Геймдев
#статьи

Лучшие боссы в играх — от Кибердемона и Психо Мантиса до Уитли из Portal 2

Не только суперсильные враги, но и самые изобретательные.

Скриншот: игра Doom Eternal / id Software

Благодаря боссам игры запоминаются сильнее. Особенно если они сложные, а их механики креативные.

Мы составили подборку боссов, которые нам нравятся сильнее остальных. Там, конечно, много могучих врагов из souls-серии, но не только. Но предупредим сразу: список вышел исключительно субъективный.

Содержание

Кибердемон из Doom (1993)

Артём Фролов

Как говорил герой одного популярного мультфильма, суперзлодея от обычного злодея отличает презентация — и этот тезис сполна подтверждает первый настоящий босс серии Doom.

Сначала вы попадаете в маленькую комнату с четырьмя дверями, на каждой из которых висит тело барона ада. Вы открываете двери, за которыми обнаруживаются комнаты с боеприпасами. Здесь уже слышны гулкие шаги снаружи: там ходит что-то большое и опасное. Вы собираете ракеты, чтобы подготовиться к битве, выходите на свежий воздух — и вдруг с другого конца арены до вас долетает бешеный рык, издаваемый огромным, дьявольски быстрым демоном. Демоном, способным размазать вас по стенке одним залпом самонаводящихся ракет.

Да, с точки зрения механик Кибердемон простой — вся битва с ним сводится к перестрелке ракетами; зато как обставлен его выход на сцену! Задолго до эпохи кинематографичных игр авторы Doom показали, как следует представлять злодея. Только это уже сделало Кибердемона одним из самых запоминающихся противников в истории шутеров.

Фаланкс из Shadow of the Colossus

Олег Чимде

Ролик записан с ремейка игры, но, кроме видеоряда, в нём изменений нет

Главный герой Shadow of the Colossus Вандер последовательно и со всей жестокостью убивает колоссов по приказу некоего древнего божества. Якобы это поможет оживить его девушку. Но кто такие колоссы и заслуживают ли они смерти? Таких вопросов Вандер не задаёт.

Многие из них могут дать отпор и даже ведут себя агрессивно, едва завидев героя. Но только не 13-й колосс. Он даже не замечает Вандера, пока тот не заберётся ему на спину. Фаланкс мирно кружит над пустыней и иногда зарывается в песок. Он огромный, так что, чтобы его догнать, герой использует лошадь.

Механика простая: выстрелами из лука нужно сдуть колоссу мешки, благодаря которым он летает. Затем, когда он опустится к земле, напасть. Но, несмотря на относительную простоту и миролюбие колосса, битва с Фаланксом — одна из самых эффектных в игре. И музыка в битве звучит очень эпическая, под стать самому колоссу.

Уитли из Portal 2

Артём Фролов

Неуклюжий робот-шутник, который посреди игры вдруг превращается в закомплексованного тирана, запомнился сразу по двум причинам. Во-первых, самим сюжетным поворотом, который заставил работать сообща злодейку ГЛаДОС и главную героиню Челл. Во-вторых, он стал ещё одним примером умения разработчиков Valve управлять вниманием игрока.

Здесь оно лучше всего проявляется в кульминационный момент, когда Уитли запускает таймер саморазрушения лаборатории, а Челл, раненная взрывом, не может дойти до кнопки, чтобы отключить его от сети. На секунду кажется, что всё потеряно, — и вдруг крышу комплекса срывает напрочь, и перекрестие вашей портальной пушки упирается в висящую на небе Луну. Вы уже знаете, что делать дальше, — потому что об этом позаботилась Valve.

Создатель из Fallout

Артём Фролов

В словосочетании «битва с боссом» не зря присутствует слово «битва»: конфликты с этими противниками принято решать кулаками, стрельбой или, на крайний случай, рывком нужного рычага. И вправду, вы ведь не ждёте, что главный злодей откажется от своего плана после разговора по душам… но именно эту идею воплотили в жизнь разработчики студии Interplay в 1997 году.

Конечно, Создателя, который решил заменить людей в Пустоши на супермутантов, можно просто взорвать. Однако, прямо как в настольных ролевых играх, послуживших источником вдохновения для создания Fallout, вы также можете собрать доказательства того, что его план обречён на провал, — и тогда услышите пронзительный монолог человека, который вдруг осознал тщетность своих усилий.

Создатель открыл дорогу другим боссам, которых можно победить не только физически, но и морально, — и в их числе безумный полководец Ланий из Fallout: New Vegas, тоже ставший любимцем фанатов.

Джек Краузер из Resident Evil 4

Артём Фролов

За свою карьеру борца с зомби и мутантами Леон Кеннеди убил многих монстров, но в Resident Evil 4 он сталкивается с совершенно новым врагом — бывшим напарником Джеком Краузером, который перешёл на тёмную сторону. По сути, этот персонаж — это полковник Курц, сыгранный Дольфом Лундгреном в боевике категории Б. Результатом становятся сразу две запоминающиеся битвы.

Первая из них — зрелищная дуэль на ножах, которая до сих пор служит одним из лучших примеров использования QTE. Вторая — бой в руинах, где вы сначала пробираетесь сквозь полосу препятствий, устроенную Краузером, а затем встречаетесь лицом к лицу с бывшим солдатом, который превратился в быстрого и свирепого мутанта. Это одновременно абсурдная, сложная и невероятно эпичная схватка — словом, воплощение всех лучших качеств Resident Evil в кульминации одной из лучших игр серии.

Tracking Robot из Contra: Hard Corps

Олег Чимде

Скриншот: игра Contra: Hard Corps / Konami

В этом списке мог быть почти любой босс из Contra: Hard Corps — они все замечательные и разнообразные. Но сильнее всего, пожалуй, удивляет Tracking Robot: в битве с ним меняется перспектива камеры.

Вся игра проходит с видом сбоку, но сражение с этим боссом — с видом спереди. Герой бежит по дороге, а робот его догоняет. Типов атак у него немного, и, в целом, босс этот лёгкий. Но смена ракурса обескураживает, и поначалу даже не знаешь, что делать.

Лорды богомолов и Боевые сёстры из Hollow Knight

Дарья Логинова

Сражение с сёстрами-богомолами — это, пожалуй, одно из самых впечатляющих событий в Hollow Knight, по крайней мере в начале игры. В самом сердце деревни богомолов на высоких тронах восседают три искусные воительницы и ждут достойного соперника… Бросьте им вызов — и начнётся грациозный танец насмерть.

Лорды движутся молниеносно, рассекая воздух копьями, карабкаясь по стенам и метая заострённые диски, и реагировать на них приходится так же быстро и безошибочно. Причём темп со временем только нарастает, ведь на смену одной побеждённой сестре спустятся сразу две других.

Не все игроки, правда, знают, что у этого босса есть ещё и усложнённая вариация — Боевые сёстры, которые встречаются в Пантеоне Халлоунеста. Два лорда, атакующих одновременно, — это слишком? Во второй фазе Боевых сестёр нападает сразу три богомола, так что останавливаться нельзя ни на секунду. Кажется, звучит как мазохизм, но битва великолепная.

Контра-банда из Cuphead: The Delicious Last Course

Дарья Логинова

Боссы в Cuphead — это маленькие произведения искусства с непревзойдённой эстетикой и уймой маленьких аккуратно спланированных деталей.

В эпизоде «Бутлегер Буги» из DLC Чашек и Кружек сражаются с мафиозной группировкой насекомых, промышляющих бутлегерством, которую пытаются накрыть копы. Где-то вдалеке воют сирены, а вокруг творится хаос: паук-гангстер бегает между этажами и делает срочные звонки, отправляя в бой шестёрок, красотка-светлячок танцует буги-вуги, игнорируя проблемы, а громила-муравьед пачками разносит полицию.

Все фазы кардинально отличаются друг от друга, но при этом связно рассказывают цельную историю — и это всего лишь в рамках одной арены. А ещё там есть бесчестный подставной финал, который всех застаёт врасплох! Имеем дело с преступниками всё-таки.

Маффет из Undertale

Дарья Логинова

Милая, смертоносная и жадная паучиха в панталонах, которая печёт выпечку, заботится о маленьких паучках и ненавидит людей, потому что считает, что те обижают восьминогих.

Если вы не знакомы с Undertale, то знайте, что в этой игре необязательно бить боссов. Все босс-файты состоят из череды аркадных мини-игр, между которыми появляется шанс атаковать, но победить можно и игнорируя эту возможность. В битве с Маффет мини-игры в основном выглядят как аркадная игра Frogger, где надо перескакивать между горизонтальными паутинками и избегать пауков.

Во время перерывов можно подкупать паучиху, чтобы она снижала урон вдвое, но размер взятки каждый раз будет увеличиваться (а что вы хотели от персонажа, который предлагает купить пончик за 9999 монет?). Но если у вас есть лишняя мелочь, то не скупитесь: все деньги пойдут на помощь паукам, нуждающимся в соцобслуживании.

Первая битва с Пирамидоголовым в Silent Hill 2

Олег Чимде

Скриншот: игра Silent Hill 2 / Konami

Пирамидоголовый в Silent Hill 2 обычно появляется внезапно, но без скримеров. Ему они не нужны: Пирамидоголовый одним своим появлением в кадре нагнетает страх. И тем интереснее первое сражение с ним.

Джеймс встречается с монстром в замкнутом пространстве. Тот медленно идёт за главным героем, пытаясь его схватить. Деваться некуда, надо сражаться и пытаться увернуться.

Если вы проходите игру впервые, то, скорее всего, выпустите в монстра все пули из пистолета. Но весь бой — искусная обманка. Через некоторое время зазвучит сирена, и Пирамидоголовый просто… уйдёт, оставив игрока в недоумении. И зачем было тратить драгоценные патроны?

Джулиана из Deathloop

Артём Фролов

Скриншот: игра Deathloop / Arkane Lyon, Bethesda Softworks

Действие Deathloop происходит внутри временной петли, внутри которой застрял протагонист Кольт. Чтобы вырваться из неё, ему нужно убить в течение суток восьмерых Идеологов, выстроивших на далёком острове антиутопию в духе BioShock. Однако сделать это мешает ещё один, девятый Идеолог — Джулиана, которая выходит на охоту в самый неподходящий момент. И этим боссом, в отличие от остальных, может управлять другой игрок.

Да, разработчики студии Arkane Lyon, по сути, перенесли в свою игру механику вторжений из Dark Souls — но здесь она работает даже лучше, чем в оригинале.

Во-первых, цена ошибки в Deathloop куда более серьёзная: вы ведь не хотите отправиться в начало петли? Во-вторых, билд Джулианы можно настраивать между вторжениями, чтобы доставить Кольту максимум проблем.

Схватки с ней — это напряжённые кошки-мышки, которые запомнятся сильнее финальных боссов в десятках других игр. Всё-таки более изощрённого противника, чем реальный человек, никто пока не придумал.

Мистер Скрэтч из Alan Wake 2

Артём Фролов

Что делать, если вам нужно изгнать демона из одержимого человека? Позвать священника? Как бы не так! На самом деле нужно написать стадионную рок-песню, а затем исполнить её на максимальной громкости на берегу озера, из которого по ночам лезет нежить.

В играх студии Remedy музыка всегда играла большое значение: вспомним хотя бы Late Goodbye из Max Payne 2, ставшую позже первым синглом финской группы Poets of the Fall, или мюзикл из всё той Alan Wake 2. Сцена, в которой герои игры исполняют рок-концерт на берегу озера, чтобы изгнать злодея Скрэтча из тела Уэйка, и параллельно отбиваются от нежити, представляет собой кульминацию всех этих идей.

И да, мы знаем, что это звучит абсурдно, — но какая разница, если в итоге выходит крутейший эпизод в видеоиграх последних лет?

Леди Бойл из Dishonored

Артём Фролов

Обычно главное преимущество босса перед вами заключается в огромной полоске здоровья или длинных комбо-атаках. Но что, если босса будет просто-напросто тяжело найти? Именно так обстоит дело с леди Бойл — тремя сёстрами, закатывающими роскошные вечеринки во время эпидемии чумы. При каждом прохождении игра случайным образом выбирает одну из этих сестёр в качестве вашей цели — а чтобы ещё усложнить задачу, все они скрывают своё лицо под маской.

По этой причине приём леди Бойл отличается от типичных миссий Dishonored: здесь вам предстоит стать детективом, который расспрашивает гостей и изучает особняк в поисках свидетельств. Вдобавок устранить леди Бойл можно разными способами: вычислить нужную и расправиться с ней, либо вообще убить всех трёх сестёр, либо никого не убивать самому, а помочь её тайному воздыхателю организовать похищение и увезти её куда подальше. В самом деле, бывает судьба похуже смерти.

Душа Пепла из Dark Souls 3

Артём Фролов

Мир в Dark Souls 3 находится на грани распада. Первое Пламя возжигали столько раз, что реальность вокруг вас рушится под собственным весом. Герои и места, давно сгинувшие в небытии, возвращаются обратно — и финальный босс игры не исключение.

Поначалу он выглядит как обычный рыцарь с огненным мечом — но затем вдруг меняет билд. Превращается в клирика с копьём, мага с посохом, пироманта с саблей, а когда вы добираетесь до второй фазы, вдруг начинает звучать знакомая музыка — тема Гвина, финального босса первой Dark Souls.

И вы понимаете, что ваш противник воплощает в себе всех персонажей и всех игроков, которые когда-либо возжигали Пламя. Крутых боссов в Dark Souls 3 хватит, чтобы составить отдельную подборку, но Душа Пепла занимает среди них особенное место: это одновременно прощание FromSoftware с прославившей студию серией и её способ отблагодарить фанатов. Избив их как следует огненным мечом.

Радан Бич Звёзд из Elden Ring

Артём Фролов

Гигантские боссы, способные одним взмахом меча или лапы сметать целые города, в экшен-играх гости не редкие — но генерал Радан выделяется даже на их фоне. Прежде всего, конечно, зрелищностью: на старте битвы он в прямом смысле обрушивает на персонажа ливень из стрел, а при переходе во вторую фазу превращается в комету (!) и врезается в землю, взрывая треть своей огромной арены.

Более недооценённый аспект в этой схватке — её потенциал для самовыражения. Вы можете отправиться на бой в одиночку или собрать рейд из игровых союзников, как в какой-нибудь MMORPG. Можете биться на ногах или на своём скакуне. Можете даже синхронизировать битву с хитом Бонни Тайлер Holding Out For A Hero. Elden Ring — одна из лучших игровых песочниц, и, когда вы бьётесь с Раданом среди песчаных дюн на берегу Каэлида, она сполна подтверждает этот статус.

Маргарита Бейкер из Resident Evil 7

Олег Чимде

Мать семейства Бейкеров повелевает насекомыми и вскоре сама превращается во что-то похожее. Битва с ней происходит в небольшом замкнутом пространстве со множеством дыр, которыми Маргарита пользуется. Чёрт знает, откуда она вылезет в этот раз.

Сражение с ней впечатляет и в обычном режиме, но в VR — в тысячу раз сильней. Она появляется неожиданно и любит хватать героя своими длинными, как лапы паука, руками.

Кронос из God of War 3

Владимир Шумилов

Многие помнят и любят оригинальную трилогию God of War за титанический размах, зрелищность и брутальную жестокость, граничащую с карикатурностью. Из трёх этих аспектов складывается атмосфера «взрослого» приключения со всеми вытекающими. Апофеозом «взрослости» выступает третья часть — в ней всё доведено до абсолюта, и от этого игра ощущается немного абсурдно. Зато с размахом, пафосом, надрывом и с возможностью выколоть глаза древнегреческому богу простым нажатием на аналоговые стики.

Масштаб некоторых сражений в триквеле не просто выкручен на максимум, он почти вплотную подбирается к японскому безумию другой известной серии слэшеров — Bayonetta. Только вместо зажигательных танцев и женственной магии God of War 3 предлагает срезать наросты с громадного тела титана Кроноса. Кратос для титана — надоедливое и вредное насекомое, которое можно прихлопнуть ладонью или проглотить. Для игрока тело титана выступает игровым уровнем с подвижным ландшафтом, коридорами, проходами, панорамами, а также с акробатикой, простенькими загадками и отрядами мелких противников.

Бальдр из God of War (2018)

Владимир Шумилов

Если рассматривать сражения с главным антагонистом перезапуска God of War в плане геймплейных механик, то они вряд ли кого-то удивят: они относительно несложные, максимально читаемые и сделаны так, будто авторы боялись бросать действительно сложный вызов, потому что для части игроков God of War могла стать первой игрой в жизни.

Однако на фоне всех прочих боссов перезапуска Бальдр выделяется малоинтерактивными кинематографичными сценками, благодаря которым разработчики с самого начала повествования заявляют: перед вами серьёзный и опасный противник, даже если вы бывший бог войны. Безумец с татуировками и сниженной чувствительностью к боли сразу после неспешного вступления устраивает на экране реконструкцию лучших моментов из манги Dragon Ball Z, но с поправкой на реалистичную телесность смешанных единоборств.

От мощных ударов герой и злодей покрываются кровью, по сторонам летят сломанные деревья, а под ногами расходится земля. Сражения с Бальдром — яркий и запоминающийся кинематографичный опыт, который встряхивает неспешный тон основного повествования.

Зомби-слон из Resident Evil Outbreak: File #2

Владимир Шумилов

Авторы номерных частей и ответвлений серии Resident Evil на протяжении почти трёх десятков лет развивают образы пугающих трансформаций живой и не очень живой плоти, будто снова и снова стараясь отдать дань уважения фильмам «Нечто» Джона Карпентера и «Муха» Дэвида Кроненберга. Богатая мифология серии предусматривает и стандартных шатких зомби из фильмов категории «Б», и людей, инфицированных нейропаразитами (некоторые даже могут превратиться в нечто, отдалённо похожее на динозавра), и клонов, и мутировавших животных. Например, змей, пауков, тараканов, а по особым случаям — зомби-льва или зомби-слона.

Последний заслуживает внимания из-за габаритов. Громадное животное из Resident Evil Outbreak: File #2 занимает почти весь экран, а сражение с ним превращается в раздражающее однообразие с бегом из угла в угол, самолечением и методичным переводом патронов. Простые выстрелы для этого зомби — буквально что слону дробина.

Оно (U3) из Resident Evil 4 (2005)

Владимир Шумилов

U3 — один из самых интересных боссов классической версии Resident Evil 4, которого по определённому стечению обстоятельств не стали переносить в основную кампанию недавнего ремейка (но добавили в DLC, правда, в сильно изменённом виде). И это неудивительно: ремейк гораздо удобнее и сфокусированнее оригинала, он не разваливается на три разные игры (деревня, замок и лаборатории) и в целом ведёт себя скромнее, оставляя за скобками даже большую часть острот Леона, чтобы не рушить погружение. Однако именно на этой разрозненности строилась харизма Resident Evil 4 — это был быстрый, весёлый и насыщенный боевик с элементами хоррора, в котором каждые 15 минут происходило что-то новое, менялись условия, противники, декорации и боссы.

И именно на примере U3 можно прочувствовать харизму классики. Во время сражения условия поменяются не один раз, а игрок ощутит себя хомяком, который мечется туда-сюда по клетке, подвешенной над бездонной пропастью. Помимо уворотов от атак U3 и стрельбы, придётся дёргать рубильники и следить за таймером, по истечению которого эта самая клетка со свистом улетит в пропасть. А когда покажется, что опасность миновала и ноги героя ступят на твёрдую поверхность, — придётся сразиться с U3 лицом к лицу. В итоге ремейк лишился неровного и напряжённого сражения, промедление в котором могло стоить Леону жизни. Идеальный вариант для игры, жанр которой обычно определяют как survival horror.

Blade Wolf из Metal Gear Rising: Revengeance

Олег Чимде

Робоволк — первый серьёзный босс в Metal Gear Rising: Revengeance, и от того запоминается сильнее всех. Кроме, пожалуй, финального, но тот впечатляет иначе — он вышел очень мемным.

А вот Волк — это да. Это босс, поражающий своей крутостью. Он запоминается ещё и благодаря классному саундтреку, который развивается в соответствии с фазами боя. И когда в конце к музыке подключается вокал, хочется нажимать на кнопки сильнее, чем раньше.

Вергилий из Devil May Cry 3: Dante’s Awakening

Владимир Шумилов

История Devil May Cry 3: Dante’s Awakening строится вокруг противостояния двух братьев-близнецов — Данте и Вергилия. У каждого из них свой путь, свои взгляды на события в игре, свои желания и страхи. Они сильно друг на друга похожи и одновременно — различаются во всём. Вергилий выступает кривым зеркалом главного героя: носит синее вместо красного, старается следовать только своим целям, не желая никому помогать, а колким шуткам предпочитает молчание и концентрацию. Эти различия выступают основной причиной конфликтов — словесных перепалок и, по канонам жанра, смертельных сражений на мечах.

Данте предстоит трижды сразиться с Вергилием, каждый бой будет эффектнее и сложнее предыдущего. Несмотря на то, что пути братьев расходятся, каждый из них идёт своей дорогой, растёт, совершенствуется и осваивает новые умения. Именно встречи в начале, середине и конце игры станут поводом показать друг другу этот самый рост, похвастаться новым оружием, а заодно — обсудить наболевшее в ожесточённой схватке насмерть. Вергилий, как типичный старший брат, стремится проверить на прочность усидчивость «малого», параллельно преподав тому важные уроки. Их Данте (как и игрок) будет вспоминать на протяжении долгих лет.

Ганон из The Legend of Zelda:
Tears of the Kingdom

Владимир Шумилов

Создатели The Legend of Zelda за долгие годы существования серии не раз экспериментировали с хоррор-элементами. Например, в Majora’s Mask Линка запирали во временной петле, и он должен был раз за разом наблюдать гибель целого мира, а в Twilight Princess давали попутешествовать по сумеречному миру. Авторы Tears of the Kingdom решили пойти дальше.

Королевство Хайрул в этот раз не просто погибает — оно гниёт заживо из-за быстро распространяющихся миазмов. Виной всему, как обычно, бессмертное зло в лице злодея Ганона. В финале он предстаёт перед игроком сначала в образе иссушенной мумии, а потом — в образе дракона, пугая не только общим хронометражем сражения и сложностью, но и внешним видом.

Вездесущий Ганон будет пугать игрока не только в финале. Tears of the Kingdom — длинная игра на сотню часов, на протяжении которых злодей будет пытаться добраться до Линка разными способами и в разных формах. Одна из таких форм — огромные руки с глазами на ладонях, прикосновение которых может откатить игрока на чекпоинт, особенно на ранних стадиях игры. В такие моменты Линк из героя превращается в жертву, а самым эффективным оружием становится банальное бегство или манипуляции с источниками света, как в «чистокровных» хоррорах вроде Alone in the Dark, The Evil Within или Outlast.

Джин из No More Heroes

Владимир Шумилов

Главный герой No More Heroes яростно взбирается вверх в списке наёмных убийц, чтобы получить титул лучшего ассасина и заодно руку и сердце любимой (всё чуть сложнее) девушки. Препятствовать ему будут десять харизматичных боссов, каждый из которых не похож на предыдущего. Перед началом смертельного боя Трэвис Тачдаун беседует с оппонентами, сражается с ними в словесной дуэли, а затем пытается понять их философию. Каждый такой разговор что-то меняет внутри героя, и в финале он предстаёт перед игроком другим человеком. Например, он осознаёт, что борьба за первое место в рейтинге была бессмысленной.

Особенно ярко эта мысль оформляется, когда Трэвис встречается с Джин — вторым номером в списке лучших. Беседа с девушкой — безумно драматичная сцена, в которой для нелепости и комичности обыгрываются всевозможные штампы JRPG с роялями в кустах и потерянными родственниками. Джин вывалит на героя столько сюжетных откровений, что их могло бы хватить ещё на пару игр. Тем временем авторы, чтобы «сэкономить время игрока», любезно показывают ролик в ускоренной перемотке. Полностью понять, что же на самом деле произошло с девушкой, можно на YouTube. Там есть замедленная версия.

Сражение закончится, и Джин, как и остальные боссы, погибнет от руки Трэвиса. Но он так и не поймёт, что девушка на самом деле выиграла, поселив в его голове определённые мысли.

Капитан Владимир из No More Heroes 2

Владимир Шумилов

Поначалу кажется, будто No More Heroes 2 — типичный сиквел, который не очень понимает, как работала первая часть и почему она стала широко известной в узких кругах. От всех «неудобных» моментов оригинала вроде пародийного открытого мира решили отказаться, повысили градус безумия и плотность событий, но где-то между нововведениями как будто потеряли колкую сатиру на видеоигры и культуру в целом. Несмотря на череду неоднозначных решений, сиквел продолжает развивать идеи первой игры и выдаёт игрокам гэги с серьёзным видом. Вместо десятка убийц из первой части в No More Heroes 2 их сразу 51; один из боссов здесь — лоли в меха-костюме, другой — пастиш Клауда Страйфа, а третий — жирная отсылка к одной из лучших игр Хидео Кодзимы.

Капитан Владимир, как и Фьюри в Metal Gear Solid 3: Snake Eater, прибыл из открытого космоса, говорит с акцентом, пользуется джетпаком и с грустью размышляет о доме. Правда, вместо жаркого огнемёта оппонент Трэвиса Тачдауна использует отечественный орбитальный лазер. Серьёзность Капитана заставляет главного героя на время отказаться от шуток и полностью сосредоточиться на сражении. По сути, Гоити Суда и соавторы создали комичный образ и подали с настолько серьёзным лицом, что он разрушил общую комичность No More Heroes 2. Чем не авторское высказывание уровня первой игры?

Соник Джус из No More Heroes 3

Владимир Шумилов

История с покорением таблицы рекордов (то есть списка лучших в мире наёмных убийц) повторяется в третий раз. Правда, теперь Трэвису Тачдауну придётся убивать не претендентов на титул, а инопланетян, захвативших родной город. Стремительный и местами безумный экшен с реками крови, комбо-приёмами, пируэтами и бросками — основа No More Heroes 3.

Один из боссов в новом списке — миролюбивый и медлительный Соник Джус. При встрече с героем он с ходу признаётся, что плохо играет в экшен-игры, поэтому предлагает провести бой в формате… JRPG! С меню выбора действий, статистикой, проговариванием атак, инвентарём, очерёдностью ходов и максимально неспешным темпом. За это время, по всем канонам жанра, Трэвис и его противник успеют обсудить дизайн персонажей в японских играх, нетерпеливость современных игроков и главные составляющие по-настоящему крутого сражения с боссом.

Немезис из Resident Evil 3

Олег Чимде

С этим монстром Джилл сталкивается несколько раз: Немезис преследует её и не даёт расслабиться. Но самая интересная драка с ним происходит, пожалуй, у часовой башни.

Это долгий и напряжённый бой, в котором надо очень много двигаться, уворачиваясь от ударов Немезиса. И хорошо, если у вас достаточно патронов, потому что если нет, то пиши пропало.

Пола из Shadows of the Damned

Владимир Шумилов

Любовь — сложное и многоликое переживание. Она может быть прекрасной, комичной или ужасной. Иногда она представляет собой все три оттенка сразу и превращается в эмоциональные качели. Именно эти три оттенка любви Гоити Суда и Синдзи Миками выбрали в качестве основы для экшен-хоррора Shadows of the Damned.

Главный герой Гарсия отправляется в Город Проклятых, чтобы спасти свою возлюбленную Полу из лап верховного демона Флеминга, который там «заправляет делами». Чтобы остановить Гарсию, Флеминг прибегает к самому хитрому методу — обращает против героя его же чувства и отправляет на охоту Полу. Естественно, Гарсия не может причинить ей боль, поэтому единственное, что ему остаётся, — это убегать от девушки и судорожно искать способы добраться до Флеминга.

Не считая финального сражения, Полу нельзя назвать боссом в привычном понимании: в неё нельзя стрелять, её нельзя бить, но и попадаться ей тоже нельзя, иначе смертельный поцелуй или объятие отправят Гарсию на чекпоинт. Поэтому сегменты с «догонялками» выглядят максимально комично — не только благодаря контексту, но и из-за режиссуры. Правда, за комедией в стиле Бенни Хилла кроется более тревожный слой: вы вместе с героем начинаете подозревать, что возлюбленную, скорее всего, уже не вернуть, и в финале вам всё-таки придётся применить к ней действия, характерные для большинства экшен-игр со стрельбой.

Уильям Бордин из Urban Reign

Владимир Шумилов

Urban Reign — злой, грязный и стремительный «уличный» битэмап, в котором на исход сражения влияют не только ваши умения, разблокированные приёмы и знания таймингов, но и банальная удача. Один пропущенный удар или неудачно выбранное окно для атаки могут стать причиной перезапуска миссии — «не повезло, не фартануло, братан». Противники агрессивно давят вас цепочками комбо, захватами и бросками. Такой прессинг особенно актуален во время битв с боссами.

Но финальный босс в игре, политик Уильям Бордин, не захочет сходиться с вами в честной драке «по понятиям», тем самым разрушая правила жанра с обязательным потным и максимально сложным боем перед титрами. Уильям не боец, а скорее автор зловещих планов и человек, который принимает решения за кулисами. Он будет пытаться остановить «уличное правосудие» с помощью огнестрельного оружия, вместо зрелищных вертушек и бросков. Ваша задача — увернуться от пуль и как можно быстрее добежать до грязного политика, чтобы точной «двойкой» отправить злодея в нокаут. Главное — помнить, что любая пуля может закончить ваш путь героя, как и ошибки в сражениях с боссами-рукопашниками.

Архидемон Вазда из Ninja Gaiden 2

Владимир Шумилов

«Ванильная» версия Ninja Gaiden 2 — один из самых сложных экшенов на Xbox 360. И выражено это не только в высокой скорости местных сражений или небольшом количестве очков здоровья у главного героя, но и в поведении врагов — оно максимально непредсказуемое. Каждый раз, как вы будете загружаться с чекпоинта (а делать это придётся часто), противники будут по-разному двигаться, использовать другие атаки и даже менять формации при нападении на вас в составе отряда. Заучить их движения и тайминги, как это обычно делают в сложных играх типа серии Souls, просто не получится. Придётся ориентироваться «в поле» — быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, молниеносно атаковать или уворачиваться. Прямо как настоящий ниндзя.

Апофеозом философии Ninja Gaiden 2 и её подхода к сложности выступает финальный босс — могучий архидемон Вазда. Перед схваткой вам сперва придётся во второй раз пройти уже побеждённых сложных боссов из ранних уровней. Они будут идти друг за другом по цепочке, практически без чекпоинтов. Это жестокое испытание подготовит вас к новой порции боли: безумно быстрый архидемон будет спамить атаками без надежды хотя бы на малейшее окно. Судя по отзывам, этот босс нанёс многим игрокам не только психологический урон, но и имущественный: было сломано или разбито немало геймпадов Xbox.

Лич из Loop Hero

Владимир Шумилов

Пиксельный визуальный стиль, процедурная генерация, прогрессия сложности, постоянные повторения уже пройденного материала после смерти и непростые боссы — вот основные аспекты большинства популярных рогаликов. Loop Hero вносит в эту формулу механику карт. С их помощью вы собственноручно выстраиваете путь главного героя, меняете ландшафт, расставляя объекты и противников по схематичному уровню-кольцу в любом порядке. Эта механика подкреплена сюжетно.

Главный герой пытается восстановить уничтоженный мир и всё, что в нём было, по своим воспоминаниям. Именно благодаря колоде карт протагонист вспоминает, как выглядел мир: где стояли горы, сколько было деревьев в лесу и какие существа там обитали. Собирать карты придётся на генерируемых закольцованных тропинках в кромешной тьме. Именно она и поглотила старый мир.

Поначалу во всех бедах главный герой винит Лича. Истлевший маг со смирением принимает роль главного и единственного злодея в игре и неплохо с ней справляется. В первые часы игры Лич нападает в конце каждого забега, ровно в момент, когда нужно успеть убраться с уровня, перенести собранные ресурсы в лагерь и переформировать колоду карт для следующей попытки вспомнить. Цель Лича — не дать герою этого сделать и заодно хорошенько напугать. На первых порах ему это будет удаваться.

Освоившись в игре, прокачавшись и собрав достойную колоду, герой поймёт, что Loop Hero на самом деле не то, чем кажется. Лича довольно легко победить, а вот сущностей, которые придут после него, — уже сложнее.

Родин из Bayonetta 2

Владимир Шумилов

В сиквеле Bayonetta, как и в первой игре, немало боссов. Какие-то из них больше опираются на зрелищность, другие — на челлендж, третьи — на оба предыдущих пункта. Но есть среди разнообразного пантеона ангелов-демонов один секретный противник, победив которого можно почувствовать себя настоящим принцем (или принцессой) этой «качалки». Речь о торговце Родине. За несомненно завышенную плату он не только продаст вам расходники или новое оружие, но и станет полноценным спарринг-партнёром. Это сложный двухэтапный бой, каждая ошибка в котором может привести к проигрышу, перед которым авторы игры невзначай покажут вам одну из самых неоднозначных анимаций поражения в истории видеоигр.

Правда, чтобы сражение состоялось, с вас попросят 10 миллионов в местной валюте. Это не шутка — придётся гриндить, виртуозно жонглируя комбо-связками. За самые эффектные дадут больше очков стиля, а значит, и больше денег по итогу.

Стратокумулюс из Bayonetta 3

Владимир Шумилов

Во время разработки Bayonetta 3 студии PlatinumGames выпала непосильная задача — превзойти саму же себя в пафосе и гигантомании. Поэтому история из масштабов одного мира с одной героиней выросла в большую мультивселенную с целым отрядом ведьм, а боссы в игре разрослись до размеров кайдзю из «Тихоокеанского рубежа». Сражаться с громадинами поможет механика Demon Slave — героиня призывает огромных демонов (бабочку, паука, осьминога и даже поезд) прямо на поле боя, управляет ими и чередует свои ловкие комбо с тяжеловесными ударами.

Стратокумулюс — один из самых больших боссов в игре. Он появился в результате слияния двух других больших боссов с не менее труднопроизносимыми названиями — Цирростратуса и Циррокумулюса. Чтобы победить в неравной схватке, длинноногой ведьме придётся воспользоваться механикой призыва и атаковать противника поочерёдно с земли (поможет огромный паук) и с воздуха (поможет крылатый демон). А тикающий таймер усложнит и без того непростой бой. Как же ещё подчеркнуть высокие ставки в галактических масштабах?

The End из Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Владимир Шумилов

Серия стелс-экшенов от того самого гениального автора (и его соавторов) не просто завоевала армию поклонников и место в истории, но и превратилась в кавалькаду мемов на любой вкус. Запредельная кинематографичность, смелые дизайнерские решения, запутанный сюжет со сложными кровно-родственными связями, неочевидные варианты прохождения и, конечно же, боссы.

Один из самых знаменитых боссов серии — престарелый снайпер Энд из Metal Gear Solid 3: Snake Eater. По легенде, он живёт больше сотни лет и всё это время практикует ремесло войны, поэтому в стрельбе на дальние дистанции и в маскировке ему нет равных. Сражение с Эндом превращается в одну из самых сложных и затянутых снайперских дуэлей в серии. Старик растворяется в растительности, целится исключительно в голову и постоянно меняет позицию. Отследить его передвижения можно по звукам леса, маршруту ручного попугая или поймав солнечный зайчик от прицела. Последний вариант — гиблое дело.

Но мастера стрельбы на дальние дистанции можно взять хитростью. Если перевести время консоли на пару дней — старик потеряет бдительность и уснёт. А если на пару месяцев — умрёт от старости и игры в кошки-мышки не случится.

The Sorrow из Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Владимир Шумилов

Metal Gear Solid — очень разнообразная серия. В рамках одной игры Хидео Кодзима часто балансирует между милитари-реализмом, драмой, абсурдной комедией, мистикой и хоррором. Тягу японского гейм-директора к последним двум темам олицетворяет босс Сорроу из Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Заодно Кодзима в очередной раз даёт игрокам безумный и вместе с тем гениальный геймплейный эпизод.

Сражаться с Сорроу напрямую вам не придётся. Вместо кулачного боя или стрелковой дуэли Снейку нужно просто идти по локации-коридору, попутно уворачиваясь от дальнобойных атак босса и… призраков! Сорроу будто заглядывает в код игры, считывает статистику фрагов и использует вместо оружия души всех, кого вы убили за время прохождения. Чем больше жизней отняли — тем больше призраков будет стоять в этом самом коридоре. Если проходили по-тихому — коридор будет практически пуст, а сам бой закончится гораздо быстрее.

Арахна из Ninja Blade

Владимир Шумилов

Студия FromSoftware выпустила Demon’s Souls, трилогию Dark Souls, Bloodborne, Sekiro: Shadows Die Twice и Elden Ring, заложила каноны поджанра «соулслайк», собрала множество профильных наград и обрела широкую известность. Правда, перед тем, как стать великой, студия прошла через 17 лет творческих и коммерческих экспериментов и выпустила более 50 нишевых игр в совершенно разных жанрах — от хорроров, странных RPG и игр по мотивам чужих франшиз до экшенов про шагающих роботов и слэшеров про ниндзя.

Одна из таких нишевых игр — Ninja Blade. Пресса часто сравнивала её с серией Ninja Gaiden, причём не всегда в позитивном ключе. Тем не менее у FromSoftware получился зрелищный боевик со всеми возможными жанровыми штампами, безумно стильными кат-сценами и QTE, которые частично предвосхитили Asura’s Wrath, но без планетарных масштабов.

Арахна — второй босс в Ninja Blade. Битва с огромным пауком в стальном панцире наглядно показывает и настроение игры, и её размах, и фирменный подход FromSoftware к дизайну боссов с несколькими стадиями и изменением правил сражения на ходу.

Золотая рыбка-убийца Боб из Earthworm Jim 2

Олег Чимде

Вообще-то рыбка Боб — очень опасный противник червяка Джима. У Боба много приспешников, и он мечтает украсть у червяка суперкостюм, чтобы получить возможность ходить. Планы у злодея амбициозные: он хочет захватить весь мир!

Боб выступает первым боссом в Earthworm Jim 2 на «Сеге». Встреча с ним выглядит очень пафосно, на экране даже появляется надпись «Fight! „в стиле Mortal Kombat. Игрок готовится к битве, и тут… Джим просто достаёт рыбку-убийцу из аквариума и съедает. Самый страшный босс в видеоиграх, не иначе!

Гонген Вайзен из Asura’s Wrath

Владимир Шумилов

Asura’s Wrath — одна из самых диких и размашистых экшен-игр на PlayStation 3 и Xbox 360. Она будто назло всем нормам состоит из трудно сочетаемых аспектов, которые все вместе работают в тонком балансе. Минималистичная и откровенно скучная рукопашная боёвка уравновешивается зрелищными постановочными сценами со сражениями планетарных масштабов, сегментами с раннером или тиром, а также зрелищными аниме-роликами от Studio 4°C («Железобетон», «Берсерк: Золотой век»), поучаствовать в которых авторы дадут через QTE.

Гигантомания CyberConnect2 не знает пределов, как и не знает пределов ярость главного героя. Начиная с первых глав, Асура столкнётся с настоящим полубогом войны и насилия. По ходу сражения, от стадии к стадии, противник будет увеличиваться в размерах, пока его габариты в несколько раз не превысят размер Земли! Затем Гонген Вайзен будет пытаться раздавить главного героя указательным пальцем прямо из космоса. Знания акупунктуры помогут Асуре победить: он осыплет палец Вайзена слабыми, но точными ударами.

Позже, в DLC-эпилоге, всё поменяется, и уже Асура увеличится до размеров планеты. Всё для того, чтобы одолеть настоящего финального босса — бога Чакравартина. Создатель всего сущего будет швырять в главного героя целые планеты и горящие звёзды.

Кровавая Луна из Dead Space 3

Владимир Шумилов

На протяжении трёх игр Айзек Кларк шёл к шокирующей развязке: обелиски превращают людей и других существ в монстров-некроморфов, чтобы те, в свою очередь, послужили строительным материалом для Кровавой Луны (или Братской Луны) — огромного организма, который по форме и размерам напоминает планету из плоти или сильно увеличенного босса Легиона из Castlevania: Symphony of the Night.

В финале трилогии главный герой буквально сражается с целой планетой и даже побеждает. Это дорогой, продолжительный и зрелищный бой, который подводит черту под основным сюжетом серии (пусть и своеобразно), а также задним числом закрывает часть сюжетных вопросов. Правда, в дополнении Awakened, которое выступает как эпилог с намёком на продолжение, выясняется, что Кровавых Лун во вселенной больше, чем одна. Ещё одна плохая новость: все они узнали о гибели брата. Жаль, что мы, как и Айзек, уже не узнаем, что произошло дальше, ведь никакого продолжения не будет, и даже ремейк первой части не заставил издателя передумать.

Оларик из Return to Castle Wolfenstein

Леон Балбери

Это огромное чудовище возникло в заброшенной церкви после того, как руководительница элитного отряда СС попыталась провести оккультный ритуал с древним кинжалом. Появление босса сопровождается характерным грохотом и тряской экрана, что выглядит достаточно эффектно, особенно учитывая, что до этого момента Бласковиц пробирался сквозь жуткие катакомбы с мертвецами.

Сама схватка несложная, достаточно держать Оларика на расстоянии и оперативно убивать оживших мертвецов. Ближе к финалу из его тела начинают вылетать призраки, которые так и норовят добраться до героя. Впрочем, рано или поздно здоровяк упадёт, после чего можно узнать незавидную судьбу вероломной Хельги фон Булоу.

NME из Rise of the Triad (2013)

Леон Балбери

NME — аббревиатура от Nasty Metallic Enforcer, что в переводе буквально означает «отвратительный металлический страж». И действительно, этот робот заставлял игроков изрядно понервничать как в классической версии RotT, так и в ремейке 2013 года. Робот невосприимчив к пулям, и нанести ему урон можно только из пушек. Кроме того, необходимо постоянно уклоняться от его ракет и держаться от него на расстоянии.

В ремейке ситуация осложняется тем, что в середине боя большая часть комнаты периодически заливается лавой, оставляя минимальное место для манёвров. При наличии ракетницы Firebomb уничтожить жестянку гораздо проще.

Эль-Оскуро из Rise of the Triad

(классическая версия)

Леон Балбери

Финальный босс игры мог смутить игроков старой школы не на шутку, ведь тактика боя с ним кардинально отличалась от сражений с боссами в других шутерах той эпохи. Бой с сектантом делится на три этапа: сначала он преследует нас по всему залу, постоянно запуская вслед разноцветные фаерболы. И на этой стадии ему нельзя давать сдачи, нужно просто уклоняться от его атак и ждать. Вскоре он обретёт форму змеи и сбежит к выходу, который до этого был заблокирован.

Пробежав целый уровень в погоне за Эль-Оскуро, мы оказываемся на финальном этапе. Дойдя до локации с лавовыми колодцами и высокими колоннами, мы сможем прикончить злодея, стараясь держаться от него подальше. Однако его убийство не даёт гарантию успешного прохождения игры. Всё дело в том, что на финальном уровне находится множество яиц с лицом сектанта — так называемые личинки Эль-Оскуро. И чтобы злодей не возродился 30 лет спустя, яйца нужно уничтожить. В противном случае вы получите плохую концовку, и игра предложит заново пройти уровень.

София Ли из Tomb Raider 3: Adventures of Lara Croft

Леон Балбери

Довольно оригинальный босс для приключенческой игры с элементами экшена из 1990-х, просто потому что София невосприимчива к оружию. А вот игроку придётся очень несладко, ведь блондинка постоянно обстреливает Лару из посоха, если та оказывается в зоне видимости.

Нам необходимо задействовать акробатические умения и как можно быстрее добраться наверх, чтобы расстрелять щиток с предохранителями. Таким образом электрический ток перейдёт на платформу, где будет находиться в этот момент София. Главное — не забыть отключить электричество перед тем, как забрать артефакт.

Члем Острус из Mad Max

Леон Балбери

Финальная битва с главным злодеем игры по эпичности ничем не уступает фильмам про Безумного Макса. На огромной скорости нам нужно уничтожить транспорт, сопровождающий «Земледвиг» Оструса, а затем привести в негодность и сам грузовик, столкнув его с обрыва, для чего придётся пожертвовать «Шедевром».

Но Члем эвакуируется из «Земледвига» в самый последний момент на «Перехватчике», украденном в начале игры у Макса. И на этой стадии придётся уворачиваться от машины и таранить её Бум-палками. Процесс не из самых лёгких, но компенсируется зрелищной финальной кат-сценой.

Лорд Тайлер из Heavy Metal F.A.K.K.2

Леон Балбери

Прежде всего стоит уточнить, что игра основана на фантастической вселенной комиксов и анимационных фильмов «Тяжёлый металл». Если кратко, то Тайлер — один из главных тиранов в последней части, убить которого Джулии было очень непросто. И уже в рамках видеоигры главный злодей Гит в форме парящей кибернетической головы воскрешает Тайлера, чтобы тот смог отомстить за свою смерть.

Сам бой с финальным боссом достаточно долгий и заключается в том, чтобы нанести врагу достаточное количество урона. Когда он падёт на колени и попытается излечиться склянкой — избавляемся от целебной жидкости с помощью специального оружия, Высасывателя Душ. На каждом этапе Тайлер будет применять новые способности, а также призывать мелких мобов. Но рано или поздно его силы иссякнут, и Джулия сможет добить его огромным мечом.

К’Тун из World of Warcraft

Леон Балбери

Скриншот: игра World of Warcraft / Blizzard Entertainment

Ещё до ухода в более казуальный формат и появления «перезагрузок» с классическими дополнениями К’Тун считался одним из самых сложных боссов за всю историю существования World of Warcraft.

Бой состоял из нескольких фаз, которые усложнялись побочными задачами, в том числе манипуляциями с лучами, а также контролированием и уничтожением щупалец Древнего. Этот босс принёс игрокам множество страданий и нервотрёпки — они смогли убить его только после нерф-патча от Blizzard.

Тысячеголосая Ривен из Destiny 2

Леон Балбери

Финальный босс рейда «Последнее желание», которого по силам одолеть лишь опытным игрокам. Во многом Ривен доставляет неприятности группам с недостаточно чёткой коммуникацией. Например, игрокам придётся запоминать пары светящихся глаз босса, чтобы разбить их в определённый момент. Для этого даже существует специальная схема с кодами. Также во время одной из фаз стражам нужно выбрать правильный символ для очищения, который может видеть только игрок, подобравший сферу. И конечно же, босс требовательный в плане урона.

Хиггс Монаган из Death Stranding

Леон Балбери

Концепции «палки и верёвки» в действии. Сэм может лишь оглушать вооружённого Хиггса забытыми на Берегу грузами, обездвиживать и пинать ногами. Рано или поздно террорист переходит на ближний бой и атакует ножом, но, по сути, тактика остаётся прежней.

После нескольких циклов два вконец измотанных персонажа начинают бессмысленно колотить друг друга в смоле, находясь в месте, где пересекается жизнь и смерть. Драматизм ситуации ещё сильнее подчёркивает композиция A Final Waltz. А если Сэм перестанет проявлять активность в драке, Хиггс изловчится и откусит ему кусок уха.

И казалось бы, победа над формальным антагонистом игры должна приносить моральное удовлетворение, но в данном случае она оставляет игрока с тяжёлым сердцем и ощущением опустошённости. Последнее усиливается, когда игра начинает намеренно давать больше информации о том, кем был на самом деле «Частица Бога».

Отец Гаскойн из Bloodborne

Леон Балбери

Священник, заражённый звериной чумой, — один из первых боссов в игре. И, несмотря на относительно небольшие габариты противника, на практике одолеть его не так уж и легко, как кажется по видеопрохождениям.

В первой фазе Гаскойн активно проводит комбинации из атак ближнего боя и выстрелов из мушкета. Радиус у последнего приличный, поэтому уклонение не всегда спасает и часто приходится прятаться за деревьями и надгробиями, которые могут расколоться от ударов безумного священника. Во второй фазе босс начинает атаковать секирой, которая понижает скорость его атак, а это, в свою очередь, даёт игроку своеобразную передышку.

В конце концов Гаскойн становится оборотнем и всячески пытается добраться до Охотника, нанося быстрые размашистые удары когтями. Но при этом шанс на парирование и контратаки заметно увеличивается.

Существует немало тактик по сражению с этим боссом — от маневрирования вокруг деревьев до сведения на нет третьей фазы с помощью комбинации Крошечной музыкальной шкатулки и коктейлей Молотова. Но, в целом, на примере Отца Гаскойна Bloodborne показывает, что не будет играть с нами в поддавки и давать шанс на постепенное увеличение сложности. Боль и страдание начинаются уже сейчас.

Орнштейн и Смоуг из Dark Souls

Артём Фролов

Конечно же, этот список не мог обойтись без Орнштейна и Смоуга. Битва с ними давно стала синонимом термина «босс-файт» — уж слишком много в этой схватке запоминающихся элементов.

Два разных, но одинаково грозных противника, идеально дополняющих атаки друг друга. Вторая фаза, в которой оставшийся в живых соперник вырастает до огромных размеров и усиливает свои атаки с помощью молний. Сама арена — главный собор Анор Лондо, солнечного города богов высоко в горах. Ну и, конечно, торжественная музыкальная тема, подчёркивающая значимость момента.

Неслучайно игроки придумывают всё более и более безумные способы победить Орнштейна и Смоуга. Неслучайно другие разработчики почти один в один переносили эту парочку в свои игры. Всё-таки эта схватка сочетает в себе всё, за что мы любим битвы с боссами.

Кукольник из Alice: Madness Returns

Наталия Мирошниченко

Кукольник — искажённое разумом Алисы воплощение доктора Ангуса Бамби, который занимался «лечением» искалеченного разума главной героини после пожара, унёсшего жизни всей её семьи. Однако, несмотря на явную промывку мозгов и внушение чувства вины, Алиса распутывает паутину своего сознания и узнаёт, что именно он был виновником трагедии.

Внешний вид босса полностью олицетворяет его роль в сюжете Alice: Madness Returns — это гигантский Ангус Бамби с двумя парами когтистых рук, одна из которых неестественно торчит у него из-за плеч, а другая болтается на нитях. Кукольник — источник скверны и адского поезда в Стране Чудес Алисы. Он атакует исключительно руками на нитях, которые, тем не менее, доставляют много хлопот. Среди паттернов атак — призыв дополнительных осквернённых противников, огненные залпы, удары сверху и волны скверны. Кукольник так и норовит поймать Алису своими загребущими руками и превратить её в одну из своих послушных марионеток.

Победа над осквернённым воплощением Ангуса Бамби в Стране Чудес приносит чувство облегчения. Алиса наконец-то освобождается от чувства вины и узнаёт истинную причину трагедии. В качестве кульминации, уже в реальной жизни, героиня сбрасывает доктора под проезжающий мимо поезд.

Мидир Пожиратель тьмы из Dark Souls 3

Артём Фролов

Как и многих боссов FromSoftware, мы встречаем Мидира в момент, когда он уже стал тенью себя былого. Последний из первых драконов, обречённый вечно сражаться с Бездной, он давно превратился в её жертву — но всё ещё способен задать вам хорошую трёпку.

Пугающие размеры не мешают ему пересекать арену с пугающей скоростью. Огненное дыхание Мидира и его стремительные атаки быстро превратят героя в прожаренную отбивную, а крепкая чешуя поглощает большую часть урона от ваших ударов. В начале второй фазы дракон и вовсе начнёт бомбардировать вас фантомами Бездны и испепелять лазером Годзиллы.

Мидир — это тот редкий случай, когда бой с огромным драконом ощущается именно как бой с огромным драконом. Да, победа в этой битве достанется большим трудом — но ведь иначе и быть не могло.

Арториас Путник Бездны из Dark Souls

Артём Фролов

При разговоре о героях, поглощённых Бездной, нельзя пропустить Арториаса — доблестного рыцаря, который первым отправился сразиться с тёмной силой и превратился в её пленника. Ваша задача — избавить его от дальнейших страданий, и для этого бывшего героя придётся победить на дуэли.

Босс-файты в соулслайках часто описывают словом «танец», и в данном случае это более чем справедливое сравнение, потому что бой с Арториасом — это именно что смертоносный танец. Несмотря на слабость, ваш соперник двигается со скоростью и изяществом профессионального танцора, а одного его удара, как правило, хватает, чтобы вбить вас в землю. Скажите спасибо, что не встретили Арториаса, когда он был на пике могущества.

Леший из Inscryption

Денис Князев

Игра Inscryption полна странностей, жутких тайн и необычных загадок. И пожалуй, кульминацией всего непонятного и слегка безумного при первом прохождении становится именно сражение с Лешим. Хотя прямо вот сражением это назвать, конечно, нельзя, ведь Inscryption — карточная игра с подвохом, так что речь идёт скорее о финальной партии с Лешим, после которой главного героя ждёт или гибель, или… ох, так просто и не расскажешь.

Давайте так. В начале игры главный герой обнаруживает себя запертым в странной хижине. Он сидит за столом, и из тени напротив на него светящимися глазами пялится загадочное существо — тот самый Леший. Он предлагает герою сыграть с ним в таинственную карточную игру. Партия за партией герой продвигается вперёд по условной игровой карте, встречает трёх промежуточных боссов, образы которых отыгрывает сам Леший, — и, если побеждает их, получает возможность сразиться со своим непосредственным оппонентом. Партия с Лешим — не из простых: он пускает в ход неожиданные приёмы, применяет навыки промежуточных боссов и даже немного жульничает — всё ради того, чтобы не дать герою выиграть.

Но герой выигрывает — рано или поздно, с первого раза или с десятого. Игроку ведь хочется узнать, что это за хижина, кто такой этот Леший, почему герой заперт здесь вместе с ним, что вообще происходит! Победа над Лешим, впрочем, даст ответы лишь на часть вопросов, но вместе с тем принесёт то, чего от Inscryption вообще никак не ожидаешь.

Кай Лен из Mass Effect 3

Денис Князев

Пожалуй, один из самых сложных боссов во всей серии Mass Effect. Кай Лен — элитный оперативник организации «Цербер», которая к третьей части приобрела черты ультимативного злодейского образа, вполне сравнимого с образом безжалостных Жнецов, желающих уничтожить человечество. Наиболее опасным в «Цербере» оказался даже не глава организации Призрак, а его правая рука — не знающий к своим жертвам пощады убийца Кай Лен.

Капитан Шепард и его команда встречают Лена несколько раз за игру, но главная встреча — последняя, во время которой главному герою удаётся сразиться с ассасином в штаб-квартире «Цербера». Кай Лен резво перемещается по арене, где практически нет укрытий, моментально сокращает расстояние до Шепарда и его напарников, в ближнем бою наносит удары, которые при некоторой вероятности могут оказаться смертельными, и при этом плохо поддаётся воздействию особых навыков, доступных вашим персонажам. Казалось бы, Жнецы должны были стать главной угрозой в Mass Effect, но эту роль без проблем занял Кай Лен — немногословный убийца, в одиночку выступивший против команды Шепарда и почти достигший успеха.

Донна Беневиенто из Resident Evil: Village

Денис Князев

Донна Беневиенто — мрачного вида женщина, разговаривающая со своими куклами и живущая в жутком особняке на окраине деревни, где происходят события Resident Evil: Village. И в случае с ней важен даже не сам босс-файт, а целиком весь эпизод, посвящённый путешествию главного героя Итана Уинтерса во владения семьи Беневиенто.

Когда Итан оказывается в особняке, Resident Evil: Village неожиданно меняет жанр и приобретает черты совершенно другого типа хоррора — такого, в котором не нужно сражаться с монстрами или следить за вместительностью инвентаря. В зловещих подвалах особняка Беневиенто герой лишается всего своего оружия и остаётся один на один с чувством клаустрофобии, непонятными шорохами, странными звуками и давящей атмосферой. Его задача здесь — решить несколько несложных головоломок, но для этого ему предстоит побродить по тёмным коридорам, спуститься в колодец, откуда доносится чей-то плач, и в итоге столкнуться с жутким чудовищем, победить которое нет никакой возможности — следует сразу же от него бежать.

В финале эпизода Итану необходимо сразиться и с самой Донной Беневиенто — и эта битва тоже поставлена довольно изящно, совсем не так, как сражения с другими боссами в Resident Evil: Village.

Психо Мантис из Metal Gear Solid

Денис Князев

В 1998 году, когда вышла первая Metal Gear Solid, Психо Мантис вполне мог перевернуть с ног на голову все ваши представления о том, какими могут быть видеоигры. Представьте только: заходите вы в комнату с боссом, но вместо сражения между ним и главным героем Солидом Снейком случается продолжительный диалог. И во время этого разговора Психо Мантис неожиданно произносит вещи, о которых разработчики никак не могли догадаться заранее, — и в числе прочего называет несколько игр, в которые вы играли на своей консоли.

Сейчас в этом никакой загадки нет, и всем известно, что игра анализировала ваши сохранения с карты памяти и вводила в диалог названия найденных там игр. Но в 1998 году это было крайне необычно — и очень впечатляло. Не меньше впечатлял и подход разработчиков в подаче сражений с боссами. Психо Мантиса не назвать сложным противником, и сама схватка с ним выглядит куда менее впечатляющей, чем предваряющий сражение диалог. Как раз в этом диалоге кроется сила Metal Gear Solid: эта игра в целом и Психо Мантис в частности показали, что босс необязательно должен быть всего лишь мощным противником на пути к финальным титрам. Иногда такого босса можно сделать важным нарративным инструментом, который сам по себе привнесёт в сюжет больше, чем все кат-сцены вместе взятые.

Икона Греха из Doom Eternal

Денис Князев

Битва с огромным демоном размером с небоскрёб — как кульминация всего происходящего в Doom Eternal. Многоуровневая локация с трамплинами и бесконечными боеприпасами, десятки рядовых чертей, обширный арсенал оружия, куда входит в том числе и ультрапушка BFG, и один Палач Рока, которому с этим всем нужно что-то сделать.

Что именно? Да как обычно — порвать пасти обычным демонам и всадить как можно больше ракет, патронов и плазмы в годзиллоподобную Икону Греха. Крайне напряжённая битва, в которой игроку необходимо применить все навыки, полученные за много часов до этого момента. За победой над боссом последуют титры, Земля будет спасена от вторжения демонов.

Тёмная королева из Battletoads & Double Dragon

Денис Князев

Не самый сложный босс в диковатом битэмапе Battletoads & Double Dragon, но самый раздражающий. Сражение с Тёмной королевой требует хорошей координации и быстрой реакции, даже несмотря на то, что паттерн поведения у неё, в общем-то, не слишком комплексный. Она из раза в раз скрывается в полу локации, превращаясь в опасный огненный сгусток, а затем неожиданно возникает перед персонажем и запускает в него фаербол.

Победа над Тёмной королевой открывает доступ к финальным титрам, что само по себе достижение: победить финального босса, может, и не слишком сложно, но пройти всю Battletoads & Double Dragon от начала до конца за один присест — это уже практически подвиг. Ведь сохранений в этой игре для 8-битной NES не было.

Квага из Darkwing Duck

Денис Князев

В сражении с Квагой нет ничего сложного, но сам по себе босс знаковый. С ним наверняка сражалось больше всего игроков, поскольку это первый же главарь, с которым Чёрному Плащу предстоит биться в конце первого же уровня. Наверняка именно с Квагой у вас будет связано большинство воспоминаний.

Кроме того, и сам уровень весьма запоминающийся — длинный мост, на фоне которого сотнями огней мерцает ночной мегаполис. Неудивительно, что он стал одной из самых узнаваемых локаций в играх для 8-битной NES. В битве с Квагой нужно лишь повиснуть в удачном месте на одной из перекладин — и сбросить на босса несколько особых зарядов из газового пистолета.

Рэйзор из Need for Speed: Most Wanted

Денис Князев

Ненавистный Рэйзор — уличный гонщик, который в самом начале Need for Speed: Most Wanted подставляет главного героя, нечестно выигрывает гонку против него и забирает себе его машину, BMW M3 GTR.

Чтобы отомстить сопернику и вернуть тачку, вашему персонажу предстоит победить в гонках всех из так называемого чёрного списка, куда входят сам Рэйзор и его дружки. Центральный злодей занимает в списке первое место, и гонка с ним — это финальное испытание всей игры. Она сложная, но оттого победа над противником ощущается ещё приятнее.

иссежД из Control

Денис Князев

Противники, выступающие двойниками главных героев, далеко не всегда получаются удачными — и чаще всего выходит так, что против игрока сражается персонаж, которому приходится открыто жульничать, чтобы сравняться по уровню навыков со своим оппонентом. иссежД — один из наиболее удачных примеров боссов-двойников по нескольким причинам.

Во-первых, эта битва здорово обыграна с точки зрения нарратива. Главная героиня игры, Джесси, через заколдованное зеркало попадает в альтернативный мир, который предстаёт точным отражением привычной нам реальности. Единственное отличие — в альтернативном мире куда больше зла, и всё живое в нём тоже оказывается злым. Злым оказывается и отражённый двойник Джесси — та самая иссежД.

Во-вторых, иссежД в равной степени использует все доступные ей навыки — те же самые, что есть и у главной героини. Но при этом босс не жульничает: ей, как и Джесси, нужно время на восстановление способностей, так что использовать их без остановки она не в состоянии. И, в-третьих, битва с иссежД позволяет увидеть Джесси со стороны — и в очередной раз понять, насколько же крутой персонаж получился у студии Remedy.

Мун-Бабун из It Takes Two

Денис Князев

Мун-Бабун — оживший игрушечный орангутан, с которым главные герои It Takes Two Коди и Мэй сражаются примерно в середине игры. Как и в случае со всеми прочими боссами, чтобы победить Мун-Бабуна, персонажам нужно действовать сообща: сперва вместе сбивать летающую тарелку, в которой орангутан парит над полем боя, а затем разделиться — один из героев сможет забраться внутрь космического корабля, а другой будет отвлекать внимание врага на себя.

На фоне остальных противников в It Takes Two Мун-Бабун выделяется в первую очередь тем, что это не просто очередной враг на пути Коди и Мэй к дочери и восстановлению семейной жизни. Этот тряпичный орангутан — вообще-то трагический персонаж: он не стремится сражаться с героями, но вынужден делать это, чтобы защитить от деструктивного поведения родителей свою хозяйку, маленькую девочку. После победы над Мун-Бабуном кажется, что он эту задачу провалил, но последние слова игрушки заставляют Коди и Мэй всерьёз задуматься о том, что они делают. Именно орангутан закладывает первый весомый кирпичик в построение здоровых отношений между центральными персонажами.

Булыжник из Resident Evil 5

Денис Князев

Это, конечно, никакой не босс, но обойти вниманием булыжник из Resident Evil 5 мы в такой подборке не могли — тем более что сцена сражения Криса с этим огромным камнем давно стала мемом.

И самое забавное в этом всём то, что с булыжником надо сражаться во время финального босс-файта — который происходит не с кем-нибудь, а с самим Альбертом Вескером, на тот момент центральным злодеем всей серии. Причём с булыжником именно надо сражаться, драки с ним не избежать. Крепкая каменюка преграждает Крису путь в другую часть локации, где находится его напарница Шева Аломар. Сражение с булыжником происходит в рамках QTE-эпизода, и игроку в этот момент необходимо нажимать всплывающие на экране кнопки. Просто сдвинуть камень у Криса не выходит, и тогда герой начинает лупить его что есть сил… и в итоге всё же одерживает сокрушительную победу, сбивая скруглённого противника в лаву и превращая его в подобие мостика.

Потрясающее зрелище, которое стало кульминацией глупости и несерьёзности Resident Evil того периода. После пятой части Capcom выпустит ещё более неудачную шестую — и, в итоге поняв, что движется с серией куда-то не туда, перезапустит её с потрясающей Resident Evil 7.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована