«Мне наконец удалось структурировать своё творчество»: история коммерческого иллюстратора
Лилия всегда мечтала стать художницей, но потом выгорела. Увлечение иллюстрацией вернуло ей интерес к творчеству и принесло первые фриланс-заказы.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Лилия Королёва
Россия, Новосибирск
Пройденные курсы
Достижения
Преодолела эмоциональное выгорание и выросла как художник. Поняла, как лучше презентовать себя работодателю. Обрела уверенность в себе, друзей-единомышленников и получила первые коммерческие заказы.
✅ Помощь
Лилия рассказала:
- как рисование на обоях переросло в серьёзное увлечение живописью;
- как мама помогла ей в профессиональном поиске себя;
- полезна или нет база художественной школы при обучении на иллюстратора;
- какие разноплановые фриланс-проекты есть в её портфолио;
- почему стремится к самостоятельности и о чём мечтает.
Начало истории, или «Как я рисовала на обоях и тетрадных полях»
Я родилась и выросла в Новосибирске. С детства обожала рассматривать комиксы и детские журналы с героями мультиков. Наверное, тогда во мне и зародилась любовь к иллюстрации.
Рисовать я начала раньше, чем помню себя. Причём не только на альбомных листах, но и на всех других поверхностях. Мне об этом рассказала мама.
Например, когда мне было три, я фломастерами разрисовала обои. Повезло, что мои родители оказались терпеливыми и мудрыми. Они говорили: «Раз ребёнку нравится и у него есть интерес, ничего страшного — пусть рисует. Обои ведь можно переклеить».
Позже меня отдали в художественную школу, где я получила профессиональную базу. Что до общеобразовательной школы, то там тоже всё, что связано с рисованием, было на мне. Стенгазеты, плакаты, оформление класса — за всё это отвечала я.
Я была той самой девочкой, которая рисует на всех уроках. И вновь — везде, где только можно. На обрывках бумаги, на обложках тетрадей, на полях.
Помню, особенно я любила создавать карикатуры на учителей, которые мне не нравились. Конечно, потом мне приходилось эти поля с картинками обрезать, чтобы их герои не узнали себя. Поэтому края моих тетрадей всегда были уже, чем обложка.
В художке я отучилась пять лет и окончила её с красным дипломом. В профессии за это время не разочаровалась, наоборот: не видела для себя никакой другой перспективы, кроме развития в этой сфере. Поэтому в девятом классе я стала готовиться к поступлению в Новосибирское государственное художественное училище.
Но… прямо перед поступлением внутри меня произошёл какой-то слом: я впала в апатию и впервые ощутила полное отторжение от рисования. Наверное, так выглядит эмоциональное выгорание — когда придаёшь чему-то слишком большое значение, много стараешься, волнуешься, стрессуешь и в итоге психика не справляется.
Кроме того, в тот момент в моей жизни происходили не самые приятные события. И так вышло, что одно наложилось на другое в самый ответственный момент. Как итог: я завалила вступительные экзамены и пошла в десятый класс. Но, проучившись полгода, поняла, что это не мой путь, и забрала документы из школы.
Решив работать и самостоятельно зарабатывать на жизнь, после ухода из школы я устроилась в пивнушку в пяти минутах от дома. Тогда это решение показалось мне очень умным.
Мама отнеслась к происходящему с пониманием. Хотя, конечно, сильно волновалась. Всё-таки она много сил вложила в моё образование, и принять мой выбор об уходе из школы и трудоустройстве в непонятное заведение, наверное, было непросто.
Я благодарна маме: что бы ни происходило, она никогда не поучала и не гиперопекала меня. В своё время она на себе прочувствовала, что это такое, и потому своих детей воспитывала иначе — самостоятельными и свободными. По принципу: это твоя жизнь, и тебе решать, как её проживать.
Мама сказала: «Делай что хочешь, главное — будь счастлива».
Но, если честно, особого счастья я не испытывала. Разливая пиво, я быстро поняла, что подобная работа не по мне. К тому же спустя несколько месяцев желание рисовать вновь ко мне вернулось. Тогда я стала носить с собой на работу графический планшет и ноутбук и рисовать каждую свободную минутку. Так провела полгода, пока наконец не уволилась.
«Раньше я рисовала всё подряд, учёба структурировала моё творчество»: об обучении коммерческой иллюстрации
Я не могла позволить себе просто сидеть дома и творить, поэтому устроилась на новую работу — официанткой в кофейню. А рисовала в свободное время. Мама, видя всё это, очень хотела мне помочь. И вот однажды она случайно наткнулась на рекламу курса по коммерческой иллюстрации и скинула мне ссылку.
В то время часть курса можно было пройти очно, в новосибирском офисе Skillbox. Такая возможность показалась мне очень классной, и я сказала маме, что хотела бы попробовать. Тогда она взяла деньги из маткапитала, которые полагались ей, как многодетной (у меня есть две младшие сестры), и потратила их на моё образование.
Формат обучения в виде предзаписанных лекций мне идеально подошёл: он позволял самой составлять график и решать, когда учиться, а когда отдыхать. Было удобно совмещать с работой.
Если бы лекции проводились в онлайн-режиме и в определённое время, то, уверена, я бы часто пропускала. Мне вообще с трудом даётся всё, что связано с планированием и тайм-менеджментом: могу делать большие перерывы между занятиями, зато потом — сесть и выполнить сразу восемь домашек подряд.
База художественной школы сильно помогла мне во время учёбы. Благодаря ей мне было существенно легче учиться в сравнении с теми, кто погружался в коммерческую иллюстрацию с нуля. Всё-таки я уже знала, что такое перспектива, как строить композицию и сочетать цвета. Но стоит сказать, что всю эту информацию рассказывали и на курсе, просто я её скорее повторяла.
С каждой лекцией темы становились сложнее и во многом опирались на уже пройденный материал, поэтому домашки требовалось сдавать исправно. Но, так как у меня уже было своё видение в рисунке, я зачастую перевыполняла задание: добавляла к итоговому результату что-то уникальное или вообще с нуля делала всё по-своему.
Например, как-то нам задали нарисовать чемодан и применить в рисунке определённый художественный приём. А я нарисовала… ягнёнка. Куратор попросила всё-таки добавить чемодан, но я не согласилась: художественный приём я ведь применила верно, навык отработала! Мне понравилось, что меня услышали: пошли навстречу и работу приняли.
Я своенравный человек, могу биться за свою точку зрения до конца.
Через год обучения я сама заметила, что мои навыки сильно выросли. Произошёл довольно резкий скачок в моём рисовании. Подобного я не помнила со времён учёбы в художке.
Если раньше я рисовала всё, что придёт в голову, то теперь стала заранее продумывать идеи и композицию, смыслы, иногда даже целые истории. Можно сказать, что курс структурировал моё творчество.
Более того, я наконец восстановилась морально — у меня вновь появились силы и желание творить, создавать. Я стала увереннее в себе и своих работах.
Задания на курсе построены по аналогии с реальными задачами иллюстратора — впоследствии это не раз помогало мне во многих фриланс-проектах. Так, например, в одном из блоков мы учились создавать рекламные баннеры и оформлять страницы в соцсетях. Сейчас я часто выполняю именно такие заказы.
Или, например, итоговый проект — айдентика для азиатского ресторана. В его рамках я дизайнила меню, пакеты для еды навынос, визитки — всё это, сохраняя колоритный восточный стиль, но делая его более современным. Получился полноценный иллюстраторский кейс, который я положила в портфолио.
Что такое коммерческая иллюстрация, или Почему дизайнер и иллюстратор выполняют работу по-разному
Коммерческая иллюстрация — это изображение со смыслом, которое подкрепляет определённый текст. По сути, раньше это направление было узким и включало в себя лишь книжную иллюстрацию, но со временем разрослось: сейчас иллюстрации очень востребованы бизнесом — компании используют их на своих сайтах, в приложениях, на мероприятиях.
Также иллюстрации незаменимый элемент любой айдентики. Именно они, наравне со шрифтом и корпоративными цветами, делают бренд уникальным и узнаваемым, выделяют среди конкурентов, а ещё — передают смыслы и миссию, которым следует компания.
Я люблю книжную иллюстрацию, в ней будто больше простора для творчества, но, к сожалению, это направление сегодня не очень прибыльно, потому я занимаюсь им только для души. А зарабатываю на работе с бизнесом.
Опыт работы у меня пока небольшой, но разноплановый. Например, я создавала логотип для индивидуальной предпринимательницы, занимающейся пошивом качественного постельного белья. А потом — разрабатывала дизайн и иллюстрации для коробок чайного магазина.
Мне нравится, что в работе коммерческого иллюстратора много разнообразия, рутины здесь нет: темы постоянно меняются, никогда не придётся каждый день делать одно и то же.
Особенно мне нравится создавать айдентику. Вообще, её чаще заказывают сразу графическим дизайнерам, вместе со всем пакетом услуг, потому что так проще и быстрее, но я считаю, что иллюстратора к этому процессу тоже полезно привлекать — он привнесёт в проект стиль и индивидуальность.
Если графдизайнер в первую очередь решает прикладные задачи и ориентируется на ЦА, то иллюстратор — руководствуется чувствами, эмоциями, передаёт образы.
Если говорить о моём индивидуальном стиле — то это яркие акценты, проработанные детали, подражание живописи. Минимализм я не люблю.
«Хочется встать на ноги»: о планах и умении легко смотреть на жизнь
После года учёбы я обратилась в Центр карьеры за помощью в трудоустройстве. Мне дали советы и помогли грамотно составить резюме и портфолио. Свои работы я в том числе опубликовала на платформе для художников и дизайнеров Behance. Сейчас активно ищу постоянную работу и откликаюсь на вакансии, которые мне присылает карьерный консультант.
На курсе я научилась грамотно презентовать себя и свои идеи. Это одна из главных составляющих карьерного успеха.
Вообще, фриланс подходит мне идеально. Я люблю свободу и вряд ли смогла бы работать в офисе. Но испытать себя на полноценной удалёнке тоже хочу. Всё-таки там стабильный и понятный заработок, а на фрилансе заказы непостоянны.
Жаль, что сегодня проблематично брать заказы с иностранных сайтов, ведь переводы через Qiwi-кошелёк для России отключены. Это грустно: всё-таки так зарабатывать на фрилансе было проще — зарубежные проекты всегда оплачивались лучше отечественных.
Но я всё равно не исключаю возможности поработать с зарубежными клиентами. Думаю о том, чтобы в будущем какое-то время пожить в другой стране, — кажется, это отличный шаг к самостоятельности и развитию.
Вообще, путешествия — моя большая мечта. Я хочу посмотреть мир, съездить к подруге в Армению, побывать в Японии, познакомиться с восточной культурой. Выучить иностранный язык, наконец. А из материальных целей — обрести полную финансовую независимость и приобрести себе мощный компьютер для работы.
Я чувствую, что всё задуманное обязательно получится. Учёба в Skillbox не просто дала новые знания, но и подарила профессиональную уверенность, а ещё — новых друзей. В чате я нашла единомышленников — близких мне людей, с которыми мы на одной творческой волне.
Тем, кто пока на перепутье или выгорел, как я когда-то, я искренне желаю вернуть веру в себя.
Если расстраиваетесь, что что-то не получается, не ругайте себя, а лучше — отдохните и дайте себе право на ошибку. «Затыки» бывают у всех. В такие моменты я обычно разбираюсь в том, какой именно навык у меня проседает, и прокачиваю его. Пытаюсь подойти к задаче с новой стороны.
И ещё мой личный принцип — не воспринимать всё слишком серьёзно. Лёгкость помогает справляться с любыми трудностями и больше радоваться жизни!