Кино
#статьи

«Анора»: драмеди о стриптизёрше с Майки Мэдисон, Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном

Говорим о картине Шона Бейкера, получившей в этом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Кадр: фильм «Анора» / FilmNation Entertainment / Neon

В мае этого года на Лазурном Берегу было жарко. Причём виновата не погода, а жюри 77-го Каннского кинофестиваля во главе с Гретой Гервиг («Барби»). Главный приз они отдали американской картине «Анора», в которой сыграли русскоязычные артисты. Пятый год подряд главная награда Канн уходит студии Neon (где-то плачет A24). При этом фильм Шона Бейкера не похож на лауреатов прошлых лет вроде «Анатомии падения», «Треугольника печали» или «Титана». Картина Бейкера куда более тихая, если не сказать интимная.

Тем интереснее будет разобрать главного фаворита будущего «Оскара», отдельно остановившись:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём это кино

Анора (Майки Мэдисон) не любит своё имя и предпочитает, чтобы её звали просто Эни. Девушке 23 года, она живёт в Бруклине, по ночам работает танцовщицей в ночном клубе, а днём отсыпается в крохотной квартирке на окраине города. Однажды в клуб приходит богатый юноша Иван (Марк Эйдельштейн), сын российского олигарха, и просит владельца подыскать кого-нибудь, кто знает русский. Эни — идеальный кандидат, поскольку языку её научила родная бабушка. Разговор по душам между ними быстро перетекает в приватный танец, а тот заканчивается в постели Ивана в его особняке.

Со временем Ваня влюбляется в Эни, начинает звать её на вечеринки и в загородные поездки, а под конец недельного отпуска даже предлагает девушке руку и сердце. Анора схожих чувств не питает, однако Иван ей симпатичен, а его богатство — золотой билет для танцовщицы, возможность начать новую жизнь. В итоге пара расписывается в Вегасе и счастливо летит обратно в Бруклин, чтобы там насладиться медовым месяцем.

Кадр: фильм «Анора» / FilmNation Entertainment / Neon

Слухи о свадьбе доходят до отца Ивана (Алексей Серебряков), и тот просит Тороса (Карен Карагулян), своего помощника, расстроить брак молодых. Пока родители юноши летят из России в Америку, чтобы забрать сына домой, Торос в компании своих шестёрок, Гарника (Ваче Товмасян) и Игоря (Юра Борисов), приезжает к ребятам. Ваня, испугавшись гнева отца и матери (Дарья Екамасова) убегает, что вынуждает Эни вместе с армяно-русской троицей отправится на его поиски.

Кем и как это снято

Шон Бейкер, режиссёр и сценарист «Аноры», снимает кино уже больше 20 лет. Известен он в первую очередь благодаря фильму 2017 года «Проект „Флорида“». Правда, Бейкера хорошо знают только критики и любители фестивального кино, но не массы. Зрители не заметили даже предыдущую картину — «Красная ракета», которая претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» в 2021-м. Но тогда награду получить было нереально — слишком громко выстрелил «Титан» Жюлии Дюкурно. Победить в Каннах Бейкеру удалось только в этом году. Хочется верить, что именно с «Анорой» к режиссёру придёт успех и всемирное внимание.

Для Бейкера характерно играть на контрастах, чтобы нагляднее показать те два мира, в которых живёт его персонаж. Неоновые вывески ночных клубов сменяются серостью улиц Бруклина при дневном свете, а яркий образ героини скрывает уязвлённость её души. Лощёный и усыпанный деньгами мир противопоставляется грязному и неприветливому.

Шон Бейкер
Фото: Kathy Hutchins / Shutterstock

Заметно, что постановщик не любит, когда герои озвучивают свои мысли или эмоциональное состояние. О переживаниях Эни Бейкер говорит с помощью пейзажа на фоне, крупных планов лица девушки либо непосредственно её действий. Анора, конечно, может накричать на кого-то или послать куда подальше. Однако мы, как зрители, гораздо больше понимаем благодаря сценам, в которых девушка молча смотрит из окна дорогой машины на переулки, которые она недавно покинула, но в которые совсем скоро может вернуться.

Но режиссёр умеет работать не только с драмой. Нередко действо разбавляется комическими эпизодами. Правда, если в предыдущих работах американца юмор существовал скорее для разрядки, то в «Аноре» комедия работает наравне с драмой. Чего стоят сцены в особняке Ивана, когда Торос со своей бригадой пытается вразумить ребят. Или прекрасные (но, будем честны, слегка утомительные) поездки на автомобиле, которые не только перевоплощают происходящее в роуд-муви, но и здорово так меняют тональность ленты — от мелодрамы к комедии положений. Бейкер, хоть и снимает в первую очередь инди-драмы, не забывает о зрителе. Он понимает, что двухчасовой беспробудный мрак — работа условного Триера, но никак не его.

Чем порадовали персонажи и артисты

«Анора» бы точно не состоялась без главного лица фильма — Майки Мэдисон. Шон Бейкер обратил внимание на актрису во время просмотра «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. Мэдисон взяли на роль Эни без проб — режиссёр решил, что лучше кандидата не будет. И это удивительно, ведь в «Голливуде» девушка воплощала совсем другой образ: неуравновешенной, абсолютно поехавшей сектантки. В «Аноре» же актриса играет сексапильную сильную девушку, которая к своим 23-м годам уже преисполнилась в познании.

Кадр: фильм «Анора» / FilmNation Entertainment / Neon

Эни — своенравная и отнюдь не легкомысленная, какой она может показаться в начале ленты. Анора знает себя, свои привычки и понимает, что хочет получить от людей. Роман с молодым красивым парнем — это хорошо, но его деньги — ещё лучше. При этом девушку сложно назвать меркантильной — плевать она хотела на роскошное существование с круглосуточными вечеринками; главное для Эни — возможность быть по-настоящему независимой, в том числе финансово. И, поскольку собственными усилиями сколотить состояние у Аноры вряд ли получится, она, как истинный прагматик, выбирает другой путь — зацепиться за того, у кого уже есть богатство.

Марку Эйдельштейну попасть в фильм помог его коллега Юра Борисов. Он посоветовал молодому актёру записать видеовизитку. Марк решил пойти ва-банк и снял видео голого себя в образе Ивана. Бейкера смелость российского артиста зацепила, и он решил дать ему эту роль.

Кадр: фильм «Анора» / FilmNation Entertainment / Neon

Ваня как персонаж устроен куда проще Аноры, а его запросы до ужаса банальны. От этой жизни ему нужны только бесконечный кутёж, быстрый секс и вещества покрепче. Марк Эйдельштейн хорошо справился с ролью. Он ведёт себя как типичный избалованный юноша: говорит много и попусту, вечно бегает туда-сюда и неловко делает комплименты. Английский Ивана невероятно режет слух, но это часть аутентичности образа, который Марк создал для персонажа на пару с Бейкером. Отдельно похвалить артиста стоит за переход в третьем акте: если ранее кажется, что всё может закончиться хорошо, то тут Ваня, даже не попробовав противостоять родителям и хоть раз сделать что-то по-своему, спрятался под юбкой матери. Герой Эйдельштейна черствеет к Аноре так же быстро, как и влюбляется в неё в начале фильма.

Карен Карагулян и Ваче Товмасян — идеальные comic-relief-персонажи. Вообще, эта картина настолько же армянская, насколько и русская. Торос и Гарник общаются между собой на родном языке, неловко шутят и привносят в ленту колорит, знакомый всякому, кто хотя бы проездом был в Сочи, — разве что шашлыки в кадре не готовят.

Кадр: фильм «Анора» / FilmNation Entertainment / Neon

Алексея Серебрякова и Дарьи Екамасовой преступно мало. Они заскакивают на огонёк к главным героям только в конце фильма и особой роли в сюжете не играют. Екамасова даже слегка разочаровала — создаётся впечатление, будто актриса переигрывает и пытается изобразить харизму, хотя её персонаж таковой не обладает. Гораздо лучше дела обстоят у Серебрякова и его героя. У Николая Захарова всего две-три реплики, но запоминается он не благодаря им, а благодаря своему смеху в эпизоде, в котором Анора кричит на Ваню, — вот где харизма зарыта.

Скрытый алмаз фильма — Юра Борисов. Душа радуется, когда видишь его на экране. Таких обаятельных русских гопников американский кинематограф ещё не видел! В первой половине фильма Игорь почти не появляется, а в сценах с его участием говорить мужчине толком не дают. Во второй диалогов с его участием тоже не так уж много, однако заметно растёт значимость гопника как для Аноры, так и для сюжета: в финале Игорь становится главным героем наравне с Эни.

Кадр: фильм «Анора» / FilmNation Entertainment / Neon

Игорь — эмигрант, которого с Эни связывает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. У него тоже тёплые отношения с бабушкой, он живёт без денег, работает на дядю и мечтает вырваться из этой кабалы, боится открываться другим. Он оказывается единственным, кто не попытался купить Анору или воспользоваться ей. Именно это делает заключительную сцену фильма такой душераздирающей.

Что Шон Бейкер снова пытается донести

Каждый автор страдает от самоповторов. Вуди Аллен, например, не может обойтись без героя-неврастеника, а Зак Снайдер — без библейских отсылок и плохой режиссуры. У Бейкера тоже есть несколько паттернов. Чаще всего режиссёр показывает одноэтажную Америку и её обитателей — бесконечно одиноких людей, которым не хватило места под солнцем. Вот история темнокожей проститутки, которая пытается отомстить бывшему после отсидки («Мандарин»), вот сюжет о молодой женщине, которая не может заплатить за аренду номера в мотеле и прокормить шестилетнюю дочь («Проект „Флорида“»), а вот драма о порноактёре без денег и крыши над головой («Красная ракета»).

Важно, что Шон Бейкер — постановщик американский, но не голливудский. Он не снимает блокбастеры, не работает со звёздами и крупными студиями, не пытается говорить в своих картинах о проблемах большинства. Бейкеру в первую очередь интересно изучать судьбы тех, кто не по своей воле оказался на дне, — причём из раза в раз ими становятся секс-работники.

В «Аноре» от уже выверенной формулы постановщик отказываться не стал: на экране снова бедная девушка из индустрии развлечений и снова история о попытке выбраться из болота. И вновь, несмотря на яркий визуал, отрезвляющее столкновение с реальностью.

А всё дело в том, что герои Бейкера не эволюционируют. Они всегда остаются с тем же, с чего начинали. И это не ошибка сценария или плохая работа с персонажами, а критика социальных лифтов в современном обществе. Как бы сильно ты ни хотел забраться наверх, рождённые внизу обречены жить там. Или до конца дней остаются самозванцами, сумевшими-таки забраться чуть выше положенного. Обречены ли протагонисты режиссёра? Да, безусловно. Беспросветны ли фильмы Шона Бейкера? Ни в коем случае.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована