Дизайн
#кейсы

Интересное кино. Как делают журнал Ornament

О фильмах — без кинокадров, о режиссёрах — шрифтами, о работе редакции — в картинках, о сложном — без снобизма.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ornament — печатный журнал о кино. Авторы простым языком объясняют сложное, вдохновляют и помогают разобраться в смыслах любимых фильмов. И ещё он полностью иллюстрированный.

Команда Ornament рассказала, как именно сложился дизайн этого журнала, что помогает иллюстраторам не копировать кинокадры и что это такое — выверенный хаос обложки.

Обложка

Ornament начал выходить в 2019 году как арт-журнал, материалы в котором объединены одной «вечной» темой. В каждом издании есть чёткая логика, выпуски можно читать будто длинные повести и последовательно собирать коллекцию номеров.

Фокус на эстетику был в концепции Ornament изначально. На обложки первых пяти номеров поместили крупные портретные иллюстрации: они уподобляли эти журналы книгам, точнее, романам о творчестве Вуди Аллена, Квентина Тарантино, Джима Джармуша и сериалам «Твин Пикс» и «Молодой папа».

Изображения: Ornament

В 2023 году решили искать иной визуальный характер журнала, формат обложки и вёрстки. Главную идею нашли в самом названии: орнамент. В каждом номере он складывается из одной большой иллюстрации и нескольких дополнительных, которые подчёркивают тему номера и стиль режиссёра.

Изображение: Ornament
Изображение: Ornament

Сетка

Обложку построили по жёсткой сетке, чтобы все элементы гармонично взаимодействовали друг с другом и создавали лёгкий, но выверенный хаос. Её же положили в основу всех макетов.

В новом визуальном формате вёрстка создаётся по точной сетке. Она построена так, что можно варьировать ширину колонок под нужный текст и материал: делать его более плотным и широким или более воздушным, с флэтовыми иллюстрациями.

Мы хотели, чтобы наш журнал виделся читателю дружелюбным и открытым, чтобы большой объём текста имел достаточно пространства, выглядел привлекательно и легко читался. Чего мы хотели избежать: сухости, однообразия и устаревших подходов.

В целом мы ориентировались на задачи и характер нашего продукта, а не на референсы из других журналов. Безусловно, мы следим за мировыми тенденциями в дизайне и печати, вдохновляемся работой Pentagram, Studio Dumbar, Sagmeister & Walsh, Полы Шер, Майкла Бейрута и Дэвида Карсона. Но в дизайне и вёрстке нашего журнала важнее было выразить собственную уникальность.

Люба Рыбакова,
арт-директор Ornament

Пример вёрстки из номера о Квентине Тарантино
Изображение: Ornament
Вёрстка по-новому — по сетке
Изображение: Ornament

Типографика

Основная гарнитура издания — Inter, и для каждого номера к ней в пару подбирают дополнительный шрифт, чтобы визуально подчеркнуть характер темы.

Например, в выпуске, посвящённом Уэсу Андерсону, для сносок и акцентов дизайнеры взяли Futura — именно его режиссёр часто использует в титрах своих фильмов.

В номере о сериалах Epilepsy Sans выражал тему цифровой эпохи.

Для выпуска о Стэнли Кубрике в «диалогах» между режиссёром и писателем Набоковым использовали Courier New. Этот шрифт имитирует стиль печатной машинки, что визуально намекает на работу Набокова.

А размер шрифта в заголовках, цитатах, выносах и основном тексте определила та самая основная сетка.

Разворот из номера об Уэсе Андерсоне
Изображение: Ornament
Разворот из номера о сериалах
Изображение: Ornament
Диалог Набокова и Кубрика
Изображение: Ornament

Иллюстрации

К иллюстрациям требования были достаточно прозрачные:

  • Они должны хорошо работать и в больших материалах на полосе или развороте, и в маленьком размере.
  • Картинки должны быть и линейные, и с заливкой.

Команду иллюстраторов подбирали долго и тщательно через опен-коллы от Ornament. Было важно сохранить уникальность проекта и подачи, но найти формат, который лучше отобразил бы характер журнала: стильный, узнаваемый, дружелюбный.

Прежде чем приступить к работе, я всегда сначала пробегаюсь по тексту, чтобы наметить основные сюжеты, а потом уже внимательно читаю непосредственно перед созданием эскизов.

Иногда в голове уже есть вещи, которые хочу изобразить, и надо просто додумать некоторые сюжеты и связать их на разворотах. А иногда материал даётся сложнее, и тут текст очень помогает — я на его основе придумываю композиции. Мне кажется, очень важно выдерживать общее настроение с текстом, раскрывать и дополнять то, что написано. Создавать антураж, но удерживать себя от буквального повторения.

Я всё делаю в диджитале — от эскизов до финальных иллюстраций. Изредка могу набросать скетч на бумаге, пока смотрю кино, если ничего нет под рукой.

Вообще, в кино очень много классных изобразительных приёмов и образов, которые можно круто использовать в своих работах. Но очень важно перерабатывать то, что увидел, сплавлять со своим стилем и идеями — тогда получится что-то качественно новое.

Катя Макарова,
иллюстратор

Иллюстрации Кати Макаровой
Изображение: Ornament

Пятилетний я бесконечно гонял дома три десятка кассет, но когда впервые посмотрел кино на большом экране (это был «Парк юрского периода — 3») — чуть с ума не сошёл. Шатаут иркутскому кинотеатру «Баргузин», до сих пор помню запах огромного глянцевого билетика. Так я полюбил кино.

Как иллюстратор я, конечно, не просто перерисовываю кадры. При просмотре неизбежно цепляешься за идеи и ощущения, которые оказываются важны для тебя в этот период. И тут возникает определённый азарт: как мне привнести свои смыслы в иллюстрацию, да ещё так, чтобы это перекликалось с текстом статьи? Редко кадра из оригинала окажется достаточно.

Потом, когда я трогаю физический журнал со своей иллюстрацией на обложке, удивляюсь: как это она в два раза больше, чем я привык её видеть (на экране рабочего планшета)! А в хорошие дни могу и погордиться :)

Ваня Ботвинки,
иллюстратор

Фото: Vanya Botvvinky / Behance

Своими иллюстрациями я и дополняю, и пересказываю киноленту, пожалуй. Стараюсь найти все глубинные смыслы, заложенные режиссёром, и максимально ярко отразить их визуально. Когда работаю, к каждому развороту прикладываю для команды огромный текст с пояснением всех смыслов и идей. Для меня главное — уловить настроение материала и понять, какой стиль лучше подойдёт. Звучит странно, но больше всего помогает эмпатия, а остальное — дело техники.

Правда, у меня есть одно ограничение: не смотрю хорроры даже для работы. В детстве посмотрела «Звонок», а потом родителям пришлось замуровывать колодец на даче.

Оля Владимирова,
иллюстратор

Иллюстрация Оли Владимировой
Изображение: Ornament

Развороты

Важной фишкой журнала стал разворот с командой. Это необычное решение для печатного издания: обычно читатели ничего не знают о тех, кто его создаёт. А в Ornament такие иллюстрации немного приоткрывают закулисье редакции, показывают, чем она живёт, — причём в стилистике журнала.

Изображение: Ornament
Редакция работает над журналом о сериалах
Изображение: Ornament

Ещё одна особенность Ornament — иллюстрация на целый разворот. Например, визуализация вселенной конкретного режиссёра, сериальной вселенной или мира женщин-режиссёров. Для каждого номера создают визуально сложное пространство, которое хочется подолгу разглядывать: зону барбекю у бассейна, или интерьер дома, или детальное полотно с массой взаимодействующих героев.

Изображение: Ornament
Изображение: Ornament

Все эти элементы — от тщательной вёрстки и продуманной типографики до уникальных иллюстраций и содержательных разворотов — создают уникальный образ журнала Ornament. Они формируют не просто издание о фильмах, а визуальное и интеллектуальное путешествие по миру киноискусства — при этом доступное и увлекательное для широкой аудитории.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована