Музыка
#статьи

Это что за ХТК?

Разбираемся, что означает это музыкальное сокращение, как и почему оно появилось.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / freepik / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

В музыке встречается много сокращений, которые нужны для удобства. Одно из них — «ХТК» (читается «хэ-тэ-ка»). Посетители концертов часто слышат от ведущего «первый том ХТК», «второй том ХТК». Но не все знают, что это означает. Название какого-то произведения? Может быть, его части? Давайте приоткроем завесу этой великой тайны.

Из этой статьи вы узнаете:

Что значит «ХТК»

Это аббревиатура:

Х — хорошо.

Т — темперированный.

К — клавир.

Ощутимо понятнее не стало, давайте разбираться. Первое слово в пояснениях не нуждается. Начнём со второго: оно и длиннее, и сложнее.

Слово «темперированный» связано со строем музыкального инструмента. «Строй» и «настройка», «настроенный» — это слова, близкие по смыслу. Если инструмент хорошо настроен, на нём приятно играть и он не звучит фальшиво. Плохо настроенный инструмент — беда и для исполнителей, и для слушателей.

Строй определяется точной последовательностью музыкальных звуков и их чётким соотношением. В нём должен быть единый порядок. В музыке даже один неверный звук может разрушить всю красоту и гармонию.

Осталось разобраться, что же это за порядок музыкальных звуков.

Самым совершенным стал равномерно темперированный строй, который изобрели в XVIII веке. Суть его в следующем:

  • взять расстояние между двумя ближайшими нотами до (октаву);
  • разделить октаву на одинаковые отрезки — ровно на 12 частей;
  • по этим отрезкам — полутонам — выполнить точную настройку инструмента.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Открытие нового способа настройки дало музыкантам большие возможности. Теперь можно было использовать различные тональности! От любой клавиши, белой и чёрной, мы можем сыграть гамму и написать пьесу. И она будет звучать не фальшиво, чем не могли похвастаться предыдущие строи. Послушайте, например, как звучит этот фрагмент прелюдии Баха на клавесине с чистым строем: кажется, что инструмент не настроен — или что исполнитель промахнулся мимо нужной клавиши. Более подробно об этой прелюдии ещё поговорим ниже, а пока запомним: «хорошо темперированный» — это значит «хорошо настроенный».

В сокращении «ХТК» нам осталось расшифровать только К. Клавиры — это группа клавишных инструментов эпохи барокко. В неё входили старинные инструменты — клавесин и клавикорд, которые сейчас мало используются, а также фортепиано и орган. Когда композитор писал пьесу для клавира, её можно было играть на любом из этих инструментов.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

ХТК — это хорошо настроенный клавишный инструмент.

Как устроен ХТК

Именно так — «Хорошо темперированный клавир» — назвал своё сочинение Иоганн Себастьян Бах. Впервые в истории музыки он создал произведение, в котором использовались тональности с большим количеством чёрных клавиш, что стало возможно благодаря темперированной настройке. В оригинале это называлось Das Wohltemperierte Klavier. Тоже длинно, но на русском даже длиннее. Поэтому возникла потребность сократить название. Так и появилась аббревиатура ХТК.

Бах сочинил целых два сборника по 24 мини-цикла: один в 1722 году, второй — в 1744-м. Во втором томе композитор показывает всё то же многообразие тональностей темперированного строя, только в новых мелодиях и образах.

Мини-цикл включал два произведения в одной тональности:

  • прелюдию;
  • фугу.

Благодаря изобретению темперированного строя появилась возможность писать прелюдии и фуги в мажоре и миноре от любого звука. Получилось так:

  • Прелюдия и фуга №1 (до мажор);
  • Прелюдия и фуга №2 (до минор);
  • Прелюдия и фуга №3 (до-диез мажор);
  • Прелюдия и фуга №4 (до-диез минор);
  • и так далее, по всем 12 белым и чёрным клавишам.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Поэтому у Баха вышло 24 номера в каждом сборнике, 12 из них в мажоре и 12 в миноре.

Все номера у Баха — это полифония. Так называют вид музыки, в которой звучит много равноправных голосов.

Каждый номер содержит две пьесы.

  • Прелюдия. Это полифоническая пьеса, за которой следует фуга или другая сложная полифоническая форма. Прелюдии могли просто сочинять на ходу, импровизируя. И Бах прекрасно умел это делать, но прелюдии ХТК он записал нотами.
  • Фуга. Это сложная полифоническая пьеса на два, три, четыре или даже пять голосов. Основана она на теме или — реже — двух или трёх темах. В фуге композитор показывает своё мастерство: как он может эту тему изменить — поставить в разные тональности, уменьшить или увеличить ритмически, даже записать наоборот. Тема фуги проводится в различных голосах несколько раз, словно об одной и той же истории нам повествуют разные рассказчики.

Как звучит ХТК

Приведём несколько примеров того, как звучит полифоническая музыка в различных тональностях в первом томе ХТК Баха. Слушая эту музыку, мы можем не только познакомиться с разными тональностями, но и почувствовать разнообразие образного мира «Хорошо темперированного клавира».

Прелюдия и фуга №1 (до мажор) из первого тома ХТК

Прелюдия. Светлая и гармоничная музыка. Автор передаёт умиротворение различными средствами: арпеджированным движением по трезвучиям, использованием органного пункта, струящимися мелодическими фигурациями.

Фото: mnimage / Shutterstock

Исследователи музыки Баха считают, что в прелюдии до мажор композитор рисует нам сюжет из Библии «Благовещение»: к Марии прилетел ангел и рассказал, что вскоре она родит Иисуса, Божьего сына. Используя трёхголосие (а цифра 3 очень важна для христианской церкви с её Троицей) композитор зашифровал послание. Есть нижние звуки — это «земля», затем средние звуки — это «человек», высокие звуки — это «небо», в нём кружат ангелы.

В конце прелюдии остаётся один голос — это слово архангела Гавриила, который принёс Марии благую весть.

Фуга. В ХТК встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные фуги. Количество голосов для своих произведений Бах выбирал сам в зависимости от своего замысла. А иногда и от темы, которую он сочинил. На некоторые темы, в которые входит очень много различных звуков, сложно написать фугу на пять голосов.

Фуга до мажор четырёхголосная. Сначала звучит тема в одном голосе, а затем в другом, и так по очереди вступают все четыре голоса.

Фуга напоминает неспешный рассказ ангела и продолжает тот же сюжет.

Одна и та же тема звучит в фуге много раз. В её основе подлинные протестантские хоралы, что придаёт музыке духовную глубину и строгость.

Прелюдия до мажор очень понравилась французскому композитору Шарлю Гуно, и он наложил на неё свою мелодию спустя более чем сто лет после появления первого тома ХТК. Так появилось новое произведение — Ave Maria.

Прелюдия и фуга №11 (фа мажор) из первого тома ХТК

Прелюдия. Яркая и динамичная. Такую музыку ещё называют моторной, в ней словно работает ритмический мотор: когда много нот с одинаковыми короткими длительностями следуют в музыке друг за другом, то возникает ощущение некоего механического действия.

В первом и втором томе ХТК многие прелюдии представляют собой чередование одинаковых ритмических длительностей, одинаковых фигураций. Это не особенность прелюдий Баха, а характерная черта данного жанра. В прелюдии фа мажор принцип прелюдирования проявляется очень ярко.

Фуга. Не такая быстрая, но тоже подвижная по темпу звучания. Тема фа-мажорной фуги активная и танцевальная, в ней нет духовной проблематики, как в фугах №1 и №18. Бах не всегда серьёзный композитор. Напомним, что он также является автором знаменитой «Шутки».

В начале фуги голоса вступают по очереди, но затем звучат все вместе. Это общий приём для всех фуг в ХТК. Голосов в фуге фа мажор три, ведь для такой развитой быстрой темы было бы сложно создать четырёх- или пятиголосие.

Прелюдия и фуга №18 (соль-диез минор) из первого тома ХТК

Прелюдия. Певучая, она льётся непрерывно и мелодично. Это лирика, и ещё один новый образ в ХТК. Выразительная мелодия, яркие и напряжённые интонации и волноообразное движение (мелодия идёт то вверх, то вниз) придают музыке оттенок взволнованного и очень личного высказывания. В ХТК сменяются не только тональности, но и различные музыкальные сюжеты.

Фуга. Также начинается с темы в одном голосе, а всего их в этой фуге четыре. В теме фуги Бах зашифровал нотами тему креста, рисуя ещё один библейский сюжет — страдания Христа на кресте. Сначала композитор использовал две ноты: gis — fisis. Они представляют собой одну линию креста. А затем звучат другие два звука: cisis — dis. Это другая линия, которая перекрещивается с первой.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована