«Дороги русского Просвещения»: как студенты Skillbox воссоздали одежду XVIII века
Рассказываем, как в сотрудничестве с крупными музеями страны студенты Skillbox воссоздали в Clo 3D исторические предметы одежды эпохи Екатерины II.
Картина неизвестного художника «Портрет Екатерины II», XVIII в. / Елена Созанова для Skillbox Media
Современные технологии и культурное наследие всё чаще переплетаются, открывая новые возможности для сохранения и изучения истории. Один из ярких примеров — уникальный сайд-проект, реализованный студентами Skillbox совместно с Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем и музеем-заповедником «Царское Село» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В рамках выставки «Дороги русского Просвещения», которая проходит в Каргополе, студенты с помощью 3D-технологий виртуально воссоздали три исторических предмета одежды XVIII века.
Наряды тех времён удалось «оживить» с удивительной точностью. Теперь посетители выставки могут посмотреть на них в формате видеороликов и виртуальных моделей и узнать, как костюмы эпохи Екатерины II выглядели в реальной жизни.
В этой статье подробно расскажем, что такое сайд-проекты и чем они полезны, подробнее разберём поставленную перед студентами задачу, погрузимся в процесс работы и, конечно, покажем результаты ⏳
Сайд-проекты: чем полезны и кто выступил партнёром в этот раз
В Skillbox студенты и выпускники могут не только учиться на онлайн-платформе, но и применять новые знания на практике через формат сайд-проектов. Он даёт возможность поработать с реальными брендами (компаниями-партнёрами) за пределами учебного трека и дополнительно прокачать ключевые навыки в выбранной профессии.
Сайд-проекты помогают закрепить теорию, развить как софт-, так и хард-скиллы, а также открыть двери к новым карьерным возможностям — через стажировки или участие в крупных медийных инициативах.
А ещё участие в сайд-проекте — это отличный шанс пополнить своё портфолио уникальным кейсом.
В среднем Skillbox проводит два-три сайд-проекта в квартал. Набор открытый: в телеграм-чатах профильного направления публикуется объявление с деталями и дедлайнами, и любой из студентов может откликнуться и попробовать свои силы.
Инициатором текущего проекта стали музей-заповедник «Царское Село» и Президентский фонд культурных инициатив. Они обратили внимание на предыдущую успешную коллаборацию Skillbox с музеем «Царицыно» — когда студенты подготовили визуализации музейных экспонатов, были впечатлены результатами и тоже захотели посотрудничать.
Выставка «Дороги русского Просвещения», проходящая в Каргополе, послужила основой для нового вдохновляющего сайд-проекта.
Бриф: чему посвящена выставка и какая задача стояла перед студентами
Согласно легенде, в конце XVIII века императрица Екатерина II планировала поездку в Каргополь, но по разным причинам её прибытие в город так и не состоялось. В 2024 году Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей совместно с музеем-заповедником «Царское Село» решили вообразить и показать, каким бы могло быть это путешествие.
На выставке «Дороги русского Просвещения» представлены уникальные экспонаты XVIII века: изысканный китайский эмалевый сервиз, тончайший веер французской работы, тома указов Екатерины II, её шефское мундирное платье и расписные колёса от парадной кареты. А также предметы гардероба состоятельной каргополки того времени.
Skillbox захотел поддержать инициативу и с радостью присоединился к участию в выставке. После обсуждений с музеем было решено, что студенты онлайн-платформы будут отвечать за визуализацию конкретных исторических экспонатов.
Так и появился спецпроект «3D-возрождение предметов одежды XVIII века», в котором приняли участие студентки курса «Clo 3D для fashion-дизайнеров» Ксения Рубан и Кристина Бабинцева, а также их наставник, дизайнер 3D-одежды и эксперт Skillbox, Марина Груздова.
Вместе они, после изучения исторических образцов и картин, создали цифровые реконструкции трёх предметов одежды эпохи Екатерины II:
- платья императрицы с её портрета кисти неизвестного художника,
- нарядных рукавов праздничной рубахи того времени,
- сарафана женщины Каргопольского уезда из коллекции музея.
На работу у команды Skillbox ушло 160 часов.
Процесс создания виртуальных копий: от исследования до 3D-моделирования
Работа с историческими предметами одежды — это всегда сложный процесс, требующий бережного отношения. Необходимо соблюдать определённый световой и температурный режимы — чтобы ткань не выцветала и не деформировалась. Поэтому многие старинные вещи не доходят до наших времён.
К сожалению, так и платье Екатерины II с одного из портретов кисти неизвестного художника не сохранилось до наших дней. Но благодаря студентам Skillbox этот утраченный экспонат удалось виртуально воссоздать.
Главной задача, поставленная перед студентами, состояла в том, чтобы сохранить визуальную подлинность тканей и выкроек нарядов.
Первым этапом работы стало исследование исторической эпохи: студенты изучали архивные материалы, искали нужные выкройки и анализировали структуры тканей. А затем при помощи программы Clo 3D визуализировали получившееся: сперва создавали цифровые выкройки нижних юбок и рубах одежды для придания объёма модели, а затем аккуратно переносили каждый фрагмент ткани и элементы отделки в программу, стремясь сохранить историческую достоверность.
Екатерина Забалдина
Директор Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
— Виртуальные реконструкции исторических предметов одежды — это не только визуальное удовольствие, но и возможность лучше понять особенности кройки, ткани, декора прежних времён. Мы рады, что современные технологии позволяют нам лучше понять прошлое и сделать историю более доступной для широкой публики.
Цифровой формат проекта не только отлично подошёл под цели конкретно этой выставки, но и стал ярким доказательством того, как современные цифровые технологии могут помочь в демонстрации исторических экспонатов, не подвергая при этом риску подлинные предметы и костюмы.
О воссоздании платья Екатерины II
Марина Груздова, дизайнер 3D-одежды, воссоздала платье Екатерины II с картины неизвестного художника XVIII века.
Она поделилась, что во время изучения исторических костюмов того времени поняла, что при создании картины художник позволил себе некоторые вольности — например, не изобразил корсет, без которого невозможно было носить платье в то время.
А ещё рассказала, что самой кропотливой работой для неё стало моделирование верхнего платья и детализированной вышивки.
Марина Груздова
Дизайнер 3D-одежды и эксперт Skillbox
— Первым делом я провела исследование моды того периода и изучила известные реконструкции платьев, чтобы собрать точный образ. Оказалось, что платье Екатерины II сложносоставное. Видимо, чтобы придумать и отшить его, портные того времени действительно потрудились на славу.
Самая кропотливая работа была связана с верхним платьем и вышивкой: уж слишком сложный крой со множеством мелких элементов там был. Воссоздание этих деталей стало для меня настоящим вызовом, но и одновременно увлекательным процессом.
Здорово, что в наше время можно вот так вот, с помощью цифровых инструментов, оживить утраченные платья и сделать далёкую эпоху ближе к нам.
О визуализации нарядных рукавов
Ксения Рубан, студентка курса «Clo 3D для fashion-дизайнеров», визуализировала нарядные рукава — верхнюю часть женской праздничной рубахи конца XVIII века.
В ходе работы выяснилось, что для создания этого изделия швея использовала пять видов ткани. Каждый стежок, каждая складочка рассказывали свою историю — Ксения поделилась, что во время их изучения ей хотелось задать множество вопросов швее.
Ксения Рубан
Студентка курса «Clo 3D для fashion-дизайнеров»
— Хотели бы вы познакомиться с человеком, чьё изделие очаровывает вас своим исполнением? А что делать, если вас разделяют века? Нам прислали фотографии изделий, чтобы мы могли воссоздать их в цифровой плоскости. Это отличное решение для показа ветхих элементов костюма, ведь теперь их можно рассмотреть со всех сторон и увидеть, как они выглядели в носке.
На этом, казалось бы, сухая цифровизация изделия должна была закончиться, но при отрисовке лекал праздничных рукавов я поняла, что мастер использовал пять видов ткани. Если не было денег на полное полотно ткани, для кого шилась эта рубашка? Как мастерица комбинировала кусочки ткани, чтобы сохранить общий рисунок, подбирала отрезки по оттенкам и направлению паттерна? Как мелкие складки собраны на такой грубой ткани, как гродетур? Моя программа не смогла повторить такое мастерство.
О воссоздании праздничного сарафана
Кристина Бабинцева, студентка курса «Clo 3D для fashion-дизайнеров», отвечала за визуализацию по фотографии праздничного сарафана конца XVIII — начала XIX века.
По её словам, сложнее всего было детально рассмотреть каждый кусочек, чтобы достоверно передать текстуру и орнамент оригинала.
Кристина Бабинцева
Студентка курса «Clo 3D для fashion-дизайнеров»
— Мне нужно было воссоздать сарафан по фотографиям, полученным от музея. Эта задача оказалась очень интересной, поскольку опыт работы с историческим изделием был для меня новым.
Во время разработки лекал я погрузилась в историю, изучая информацию о сарафанах той эпохи: как их носили, какие ткани использовали и как их создавали. Мне пришлось по фотографиям анализировать, как именно был сшит сарафан, ведь в ходе изучения я обнаружила, что не все куски ткани были сшиты симметрично. Направление орнамента и особенности ткани под воздействием времени различались в определённых местах.
Благодаря этому проекту я приобрела новые навыки и развила существующие, погрузилась в мир исторического костюма и познакомилась с новыми людьми. Я очень благодарна команде Skillbox за эту возможность.
Польза для студентов: что даст им такой кейс
Сотрудничество с такими значимыми государственными брендами, как музей-заповедник «Царское Село» и Президентский фонд культурных инициатив, станет яркой строчкой в резюме студентов.
А включение подобного масштабного кейса в портфолио откроет им двери к новым карьерным перспективам. Он покажет будущим работодателям, насколько высоко доверие к профессионализму студентов на самых разных уровнях.
Подводя итог: о важности проекта
Совместный проект Skillbox и Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея и музея-заповедника «Царское Село» наглядно демонстрирует, что современные технологии могут бережно и точно воссоздавать утраченное или повреждённое культурное наследие, открывая его для аудитории в новом формате.
Более того, спектр возможностей программы CLO 3D выходит далеко за рамки воссоздания исторических костюмов. Этот инструмент активно используется в fashion-индустрии для разработки современных коллекций одежды.
Кроме того, CLO 3D применяют для визуализации костюмов в кино и в видеоиграх, для создания виртуальных шоурумов, 3D-анимаций и даже в промышленном дизайне — этот софт делает специалиста, им владеющего, востребованным в любых креативных индустриях.
Ждём вас на выставке: о датах проведения
Выставка «Дороги русского Просвещения» в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее — это настоящее цифровое погружение в историю. Возможность практически «потрогать» прошлое и вблизи увидеть тонкости кройки, тканей и ремесленных традиций XVIII века.
Приглашаем вас лично увидеть результаты синтеза традиций и инноваций и погрузиться в мир прошлого!
Место:
Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, Октябрьский проспект, дом 50, Архангельская область.
Дата проведения:
до 28 февраля 2025 года.