Интерактив, инсталляция и иммерсивность: гид по базовым понятиям современного искусства
Чем перформанс отличается от хеппенинга, а иммерсивность — от интерактивности: рассказываем о главных терминах совриска.
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
«Язык современного искусства» зародился и развивался в США, позднее он распространился со своими трудностями перевода в другие страны. Многие термины были созданы на английском языке, то есть аналогов им в русском не существует. В этой статье мы разберём термины и понятия современного искусства на примерах.
Способ действия и люди
Перформанс
Перформанс — самое популярное слово в современном искусстве, означает оно всего лишь «выступление». Чем перформанс отличается от любого другого выступления? Тем, что могут быть задействованы разные художественные средства, где исполнители также и авторы перформанса, а зрители не всегда отделены от художника четвёртой стеной — то есть находятся в более тесном контакте с исполнителем.
Это называется иммерсивностью, интерактивом или партиципаторным искусством.
Иммерсивность
Иммерсивность (от англ. immersive — «присутствие, погружение») подталкивает зрителя к более полному восприятию происходящего, включает его в художественное поле, но не навязывает себя. Художественная выставка может предлагать игры по теме экспозиции, иммерсивный спектакль — происходить в общем пространстве, вместе со зрителями.
Интерактивность
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — это когда на спектакле вас подталкивают к действию, исполнители задают вопросы или предлагают какое-то другое взаимодействие. Активность зрителя, побуждённая действиями актёра, художника или исполнителя, — ещё одно средство погружения, но уже с более тесным контактом между исполнителем и зрителем.
Партиципаторное выступление
От participate — участвовать, то есть выступление разворачивается при непосредственном участии зрителя — вы можете повлиять на ход событий спектакля или перформанса. Музей тоже может быть партиципаторным, если предлагает вам создать собственный опыт погружения в экспозицию. Это игры в тематической связи с выставкой, дополнительные материалы, которыми зритель может воспользоваться по собственному желанию, и другие средства. Главное, что вы сами создаёте для себя опыт погружения, реагируя на созданную для вас обстановку.
Living art
Экстремальная форма перформанса, которая выходит за любые временные и вообще разумные рамки. Перформансом становится сама жизнь художника. Таким радикалом оказался Тейчин Сье, тайваньский художник. Работая мойщиком посуды в Нью-Йорке, Сье искал идеи для перформанса, пока не придумал: «Однажды я неожиданно понял: „Что ещё я ищу? Я не должен куда-то выходить, чтобы обнаружить искусство, я уже нахожусь в своей работе“».
Художник пережил пять лет экстремального, непрерывного перформанса, когда он год запрещал себе выходить из дома, читать, смотреть телевизор, в другой год — запретил себе заходить под крыши (то есть прожил его на улице) и так далее. А затем он провёл 13 лет, занимаясь искусством, никому не показывая своё творчество. После 18 лет перформанса он больше никогда не возвращался к искусству, отдав самое ценное — время своей жизни.
Перформансами с риском для жизни прославилась Марина Абрамович. Таким опасным оказался перформанс «Ритм 0», когда с художницей в течение шести часов зрители могли делать что угодно. Публика сначала действовала мягко, но всё закончилось порезами, а через шесть часов охране пришлось вмешаться — Марине вложили в руку пистолет и поднесли его к голове. Также рискованным был перформанс «Энергия покоя», когда Марина и её напарник Улай своим телом держали баланс натяжения тетивы лука, стрела в котором была направлена прямо в сердце художницы. Однако перформанс может происходить и вне галереи или художественного пространства. Российская художница Елена Ковылина отправлялась на лодке без вёсел в открытое море («Спасите мою душу», 2000), поставив сверхценность искусства выше опасности смерти, — и едва не погибла.
Хеппенинг
Хеппенинги (happening — «случающееся», «происходящее») — перформативные импровизации, в них есть смысловая канва, но участники воспроизводят её с разными нюансами, порой ориентируясь на действительность в моменте. А порой вы можете внести свои коррективы в выступление — ваше участие в нём может стать значительной частью. Подобное может происходить во время хеппенингов — перформансов, в которых нет строгого сценария.
Концепции и предметы
Реди-мейд
В 1917 году Марсель Дюшан принёс на выставку независимых художников писсуар, поставил на нём подпись и представил как скульптуру «Фонтан». Это реди-мейд (ready made — «готовый», «созданный»). Готовый предмет помещён в художественный контекст таким образом, что приобретает новые смыслы.
Идея банана в том, что художник продал, по сути, сертификат с инструкцией к этой инсталляции, и, таким образом, владелец может менять бананы — и все они будут художественным произведением авторства Маурицио Кателлана. Таких сертификатов было продано два, а третий перешёл в дар музею.
Found poetry, blackout poetry
Из реди-мейда выходит много линий в разные виды искусств: found poetry, когда существующий текст в оптике исследователя предстаёт как поэзия, или blackout poetry, когда вычёркивание текста составляет новое высказывание.
