Дизайн
#истории

«Веду семь проектов одновременно»: как Матвей Думенко стал дизайнером и открыл своё бюро

Матвей много лет работал в продажах, но не видел там перспектив. В пандемию он сделал свой первый ремонт и всей душой полюбил дизайн интерьеров.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Матвей Думенко

Россия, Новосибирск



Достижения

Открыл студию интерьерного дизайна Dumenko, развил профессиональный блог до 3 тысяч подписчиков, стал призёром крупного конкурса «Арх-Тайга — 2024».


ссылки


Матвей рассказал:


«В дизайне интерьеров карьеру можно развивать всю жизнь»: путь к новой профессии

— Матвей, как получилось, что в один момент ты решил заняться дизайном интерьеров? Или всегда знал, что это твоё?

— Нет, точно не всегда. Я учился в университете совсем на другой специальности, работал в общепите барменом. Потом пробовал себя в продаже недвижимости и техники Apple.

Каждый пройденный этап дал мне навыки, которые сейчас сильно помогают мне в делах: работа барменом научила грамотно коммуницировать с людьми, продажи — правильно продавать и общаться с клиентами.

— Но что-то однажды подтолкнуло тебя всё поменять…

— Да, мне было 27 лет. К этому возрасту я уже женился, взял квартиру в ипотеку — словом, думал глобально. Вот только работа в продажах совсем не приносила радости: я понимал, что не хочу заниматься ей долгие годы.

Конечно, позволить себе просто уволиться и искать себя я не мог — поэтому параллельно с работой какое-то время активно думал над возможными сферами для перехода. Важные критерии, которые я поставил перед будущей профессией: личный интерес и понимание карьерных перспектив.

— И как в своём поиске ты пришёл к дизайну интерьеров?

— В 2020 году мы с женой купили первую квартиру и начали в ней ремонт. Благодаря пандемии и карантину, на который всех посадили, у меня появилось много свободного времени — его я тратил на изучение материалов и их сочетаний, технологий монтажа, стилей.

При этом я не делал всё своими руками — нет, я заказал простой дизайн-проект, но также хотел понять все тонкости сам. Постоянно ходил на стройку, привозил материалы. Можно сказать, играл роль прораба. Так и завершил ремонт.

Потом так вышло, что ко мне за помощью обратились родители — и вот я со всеми новыми знаниями и пройденными сложностями помог сделать квартиру и им. Затем у меня стали спрашивать совета друзья и знакомые. И как-то закрутилось.

В общем, буквально за год я набрался такого практического опыта в сфере ремонта, что решил серьёзно рассмотреть сферу дизайна интерьеров как возможную для перехода. И так, параллельно с работой в продажах, начал исследовать это направление.

— Как именно ты его исследовал?

— Я тщательно изучил, насколько профессия востребована, как быстро я могу стать в ней самостоятельным специалистом или устроиться в студию, какие там зарплаты. Выяснил, можно ли получить необходимые знания, не поступая снова в университет снова, и сколько времени это займёт.

В итоге, всё взвесив, пришёл к тому, что дизайн интерьеров, кажется, действительно та сфера, где можно развивать свою карьеру всю жизнь.

— Почему ты не видел подобного развития на прошлом месте, в продажах?

— Я работал в магазине техники премиум-сегмента. И хоть нам, сотрудникам, там давали много полезных знаний и учили верно выявлять потребности покупателей, мне совсем не нравился фиксированный график 5/2: в такое-то время нужно прийти, в такое уйти, а отпуск — только на две недели.

А ещё я не видел там своего карьерного роста. Несмотря на все мои старания — участие во внутреннем обучении, победы в конкурсах, высокий уровень продаж, — я так и не получил повышения, потому что все вышестоящие должности были заняты. А тратить своё время и ждать, пока кто-то освободит место, мне в мои 27 лет совсем не хотелось.

— А чего в идеале хотелось от новой профессии?

— Больше свободы: самому себе выставлять график — работы, отпусков. Отсутствие привязки к месту — чтобы я, если захотел, мог переехать пожить в другой город, продолжая при этом заниматься своим делом.

— А ты прежде никак не был связан с творчеством? Возможно, ходил в школе в какие-то кружки или художественную школу?

— В «художку» я не ходил, но зато в школьные годы увлекался граффити. Я родом из города Мирного в Якутии (это там, где алмазы добывают) — на улицах родного города мы с друзьями и творили в школьные годы.

Потом я это увлечение поставил на стоп и переключился на спорт. Но за творческими людьми никогда не переставал следить: в «Инстаграме»* я подписан на десятки разных художников, граффитистов, операторов монтажа.

Мне интересно наблюдать, как люди выражают себя через свои работы, как выстраивают свою деятельность. Это также даёт мне хорошую насмотренность, которая очень важна в дизайне интерьеров.

Я всегда восхищался теми, кто выбрал творчество и не просто стал в нём профессионалом, но и смог его монетизировать.

— Кажется, теперь ты и сам можешь причислить себя к такой категории людей. Ты творишь в дизайне интерьеров и зарабатываешь на этом 🙂

— И правда. Надо почаще себе напоминать, что я такой же, как те люди, которые вдохновляют меня.

«Было страшно, но другого выхода я не видел»: об увольнении ради учёбы

— Итак, ты проанализировал свои возможности в дизайне интерьера и решился на обучение. Как выбирал формат и платформу?

— Я точно понимал, что не хочу снова идти в классический университет и учиться от четырёх до пяти лет. Хотел найти возможность выучиться за год, максимум — два. Так и остановился на формате курсов. Очные в Новосибирске не нашёл и поэтому переключился на онлайн.

В Skillbox выбирал между несколькими программами: здесь были курсы как на год, так и на два года обучения. Я тщательно всё проанализировал и в итоге выбрал тот, что подходил мне по срокам, бюджету и набору предметов.

— Сложно было вновь привыкать к усердной учёбе, когда школа и универ давно позади?

— Да, мне было очень тяжело. Выстраивать график, включающий работу, отдых, семью и учёбу оказалось непростой задачей. Всё-таки это не как в школе или универе, где за тебя уже составили расписание.

И вот я учился-учился, но в какой-то момент понял, что не успеваю за темпом, который сам себе задал. И тогда я принял решение уйти с работы и полностью погрузиться в учёбу.

— Ого! Страшно было лишаться стабильного дохода и уходить в никуда?

— Конечно. Но я уже не видел какой-либо мотивации проводить по девять часов в день там, где уже знал, что надолго не задержусь. В эти дни мне казалось, что моя жизнь просто тратится на что-то не то.

Поэтому, несмотря на страх, я решил полностью сосредоточиться на учёбе — другого выхода я не видел.

— И всё же: представляю, какой это стресс — уйти с постоянной работы. Ты как-то подготовился финансово: возможно, накопил подушку безопасности?

— Мы с женой приняли решение о моём увольнении совместно — она тоже работает. Она одобрила моё желание на некоторое время посвятить себя только учёбе. К тому же у нас был определённый запас денег и понимание, что их и её заработка нам хватит.

Конечно, было страшновато, ведь я не понимал точно, сколько времени мне потребуется, чтобы получить достаточное количество знаний для поиска первых клиентов.

«Хотел работать над реальными объектами, а не над воображаемыми»: о подходе к обучению

— Какие сложности у тебя возникали в процессе обучения?

— С теорией — никаких. У меня вообще память так устроена, что я запоминаю информацию с первого раза. И очень хорошо — так, что потом сразу могу переложить её на практику. Помню, я даже в школе почти никогда не делал «домашек»: просто сидел на уроках, слушал, а потом сразу писал контрольную на четыре-пять.

А на курсе решил, что всё-таки должен выполнять практические задания. И первое время очень старался. Но скоро у меня резко упала мотивация: я просто не мог себя заставить сесть за учёбу. Проанализировав, понял, что именно необходимость выполнения «домашек» — то, что меня так демотивирует. С того момента разрешил себе просто смотреть теорию, без практики.

