«Я понял, что проблема во мне, и пошёл учиться»: арт-директор об учёбе в Skillbox
«Художник ограничен двумя руками, ему нужны подмастерья. С ними он становится арт-директором и может создавать что-то действительно потрясающее».
vlada_maestro / shutterstock
Валерий Хорохордин
Россия, г. Иркутск, г. Москва
Пройденный курс
Достижения
Досрочно закрыл ряд проектов в собственном агентстве.
В интервью Валерий рассказывает:
- почему начальник идёт на курсы;
- кто должен управлять творческой командой;
- зачем переходить с насиженного места в свой бизнес;
- почему после повышения стал белой вороной;
- чем арт-дирекшн принципиально отличается от управления бизнесом.
— Помнишь время, когда Photoshop перестал быть программой для избранных, ну и в целом digital начал наступать?
— Конечно. В эпоху до digital мы могли придумать «что», но не знали, «как» это реализовать теми средствами, что у нас были. А потом пропал вопрос «как» и появился концептуальный вопрос «что», так как резко выросла конкуренция. Многие научились делать дизайн, и нужно было создавать что-то очень крутое и яркое, чтобы выделиться.
Как начальник оказался «за партой»
— Ты управленец с десятилетним опытом. Зачем тебе идти учиться?
— Чтобы научиться тому, что не умеешь. Я никогда не изучал, как управлять людьми или как быть арт-директором — делал это по наитию. Спустя много лет, когда занялся своим бизнесом, понял, что если дизайнер делает не то, что я от него жду, то, возможно, проблема не в нём, а во мне. Не он тупит, а я плохо объясняю.
— Тебе, как начальнику, сложно было вернуться за парту?
— Непросто, но это дисциплинирует. Помню, меня задело, когда вернули обратно одну из домашних работ. Ты уже отучился в вузе, неплохо поработал, а сейчас опять ученик, которому возвращают плохо сделанную домашку — «переделай как надо». Немного пофыркал, а потом нормально: учился, делал задания и переделывал без проблем.
— Твои сотрудники знали, что их босс пошёл учиться?
— Нет, я рассказал им постфактум. Но думаю, они чувствовали какие-то перемены, потому что практика из курса совпадала с текущими задачами нашего бизнеса, и я пробовал то, что узнал, перенимал какие-то решения из домашних работ.
— Какой ты начальник? Чаёк с тобой выпить можно, или ты только о работе?
— Я против искусственного дистанцирования, наоборот, стараюсь быть на одной волне с командой. Думаю, что качество арт-дирекшна зависит от твоего опыта как дизайнера, твоего мировоззрения, амбиций и представления об управлении.
— Думаешь, творческой командой должен управлять кто-то из «своих», нельзя поставить не дизайнера?
— Я думаю, нельзя — иначе нет понимания, как это всё изнутри устроено.
— Даже если ты крутой и эффективный менеджер?
— Это отлично, но творческий коллектив сложный. Не должно быть никаких гонок за «Оскаром» со стороны руководителя. Тебе нужно найти подход к разным дизайнерам: как поругать, как похвалить. Для кого-то всё вообще работает иначе, нужно сесть с человеком и сделать задачу вместе. Ну, а как ты сделаешь, если не дизайнер? Мне кажется, важно самому это всё пройти, чтобы потом организовывать других.
— Это уже даже больше про психологию...
— Да, и я в том числе за этим шёл на курс: чтобы расставить акценты и приоритеты в управлении командой. Есть два кита в арт-дирекшне: технический (бизнес-коммуникация, задачи, организация встреч) и психология отношений. Оба очень важные.
— Слушай, если арт-дирекшн — это так сложно и замороченно, то зачем оно тебе? Зачем заниматься этим, учиться?
— Амбиции. Если ты художник и хочешь делать больше, чем позволяют две руки, то ты берёшь подмастерий. Соответственно, становишься арт-директором и уже не просто рисуешь картины, а создаёшь концепт, задаёшь направление.
— А если оставаться ремесленником?
— В какой-то момент всё равно выпадешь из обоймы и перестанешь понимать, что сейчас модно и актуально. Нереально всю жизнь держать руку на пульсе. Тогда станешь тем, кто когда-то давно отличился. А если работаешь с концептами, то ты сам определяешь свою моду.
«Родители видели меня лётчиком»
— Кто ты по специальности?
— В 1998 году я поступил в Иркутский политехнический университет на кафедру архитектуры, направление «Дизайн». Родители только покрутили у виска. Они военные и для меня планировали судьбу лётчика дальней авиации, но мне нравилось рисовать — повезло, что не ошибся. Оказался на своём месте.
— Как ты понял, что на своём месте?
— Я ещё на первом курсе начал подрабатывать в типографии. В вузе было много академического рисунка, а практики мало, и я это компенсировал. С того момента я постоянно учился, работал, можно даже сказать, пахал — кучу времени отдавал делу. А энергии только прибавлялось. Если живёшь в таком режиме и получаешь удовольствие, то ты точно на своём месте.
— А как ты оказался в управленцах?
— Я сменил три места работы, а только потом открыл свой бизнес. На второй работе (Asia Music) я задержался на 15 лет, где большую часть времени был именно дизайнером, но потом вырос до арт-директора. Это произошло очень органично: просто выражал своё мнение на собраниях, а мои идеи и гипотезы подтверждались, — это видели, и спустя несколько лет меня пригласили руководить. Но некоторые коллеги восприняли это в штыки. Мне пришлось управлять людьми, с которыми я раньше работал как равный. Я стал белой вороной. Случались итальянские забастовки, когда ребята намеренно делали плохо. Так они показывали мне и руководству, что я не умею строить графики, распределять нагрузку, объяснять и так далее.
— Тебя никто не учил, как управлять людьми? Всё на личном опыте?
— Получается, что так. Но я быстро понял, что нужно делать, а что нет, поэтому дальше серьёзных промахов не было и команды мной уже не манипулировали. Наоборот, ребята говорили: как хорошо сработались, куда мы без тебя.
— Зачем управленцу уходить с классной работы и строить бизнес?
— Банально, но бизнес GDT (Great Design Team) даёт больше возможностей для реализации и развития. Да и личные проекты были у меня всегда. Я никогда не пропускал конкурсы, в том числе художественные, фриланс, чтобы пробовать себя в разных жанрах, не зацикливаться в одной тематике. Делал не только промышленный дизайн, но брендбуки, скетчи, иллюстрации к играм и так далее.
— Управлять бизнесом и управлять командой дизайнеров — одно и то же?
— Вообще нет. В бизнесе, мире финансов и договоров есть чёткие рамки, нормы: сразу понятны сроки, что хорошо, а что нет — от этого всем легче. Если сказал юристу, что он плохо собрал пакет документов, он просто пойдёт и переделает. С дизайнером вряд ли такой номер прокатит. Он примерит на себя, может закрыться. Тут нужно быть очень чутким в управлении и критике, а иногда, наоборот, более жёстким.
Я это по спорту знаю: любой команде, особенно большой, нужен флагман, а коллективу — неформальный лидер, которого можно уважать. Человек так устроен, что за свои ценности он готов на многое — и ему важны эти ценности, чтобы не жить в хаосе. Но авторитет заслуживают трудом, опытом и харизмой.
Блиц
— Была на курсе какая-то плюшка, которой пользуешься регулярно?
— Это софт для работы распределённых команд — Miro. Это очень удобная доска, где можно обсуждать концепт сразу и с клиентом, и с дизайнером. Заказчик сразу видит объём работы, понимает сроки, вы приходите к одному решению и экономите время.
— На кого ты равняешься?
— Сейчас нет такого, но в начале двухтысячных, конечно, Артемий Лебедев.
— Арт-директор — это организатор творческого процесса или наставник?
— Я бы не разрывал. Он и есть то самое связующее звено: и наставник, и модератор, а главное, очень погружённый в продукт человек. Если он не понимает, что нужно, то испорченный телефон будет всюду.