Found object
Found object отличается от реди-мейда тем, что найденный объект вдохновляет художника сам по себе. Его не нужно помещать в какой-то особый контекст, объект становится просто частью художественного замысла. Кроме того художник использует найденный объект в своей инсталляции.
Инсталляция
Инсталляция — пространственная композиция, которая может быть похожей на скульптуру, а может размещаться по всей комнате. А может даже занимать всё пространство экспозиции, и это называется тотальной инсталляцией.
Читайте также:
Акция
Если у перформанса есть режиссура и может не быть конкретных целей (художник изучает зрителей, например, или свои возможности), то акция — это высказывание с целеполаганием. Также акцию можно свести к одной идее. Например, Пьеро Мандзони объявил писателя Умберто Эко произведением искусства (и на этом дело кончилось). Но есть акции более понятные и прямолинейные, преследующие совершенно определённые цели. Например, одна из акций берлинских борцов с глобальным потеплением оказалась простой и элегантной: трое участников стояли под импровизационной виселицей с верёвками на шее на кубиках льда. Лёд таял. Ёмко и сразу понятно, «что хотел сказать автор».
Акция с обливанием художественных произведений супом ещё проще: там практически нет художественной составляющей, все усилия направлены только на то, чтобы привлечь внимание прессы. Движение против использования газа и нефти Just Stop Oil объясняет свои действия так: «Если для осознания обществом того, что ископаемое топливо убивает нас всех, требуется залить картофельным пюре или томатным супом картину, мы сделаем это!»
Жанры
Видео-арт, ленд-арт, саунд-арт, диджитал-арт, сайенс-арт — по всем этим названиям легко догадаться, с чем мы имеем дело, достаточно только перевести первое слово. Видео-арт использует в работах движущиеся изображения — от кино до анимации.
Ленд-арт (от англ. land art — «ландшафт» и «искусство») — жанр, когда произведение неразрывно связно с природным ландшафтом. Российский ленд-арт можно посмотреть на «Архстоянии» в парке деревни Никола-Ленивец. Саунд-арт (англ. sound art — «звуковое искусство») — это работа со звуком.
Читайте также:
Сайенс-арт (от англ. science-art — «наука-искусство») — дисциплина, возникшая на стыке науки и искусства. Для художественного высказывания используются лаборатории, МРТ, грибки плесени и вообще что угодно.
Диджитал-арт (англ. digital art — «цифровое икусство») — направление в медиаискусстве, работающее с объектами, которые создаются при помощи цифровых технологий.
Читайте также:
Однако довольно часто произведения оказываются мультидисциплинарными — то есть сочетающими в себе разные жанры. Видео-арт может рассказывать о научном исследовании, а саунд-арт представлять звучание процессов жизнедеятельности грибов.
Внутри и вокруг галереи
Этикетаж
Слово из общей музейной практики, которое тем не менее может вам пригодиться. Табличка с названием картины и именем художника (иногда с более подробной информацией) называется этикетажем.
Экспликация
Развёрнутый этикетаж, в котором не только название картины и имя художника, но и краткое содержание смыслов произведения или выставки в целом.
Куратор
Экспликацию пишет куратор — художественный организатор выставки, который придумывает концепцию выставки и её оформление, пишет те самые разъяснительные тексты и иногда занимается менеджментом прикладных процессов (например, рекламой).
В больших институциях есть отдельные менеджеры, но в маленьких независимых галереях куратор на пару с художником может быть и менеджером, и архитектором пространства, и барменом на вернисаже. Кстати, вернисаж — это открытие выставки, а финисаж — закрытие.
Галерист
Художественный руководитель галереи, он может нанимать или иметь в штате своих кураторов, а может и сам выступать в этой роли. Галерист решает, что будет происходить в его галерее, тогда как куратор может создать свой выставочный проект на самых разных площадках.
Термины в современном искусстве не всегда важны
Танцевальный перформанс можно назвать балетным спектаклем, есть музыкально-поэтические перформансы, которые называют концертами или даже оперой. Название жанра порой отражает не саму форму, но её стилистический вектор: музыкально-поэтический концерт подразумевает классическое искусство, перформанс — современное.
Иногда современное искусство сопряжено с риском для жизни. Иногда оно выступает лишь средством, чтобы привлечь внимание к какой-то социальной проблеме. Иногда оно несерьёзно, провокативно и непонятно. Это нормально. Наверное, для понимания современного искусства отлично подойдёт высказывание Жана Кокто про пожар: «Когда меня спрашивают, что я унесу с собой, если мой дом загорится, я отвечаю: огонь».
Хорошей иллюстрацией к этому высказыванию будет недавнее происшествие в мире современного искусства. Китайский художник Ай Вэйвэй выставлял в Болонье свой фарфоровый куб, а посетитель, чешский художник Вацлав Пишвейц намеренно разбил одну из скульптур.
Ай Вэйвэй не особенно расстроился, лишь отметил, что он надеется, что никто не порезался. Как сказал поэт и писатель Дмитрий Волчек по этому поводу: «Искусство мертво, точно череп, и воскресает лишь тогда, когда его удаётся разбить».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».