«Я не хочу уезжать из города». Интервью с Михаилом Семёновым
Как дизайнер создаёт сувениры и развивает экскурсии в Сергиевом Посаде.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Михаил Семёнов — дизайнер, краевед и экскурсовод по Сергиеву Посаду. Он первый в городе, кто стал разрабатывать интересные сувениры с локальной тематикой.
Мы узнали у Михаила, как он совмещает дизайн для заказчиков, художественные практики и работу с туристами, и поговорили о прелестях жизни в маленьком городе.
Дизайнер и город
— У вас в профиле канала написано, что вы «художник-урбанист с претензией на созидание». Что это значит?
— Я долго думал, как себя идентифицировать, потому что у меня широкий круг занятий: я дизайнер, художник, блогер, экскурсовод, краевед. Какие-то части своей жизни, например работу дизайнера, я вообще не подсвечиваю, поэтому многие думают, что у меня только блог и авторский мерч.
Я считаю себя художником в широком смысле: это про творческое отношение к жизни. А урбанист, потому что занимаюсь городским пространством и рассказываю про родной Сергиев Посад.
Сергиев Посад — город в Московской области, где находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева лавра XIV века. В её стенах Андрей Рублёв написал икону «Троица».
Считается, что в Сергиевом Посаде появилась русская матрёшка.
— Вы и дизайнер, и художник, и даже архитектор. Как эти сферы дополняют друг друга?
— Я с детства увлекался рисованием, затем учился в художественной школе. Там дают стандартные задания ученикам: рисовать Лавру, изучать местную архитектуру. Затем я поступил в институт на дизайнера. Мне повезло: я из того поколения, которое учили «по старинке» рисовать карандашом, изучать натуру. Я до сих пор часто в работе прибегаю к эскизам — это помогает мне придумывать новое.
В профессиональном поле я занимаюсь дизайном среды для ивентов на фрилансе: фестивалей, премий, концертов, протокольных мероприятий. Я продумываю визуальные решения, брендинг, навигацию и застройку.
Мне нравится вписывать стиль в ландшафт, находить новые ходы в конструктиве сцены, зрительного зала, декорациях, мультимедийных экранов. Из последних проектов, где я был главным дизайнером, это Международный фестиваль классической музыки имени П. И. Чайковского в Клину, премия «Золотой Меркурий», молодёжный фестиваль в Рязани «Голос улиц — 2024».
То, чем я занимаюсь в свободное от работы время, можно назвать дизайном городской среды. В какой-то момент я преподавал в учебных заведениях: а там нужно показывать студентам, что тебя вдохновляет. Для меня это родной город: книги, фотографии, наша архитектура.
Интересного накопилось настолько много, что я решил этим делиться в интернете — так появился блог. Дальше — экскурсии, мерч и коллаборации.
— «Не могу уже остановиться». В чём ваша мотивация делиться с людьми?
— Где-то к тридцати я начал понимать собственную ментальность. Я один из тех редких людей, кто не хочет уезжать: большинство учится и работает в столице, женится, выбирает ипотеку в Москве или где-то рядом с городом. От Сергиев Посада до центра города 1,5 часа — я сам долгое время катался туда-сюда.
В какой-то момент я задумался, как жить в Сергиевом Посаде, но при этом не менять уровень заработка. Пандемия сама подсказала вариант с удалённой работой. Это в том числе позволяет мне до сих пор совмещать разные виды деятельности.
У маленьких городов много плюсов: у нас тихо и безопасно, всё рядом, цены ниже. Тебе улыбаются, с тобой здороваются. В маленьких городах типа Коломны, Суздаля ещё можно увидеть, как живёт город, чем заняты местные, несмотря на обилие туристов.
Дизайнер и свет
— Давайте поговорим про ваши художественные работы. Откуда вы берёте вдохновение для графики, живописи?
— Очень люблю фразу Репина: «Вдохновение — награда за каторжный труд». Обычно меня цепляет какой-то визуальный образ, затем я с ним хожу в голове, думаю, прихожу в мастерскую и делаю эскизы. Бывает, что из-за самокритичности я перерисовываю их не один десяток раз.
Моя последняя серия работ называется «Свет Истины»: это детали Лавры — стены, башни, пруд, своды зданий в свете. Мне всегда было интересно, как свет солнца или его отсутствие меняют форму, цвет и состояние пейзажа. Резкое, яркое освещение как будто открывает архитектуру или, наоборот, скрывает её. Для меня эта серия про вечное, надёжное — как поиск истины и спокойствия.
Читайте также:
Дизайнер и впечатления
— Когда вы стали проводить экскурсии?
— Всё началось в 2018 году со знакомых, которые просили показать город. Сперва это было по фану, а потом я разместил объявление на агрегаторах экскурсий. Сейчас я провожу их около 20 в месяц — все будущие праздники и выходные расписаны. Приходят подписчики, туристы — это те, кому хочется посмотреть город не с нудным историком, а с художником.
У меня есть варианты для разных групп: бывает общая экскурсия по городу, бывают по отдельным микрорайонам. Есть иммерсивный формат, когда мы заходим в гости к местным и проводим с ними время, пьём чай. Я бы назвал это той самой «экономикой эмоций и впечатлений».
— Сергиев Посад известен прежде всего благодаря святыне, которая привлекает «своих» туристов. Обитель отвлекает гостей от других прелестей города? Или всё же хорошо, что благодаря ей туристы есть, и городом так или иначе интересуются?
— У этого свои плюсы и минусы. Если люди приезжают к нам впервые, я обычно начинаю экскурсию с Лавры. Это наша вековая данность, главная достопримечательность.
Большинство туристов в Посаде — паломники, у которых простой и понятный запрос: приехать, помолиться, купить сувениры, что-то перекусить и поехать домой. Скорее всего, паломник не пойдёт гулять по городу, хотя у нас много интересного, есть кафе и музеи. Лавра независима от города, это сам по себе город в городе, где есть трапезная, сувенирные лавки, экскурсоводы, гостиница. Там не интересуются, что будет делать турист за её стенами.
— Легко любить Париж или Рим. Как полюбить свой город, когда он маленький, с покосившимися домишками, да ещё такой бесснежной серой зимой?
— В моей работе есть созидание. Я здесь родился, я живу и стараюсь что-то менять вокруг. У нас есть вокруг чего строить локальную идентичность, и это в том числе про развитие, общие цели горожан.
К сожалению, талантливые умные уезжают в столицу — а это те люди, которые могут выстраивать креативный сектор в Сергиевом Посаде. Но тем не менее у нас такие есть.
Как рождаются коллаборации? Мне пишут люди, у которых есть креативное дело. Они как раз приходят с запросом как-то отразить локальную идентичность в своём бизнесе.
Дизайнер и дизайн
— Так и появилась ваша коллаборация с кофейней «Светлей» — авторский дизайн стаканчиков с достопримечательностями города?
— У меня было желание сделать свой мерч, но перенести принты на что-то необычное. Одной из моих подписчиц была девушка-предприниматель, которая занимается кофе, и у нас родилась идея сделать стаканы: кофе и чай любят все, а формат to-go популярен. Так в сентябре появились первые два стакана: один — с городскими деталями, а другой — с названиями города.
На стаканчиках есть QR-код, который ведёт на интерактивную карту, где можно познакомиться с историей Сергиева Посада, а при желании — составить маршрут и прогуляться. Мы получили хороший фидбэк, это заметили в городе, поэтому история со стаканчиками будет продолжаться. В ноябре 2024-го же вышел стакан «Раскрась город» и моя первая авторская раскраска для детей.
Читайте также:
— А ваши открытки?
— Их я придумал в 2018–2019 годах, когда я решил монетизировать офлайн-встречи — лекции, на которых я рассказываю о традициях, истории каких-то предметов, например советской «Неваляшки» или тянучей конфеты «Коровка», которую придумали в Загорске. Открытки были чем-то вроде входного билета: стоили недорого, но позволяли монетизировать встречи, в которые я вкладывал много ресурсов.
На лицевой стороне изображены наши достопримечательности, а на обратной — данные про них и QR-код на историю. Сейчас мои открытки можно найти в местных магазинах и кофейне. Но что ещё радостнее — появились и другие художники, которые по моему примеру придумывают уникальные сувениры.
Дальше рисунки вылились в стикеры. Потом я увидел, что ребята из Питера делают значки в виде архитектурных деталей. Начал изучать, собрал референсы, и так появился первый наличник-значок, а затем и несколько серий.
Сейчас у меня есть картины, открытки, значки, стикеры, карты, недавно появился брелок из металла с гербом города. В ближайшее время планирую выпустить серию футболок. В мерче мне важно, чтобы они имели локальную особенность, но при этом их можно было бы купить, потому что они интересны сами по себе.
У меня даже есть серия вариантов брендинга названий города в разных стилях от Nike до IKEA. Её в том числе репостнули «Архитектурные излишества». Планирую запустить серию футболок.
— Вы собираете коллекцию книг и фотографии города. Какие в ней самые редкие экземпляры?
— Когда я начал изучать историю Сергиева Посада, я всё время будто бы проваливался во что-то новое: ты видишь книгу, смотришь ссылку и находишь ещё и ещё. Сейчас у меня небольшая библиотека, которую я оцифровал и выложил в открытый доступ. Думаю, что для местного жителя она большая.
Библиотека Михаила Семёнова с книгами и изображениями России XIX–XX века здесь.
Самым редким экземпляром можно назвать книгу про Загорск из серии «Архитектура городов СССР» архитектора-реставратора Виктора Балдина, изданную в 1958 году. Автор пишет про историю и развитие города, но как это было во времена СССР — с оттенком атеизма и коммунизма.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Откройте нараспашку: кто и зачем восстанавливает старинные двери
- «Стеклянный городок»: кто ищет историю на берегах Невы
- Жизнь страны в 38 открытках: как новогодние иллюстрации отражали вехи истории
- Петропавловск-Камчатский — муралы и панельки в марсианском пейзаже
- 30 плакатов про Ижевск. Интервью с дизайнером Александром Чернавиным