Геймдев
#статьи

Лучшее интерактивное кино: 22 игры на любой вкус

От Dragon’s Lair до Heavy Rain, Her Story и Florence.

Скриншот: игра Detroit: Become Human / Quantic Dream

Интерактивное кино появилось ещё в 1983 году с релизом Dragon’s Lair, но десятилетиями развивалось крайне неспешно. Его новая жизнь началась в 2010-х годах, когда после успеха Heavy Rain и The Walking Dead: The Game большие и маленькие студии принялись делать нечто неординарное и близкое к кино.

В нашу подборку вошли игры с большой вариативностью сюжета, реиграбельностью, хорошей постановкой и убедительной игрой оцифрованных актёров. Здесь есть не только чистокровное интерактивное кино, но и игры, близкие к нему по различным параметрам. Игры, которые рассказывают интересные истории и делают это кинематографично.

Содержание

Dragon’s Lair

Год выхода: 1983

Платформы: ПК, 3DO Interactive Multiplayer, Sega Mega-CD, Amiga, Atari ST, SMD, PSP, Nintendo DS, Nintendo DS, Android, iOS

Чем уникальна? Родоначальница жанра интерактивного кино.

Dragon’s Lair — эксперимент бывшего аниматора Disney Дона Блута, который захотел сделать мультик в интерактивном формате. В начале 1980-х игры были не особо красивыми из-за массы технических ограничений. Но компания Cinematronics использовала технологию LaserDisc, которая позволила повысить разрешение и частоту кадров. Детализированную картинку и интерактивность оценили несколько поколений геймеров: игру портировали на множество платформ, к ней выпустили сиквелы и даже одноимённый мультсериал. А ведь её сюжет — обычная сказка про рыцаря, который вызволяет принцессу из лап жуткого дракона, обосновавшегося под замком.

Зато игра поражает не только прекрасной графикой и наличием плавных анимаций, как в мультфильме «Приключения Винни-Пуха» (1977). Фактически в ней появились первые QTE. Не нажал быстро на кнопку — пострадал от очередного монстра, которых полно в Dragon’s Lair. Вот и весь геймплей: в нужные моменты нажимать на кнопку действия или правильно выбирать направление. Звучит проще некуда, но если не успевать за подсказками на экране, то героя сожрут монстры, он упадёт в пропасть или ещё что плохое случится.

Скриншот: игра Dragon’s Lair / Cinematronics

Игроки той эпохи были привычны к хардкорным играм, но даже они испытывали трудности в прохождении: порой требовалась феноменальная реакция. Зато победа над огромным драконом была сродни выбитой платине — задолго до того, как ачивки вообще появились.

Phantasmagoria

Год выхода: 1995

Платформы: Sega Saturn, ПК

Чем уникальна? Дорогая и масштабная вариация сюжета «Сияния».

Культовый видеоквест Phantasmagoria издавался аж на семи дисках и поэтому стоил непомерно дорого по меркам середины 1990-х. Но и денег на него ушло много — около 4 миллионов долларов. Phantasmagoria стала одной из самых дорогих игр 1990-х годов.

История повествует о семье, которая заселяется в старинный особняк, пустующий около столетия. Главная героиня Эдриан случайно выпускает демона, который вселяется в её мужа и постепенно меняет его личность. В игре чувствуется масштаб и большой бюджет в сравнении с FMV-играми той эпохи.

Геймплей напоминает классические квесты того времени. Мы перемещаемся по локациям и взаимодействуем с персонажами и предметами с помощью механики point-and-click. В игре есть даже система подсказок, которая помогает при проблемах в прохождении.

Скриншот: игра Phantasmagoria / Sierra Entertainment

Авторы использовали срежиссированное видео с реальными актёрами, которое впоследствии поместили в виртуальные декорации. Этот подход позволил добиться необычной картинки, которая вкупе с приглашённым хором и новаторскими на тот момент звуковыми эффектами (помимо стандартных шагов персонажей, в игре звучало пение птиц, шум прибоя, треск камина) погружала в мрачное повествование.

Руководитель разработки Роберта Уильямс вдохновлялась работами писателей Эдгара Аллана По и Стивена Кинга. В игре вообще много от «Сияния» и его экранизации: от сюжетной фабулы с главой семейства, которого в большом особняке постепенно захватывает нечистая сила, до схожих и многочисленных способов напугать. В Phantasmagoria есть сцены изнасилования и откровенной жестокости, из-за чего игру так и не издали в Австралии.

Fahrenheit

Год выхода: 2005

Платформы: ПК, PS2, PS4, Xbox, Xbox 360, Android, iOS

Чем уникальна? Fahrenheit придумала интерактивное кино в его современном виде.

Тому, как жанр интерактивного кино выглядит сейчас, индустрия во многом обязана Fahrenheit авторства французской студии Quantic Dream. Её глава Дэвид Кейдж мечтал делать игры на стыке с кино и привлекать к играм людей, которые никогда не держали геймпад.

Первой ласточкой стала Fahrenheit — приключенческий детектив-триллер про работника банка Лукаса Кейна, обнаружившего в себе сверхъестественные способности. Словно под трансом он убивает человека и, скрываясь от полиции, пытается найти объяснение произошедшему. Расследованием убийства занимаются детектив полиции Карла Валенти и её помощник Тайлер Майлз — тоже играбельные персонажи.

Создатели экшен-адвенчуры дали свободу выбора не только в диалогах, но и в прохождении. Допустим, Лукас может спасти мальчика, упавшего в замёрзший водоём, но тогда его узнают полицейские, которые видели его раньше. Или во флешбэке нужно успеть предупредить всех мальчишек, что ангар сейчас взорвётся, — и спасти им жизни, включая брата героя. Вариативность может повлиять как на ход истории, так и на отдельные мелочи вроде настроения протагониста.

Скриншот: игра Fahrenheit / Quantic Dream

При работе над игрой Кейдж вдохновлялся триллерами «Глаза змеи» и «Сердце ангела» — это заметно по делению экрана на части и нуарной атмосфере. Благодаря операторской работе игра воспринималась практически как кино: камера не просто следовала за героем, а часто ловила интересные ракурсы, создавая дополнительное напряжение. В качестве бонуса — музыка, написанная великим композитором Анджело Бадаламенти, который известен в первую очередь саундтреком к сериалу «Твин Пикс».

Также Fahrenheit выделялась необычной системой «вменяемости», которая показывала психическое состояние персонажей. Её стоило поддерживать на приемлемом уровне, иначе главный герой мог покончить с собой.

Heavy Rain

Год выхода: 2010

Платформы: ПК, PS3, PS4

Чем уникальна? Heavy Rain на какое-то время сделала интерактивное кино популярнее, чем шутеры.

Если Fahrenheit заложила основы, то Heavy Rain показала, как нужно делать интерактивное кино. Дэвид Кейдж, вероятно, под впечатлением от триллера «Семь», создал мрачный детектив: всё повествование в игре идёт дождь, и меланхоличное настроение может пробрать даже холериков. По сюжету у главного героя Итана похищают сына Шона спустя несколько лет после несчастного случая, который унёс жизнь его другого сына. Теперь Итан задаётся вопросом, на что он готов пойти ради возвращения Шона.

Благодаря деньгам PlayStation у студии Quantic Dream получилась настоящая ААА-игра. Heavy Rain отлично выглядит и звучит, а постановка экшен-эпизодов захватывает дух. Особенно когда понимаешь, что ошибка в QTE может привести к смерти героя — тогда в геймпад буквально вцепляешься, пытаясь сделать всё правильно.

У Heavy Rain хорошая реиграбельность, поскольку в ней множество сюжетных ответвлений. Первое прохождение вряд ли получится идеальным, так что захочется пройти игру ещё раз — и увидеть новые ситуации (и концовки заодно).

Первый сезон The Walking Dead: The Game

Год выхода: 2012

Платформы: ПК, Xbox 360, Xbox One, PS3, PS4, Nintendo Switch, Android, iOS

Чем уникальна? Хорошее дополнение к сериалу, которое в некоторых моментах и вовсе его превосходит.

В 2012 году студия Telltale Games удивила, кажется, всех: её видение вселенной «Ходячих мертвецов» понравилось игрокам и критикам не меньше экранизации комиксов Роберта Киркмана. Игра не только взяла лучшее от сериала — она исправила те элементы шоу, которые не нравились фанатам. Например, добавила больше экшен-вставок. Игровой нарратив в The Walking Dead: The Game настолько полюбился людям, что хоррор-драма получила более 80 наград «Игра года» и множество других премий, опередив такие хиты, как Far Cry 3 и Max Payne 3.

В первом сезоне создатели написали трогательную и одновременно жёсткую историю Ли Эверетта — преступника с добрым сердцем, который заботится об осиротевшей девочке Клементине в условиях зомби-апокалипсиса. Повествование столь глубокое и цепляющее, что скоро перестаёшь обращать внимание на примитивный визуальный стиль и устаревшую уже на момент выхода игры картинку.

Скриншот: игра The Walking Dead: The Game / Telltale Games

Из негативного выделим ещё якобы разветвлённый сюжет. На деле большинство вариантов выбора и диалогов несут лишь незначительные перемены, которые почти не влияют на основное повествование и ведут к одному финалу. Хоть и поистине душераздирающему.

Серия оказалась финансово успешной, так что авторы продолжили выпускать игры в зомби-вселенной, главной героиней которой стала уже повзрослевшая Клементина. Сиквелы сконцентрировались на её взрослении и постепенном превращении из доброй наивной девочки в решительного лидера группы со сбитым моральным компасом.

The Wolf Among Us

Год выхода: 2013

Платформы: ПК, Xbox 360, Xbox One, PS3, PS4, Android, iOS

Чем уникальна? Кажется, лучшая работа знаменитой студии Telltale Games.

Следующий большой успех Telltale Games — игровая адаптация комикса Fables. Будучи приквелом к комиксу, The Wolf Among Us рассказывает о расследовании загадочных убийств в 1986 году в Фейблтауне — анклаве Нью-Йорка. Там живут Белоснежка, Дровосек, Красавица, Чудовище и многие другие персонажи из различных сказок, которые бежали от тирании таинственного Врага.

Создатели уловили мрачный тон и напряжённость оригинала, созданного Биллом Уиллингемом. The Wolf Among Us здорово работает с интересными многогранными героями, к которым моментально проникаешься чувствами, будь то симпатия или недоверие. Дело то ли в их харизме, то ли в необычности. Часть персонажей выглядят как обычные люди, поскольку пользуются особыми чарами. Другие герои не могут позволить себе чары и вынуждены жить на Ферме — это своеобразная тюрьма.

The Wolf Among Us как никакой другой проект Telltale Games заслуживала продолжения — это очень взрослая и удивительная история, после которой хочется познакомиться с комиксом. Вторую часть анонсировали в 2017 году, но вскоре студия объявила о банкротстве и закрытии. В 2019-м активы Telltale Games выкупила компания LCG Entertainment, которая «перезапустила» студию. Сиквел до сих пор находится в разработке.

D4: Dark Dreams Don’t Die

Год выхода: 2014

Платформы: ПК, Xbox One

Чем уникальна? Необычный взгляд культового разработчика Swery на жанр интерактивного кино.

Герой D4: Dark Dreams Don’t Die, частный детектив Дэвид Янг, обладает уникальным умением путешествовать назад во времени, касаясь определённых предметов. Дар он получил в результате нападения, в день, когда убили его жену, которая успела оставить лишь одну подсказку: «Ищите D». В ходе игры Дэвид расследует её убийство, регулярно отправляясь в прошлое и ища там зацепки в поисках таинственного D.

Синопсис отдалённо напоминает смесь сериала «Грань» и фильма «Бойфренд из будущего»: в игре смешиваются детективная история и фантастический элемент, который помогает протагонисту. Но в руках нестандартного автора — режиссёра и сценариста Swery, создателя Deadly Premonition — жанр интерактивного кино играет новыми красками. D4 можно охарактеризовать как угодно, но только не словом «скучная». Она — безумная, уморительно смешная, часто идиотская, порой весьма трагичная.

Скриншот: игра D4: Dark Dreams Don’t Die / Access Games

Версия игры для Kinect вообще вызывала массу эмоций. Когда жестами отбиваешь летящие в тебя горшки из-под цветов и виниловые пластинки или дерёшься в кабине летящего самолёта, размахивая руками, — D4 кажется ещё более весёлой и нестандартной, чем при игре на ПК. Горшки, к слову, бросает кошкодевочка Аманда, которая живёт у Дэвида и порой агрессивно настроена к хозяину. Геймплей именно такой незамысловатый и заимствующий сразу из нескольких жанров. В нём есть элементы квеста и ролевой игры, много QTE и широкий выбор одежды в распоряжении главного героя.

Увы, проект закрыли после второго эпизода, а спустя время расформировалась и студия Access Games. Swery писал, что хотел бы сделать продолжение, но это сложно реализовать, так как ему не принадлежат права на игру. Несмотря на незавершённость истории, которая состоит из пролога и всего двух эпизодов, она остаётся одной из самых интригующих и по-хорошему странных в жанре интерактивного кино.

Her Story

Год выхода: 2015

Платформы: ПК, Android, iOS

Чем уникальна? Her Story — чудесная игра, созданная одним человеком.

Бриллиант инди-сцены Her Story создан Сэмом Барлоу — ведущим дизайнером и сценаристом Climax Studios, которая работала над Silent Hill: Origins и Silent Hill: Shattered Memories. Потом Сэм разочаровался в традиционной студийной разработке и ушёл на вольные хлеба. Следующей игры не пришлось долго ждать: довольно быстро Барлоу реализовал оригинальный проект.

Геймплей Her Story заключается в поиске видеоклипов по ключевым словам в базе данных, их просмотре и создании тегов для лучшего понимания произошедшего. И это удивительно медитативное занятие — ощущаешь себя нёрдом-детективом, который по ночам вместо просмотра снов скрупулёзно отсматривает запись за записью, пытаясь найти зацепку.

Изначально мы знаем только то, что у женщины на видео пропал муж. Но постепенно открываются всё новые подробности дела — и распутывать его волнительно, несмотря на геймплейный минимализм и всего одного человека в кадре — талантливую актрису Виву Сейферт. Спойлерить сюжетные перипетии не будем — лучше самому пройти игру и узнать, в чём соль. Длится она всего три часа.

Until Dawn

Год выхода: 2015

Платформы: ПК, PS4, PS5

Чем уникальна? Кинематографичный слэшер, в который весело играть в компании.

Один из лучших эксклюзивов PlayStation 4 поражал графикой, которая для 2015 года была одной из самых детализированных на консолях. Вкупе с хорошей режиссурой и несколькими узнаваемыми актёрами Until Dawn походила на летний киноблокбастер. И даже лучше, ведь она была интерактивна и реиграбельна.

В целом, там шаблонный сюжет: игра британской студии Supermassive Games рассказывала историю, которую мы видели десятки раз. Ту самую, про группу молодых людей, которые приезжают в большой дом, находящийся в лесу, — и по одному начинают пропадать. Куда интереснее многообразие героев и их характеров: у всех есть отличительные черты и повадки, к ним проникаешься симпатией и отчаянно хочешь помочь. Тем более что маньяк неизвестен и угроза может исходить откуда угодно.

Игра успешно продалась и стала хитом. Until Dawn в первую очередь полюбилась геймерам, поскольку в неё весело играть в компании, передавая друг другу геймпад, — тогда разработчики ещё не делали в своих играх локальный кооператив. Также слэшер понравился аудитории благодаря механике «эффекта бабочки». Игроки зачастую принимали трудные решения, которые могли повлиять на ход повествования. Порой требовалось пожертвовать одним персонажем, чтобы спасти другого, — подобные моральные дилеммы сделали игру более захватывающей. Всего в Until Dawn 22 важных решения, которые приводят к одной из множества концовок. Подобная реиграбельность мотивировала к перепрохождению — и дарила не один приятный вечер в компании довольно разных героев.

Life is Strange

Год выхода: 2015

Платформы: ПК, Xbox 360, Xbox One, PS3, PS4, Nintendo Switch, Android, iOS

Чем уникальна? Уютная эпизодическая драма, которая вдохновила много разработчиков.

Life is Strange получила 14 наград «Игра года» в 2015-м, когда вышли такие хиты, как «Ведьмак 3», Fallout 4 и Bloodborne. Одно это уже внушает уважение к работе небольшой в те годы студии Don’t Nod. Игроки с ходу полюбили творение французских разработчиков и особенно отмечали повествование, персонажей, музыку и сеттинг.

Life is Strange — подростковый сериал-драма с элементами фантастики. Главная героиня Макс Колфилд возвращается в родной городок Аркадия-Бэй и обнаруживает в себе мистическую сверхспособность отматывать время вспять. Она пытается вернуть расположение бывшей лучшей подруги Хлои, разобраться со студенческими проблемами и предотвратить катастрофу, которая грозит разрушить город. Каждый персонаж Life is Strange детально прописан, а диалоги звучат естественно: герои общаются именно как подростки, употребляя сленг.

Игра поднимает важные для подростков темы самоидентификации, травли, отношений с семьёй и сверстниками — вероятно, поэтому она стала хитом и положила начало новой франшизы. Life is Strange также использует мотив возвращения в родной город после нескольких лет разлуки с друзьями и знакомыми местами. В конце игры авторы даже ставят игрока перед дилеммой: кого он готов спасти и какое будущее видит для Макс.