— Но ведь практиковаться в программах для дизайнера просто необходимо…

— Да, и я нашёл выход: понял, что мне нужно найти первого клиента и отрабатывать все знания не на воображаемых проектах, а на его реальной квартире. Конечно, я понимал, что к такому новичку, как я, пойдут либо за минимальные деньги, либо забесплатно.

Повезло, что среди знакомых как раз нашёлся человек, недавно купивший квартиру и планировавший заказывать дизайн-проект. На дизайн-студию ему не хватало, и тут я — отличный вариант. Так я и получил свой первый проект.

Настоящая практика меня ускорила: я каждый день сидел за учёбой, смотрел теорию, а потом бежал отрабатывать её на практике. В итоге всего за месяц-полтора я сдал свой первый проект — без визуализации, но со всеми чертежами. Он и стал для меня и дипломом, и первой работой в портфолио.

«Сейчас у меня в работе семь проектов»: о взгляде на дизайн и работе команды

— Давай поговорим про «хороший дизайн». Каким ты его видишь?

— Это сложный вопрос. Во-первых, хороший дизайн должен учитывать сценарии жизни семьи — чем люди занимаются дома, как любят проводить время. Кто-то, например, только отдыхает, а кто-то работает и занимается хобби. Важно адаптировать проект под нужды каждого клиента.

Во-вторых, в хорошем дизайн-проекте должны быть тщательно продуманы функциональные зоны — как стоит техника, как открывается мебель, — чтобы людям было удобно ими пользоваться.

И конечно же, должны грамотно сочетаться цвета, оттенки, должно быть верно подобрано освещение и материалы, чтобы дизайн-решения каждый день радовали хозяина квартиры.

Лучшая оценка моей работы — когда клиент через полгода пишет, что он до сих пор в восторге, что его квартира — как с обложки журнала или с Pinterest. И что ему сложно поверить, что он здесь живёт.

— А какими качествами, на твой взгляд, должен обладать человек, который хочет стать успешным дизайнером?

— Думаю, одна из ключевых способностей — умение работать в режиме многозадачности. У любого дизайнера одновременно всегда идут несколько проектов на разных стадиях, — нужно уметь быстро между ними переключаться.

На одном объекте ты можешь делать чертежи, визуализации, общаться с клиентами, на другом — контролировать закупки или переписываться с подрядчиками, а на третьем — общаться с бригадиром по строительным задачам.

И между всем этим ещё и находить время для личных дел — семьи, отдыха и даже хобби, если оно есть. А ведь ещё надо есть и спать 🙂

Ещё дизайнеру интерьеров важна творческая насмотренность. Нельзя просто сидеть, смотреть в белую стену, а потом придумывать классные идеи. Так не бывает. Я постоянно ищу новые образы — в соцсетях, в журналах, в интернете, в фильмах, в клипах, да даже просто на улице.

Всё, что ты смотришь и с чем соприкасаешься, может подарить тебе новые идеи.

— После твоего рассказа про многозадачность сразу стало интересно: а сколько у тебя самого сейчас клиентов в работе?

— Сейчас у меня три объекта на стадии дизайн-проекта и четыре — на стадии стройки.

— Чем различаются эти стадии?

— Разработка дизайн-проекта и подготовка документации — это первый этап. А стройка — это уже реализация проекта, второй. То есть проект уже готов, осталось только воплотить его в жизнь. На этом этапе я веду авторский надзор и помогаю в комплектации, в закупке материала. На своих проектах сейчас я где-то жду мебель, а где-то мы только проводим черновые работы.

— Семь проектов одновременно — это же очень много! Ты работаешь с командой?

— Да, нас всего трое: я, второй дизайнер, который делает все те же задачи по проекту, что и я, и 3D-визуализатор на удалёнке. Авторские надзоры я пока веду сам, но в скором времени хочу расширяться и брать новых людей — уже даже нашёл помещение в центре города и организовал рабочее пространство нашей дизайн-студии Dumenko.

«Жена много снимала себя. Сперва меня это смешило, а потом стал делать то же самое»: о продвижении

— Матвей, как ты ищешь клиентов?

— Заказчики находят меня сами — приходят через «Инстаграм»*.

— Видела твою страничку — яркая, интересная, с тремя тысячами подписчиков! Ты где-то учился делать контент и продвигать его?

— Нет, всё сам. Раньше, до развития страницы, у меня было около 300 подписчиков. Я следил за другими специалистами и видел, что они публикуют интересные посты и «рилсы», рассказывают о себе, о проектах. И что этот контент приводит новую аудиторию. Вот тоже и решил начать.

Разбирался во всех тонкостях самостоятельно: смотрел тематические видео, осваивал программу CapCut и пробовал в ней все прикольные фишки, которые только видел.

Страница Матвея в «Инстаграме»*
Изображение: личный архив Матвея Думенко

Пока ехал на стройку, всегда придумывал, о чём буду рассказывать в этот день. Например, если хотел сделать контент про теневой плинтус по полу, то думал, как его интересно показать. Затем приезжал на объект, снимал нужные кадры и уже дома обрезал пятиминутное видео до 30 секунд, накладывал фишки, текст, озвучку. Ну и потом надеялся, что оно залетит.

— Я также заметила, что в «рилсах» ты часто показываешь себя и рассказываешь от первого лица.

— Да, такой контент «заходит» людям, а ещё — сразу даёт заказчикам представление о тебе как о человеке: как ты выглядишь, как говоришь.

Хотя, признаюсь честно, сперва перебороть себя и начать записывать видео с «говорящей головой» было непросто — я ведь никогда прежде не говорил на камеру!

Помог пример жены — у неё развитый канал по косметологии, десять тысяч подписчиков. Так вот она много и часто снимала себя. Сначала меня это очень смешило. А потом я понял, что должен делать то же самое, если хочу сделать свой бренд узнаваемым.

— Из тех же соцсетей я знаю, что недавно ты стал папой! Поделись: как изменилась твоя жизнь и работа с появлением ребёнка?

— Да, у нас недавно родился сын, и сейчас ему шесть месяцев. Конечно, сильно возросла личная ответственность, а вместе с ней и мотивация — ведь теперь мне нужно не просто денег заработать, а построить понятную карьеру с большим потенциалом на будущее, для меня и моей семьи.

Матвей с супругой и ребёнком
Фото: личный архив Матвея Думенко

Нагрузка увеличивалась. А ещё я перебрался из квартиры в свой офис — дело в том, что раньше моим кабинетом была отдельная комната в квартире, которая теперь превратилась в детскую.

На самом деле работать из офиса мне нравится даже больше: так легче соблюдать тот самый work-life balance: на работе я занимаюсь только работой, а дома — всё время посвящаю семье и отдыху.

— Это так здорово! А о чём ещё ты мечтаешь?

— Моя большая мечта о своём деле уже сбылась. Дальше задачи глобальнее — хочу развить свою студию, набрать большую и качественную команду, работать над крупными проектами.

И конечно, участвовать в профессиональных конкурсах, российских и международных, и получать награды. Кстати, не так давно мне удалось завоевать призовое место на крупном сибирском конкурсе «Арх-Тайга — 2024» в номинации «Интерьер квартиры до 100 квадратных метров».

Я очень рад результату, поскольку представленный на конкурсе объект я реализовал один: от замеров и составления дизайн-проекта до ведения стройки и заселения заказчика.

Это что касается профессиональных целей. А личные у меня, как и у всех людей, очень простые — хочу, чтобы моя семья жила в любви и достатке. Чтобы все были здоровы, ребёнок развивался и мы вместе путешествовали и посетили как можно больше стран.

В конце концов, ведь именно ради этого я и расту в работе — всё ради семьи и общего счастья.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Освойте топовые нейросети за один день. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована