Музыка
#подборки

7 композиторов, которые заставят вас пересмотреть советские мультфильмы

Что общего у «Союзмультфильма» и «Крёстного отца»?

Кадр: мультипликационный фильм «Контакт» / «Союзмультфильм»

На вопрос «Что привело вас в мультипликацию?» поэт Александр Тимофеевский, автор текста «Пусть бегут неуклюже…», отвечал: «Безденежье, безработица и восхищение фильмами режиссёра-мультипликатора Бориса Дёжкина». Советские композиторы, ограниченные цензурой и скромным размером авторских отчислений в системе Госконцерта, зачастую оказывались в похожей ситуации.

Кино и мультипликация были более свободной площадкой для музыкальных экспериментов. Там процветала электронная и экспериментальная музыка — послушайте, например, психоделическую «Шкатулку с секретом». И даже для топовых композиторов работа в кино была основным источником дохода. Сложилась особая «каста» творцов, которые умели создавать много и быстро.

В этой статье поговорим о тех, кто, ко всему прочему, писал музыку хорошо. А ещё — об их песнях и мелодиях, которые мы напевали в детстве и продолжаем петь взрослыми. В нашем материале:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Александр Зацепин и «Тайна третьей планеты»

В 1970–1980-х годах советская киношная фантастика искала новое звучание для конструирования музыкальных образов космоса, технологий и будущего. Было важно создать такую музыку, которая могла завлечь в новый мир, пробудить интерес к неизведанному.

Ключик к такому звучанию нашёл Александр Зацепин. Изобретательный композитор был техником-самоучкой, умел собирать радиоприёмники и усилители. Увлечение технологиями и звукорежиссурой помогало ему находить нестандартные решения: для фильма «31 июня» он изобрёл собственный музыкальный инструмент «оркестроллу», а в «Тайне третьей планеты» экспериментировал с синтезаторами.

В мультфильме ясную и «домашнюю» главную тему исполняют скрипки. Они сопровождают сцену полёта главных героев на космическом корабле, который стал для них вторым домом. Другие же композиции контрастные и нестабильные за счёт электронных вибрато, звуковых колебаний и скачков по частотам: странные существа, герои и злодеи звучат по-разному. Например, беспокойный мотив доктора Верховцева, в которого по сюжету перевоплощается Глот, звучит при первой встрече героев: грубой электронной музыке вторят духовые, намекая на двойственность и скрытую коварную сущность персонажа.

Оригинальный саундтрек, записанный ансамблем ВИА «Дикие гитары», утерян — спустя 40 лет после выхода мультфильма его удалось восстановить с помощью партитуры. Тембры синтезаторов подбирали на слух, а остальные инструменты записывали вживую, как это делал Зацепин в оригинальной записи.

Владимир Шаинский и «Чебурашка»

Начиная со второго мультфильма про Чебурашку и Крокодила Гену над музыкальным оформлением работал Владимир Шаинский. На момент начала проекта Шаинский успел поучиться в трёх консерваториях (Ташкентской, Московской и Бакинской), написать несколько знаменитых военных песен (например, «Идёт солдат по городу» и «Проходи, кавалерия») и стать респектабельным серьёзным композитором.

Режиссёр «Чебурашки» Роман Качанов серьёзности не хотел — он искал простую мелодию, которую бы исполнял в начале мультфильма Крокодил Гена. В итоге Шаинскому пришлось мириться сразу с двумя неприятностями. Нужно было писать музыку без текста (композитор привык делать наоборот), а ещё искать компромисс с режиссёром, которому все мелодии Шаинского казались слишком мудрёными.

Владимир Шаинский вспоминал, что Качанов заставил его играть в шахматы (пять партий подряд), чтобы изжить «рациональное начало». Но даже после этого мелодии всё равно казались режиссёру сложными. Тогда композитор взбесился и начал играть настолько примитивную мелодию, насколько возможно. Это и был мотив песни «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…».

Судя по хронологии творчества, именно после этого проекта Шаинский начал активно писать песни для детей. Сам он трогательно рассказывает о процессе творчества:

«Мой композиторский путь в детскую песню трудный и в то же время радостный. Трудный — потому что совсем нелегко написать песню, которую примут и подхватят дети. А радостный — потому что нет большего счастья для автора, чем слышать и видеть, как его песни поются детьми».

Геннадий Гладков и «Бременские музыканты»

С этим композитором связаны не только «Бременские музыканты», но и другие музыкальные сказки — например, «Голубой щенок» и «Новогодние приключения Маши и Вити». Но именно «хипповские» мотивы шестидесятых, которые звучат в сказке про бродячих музыкантов, принесли ему популярность.

Озвучивали обе части мультфильма в ночи на студии фирмы «Мелодия» — в другое время она была занята, а альтернатив в то время не было. На роли разных персонажей пригласили нескольких известных артистов, но приехал только Олег Анофриев. Он и озвучил все партии, кроме Принцессы и Осла — они поют голосами Эльмиры Жерздевой и Анатолия Горохова.

Во второй части актёра заменил баритон Муслим Магомаев — именно он создал образы чувственной Атаманши и коварного Сыщика. Но его главная партия — у романтичного Трубадура, чей «Луч солнца золотого» писался композитором Геннадием Гладковым без готового текста. Кстати, голос Короля — это голос самого композитора!

Максим Дунаевский и «Летучий корабль»

Благодаря сочетанию разных стилей Максим Дунаевский создал оригинальное музыкальное звучание мультфильма: это и народные мотивы, и модное в то время звучание рок-хитов 1960-х (обратите внимание на песню-признание Ивана), и даже магические электронные переходы. Через всю сказку проходит музыкальная тема «Ах, если бы сбылась моя мечта» — и логично связывает части повествования.

Музыку исполнил ансамбль «Фестиваль», который Дунаевский основал за два года до начала работы над «Летучим кораблём». Всю, кроме легендарных частушек Бабок-ёжек — для них пригласили женскую академическую группу Московского камерного хора. Больше всего в этом номере радует живой и заразительный смех бабусь.

С созданием текста песни Водяного связана забавная история. Не имея указаний, поэт Юрий Энтин написал арию по методу Станиславского — то есть поместил себя в предлагаемые обстоятельства. Буквально. Энтин лёг в ванну с водой, представил себя Водяным и всего за 15 минут написал текст. Дунаевскому с той же песней пришлось помучиться: партитуру утвердили, по разным источникам, то ли с пятого, то ли с десятого раза.

Моисей Вайнберг и «Каникулы Бонифация»

Сложно поверить, но у драматической ленты «Летят журавли», обладательницы каннской «Золотой ветви», и у короткометражного мультфильма «Каникулы Бонифация» один композитор — Моисей Вайнберг. С другой стороны, неудавшийся отпуск циркового льва тоже своего рода драма.

Яркая экспозиция погружает зрителя в мир цирка, где веселье соседствует с риском и опасностью. Для этого композитор использует приём «миккимаусинга» — то есть музыкально дублирует то, что происходит на экране. Цирковые артисты, животные, а потом и дети двигаются чётко под музыкальную фактуру — это предсказуемо, но зрелищно и органично.

Вайнберг написал немало музыки для сюжетных представлений — например, балет «Золотой ключик». Вот и в этом мультфильме он поймал нужный ритм и настроение и переплёл их с отношениями и характерами персонажей. Сравните, как одна и та же быстрая мелодия трюка звучит, когда могучий атлет играет с гирей в цирке — и когда добрый лев даёт представление для детей в Африке.

Эдуард Артемьев и «Девочка и дельфин»

Эдуард Артемьев известен тем, что использовал электронную музыку в кино ещё до того, как это стало мейнстримом. Одна из его работ — музыкальное сопровождение к научно-фантастическому фильму «Мечте навстречу» 1963 года. С Артемьева космическое и неизведанное стало ассоциироваться с электронной музыкой.

В картине «Девочка и дельфин» он создаёт вполне земной саундтрек, полный тепла и чувства, и дополняет синтезаторами и осцилляторами трогательный этюд о дружбе маленькой девочки и дельфина.

В журнале «Музыкальная жизнь» саундтрек Артемьева сравнивали с «хрустальным шаром с солнечным светом и морскими брызгами из детства, песнями утраченного рая». Ключевой здесь именно грустный, пронзительный оттенок, который так трогает зрителей. А что вам больше всего западает в душу при просмотре «Девочки и дельфина»? Отдалённые сирены на фоне шума моря, повторение главной темы встречи героев или те же сирены, только сопровождающие прощание друзей в ночной тишине?

Нино Рота и «Контакт»

Когда будете смотреть мультфильм «Контакт» в первый раз и вам покажется, что эту музыку вы уже где-то слышали, — знайте: вам не кажется. Это тема любви (Speak Softly Love) из первой части трилогии «Крёстный отец», которую итальянский композитор Нино Рота написал в 1972 году, за шесть лет до выхода советского мультика.

Как в советской анимации вдруг оказался итальянский композитор, ещё и в аранжировке француза Поля Мориа, — загадка. Но после выхода «Контакта» мелодия стала очень популярной: например, Speak Softly Love исполнял на живых концертах Муслим Магомаев. Если у артиста эстрады песня сохраняет первоначальный лирический и нежный характер, то в мультике это рациональная и ироничная тема поиска общего языка между человеком и инопланетным разумом.

Режиссёр Владимир Тарасов показывает мир глазами человека, который чувствует себя хозяином, пока не сталкивается с пришельцем, — и тогда теряет уверенность в себе. Землянин ожидает нападения, в то время как существо просто хочет познать мир и найти тот самый контакт. В итоге оппоненты его и находят, при том очень мило: видя, как пришелец не может повторить тему Роты, человек перестаёт бояться, и уже через несколько распевок герои становятся приятелями.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована