Основатель архитектурного бюро «Хвоя»: «Настоящая работа начинается после трудового дня»
Архитектор Георгий Снежкин — о парадоксах архитектурного бизнеса и о том, как построить свой дом и не сойти с ума.
Обложка: Юлия Лисняк для Skillbox Media
Георгий рассказал:
- сколько лет занимает путь в большую архитектуру;
- как управлять строительством дома;
- какие ошибки при самостоятельном управлении строительством — самые распространённые;
- чем вдохновляются архитекторы.
Краткая справка
Георгий Снежкин — архитектор и сооснователь архитектурного бюро «Хвоя», член Союза архитекторов России, соавтор курса «Управление строительством дома».
Как устроен бизнес в архитектурной среде
— Расскажи, с чего началась история архитектурного бюро «Хвоя»?
— Ещё будучи студентами-архитекторами, мы с друзьями решили создать неформальное художественное объединение «Тихий час». Мы все учились, параллельно работая в разных компаниях, а вечером собирались, чтобы вместе развивать собственные архитектурные проекты. Когда у нас стало получаться, мы рискнули и превратили хобби в бизнес. Сейчас, спустя время, я понимаю, что это было единственное правильное решение.
— А в чём особенность бизнеса в архитектурной среде?
— Тут есть свои нюансы: например, моя настоящая работа начинается только после окончания трудового дня. Обычно это выглядит так: с утра меня затягивают совещания, переговоры с клиентами и заказчиками… Иногда рутина разбавляется выездами на объекты. И только вся эта движуха заканчивается, я могу сесть за стол и наконец-то взять в руки карандаш и линейку.
— Сколько вы с компанией шли от начинающих архитекторов до профессионалов? Перед интервью ты сказал, что запись в ваше бюро забита на полгода вперёд.
— Не поверишь, но мы до сих пор считаем себя начинающими архитекторами! Хотя у нашего бюро есть постоянные клиенты и заказчики в очереди.
Думаю, чтобы стать архитектором с большой буквы, могут понадобиться все тридцать лет. Но чтобы начать чувствовать себя уверенно, достаточно увидеть своими глазами хотя бы несколько созданных по твоему проекту домов.
— Клиент вашего бюро — кто он?
— Клиент всегда разный. А лучший клиент — это человек, близкий нам по духу: когда можно показать готовую картинку и спокойно обсудить детали, чтобы их доработать. Именно со «своими» клиентами мы и стараемся работать, ведь без этой связи получается просто коммерческая история — взаимодействие с формальным заказчиком, которому нужно объяснять каждое, как ему кажется, неоправданное решение.
Как самостоятельно построить дом
— Ты преподаёшь на курсе «Управление строительством дома». Скажи, зачем проектировать и строить свой дом самостоятельно? Почему не доверить это целиком профессионалам?
— Построить свой дом без привлечения профессионалов не получится — это факт, с которым трудно поспорить. Но и отдать это дело в руки архитектора, прораба и строительной бригады со словами «Я умываю руки» тоже не выйдет.
Строительство дома — это всегда большой стресс. Здорово иметь возможность следить за тем, что происходит на площадке, знать, на чём можно сэкономить, а где это противопоказано.
Если понимать, как управлять процессом строительства, решения будут не хаотичными, а взвешенными — такими, о которых не пожалеешь через несколько лет.
— Почему ты вообще преподаёшь эту тему — она сегодня как-то особенно актуальна?
— События пандемии высветили жилищную проблему — люди хотят иметь свой дом, а квартира постепенно перестаёт быть полноценным семейным гнездом. Многие переходят на удалённую работу, а сосуществовать всей семьёй в квартирных интерьерах сложно.
— А почему бы не купить готовую «коробку»?
— Типовые дома и квартиры предлагают усреднённые решения. Там не будет оглядки на ваши особенности и желания. А ведь у вас могут быть свои потребности и представления о прекрасном.
— Например?
— У каждого свои мечты об идеальном доме, и у многих эта красивая картинка в голове ещё с детства! Например, вы хотите островок на кухне и раковину у окна, чтобы во время мытья посуды смотреть, как во дворе на лужайке играют дети… И таких нюансов может быть огромное количество.
Когда ты проектируешь и строишь дом самостоятельно, ты можешь учитывать калейдоскоп всех своих желаний. Это даёт шанс воплотить свои мечты в одном проекте.
— А где в этом проекте можно ошибиться? И какие ошибки самые опасные?
— В этом деле каждая ошибка может стать фатальной: можно облажаться с выбором архитектора, спроектировать и построить дом, а потом увидеть результат и мгновенно разочароваться. Поэтому и нужно быть максимально включённым в процесс.
Самая главная опасность, как я думаю, в длительности этого процесса. Приличный дом строится два, а то и три года. И, увы, за это время может многое поменяться. Появится ребёнок, новое хобби или работа… Конечно, человек ко всему приспосабливается, но квартиру ты купил — она твоя, заезжай через месяц, хочешь — продашь через полгода. А с домом так не получится.
— Есть ли яркий пример того, как делать не надо?
— Заказать дешёвый проект — вот так точно делать не надо. Если ваша задача — построить недорогой дом, то на архитектурном проекте экономить точно не стоит. Чтобы сделать качественно и дёшево, нужно изначально просчитать все нюансы.
Здесь хорошо подходит выражение «скупой платит дважды». Сегодня ты сэкономил на расчётах и не просчитал все риски, завтра отдашь втридорога за некачественные материалы или лишнюю стену.
Или вот четыре вредных совета:
- делай всё сам;
- во всём слушай прораба;
- торопись;
- экономь на всём, на чём можешь.
— А с прорабом что не так? :)
— С прорабом всё так, но нужно понимать, что у него другие цели и задачи. Когда вы занимаетесь строительством своего жилья, ваша цель — красивый дом, в котором лично вам будет комфортно. Цель прораба — получить деньги. Поэтому его советы не всегда стоит воспринимать как истину в последней инстанции.
— А как быть с советами архитектора?
— С архитектором всё немного иначе. Если вы работаете с профессионалом, ваши цели совпадают. Ему тоже нужен красивый дом — это его портфолио и его репутация.
— Интересно, а хороший архитектор способен сделать из 45 квадратных метров уютное пространство для всей семьи?
— Да, конечно, но нужно понимать, что всему есть предел. В таких условиях комфортно будет двум людям, и вряд ли вы сами захотите уживаться семьёй из шести человек на 45 метрах.
Благодаря хорошему проекту можно визуально увеличить это пространство. Да и с маленькими домами всё понятно — всё на месте, компактно и автоматически уютно. А когда отгрохал домину в 200 квадратов, ходишь по ней вечером и слышишь эхо… Тут нужно подойти к планировке пространства максимально ответственно.
Чем вдохновляются архитекторы
— Мне любопытно, профессия архитектора — это больше про творчество или всё-таки про точные знания?
— Главная прелесть профессии архитектора в том, что она выражает высшую степень технического искусства. Благодаря точным знаниям и расчётам ты можешь построить что-то уникальное, единственное в своём роде. И нельзя сказать, чего в нашей профессии больше, — каждая сторона медали имеет своё значение.
Архитектура — это искусство, оно может быть абсолютно парадоксальным. Никогда не знаешь, почему архитектору пришло в голову то или иное решение.
— Хорошо, а как вчерашнему выпускнику научиться находить эти решения?
— Для старта достаточно стола, стула, компьютера и линейки. В этом прелесть профессии. Не обязательно идти работать на кого-то и, разумеется, не нужно торопиться открывать своё бюро. Для частной практики хватит чертежей.
— А правда, что архитектор должен много путешествовать, чтобы наработать насмотренность?
— Это один из возможных путей, да. А иногда искусство просто само пробирается из детских впечатлений или просто каких-то воспоминаний.
— Есть какие-то профдеформации, которые часто встречаются в вашей среде?
— Сложно сказать, потому что я нахожусь внутри сообщества и могу просто не замечать типично архитекторских профдеформаций. Но одно всё-таки могу выделить — одеваться в чёрное!
— Архитектура будущего — какая она в твоём представлении?
— Нам не стоит сейчас об этом думать. Если мы представим себе архитектуру будущего, то, даю гарантию, она будет кардинально отличаться от наших с вами представлений. Всё, что мы должны сегодня, — это представлять архитектуру настоящего и не загадывать так далеко.