Land Rover, «Сбер», WhatsApp, или Испугайте нимфу
Арт-директор Стас Жицкий на примере цветовых ассоциаций разбирает, как работает психология цвета и работает ли она вообще.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
— Каких цветов пожелаете иметь? — вопросил купец, всё так <же> приятно колеблясь на двух упёршихся в стол руках.
— Цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике, — сказал Чичиков.
— Могу сказать, что получите первейшего сорта, лучше которого <нет> в обеих столицах, — говорил купец, потащившись доставать сверху штуку; бросил её ловко на стол, разворотил с другого конца и поднёс к свету. — Каков отлив-с! Самого модного, последнего вкуса!
Сукно блистало, как шёлковое. Купец чутьём пронюхал, что пред ним стоит знаток сукон, и не захотел начинать с десятирублёвого.
— Порядочное, — сказал Чичиков, слегка погладивши. — Но знаете ли, почтеннейший? покажите мне сразу то, что вы напоследок показываете, да и цвету больше того… больше искрасна, чтобы искры были.
— Понимаю-с: вы истинно желаете такого цвета, какой нонче в Пе<тербурге в моду> входит. Есть у меня сукно отличнейшего свойства. Предуведомляю, что высокой цены, но и высокого достоинства.
— Давайте.
О цене ни слова.
Штука упала сверху. Купец её развернул ещё с большим искусством, поймал другой конец и развернул точно шёлковую материю, поднёс её Чичикову так, что <тот> имел возможность не только рассмотреть его, но даже понюхать, сказавши только:
— Вот-с сукно-с! цвету наваринского дыму с пламенем.
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»
Как-то стоял я на улице и философически разглядывал нарядный грузовик с неплохим логотипом на борту. «Сладкая жизнь», — было написано, и нарисована то ли розочка, то ли ещё какая финтифлюшка — супер-пупер-яркая, розово-фиолетовая… «Dolce vita», — перевёл я на итальянский и представил себе перманентный праздник с цветочками, конфетти и прочей оптимистической ерундой. Однако, приглядевшись потщательней, я обнаружил, что так себя изобразила фирма по доставке продуктов питания.
Вероятно, я субъективен, но у меня почти нет пищевых ассоциаций в рамках данной цветовой гаммы — такую раскраску могут иметь разве что жирный синтетический пончик или какое ядовитое химическое мороженое. Но уж никак не типичная для среднего человека еда.
Пытливый мой ум заставил меня происследовать доставщиков пищи — и, в общем-то, цвета практически у всех были ожидаемо «съедобными» за редчайшими исключениями: у той же «Сладкой жизни» обнаружил приложение Smart для онлайн-заказа продуктов — цвета, годного для авиакомпании или финансового инструмента, но совсем не аппетитное в физиологическом смысле. И нашлась ещё одна доставка еды «Фуд Фреш», где смысл посыла начисто убивался мрачным чёрным фоном. Остальные же все — всё зелёненькое, жёлтенькое да красненькое, этакий «ням-ням».
Но этот казус — скорее исключение из правил. Причём правил как таковых почти нет, как ни парадоксально это звучит. Понятно, что не стоит красить логотип серьёзного банка в цвет бедра испуганной нимфы, но при этом элегантно-нежные продукты для дам запросто могут иметь чёрный (якобы мрачный) логотип (вспомним Chanel). Кстати, вроде бы французы как раз и придумали «цвет бедра» — точнее, придумали ему название (хотя я, не знакомый с мифической физиологией нимф, не знаю, почему нимфа, пугаясь, меняет цвет именно в области бёдер).
Есть такое лженаучное (как мне кажется) направление человеческой мысли: называется «психология цвета». Согласно утверждениям апологетов, каждый цвет таит в себе определённый эмоционально-смысловой заряд. Что почти неправда. Я часто от своих заказчиков слышу: «Не, ну красный — это как-то слишком агрессивно…»
А давайте спросим у таких брендов, как Coca-Cola, YouTube, МТС — злой у них цвет или просто яркий?
Другие говорят: «Не, ну зелёный — это что-то про экологичность…»
А если подумать — приходят ли нам в голову ассоциации с натуральностью-природностью, когда мы садимся в Land Rover, заходим в «Сбер» или в WhatsApp?
Третьи скажут: «Чёрный — как-то мрачновато, траурный какой-то цвет…»
С этим третьим ни за что не согласятся китайцы, японцы и некоторые другие дальневосточные обитатели, для которых цветом смерти и скорби является белый. И кое-какие африканцы поспорят — они на похоронах в красное одеваются. А киргизы и вовсе поднимут на смех: у них в традиции поднимать над юртой красный флаг, если покойник молодой, чёрный — если средних лет, и белый — если старый. Не думаю, что киргизские дизайнеры затабуировали аж три цвета сразу. Я не поленился погуглить: полно у них и красных, и чёрных лого — даже туристический логотип Кыргызстана написан красненьким.
В общем, цвет сам по себе почти никогда (за крайне редкими исключениями) не несёт ни смысла, ни эмоции, так что красьте свои лого в любой цвет — в конце концов люди привыкнут.
И я привыкну к искусственному пончику, и смелый банкир покрасит свой логотип в цвет бедра испуганной нимфы.
…Между прочим, этот розовый цвет при императоре Павле I имели подкладки офицерских мундиров. А солдаты носили мундиры попроще, и подкладки у них были «цвета ляжки испуганной Машки», но это к делу не относится.
ЧИТАЙТЕ В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ:
- Пилить ли Шуре: сколько может стоить логотип и почему не стоит раскрывать его цену
- Одолженный Станислав, или Случай из практики: почему не стоит безоглядно доверять чужому портфолио
- Право на зелёную траву: нужно ли регистрировать цвет бренда и что делает логотип по-настоящему заметным
- Фрикадельки убегают через забор: насколько допустимо хулиганство в брендинге
- Совершай манипуляции внимательно: логотипы, безыскусность которых спасает жизни
- Знаки, сделанные руками: как культурный контекст влияет на восприятие знака