Что такое хард-рок
Как благодаря сломанной студийной аппаратуре и любви к блюзу появился новый жанр.
Джоуи Крамер, группа Aerosmith. Фото: Ron Pownall / Shutterstock
Из этой статьи вы узнаете:
- без чего не представить звучание хард-рока;
- как история хард-рока связана с историей гитарных эффектов;
- как на хард-рок повлияла психоделическая музыка;
- что пришлось изменить в хард-роке, чтобы он стал хеви-металом.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Черты хард-рока
- Гитарный дисторшен и фузз. Это эффекты, которые искажают изначальное звучание инструмента, делают его более резким и шумным.
- Акцент на соло-гитаристах и их длинных импровизациях.
- Заимствования из блюза и влияние психоделической музыки.
Но обо всём по порядку.
Зарождение хард-рока
Появлению нового жанра способствовал технический прогресс, который облегчил получение дисторшена — основы хард-рока. Музыканты стали баловаться «перегрузом» ещё в 1950-е, но тогда это был результат ошибки гитариста или намеренного вандализма над студийной аппаратурой.
Читайте также:
Одной из первых песен с дисторшеном считается Rocket 88, выпущенная в 1951-м. Причина, по которой гитара в этой песне звучит искажённо, меняется от легенды к легенде: то ли гитарист Вилли Кизарт уронил усилитель в студии, то ли аппарат залило дождём, то ли прибор выпал из машины.
Некоторые музыканты специально портили динамики усилителя. Линк Рэй карандашом пробивал в нём дырки, чтобы записать песню Rumble, а гитарист Дэйв Дэвис из The Kinks орудовал бритвой. Результатом стала песня You Really Got Me — по структуре рок-н-ролльная, но гитарный звук в ней был настолько резким и грубым, что песня считается одним из первых примеров хард-рока и панк-рока.
В 1962 году компания Gibson начала продавать Maestro FZ-1 Fuzz-Tone — педаль, с помощью которой можно генерировать фузз, ещё более тяжёлый и искажённый эффект, чем дисторшен. Поначалу Maestro FZ-1 Fuzz-Tone никто не покупал, но в 1965-м гитарист Rolling Stones Кит Ричардс использовал её в песне (I Can’t Get No) Satisfaction, и педаль быстро вошла в арсенал рокеров. С этого момента хард-рок начал развиваться ускоренными темпами.
При чём здесь блюз
Помимо утяжелённого рок-н-ролла с самопальным дисторшеном, у истоков хард-рока лежит, как ни странно, блюз. Он возник в американской глубинке как акустический жанр, но в середине XX века блюзмены перешли на электрогитары. Тогда же их музыка прибыла в Британию, где имела огромный успех.
Читайте также:
Рокеры заимствовали из блюза структуру аккордов, но изменили ритм, сделав его более гладким. В блюз-роке есть твёрдое и чёткое звучание барабанов, работающих как метроном. Для блюза же характерны качающиеся триоли — сочетание трёх нот, по длине совпадающее с двумя. Одна из этих нот может быть длиннее, вторая может выпадать, из-за чего возникает характерная для блюза неровность, «раскачка».
В роке же всё звучит более регулярно. Сравните то, как дёргается ритм в песне Cross Road Blues Роберта Джонсона, и то, какой он ровный в интерпретации группы Cream, пионеров хард-рока.
Многие из первых хард-рок-песен были вариациями блюзовых стандартов, написанных ещё в первой половине XX века. Например, песня AC/DC «Baby Please Don’t Go» — это кавер на песню Биг Джо Уильямса, написанную ещё в 1935 году.
Поскольку в репертуар блюзменов также входили очень старые народные песни, то и в хард-роке они встречаются. Например, хит Black Betty группы Ram Jam интерпретирует песню, которая возникла ещё в начале XIX века в среде рабочих-афроамериканцев, однако группа явно ориентировалась на версию Black Betty культового блюзмена Ледбелли.
Влияние на хард-рок психоделической музыки
Её исполнители пытались создать эффект изменённого сознания — будто под психоделическими наркотиками или во время занятия медитацией. Для «психоделики» свойственен многослойный звук гитар, которого достигали с помощью большого количества гитарных эффектов. Иногда для этого использовали и дисторшен. Например, в песне Pink Floyd «Interstellar Overdrive» сочетание дисторшена и обратной связи в начальном риффе создаёт ощущение космического полёта.
Королём тяжёлой «психоделики» 1960-х был Джими Хендрикс. Его виртуозный стиль игры и новаторское использование сочетаний гитарных эффектов во многом сформировали хард-рок в классическом виде. Кстати, Хендрикс также был преданным фанатом блюза.
Из групп психоделического рока ближе всех к хард-року подобралась Blue Cheer. В её песнях и характерные гитары, и плотность звучания, и ритм, и работа барабанщика с характерными сбивками.
Одна из уникальных песен психоделической эпохи рока — In-A-Gadda-Da-Vida группы Iron Butterfly. Она выделяется не только звучанием на грани хеви-метала, но и очень сложной структурой: 17 минут, длинные соло-партии гитары, органа и барабанов. Позже подобный ход часто встречался в хард-роке, особенно на концертах, где некоторые песни, в студийной версии длившиеся 5–6 минут, становились основой для 15-минутных джемов.
Золотой век хард-рока
Он начался в 1969–1970-х годах, когда о себе громко заявили три ключевые группы из Британии, наиболее повлиявшие на хард-рок тех лет: Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. О них стоит рассказать подробнее.
Led Zeppelin была самой блюзовой группой из всех. Её гитарист ранее играл в The Yardbirds вместе с Эриком Клэптоном и Джеффом Беком. «Цеппелины» иногда создавали свои интерпретации блюзовых композиций, добавляя в них тяжести и ритмичного драйва.
Группа одновременно создавала классическое звучание хард-рока и расширяла его пределы: Пейдж играл на гитаре смычком (Dazed and Confused), гитары прерывались соло на терменвоксе (Whole Lotta Love), в песнях встречались элементы фолка (Stairway to Heaven), фанка (Trampled Under Foot), симфонической музыки (Kashmir). Каноном стали пространные импровизации, в которые группа пускалась на концертах, как и вокал Роберта Планта, один из лучших в хард-роке.
Важную новинку группа опробовала в Immigrant Song. В тяжёлом роке принято, что барабанщик и басист играют одну линию, а гитарист поверх ведёт другую. Но здесь ударник Джон Бонэм и басист Джон Пол Джонс долбят в те же ноты, что и Джимми Пейдж. Так часто стали делать в метале, который из хард-рока и вырос.
Deep Purple начинала чуть ли не как группа прогрессивного рока, а лидирующим инструментом был орган, на котором играл Джон Лорд. Однако затем в группе нашли баланс между двумя гениями (Лордом и гитаристом Ричи Блэкмором), утяжелили и ускорили звучание, не потеряв при этом в сложности построения песен и виртуозности концертов.
В песне Highway Star они уже отходили от чистого блюза к тому, чем позже станет метал. Всё благодаря ускоренному темпу и тематике скорости, благодаря которой байкеры ассоциировали себя прежде всего с металом. Фальцет Иэна Гиллана также вошёл в канон жанра.
Джон Лорд играл виртуозно, но другие группы не перенимали орган и в целом использование клавишных — слишком уж это сложно и академично. А вот риффы Deep Purple прочно въелись всем в уши. Smoke on the Water и так все помнят, а послушайте, например, Space Truckin’, построенную прежде всего на гитаре.
Из классической троицы сильнее всего на метал повлияла Black Sabbath. В первых её альбомах создана гнетущая атмосфера, мрачная и оккультная. Её влияние испытали вообще все поздние жанры метала.
Песня Black Sabbath отличалась от хард-рока тех лет — приглушённое звучание, очень медленный темп, готический вокал, ощущение надвигающегося кошмара. В восьмидесятые и девяностые Black Sabbath вдохновлялись группы, создавшие дум-метал — самый медленный жанр метала, который ползёт к слушателю и душит тяжёлыми риффами и агрессивным вокалом.
Третий альбом группы, Master of Reality, повлиял на стоунер-метал, появившийся в начале девяностых. Для него характерны заторможенный темп, блюзово-психоделическая основа и риффы, перегруженные до изнеможения. Примерно так же Black Sabbath звучала в 1971 году.
Одновременно с Black Sabbath в США появилась группа Sir Lord Baltimore, которая даже превзошла Black Sabbath по уровню гитарных искажений — дисторшен в ней использовали для бас-гитары. Некоторые источники утверждают, что именно к музыке Sir Lord Baltimore впервые применили термин «хеви-метал».
В семидесятые выяснилось, что хард-рок удачно совмещается с более лёгкими и простыми формами музыки, причём это может приносить огромный коммерческий успех. В 1971–1974 годах британскими чартами правили группы, которые играли глэм-рок. У него несколько разных звучаний, но одним из самых популярных был упрощённый хард: без сложных соло, с минимумом блюзовых влияний, заимствованием мелодических и ритмических ходов из поп-музыки, простыми и доходчивыми припевами. Среди таких исполнителей — Slade, Sweet, Сьюзи Кватро.
Особняком в жанре стояла Queen, начавшая с хард-рока. У участников группы было так много разных идей, что в итоге они стали писать всё подряд, и большинство культовых хитов Queen хоть и содержит элементы жанра, но стоит от него довольно далеко. Например, Bohemian Rhapsody — стилизация под оперное пение и фортепианный арт-рок — переходит в хард-рок, но схожие приёмы были и в других песнях. В The Prophet’s Song металлические риффы сочетаются с акустической гитарой и многочастным построением песни, как это принято в прогрессивном роке, а в середине Фредди Меркьюри поёт вообще без музыки, только в сопровождении многочисленных бэков.
В те годы было ещё много культовых групп, которые вносили новое в жанр. Отметим ключевые моменты.
Глэм-рокеры играли в ярких костюмах, делали сумасшедшие причёски и украшали лица макияжем. Дальше всех ушли Kiss и Элис Купер. Kiss разработала специфические образы для всех участников, целиком скрыв их настоящие облики за латексом и чёрно-бело-красным макияжем.
Элис Купер превратил обычные выступления в декадансный театр. Он запугивал зрителей макияжем, костюмами, декорациями и реквизитом: «поедал» бутафорских животных, позволял вешать себя, отрубать себе голову. Его считают отцом шок-рока — этот термин применяют не к музыке, а к стилю выступлений.
Lynyrd Skynyrd одна из немногих играла хард-рок с влиянием не только блюза, но и других жанров с американского юга, преимущественно кантри. При этом Lynyrd Skynyrd создавала музыку весьма стадионного формата и смотрелась уместнее рядом с Kiss или Deep Purple, чем с кантри-рок-группами.
Aerosmith можно назвать средним арифметическим групп семидесятых. Она нашла баланс между сложностью и доступностью для масс, при этом играла чистый хард-рок, а не уходила в более попсовое звучание, как глэмеры. Поэтому Aerosmith была одной из самых коммерчески успешных групп тех лет.
Появившаяся в конце семидесятых Van Halen представляла хард-рок, основанный на высокой гитарной технике, но при этом попадающий в радиоформат.
От хард-рока к хеви-металу
Переход произошёл благодаря группам, которых объединили под термином «новая волна британского хеви-метала». Они отказались от блюзовых аккордов и нашли другие способы построения композиций. Например, стали популярны известные ещё со времён античности лады (системы тонов, то есть соотношение высоты звуков), которые отличаются от обычного минора и мажора.
Благодаря техническим новинкам звучание стало тяжелее и насыщеннее. Это касается не только гитарного дисторшена, но и баса, который создаёт звук низкой частоты и «уплотняет» его. Некоторые басисты не только дают ритм, но и удваивают риффы и гитарные фразы за гитарой. Лемми Килмистер из Motorhead играл перегруженные пауэр-аккорды. Эта же группа привнесла в метал повышенную скорость, взятую из панк-рока.
Изменилась также эстетика и тематика песен. Метал намного мрачнее хард-рока, его обычные темы — война, насилие, религия, апокалипсис, ад, мрачные существа из мифов и городских легенд. В начале восьмидесятых мода в хеви-метале приняла классический вид: байки, тяжёлые цепи, кожа, шипы, татуировки. Во многом на неё повлияли панки, которые баловали примерно тем же.
Кто играет хард-рок в XXI веке
Поскольку метал-жанров появилось множество, чистого хард-рока в наше время почти не осталось. Периодически появляются винтажные группы, однако их можно отнести скорее к хеви-металу. Однако есть отдельные исполнители, которые погружают в атмосферу семидесятых.
В 2019 году Grammy получила американская группа Greta Van Fleet, которую все сравнивают с Led Zeppelin. Обойтись без этого невозможно, потому что похожа не только музыка, но и голоса вокалистов.
В середине нулевых выстрелила группа Wolfmother, сочетающая блюзовые риффы, атмосферу и вокал с элементами стиля Black Sabbath, а также нотки психоделии.
В 2003 году большим хитом стала песня британцев Darkness «I Believe in a Thing Called Love». Фальцет, далёкий от брутального метала восьмидесятых и далее, попсовый посыл и простая структура песни отсылают прямиком во времена глэма.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс