Маркетинг
#истории

Красивый Instagram — это эстетика или искусство?

Дарья — искусствовед, но теперь занимается SMM в агентстве «Апрель». Беседуем о современном искусстве, творчестве в соцсетях и сложных клиентах.

Фото: личный архив Дарьи Прохоренко

Дарья Прохоренко

Россия, г. Москва


Пройденный курс


Рост дохода

+100%


В интервью Даша рассказывает:

Искусство и SMM

— Почему ты решила стать искусствоведом?

— В школе я хотела быть актрисой. После 11 класса поступала в театральное училище, в студию МХАТ и театральный институт имени Щукина: прошла все 4 этапа, но провалилась на конкурсе. На следующий год я выбрала другую профессию, заново сдала 6 предметов на ЕГЭ и поступила в РУДН на специальность «Искусство и гуманитарные науки».

— А почему не стала работать медиатором или искусствоведом?

— Просто я закончила университет, а заодно и курсы Skillbox — и после этого сразу взяла два SMM-проекта как фрилансер: меня это увлекло. А потом устроилась в «Апрель» и сейчас к искусствоведению возвращаться не очень хочу. На самом деле в сфере искусства довольно сложно найти работу: вакансии появляются редко и чаще всего расходятся по своей тусовке. Так что если ты не в ней, то даже не узнаешь, что эти вакансии есть.

Во время работы медиатором проекта. Фото: личный архив Дарьи Прохоренко

— Что-то из знаний об искусстве пригодилось в работе SMM-специалистом?

— Да. Визуальные решения: я довольно быстро нахожу их в голове, подбираю, на кого из художников это могло бы быть похоже, могу сравнить стилистику и цветовой баланс.

Задача SMM-специалиста — выделить из массы контента что-то особенное, что сможет зацепить. Для этого нужно чувство стиля, насмотренность — иначе построить визуальный образ с нуля очень сложно. Когда я училась на искусствоведа, нам с первого курса говорили: ходите на все выставки, инсталляции. Я думаю, что в SMM так же: ты должен смотреть на всё, чтобы научиться отделять крутой контент от посредственного.

 — Назовёшь пару классных профилей в Instagram*?

— «12Stories» — это магазин одежды сестер Голомаздиных. Он очень быстро набирает подписчиков, расширяет аудиторию. Потому что эти предприниматели понимают ценность рекламы, пиара в соцсетях и не боятся тратить на это время и бюджет.

Проблема многих компаний в том, что они воспринимают Instagram* как дополнительную страницу для записи клиентов.

Это провальный подход: бизнес должен грамотно презентовать себя в соцсетях, а не просто оставлять их как контакты. Если про визуальную часть говорить, то мне очень нравятся бизнес-аккаунты Насти Мироновой: Marble Lab, online-фитнес, одежда для спорта. Все три страницы построены на цветовых решениях и стилистике ренессанса. Это тоже пример, когда человек заморачивается и выдаёт очень хороший продукт.

Страница Marble Lab Анастасии Мироновой. Скриншот: Instagram*

— Как ты думаешь, красивые страницы в соцсетях — это искусство?

— Думаю, что нет. Есть такая художница Ильмира Болотян, она использует Instagram* как площадку для экспериментов: записывается в разные группы, общается с людьми, а потом создаёт художественный проект. Если использовать Instagram* как инструмент для какого-то перформанса или акции, то это уже искусство. Но просто красиво оформленная страница — нет. У произведения должен быть смысл, я не вижу никакого особенного посыла в хорошо обработанных и гармонично расставленных рядом фотографиях — это для меня не искусство. Это скорее эстетика и хорошее чувство стиля.

— А что для тебя искусство?

— За искусством должна быть идея. Например, как у Джозефа Кошута в работе «Один и три стула»: там стоит деревянный стул, висит фото стула и описание, что такое стул. Это не особо эстетически красиво, но это концептуализм, в этом есть идея и искусство.

— Какое направление тебе ближе?

— Современное искусство, хотя на первом курсе университета я его прям ненавидела и посты «Ох уж это современное искусство!», каюсь, тоже писала. Но со временем поняла, что в нём нужно разбираться, о нём нужно говорить. Особенно когда поработала медиатором.

— Кто такой медиатор в искусстве?

— Объясню на примере. В музыке медиатор — это дополнительный инструмент, как бы промежуточное звено между рукой и, например, струнами гитары. Медиатор помогает сделать звук ярче.

Так же и медиатор проекта в музее: он помогает прояснить задумку и видение автора. Меня всегда цепляло, когда зритель с моей помощью вдруг осознавал ценность и глубину картины. Но сейчас я думаю, что и в SMM я делаю то же самое: соединяю продукт с его покупателями, рассказываю о его преимуществах и делаю непонятное понятным.

Фото: личный архив Дарьи Прохоренко

— Назови несколько любимых художников.

— Из стрит-арта это Миша Мост, Слава Птрк (Станислав Комиссаров), Тимофей Радя, из абстрактного экспрессионизма Марк Ротко — живопись цветового поля, Джексон Поллок, в течении «Арте повера» Микеланджело Пистолетто. Очень цепляет андеграундное искусство Санкт-Петербурга конца XX века — например, художественная группа Тимура Новикова.

Два диплома и одна свадьба

— Теперь расскажи, как ты пришла в SMM.

— На 4 курсе в РУДН я параллельно работала в Фонде современного искусства V-A-C медиатором. И увидела, что в культурных пространствах: в музеях, на выставках — довольно большой спрос именно на SMM-специалистов. Это было видно по количеству открытых вакансий, а ещё я от руководства Фонда слышала, что SMM-менеджеров очень не хватает.

Выпускной в РУДН. Фото: личный архив Дарьи Прохоренко

— То есть сначала ты хотела быть
SMM-специалистом только в сфере искусства?

— Да, но примерно на третьей неделе обучения я поняла, что не обязательно на этом зацикливаться — можно брать любой бренд и работать с ним.

— А как ты оказалась на курсе Skillbox?

— Я наткнулась на YouTube-канал «Жиза» и их проект «10 глупых вопросов», в котором они расспрашивают людей разных профессий об их работе. Посмотрела интервью с SMM-специалистом Дмитрием Сидориным, и в конце видео он порекомендовал курсы от Skillbox. Я перешла по ссылке и сразу купила курс по SMM с агентством «Апрель».

— Как тебе онлайн-обучение?

— Вообще супер. Я тогда была очень сильно загружена: писала диплом в РУДН, одновременно проходила курс по SMM и по нему тоже готовила диплом. А ещё мне сделали предложение, и я сама организовывала свою свадьбу. Если бы курсы были очные, я даже не представляю, как нашла бы время.

— Ого, столько дел. Как ты всё успевала?

— Почти 3 месяца я ежедневно вставала в 6 утра, просто чтобы сделать самое необходимое. Я заставила себя проходить в день минимум 1-2 урока, потому что если пропущу, то уже завтра окажусь в ужасном цейтноте.

— Трудно осваивать профессию с нуля?

— Очень трудно, особенно в начале. Я не знала терминологию, и мне сложно было даже понять, о чём идёт речь: все эти KPI, ROI, бриф. Я не знала элементарные вещи, с которыми сейчас работаю каждый день.

— Какой у тебя был диплом?

— Я делала стратегию для Panda Express. Кстати, потом я увидела в Instagram*, что пару моих идей они интегрировали в свой проект. Это очень приятно.

Фрагмент презентации дипломной работы Даши. Изображение: личный архив Дарьи Прохоренко

«Апрель», фриланс и сложные клиенты

— Тебя взяли в «Апрель». Нравится работа?

— Да, очень. «Апрель» — очень дружелюбное место: мне ещё на собеседовании сказали, что все в агентстве общаются на «ты», там нет жёсткого графика — гибкое начало рабочего дня, прекрасные коллеги. В такой обстановке приятно работать, туда хочется возвращаться и что-то создавать, придумывать.

— Это здорово! А есть что-то в самой профессии SMM-специалиста, что ты делать не любишь?

— Какой-то конкретной задачи нет, самое ужасное — это сложные клиенты.

— Это тебе в «Апреле» такой проект достался?

— Нет, ещё на фрилансе. Я тогда работала с центром красоты и здоровья. Заказчик раньше сам занимался соцсетями компании, поэтому на каждом этапе старался меня контролировать, постоянно вмешивался в процесс и давал очень строгие рекомендации.

Профиль центра красоты и здоровья. Скриншот: Instagram*

Одновременно я вела ещё магазин сантехники, и вот там у меня была полная свобода: я всё решала сама, проводила съёмки, видео монтировала, запускала рекламу.

— Тебе не скучно было разрабатывать стратегию для магазина сантехники?

— Нет, наоборот, это была сверхзадача: придумать креатив в такой сложной нише. Обычно подобные аккаунты просто выкладывают фото товаров, а я решила подойти более творчески: создала рубрику про интерьер, общалась с аудиторией. Я стремилась удержать не только тех, кто сейчас делает ремонт, но и тех, кому в принципе интересен дизайн интерьера.

— С каким брендом тебе хотелось бы поработать?

— С какой-нибудь галереей или организацией, которая делает лекции и тематические вечеринки по искусству. Я в этом как рыба в воде, так что могу придумать десятки рубрик и идей, как общаться с аудиторией, что им предложить.

— Не думаешь вернуться на фриланс?

— Нет, пока хочу работать в офисе. Перед тем я отработала 2,5 месяца на фрилансе и понимаю, что этот тип занятости не для меня. Мне нужна команда, офис. А ещё очень круто, когда у тебя работа только на работе, потому что для фрилансера нет выходных.

Блиц

— Офис или фриланс?

— Офис.

— Чему ещё хотела бы научиться?

— Хочу пройти курс по графическому дизайну.

— Онлайн- или офлайн-образование?

— Смешанное.

— Если бы, придя на курс по SMM, ты поняла, что это не твоё, — кем бы была сейчас?

— Наверное, я бы, как и мои однокурсницы по РУДН, до сих пор искала работу. Потому что в этой сфере её непросто найти. Я успела уже и на фрилансе поработать, и в офис перейти, а мои сокурсницы до сих пор ищут хотя бы какую-то вакансию.

— Где можно заработать больше: в сфере искусства или в SMM?

— Недавно прочитала статью, где было написано, что SMM-специалист музея Гугенхайма зарабатывает больше, чем старший куратор. В частном фонде можно заработать неплохо на любой позиции, а в государственной галерее медиаторам и кураторам выставок платят, конечно, намного меньше. Но главная разница — в стартовой зарплате. В SMM она на порядок выше, чем в сфере искусства.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована