Владелец театра кукол и автор фирменного шрифта Nivea: кто был первым графическим дизайнером
Рассказываем, чем занимался первый графический дизайнер Аддисон Двиггинс, за что критиковал коллег и где сейчас используют его работы.


Когда появился графический дизайн? В IV веке, когда древние египтяне научились печатать принты на тканях? С изобретением книгопечатания в Европе? Или, может, в конце XIX века, когда стала активно развиваться индустрия рекламы?
Ни древние египтяне, ни Гутенберг, ни модернисты не называли себя графическими дизайнерами. Впервые так себя назвал Уильям Аддисон Двиггинс в 1922 году — поэтому его и принято считать отцом профессии.


Двиггинс занимался иллюстрацией и каллиграфией, оформлял книги, писал теоретические труды и создал больше двух десятков шрифтов — многими из них дизайнеры пользуются до сих пор.
Немного о Двиггинсе
Американский дизайнер по образованию был иллюстратором. После обучения он решил открыть собственную типографию, но это не увенчалось успехом. Тогда Двиггинс (или WAD — как он сам себя называл по трём инициалам) начал карьеру в рекламе.

С 1917 года Двиггинс стал исполнительным директором типографии Гарварда. В эти годы WAD издаёт критические брошюры о современном американском дизайне книг под псевдонимом Dr. Hermann Puterschein. Также он выпускает книгу с упрёком к коллегам — An Investigation into the Physical Properties of Books («Исследование физических свойств книги»). Работа была издана от имени вымышленного Бостонского общества каллиграфов.
Один из тезисов книги заключался в том, что массовое производство на печатных машинах пагубно сказалось на качестве дизайна. Свою точку зрения WAD выражал эмоционально и саркастично:


После этой публикации Двиггинсу предложили работу в издательстве Alfred Knopf, в котором он в дальнейшем оформил более 300 книг.
Активное развитие Двиггинса в книжном дизайне связывают с поставленным ему диагнозом — в 1922 году у него нашли смертельный по тем временам диабет. Последние годы жизни Двиггинс решил посвятить любимому делу вопреки тому, что реклама была более прибыльна. Но Двиггинса спас инсулин, который только начинали использовать: он прожил ещё более 30 лет и умер на 76-м году жизни.
Кроме книжного дизайна, в середине своей карьеры WAD занялся разработкой шрифтов. Первый был создан в 1929 году для студии Linotype, с которой Двиггинс работал до конца своей жизни. Периодически дизайнер возвращался к рекламе, но известен он именно книгами и шрифтами.
Книжный дизайн
Двиггинс был востребован и сотрудничал с разными издательствами, не только с Alfred Knopf. Он уделял огромное внимание типографике — иногда даже добавлял в книги краткое описание шрифтов, использованных в ней. А с тех пор, как WAD начал разрабатывать собственные шрифты, он часто выбирал именно их для работы над книгами.

Одна из наиболее известных работ Двиггинса — оформление «Машины времени» Герберта Уэллса, изданной в 1931 году:



Вот иллюстрация Двиггинса к книге о Марко Поло:

А это дизайн обложки, иллюстраций и шрифта для книги о печати:

Особенно Двиггинс прославился корешками своих книг. Он рисовал для них леттеринг и вручную создавал орнаменты по трафаретам.

Шрифты
По контракту с Linotype Двиггинс разрабатывал около трёх полноценных шрифтов в год — так что он оставил в типографике внушительное наследие. Многие из его шрифтов до сих пор можно купить и использовать. А мы остановимся только на нескольких из них.
1. Metro
Гарнитура геометрических гротесков и знаковая работа Двиггинса.

Metro широко используется по сей день. Например, это фирменная гарнитура Nivea — логотип напечатан шрифтом Metro Black.

2. Electra
Контрастная антиква, над которой Двиггинс работал почти десять лет. В наши дни Electra используют в логотипах, книгах и рекламе.

3. Caledonia
Это результат переработки Двиггинсом другой гарнитуры — Scotch Roman.

Не только дизайн
Двиггинс известен не только благодаря своим достижениям в типографике,
но и из-за страсти к марионеткам. Он занимался резьбой по дереву и изготавливал кукол.



Двиггинс даже открыл собственный театр в гараже, собрал труппу и провёл первый спектакль в 1933 году. Со временем он построил отдельное небольшое здание, и театр полноценно функционировал. Сейчас марионеткам Двиггинса посвящена экспозиция в Бостонской публичной библиотеке.
Что почитать: книги от Двиггинса
WAD оставил после себя несколько теоретических трудов. В частности, его нашумевшая критическая работа An Investigation into the Physical Properties of Books, после которой Двиггинс получил оффер на дизайн книг, есть в открытом доступе — отсканированная с оригинала.
Двиггинс писал и о дизайне рекламы. Layout in Advertising («Вёрстка рекламы») — довольно объёмная работа, в которой WAD описывает собственный опыт работы. Кстати, в ней он тоже не обошёлся без критики — ругал существующие гротескные шрифты. В открытом доступе её нет — только оригинальные издания на Amazon. А ещё на Amazon можно найти сборник эссе Двиггинса MSS by WAD, переизданный в наши дни: автор делится размышлениями о графическом дизайне.
И, конечно, Двиггинс не мог не написать книгу о марионетках. Его Marionette in Motion («Марионетка в движении») посвящена конструкции кукол. Это небольшая работа, которая доступна для бесплатного чтения.
