали компанию с целью делать переводы западных игр на польский язык и распространять их легально. Компанию назвали CD Projekt — продолжение вы уже знаете.
Обе истории успеха случились потому, что у их творцов был доступ к особо важному для разработчика образовательному ресурсу — самим видеоиграм.
Конечно, по сравнению с теми днями игровая индустрия шагнула далеко вперёд: теперь существуют и локальные представительства зарубежных компаний, и дюжины цифровых магазинов, позволяющих покупать и скачивать игры дистанционно. Всё те же Ивиньский и Кичиньский создали GOG, где можно купить многие ретроигры без программ цифровой защиты. Это упрощает задачу пиратам — но владельцы сервиса идут на этот риск, чтобы у пользователей не было проблем с доступом к играм.
Тем не менее игровое наследие всё равно продолжает пропадать. А значит, остаётся актуальным вопрос: что делать, если игры, которую вы хотите пройти, не окажется в продаже? В случае с теми же книгами у вас есть как минимум несколько вариантов.
Можно купить её цифровую версию. Найти в электронной библиотеке бесплатно или по подписке. Взять её в библиотеке физической. Можно, наконец, одолжить книгу у друга или купить на вторичном рынке.
В случае с видеоиграми список легальных опций ужимается до двух: одолжить картридж или диск с игрой у владельца, который не успел его выбросить, или найти его где-нибудь на «Авито». И да, не забудьте купить ещё и подходящую консоль: в отличие от книг, игры часто привязаны к платформе, на которой они впервые вышли. Или докупить внешний привод, ведь в современных ПК и ноутбуках часто отсутствует дисковод.
Некоторые консоли, кстати, тоже попадают под риск полного исчезновения — например, Nintendo перестала выпускать Wii U в 2017, а этим летом у них закончились запчасти для ремонта старых консолей. Ранее то же случилось с Wii.
Впрочем, даже если игра доступна легально — кто сказал, что она будет доступна в удобоваримом виде? Попробуйте включить первую Max Payne без пиратских «таблеток» и патчей, решающих проблемы совместимости, и пить каждый раз, когда в ней что-то ломается. Лучший способ попасть в больницу с алкогольным отравлением.
Гейб Ньюэлл, основатель Valve, не зря говорил: «Пиратство — это проблема сервиса, а не цены». Если для запуска какой-нибудь Super Mario 64 честным образом приходится шарить по блошиным рынкам в поисках картриджа либо искать обходной способ купить подписку Nintendo, недоступную в России, — большая часть игроков, скорее всего, предпочтёт просто скачать её с торрентов.
Ответ на вопрос «Почему так вышло?» требует отдельного разбора — однако, если говорить коротко, то сохранению игр препятствуют законы об авторском праве вроде американского DMCA. В случае с книгами и кинофильмами в этом законе существуют исключения, которые позволяют библиотекам и фондам открывать доступ к классическим произведениям как минимум для исследователей и студентов. В случае с видеоиграми такое исключение сейчас отсутствует (хотя оно существовало до 2010 года).
Аргумент №3
Сохранение доступа к играм, недоступным в продаже, может помочь самим издателям
Разумеется, игровые компании годами стараются убедить нас в обратном. К примеру, в 2015 году Entertainment Software Association, крупнейшая ассоциация производителей видеоигр, выступила против того, чтобы разрешить игрокам восстанавливать сервера игр, которые забросили их создатели.
Логика игровых издателей следующая: если игроки смогут сами распространять старые игры, это создаст альтернативу официальным переизданиям, которые потенциально могут появиться в будущем.
Разумеется, руководители игровых компаний больше всего боятся привлекательной альтернативы — ибо кто тогда купит очередной халтурный ремастер по типу Warcraft 3: Reforged?
Но ведь интерес к их ремейкам и переизданиям порой возникает именно благодаря энтузиастам, которые поддерживают жизнь в играх, выброшенных на свалку собственными создателями.
Тем более, что, как отметил Арси Патала, скачивание со сторонних сайтов — это вообще-то тоже своего рода пиар: человек, которому понравилась скачанная игра, расскажет о ней своим друзьям и знакомым, обеспечив издателю (почти) бесплатную рекламу.
Студия Four Quarters, следуя той же логике, и вовсе поделилась ссылкой на бесплатное скачивание своей игры Loop Hero после того, как в 2022 году санкции лишили российских игроков возможности покупать игры в большинстве цифровых магазинов. Вряд ли этот поступок стоил студии больших денег — зато он явно укрепил репутацию Four Quarters и Loop Hero среди игроков.
А в случае с играми вроде Spec Ops: The Line такая модель распространения становится, по сути, единственным способом сохранить доступ к произведению.
С уверенностью сказать нельзя, но кто знает — возможно, некоторые ремейки и ремастеры никогда бы не запустили в производство, если бы издатели не видели спроса. А наличие спроса подтверждает количество людей, которые вопреки сложностям находят пути запускать технически устаревшие игры через костыли и эмуляторы, делают любительские переводы, держат сервера — порой даже себе в убыток. Востребованность тех же классических версий World of Warcraft подтверждалась существованием сотен частных серверов. Вместе с тем самый крупный из них закрыли после иска от юристов компании.
Без стараний фанатов эти игры в лучшем случае стали бы уделом кучки энтузиастов, хранящих диски и картриджи, — или вовсе остались бы лишь названиями на страницах старых журналов. Игры, в которые не играют, стираются из памяти. И это намного хуже, чем пара сотен долларов, ушедших из бюджета компании-издателя.
Разумеется, это не значит, что скачивание со сторонних сайтов — лучшее решение проблемы. Однако как минимум в случае с ретроиграми издатели сами создают нишу для пиратов — и подталкивают игроков к тому, чтобы воспользоваться торрентами.
Так что, когда увидите в следующий раз на торрентах Spec Ops: The Line, имейте в виду, что автор делает то, чего пока не смогла сделать сама индустрия.