Скриншот: игра Life is Strange / Don’t Nod

При всех достоинствах Life is Strange не стала бы явлением в индустрии без микса из ностальгической атмосферы и классного мистического приключения. Мы проживаем этот небольшой кусочек жизни Макс Колфилд и воспринимаем его как нечто тёплое и родное.

Благодаря популярности эпизодической игры в индустрии появилось немало проектов, которые в той или иной степени использовали мотивы Life is Strange, её визуальные и нарративные решения. От Season: A Letter to the Future и Night in the Woods до Last Day of June и Road 96.

The Bunker

Год выхода: 2016

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Чем уникальна? Жутко атмосферный триллер с блестящими актёрами, который достойно смотрелся бы и в формате фильма.

По названию можно предположить, что это игра в духе Fallout, но The Bunker далека от постапокалипсиса и развесёлого экшена. Создателям куда интереснее было рассказать личную историю. В центре интерактивного FMV-кино — мрачный сюжет об одиночестве и трагедии одного маленького человека, который живёт в бункере один более 30 лет.

Главный герой Джон ежедневно выполняет рутинные действия, чтобы окончательно не сойти с ума. Но в один момент звучит сигнализация, и герой нехотя отправляется в уже забытые части бункера для его починки. К нему постепенно возвращаются детские воспоминания о судьбе его семьи и остальных жителей бункера.

The Bunker вряд ли понравится тем, кто любит интерактивность и сюжетную разветвлённость. Авторы сделали линейную игру со всего двумя концовками, геймплей близок к point-and-click-адвенчурам, а от игрока практически ничего не зависит. Но взамен The Bunker затягивает игрока в клаустрофобный мир подземного царства с помощью операторской работы, звукового дизайна и отличного освещения. По уровню паранойи игра живо напоминает отличный триллер в замкнутом пространстве «Погребённый заживо».

Detroit: Become Human

Год выхода: 2018

Платформы: ПК, PS4

Чем уникальна? Одна из лучших игр с точки зрения режиссуры, и в ней действительно есть нелинейность.

В 2018 году вышла Detroit: Become Human — на данный момент последняя игра Quantic Dream. В ней студия показала своё видение будущего на примере технологичного Детройта 2038 года — города, где андроиды встречаются повсеместно. Они убирают улицы, следят за пожилыми людьми и детьми, помогают расследовать преступления. Главными героями выступают три андроида, которые обретают самосознание и решают, что им делать дальше в мире, принадлежащем людям.

Кэра работает домохозяйкой у агрессивного вдовца. Когда она видит, что его маленькой дочке угрожает опасность, то сбегает с девочкой и пытается найти для них новый дом. Коннор — детектив, который занимается расследованием участившихся случаев так называемой девиантности — обретения самосознания у андроидов. Ему тоже предстоит побороться со своей волей. Третий герой истории — Маркус, сиделка известного художника Манфреда. В результате стычки между сыном художника и Маркусом Манфред погибает, и прибывшая полиция стреляет в андроида. После он приходит в себя на свалке и отправляется на поиски «Иерихона» — убежища для сбежавших «девиантов».

Скриншот: игра Detroit: Become Human / Quantic Dream

Игра изящно балансирует между драмой и фантастикой. Сеттинг показан правдоподобно и напоминает шведский сериал «Настоящие люди». Глава разработки Дэвид Кейдж ведёт с игроками диалог на философские темы вроде «что делает тебя человеком» и «есть ли у нас свобода воли». Ну а по разветвлённости повествования создатели вообще переплюнули всех конкурентов: в Detroit даже есть подробные блок-схемы с вариантами всех действий. Игра чётко показывает свою структуру и даже позволяет запустить конкретный момент при перепрохождении, что экономит много времени и добавляет реиграбельности.

Detroit: Become Human разошлась на мемы, её персонажей косплеят, пишут про них фанфики и делают фан-арты — это ли не знак, что игра вышла вполне себе культовой?

Florence

Год выхода: 2018

Платформы: ПК, Nintendo Switch, Android, iOS

Чем уникальна? Уютная мобильная игра про первую любовь и поиск себя с необычными нарративными решениями.

Короткая интерактивная Florence идеальна для прохождения после трудного рабочего дня: она проходится за полчаса-час, очень уютна и предлагает массу приятных мини-игр. Мы играем за 25-летнюю девушку Флоренс, которая погрязла в повседневных заботах, а в свободное время утопает в социальных сетях. Её жизнь кардинально меняется, когда она встречает уличного музыканта Криша, играющего на виолончели. Авторы не скрывают главных источников вдохновения — лент «500 дней лета» и «Вечное сияние чистого разума». Если смотрели эти фильмы, то поймёте, какое настроение будет у игры.

Что касается визуальной стороны, Florence выглядит как оживший комикс в стилистике повседневности. Но ещё более необычным решением создателей был отказ от привычных диалогов. Повествование здесь развивается как в немом кино и тех же комиксах, где порой всё понятно без слов. Лучшие моменты игры — когда ссора пары обставлена как концерт классической музыки. Вместо стандартного диалога герои общаются мелодиями инструментов: Флоренс звучит как пианино, а Криш — как виолончель. Нарративный приём здорово работает на ламповую атмосферу и даёт понять: неважно, что именно говорят ссорящиеся, — важно, как это сказано.

The Council

Год выхода: 2018

Платформы: ПК, PS4, Xbox One

Чем уникальна? Ролевая игра, в которой навыки применяются в ожесточённых диалогах.

Сильные стороны The Council — это словесные баталии с применением навыков и детективная история, которая разворачивается в конце XVIII века. Главный герой Луи де Рише — член тайного общества, которое ищет оккультные артефакты. Его мать пропадает на частном острове недалеко от Англии, и герой отправляется на её поиски (заодно с целью отыскать артефакт «Некрономикон»).

Там он знакомится с Наполеоном Бонапартом, Джорджем Вашингтоном, Мануэлем Годоем и другими реальными историческими личностями, а также с владельцем острова, лордом Мортимером, который имеет на них рычаги влияния. Пока лидеры ведущих наций той эпохи пытаются переизобрести демократию, Луи де Рише обыскивает замок и очень много общается. Сюжет интригует необычной смесью жанров: авторы явно вдохновлялись произведениями как Агаты Кристи, так и Говарда Филлипса Лавкрафта.

Скриншот: игра The Council / Big Bad Wolf Studio

The Council выделяется среди игр жанра интерактивного кино благодаря полноценной ролевой системе со множеством навыков. Причём применять их предстоит не только в исследовании поместья Мортимера, но и в ожесточённых словесных перепалках. Собственно, диалоги — это самое интересное, что есть в игре. Среди навыков — политика, этикет, наука, манипулирование и прочее. И всем им находится применение. К тому же адвенчуру интересно перепроходить: после убойных сюжетных твистов хочется увидеть ход истории, если прокачивать не оккультизм, а, скажем, навыки сыщика.

В The Council одни из лучших диалогов в видеоиграх, отличная реиграбельность, сложные персонажи со своими сильными и слабыми сторонами, вариативность сюжетных поворотов и необычный визуальный ряд — игра по праву занимает почётное место в списке лучших представительниц жанра. Даже несмотря на раздражающий бэктрекинг и массу технических огрехов вроде долгих и частых загрузок, а также багов и падений производительности.

Telling Lies

Год выхода: 2019

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS

Чем уникальна? Навороченная Her Story, где герои постоянно лгут.

После создания Her Story Сэм Барлоу продолжил экспериментировать с успешным форматом. Его следующая игра Telling Lies во многом повторяет ту же идею — мы ищем ролики в базе данных по ключевым словам, — но заметно усложняет её. Теперь в игре четыре главных героя, и они не сидят на допросе, отвечая на вопросы следователя, как в Her Story, а просто болтают по видеосвязи, не зная, что их разговоры записываются на камеру ноутбука. Таким образом, этот проект Барлоу позволяет подглядеть за жизнью нескольких героев и заодно приоткрыть завесу некой тайны.

Яркий пример сложного сторителлинга — видеозвонки, где слышна речь только одного из участвующих в разговоре. Чтобы услышать речь другого говорящего, порой требуется долго и монотонно искать нужное видео среди десятков похожих в базе данных. Безусловно, это запутывает и обескураживает, ведь мало найти эту запись — нужно держать в голове реплики из первого видео. Но Telling Lies — точно классный эксперимент с потрясающей актёрской работой, но он вполне может показаться вам сложноватым, а иногда даже усыпляющим.

Blacksad: Under the Skin

Год выхода: 2019

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Чем уникальна? Отличный детектив с антропоморфными персонажами, напоминающий все нуар-фильмы разом.

Разработчики из испанской Pendulo Studios вдохновились успехом The Wolf Among Us и сделали схожую игру в стилистике нуарного детектива. Blacksad: Under the Skin — игра по мотивам комиксов Blacksad, где все герои — антропоморфные животные, а действие происходит в США 1950-х годов.

Если вы смотрели «Китайский квартал», то понимаете настроение и суть происходящего в Blacksad. Главный герой — частный детектив Джон Блэксэд — расследует пропажу подающего надежды боксёра и подозрительную смерть владельца боксёрского клуба. Особый тон произведению задаёт джазовый саундтрек, подчёркивающий сеттинг.

Правда, игра делалась впопыхах: в ней до сих пор хватает багов, оптимизация хромает, а при высокой частоте обновления монитора прохождение QTE превращается в невозможную задачу (решается локом монитора на 60 Гц).

She Sees Red

Год выхода: 2019

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS

Чем уникальна? Современное произведение FMV-жанра от казахстанских кинематографистов.

Студия Rhinotales в конце 2010-х годов влилась в жанр FMV-игр, которые представляют собой полноценные фильмы, позволяющие делать выбор за героев. She Sees Red, или в оригинале «Она сердится», проходится минут за 35, но в игре четыре концовки, и, чтобы уловить большую часть сюжетных перипетий, требуется два-три прохождения.

Сюжетная фабула знакома каждому любителю детективных сериалов. Женщина-детектив расследует смерть в ночном клубе, а таинственный преступник тем временем продолжает убивать и оставлять за собой улики, будто не боясь поимки.

«Она сердится» — российско-казахстанская игра, которая полностью озвучена. Вам не придётся читать субтитры и упускать нюансы актёрской игры, которая здесь оставляет лишь приятные впечатления.

The White Door

Год выхода: 2020

Платформы: ПК, Android, iOS

Чем уникальна? Квест о психическом здоровье в эстетике ожившего комикса.

The White Door способна заинтересовать сразу несколькими решениями авторов. Во-первых, сюжетно это сюрреалистичная история про некоего Роберта Хилла, который проходит курс лечения амнезии в странном медицинском учреждении. Ежедневно он выполняет рутинные действия вроде чистки зубов и решения тестов, а ночью ему снятся незаурядные сны, которые легко могут напугать.

Во-вторых, игра хоть и минималистично выглядит, но чёрно-белые цвета вместе с изометрическим видом (а порой видом от первого лица) — это вполне необычный замысел, который выделяет The White Door на фоне множества схожих игр. Нетипичные для квеста ракурсы камеры, а также разделение экрана делает её похожей на интерактивный комикс (кстати, деление экрана на части было ещё в Fahrenheit). Визуальные решения авторов из Rusty Lake — крохотной датской студии из двух человек — работают на погружение в неприветливое сознание протагониста.

Скриншот: игра The White Door / Rusty Lake

Что касается геймплея, то не стоит многого ожидать. Фактически это квест формата point-and-click, в который удобнее играть со смартфона или планшета. Но авторы отказались от системы инвентаря, столь привычной квестам, что ещё больше сближает The White Door с произведениями в жанре интерактивного кино вроде Florence.

Тут вы выполняете простые действия: сортируете продукцию на заводе и тянетесь к руке девушки Роберта (увы, только во сне), глотаете непонятные таблетки, занимаетесь спортом, смываете за собой. Со временем начинаете ассоциировать себя с героем и проживать его жизнь: авторы довольно тонко работают с психологическими аспектами.

Мистическая история The White Door заслуживает экранизации, но если хотите посмотреть нечто похожее, то обратите внимание на «Прежде чем я усну».

Road 96

Год выхода: 2021

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Чем уникальна? Атмосферный симулятор ходьбы, который говорит с подростками на взрослые темы.

Успех Life is Strange — 5,9 миллиона проданных копий — запустил новую волну игр про подростков. Одна из них — Road 96 от инди-студии DigixArt. Адвенчура отдалённо смахивает на Life is Strange (хотя на самом деле использует стиль low-poly с низкополигональными 3D-моделями) и повторяет элементы, которые сделали ту игру любимицей множества игроков: разноплановый прекрасный саундтрек, харизматичные персонажи и множество вариантов выбора, слегка влияющих на происходящее. В Road 96 сильно выражена переплетающаяся история нескольких героев, чья судьба зависит только от игрока.

Сюжет рассказывает про юношей и девушек из вымышленной страны Петрия, которые бегут прочь от тоталитарного режима. Они не хотят мириться с полицейским произволом и культурой бедности, в то время как горстка людей у власти захапала себе все природные ресурсы страны. История рассказывается в эпизодическом формате, процедурно генерируемые эпизоды идут в случайном порядке. Учитывая частый выбор, разветвлённые диалоги и немалое число играбельных персонажей (если один погиб или успешно перебрался за кордон, мы тут же начинаем за другого), Road 96 даже захочется перепройти.

Скриншот: игра Road 96 / DigixArt

Ещё одна жемчужина — те герои, которых играбельные персонажи встречают по пути. Психопат, террорист, пропагандистка, мальчишка-гений и другие необычные герои по крупице рассказывают о себе, и именно их истории делают игру особенной. Более того, их вполне можно считать главными героями, ведь играбельные персонажи никак себя не проявляют и личностями не обладают.

Road 96 в любопытном формате процедурно генерируемых уровней доносит важную мысль, что нет ничего важнее свободы.

As Dusk Falls

Год выхода: 2022

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X

Чем уникальна? As Dusk Falls вызывает горячие споры при выборе дальнейшего развития сюжета и даже способна поссорить игроков.

As Dusk Falls выделяется из череды игр в жанре интерактивного кино прежде всего благодаря специфическому художественному стилю. Авторы использовали технологию ротоскопирования, так что игра выглядит как анимированный комикс. Решение не всем придётся по вкусу, зато стиль действительно уникален.

В центре сюжета находятся две семьи, которые сталкиваются в захолустном аризонском мотеле; последствия их действий будут отзываться ещё долгие годы. В As Dusk Falls можно играть как одному, так и с друзьями или в кругу семьи, передавая друг другу геймпад. Правда, куда занимательнее игра в компании, так как важнейшая фича адвенчуры — голосование по каждому игровому решению (проводится на смартфоне или планшете). Здесь включается социальный элемент, ведь частенько люди голосуют за разные варианты развития событий. Но договориться как-то надо — и горячие споры неизбежны.

Приятно осознавать, что выбор действительно значим: многие решения сказываются на ходе основной истории. Это выгодно подсвечивает As Dusk Falls на фоне игр вроде The Walking Dead: The Game, где выбор зачастую — лишь иллюзия вариативности.

The Quarry

Год выхода: 2022

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X

Чем уникальна? The Quarry схожа с чудесной Until Dawn, но здесь есть локальный кооператив.

The Quarry понравится в первую очередь тем, кто любит молодёжные слэшеры. Игра не отступает от привычных троп жанра, но завязка чуть более необычная. В ней герои не приезжают в домик у леса, чтобы поразвлечься (как в «Зловещих мертвецах»), а напротив — собираются уезжать из летнего лагеря. Только вот один из героев не хочет расставаться с девушкой, поэтому тайком ломает машину. Это решение может стоить как минимум нескольких жизней, ведь той ночью лагерь заполонят оборотни.

Чтобы получить максимальное удовольствие от The Quarry, лучше играть в компании. Тем более что на этот раз Supermassive Games сделала локальный кооператив. Если разделить героев между собой и поочерёдно передавать геймпад, к персонажам возникнет больше эмпатии. Выжить за эти несколько часов геймплея — задачка не из простых; наверное, поэтому игра дарит столько ярких эмоций и сближает людей за экраном.

Помимо The Quarry, в последние годы студия Supermassive Games создаёт хоррор-антологию The Dark Pictures. Её события разворачиваются в разных сеттингах и временных эпохах, но игры серии объединены жанром хоррора и фирменной для студии разветвлённостью.

Stray Gods: The Roleplaying Musical

Год выхода: 2023

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Чем уникальна? Это мюзикл с выбором реплик.

Stray Gods: The Roleplaying Musical слегка напоминает The Wolf Among Us: их объединяют мультяшный визуальный стиль и мифические герои в качестве второстепенных персонажей. А вот что возвышает Stray Gods над всеми играми жанра, так это уклон в музыкальную составляющую.

Дэвид Гейдер создал серию Dragon Age, а после ухода из BioWare придумал новый концепт на стыке мюзикла и интерактивного повествования. Забавно, что идея игры пришла ему после просмотра серии «Ещё раз, с чувством» сериала «Баффи — истребительница вампиров», где герои подросткового шоу внезапно запели.

Будем честны: интерактива в Stray Gods толком нет, есть лишь выбор реплик в диалогах, который влияет на дальнейшую историю. Зато музыкальные номера выполнены на высоком уровне, а учитывая, что мюзиклы практически не заходят на территорию видеоигр, Stray Gods — обязательная покупка для неравнодушных к «Отверженным» и «Ла-Ла Ленду». Кстати, в музыкальных эпизодах можно прямо на ходу менять стиль музыки и тональность песни, что меняет и её текст. Это классная фича, которая добавляет игре реиграбельности.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована