Что такое абстрактный экспрессионизм
Как художники выражали эмоции линиями и каплями, почему не объясняли значение своих картин и чем отличались от абстракционистов и экспрессионистов.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Абстрактный экспрессионизм — беспредметная живопись, развивавшаяся в Нью-Йорке, которая стала центром авангардного искусства XX века. Художники этого направления были гораздо радикальнее экспрессионистов и абстракционистов — они не пытались изобразить окружающий мир, а сосредоточились на собственных переживаниях.
Рассказываем, как возник абстрактный экспрессионизм и на каких художников из этого направления вам стоит обратить внимание.
Абстракционизм и экспрессионизм
Когда речь идёт про абстракцию в живописи, то имеются в виду картины, на которых не изображены предметы из окружающего мира. Ключевые элементы этого направления — цвет и форма. Первыми абстрактными художниками считаются Хильма Аф Клинт, Василий Кандинский, Казимир Малевич.
Экспрессионизм — экстремально выразительное искусство, которое отражает субъективные чувства автора. В экспрессионизме предметы часто имеют изменённые, хоть и узнаваемые очертания.
Мы прошли, держа волшебную палочку, сквозь искусство прошлого и настоящего. Мы показали только то искусство, которого не коснулись условности. Наша преданная любовь распространилась на все виды естественного художественного выражения, живущего за свой собственный счёт и не пользующегося костылями обычаев.
Франц Марк, художник-экспрессионист
Экспрессионизм, описанный Марком, отражал всё же реальный мир, хотя и искажал его. Но он уже во главу угла ставил потребность выражать ощущения, передавать настроение, а не быть «фотоаппаратом». Спустя несколько десятков лет после абстракции и экспрессионизма в живописи появилось ещё более радикальное направление — абстрактный экспрессионизм, и он уже теперь был сосредоточен только на чувствах автора.
Объяснять значение своих работ Клайн и другие художники часто отказывались либо отвечали с нежеланием. Когда Клайна просили объяснить смысл своих работ, он ссылался на джазмена Луи Армстронга: «Брат, если ты не понимаешь, то мне тебе не втолковать».
Абстрактный экспрессионизм — живопись переживания
Первая половина ХХ века в мире и в США в частности — это море катастроф: две мировые войны, использование ядерного оружия, экономический кризис тридцатых. Эти события повлияли и на внутреннее состояние художников. Но у любого из них были собственные трагедии: болезни, смерти близких, бедность, бесконечные переезды и многое другое.
Внешние и личные переживания наносили урон в том числе моральной стороне жизни. Это заставляло авторов искать новые средства для отражения уже не внешнего мира, часто враждебного, а внутренних переживаний.
Не выражать в динамике и цвете что-либо из окружающего мира, а передавать эмоции и означало быть абстрактным экспрессионистом. В центре этой живописи — только переживания автора, переданные посредством цвета.
Татьяна Иванкова
Художник, иллюстратор, куратор направления «Иллюстрация» в Британской высшей школе дизайна.
— Абстрактный экспрессионизм очень важен для меня как для художника и как для преподавателя. Он весь — про жест и про то, как художник может взаимодействовать с медиумом физически. Поскольку я сама занимаюсь живописью, то невозможно просто переоценить его влияние на меня.
И более того, очень важно в принципе и в иллюстрации, и в графике, и в живописи, и вообще в любой визуальной деятельности думать, каким жестом художник пользуется, чтобы создавать определённую ткань изображения. И в абстрактном экспрессионизме это проявлено настолько сильно, насколько это возможно.
Тимур Зима
Графический дизайнер и художник.
— Абстракция для меня — это процесс освобождения от фигуративных рамок и собственной эмоциональной зажатости по отношению к своей работе. С бэкграундом графического дизайнера мышление часто приобретает некоторую чёрствость: начинаешь мыслить категорично, прагматично и всякой проблеме искать эффективное решение. Это, конечно, в дизайне полезно, если бы не одно но.
Я всегда страдал от некоторой дуальности: как совместить свои эмоции и как логичнее и эффективнее решить поставленную задачу. Классический конфликт рационального и эмоционального — а как эти вещи для себя подружить? Как совместить их, чтобы обрести гармонию? И вот тут абстракция для меня послужила ключиком к пониманию, пускай и неполному, как можно иначе сложить формы и цвет и как на пространстве листа может образоваться эмоция.
Изучение абстрактных работ завораживает. На одном холсте могут сосуществовать сильная эмоция (экспрессивные фигуры, брызги краски, рваные фактуры) и в то же время рационализм (вдумчивое исследование своих переживаний, уникальные и сложные методики работы над холстом).
Изучение и внедрение абстрактных методик направляет мои эмоции в нужное русло и даёт больше свободы в способах обращения с формой, текстурой и цветом.
Крупнейшие абстрактные экспрессионисты
Каждый из перечисленных здесь художников родился либо вырос в Америке начала XX века и видел жизнь в США с её небродвейской, непраздничной стороны, много рефлексировал и переживал собственные беды и мировые трагедии, которые в итоге нашли выражение в абстрактной живописи.
Важно отметить, что все художники, ставшие впоследствии легендами абстрактной живописи, — Джексон Поллок, Франц Клайн, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и другие — сначала изображали окружающий мир. Переход в абстракцию происходил в 1940–1950-х.
Абстрактных экспрессионистов первой волны было не так много, и вот некоторые самые интересные представители этого направления.
Джексон Поллок (1912–1956)
Джексон Поллок переехал в Нью-Йорк, когда там уже жил его родной старший брат Чарльз, который был художником.
У Поллока не было академического образования, он лишь недолго учился у художника-регионалиста Томаса Бентона, чьё влияние впоследствии отрицал. Регионализм — направление в американской живописи 1930–1940-х годов. Художники изображали быт жителей Среднего Запада, трудности Великой депрессии и образы из американского фольклора.
Художник, по счастливому стечению обстоятельств, получал заказы на муралы социальной тематики, популярной в США, — это помогало ему выжить.
Почерк Поллока качественно не проявился на начальных этапах рисования. Он писал посредственные с точки зрения техники работы, но они важны для понимания психологии этого человека.
Что касается абстрактного экспрессионизма, тот тут Поллоку удалось стать одним из самых известных мастеров направления, если не самым. Он знаменит не только тем, что создал собственную технику — dripping (рус. «разбрызгивание»): занявшись последним, Поллок пришёл к собственному стилю.
Также художник известен своим сложным нравом: он был конфликтным и ранимым человеком из-за психических особенностей и условий, в которых прошли его детство и юность.
Живопись Поллока была представлена в галерее Art of This Century, которой владела Пегги Гуггенхайм, женщина, открывшая Поллока.
Поллок много пил. В 1956 году Джексон Поллок и одна из двух девушек, находящихся в автомобиле художника, разбились насмерть.
Клиффорд Стилл (1904–1980)
Клиффорд Стилл, как и все абстрактные экспрессионисты, в определённый момент поехал в Нью-Йорк. Он направился туда в 1924-м, чтобы обучаться живописи. Но Стиллу настолько не понравилась учёба, что он покинул Нью-Йорк спустя три недели и отправился на Запад США. Он получил образование в Spokane University и начал преподавать историю искусств. Позже преподавал в Университете Содружества Виргинии.
В начале своего художественного пути Стилл писал картины о жизни Америки, как и многие художники того времени. Но отображение реальности было не тем, что Стилл хотел транслировать, поскольку эта реальность не передавала внутренние ощущения художника.
Позже он начал делать абстракцию, которая передавала эмоции художника и позволяла зрителю интерпретировать увиденное по-своему.
В Нью-Йорке в 1945 году Ротко познакомил Стилла с Гуггенхайм, которая организовала для Стилла выставку. Но коммерциализированный арт-рынок раздражал художника, и в 1950-х он разорвал свои отношения с арт-миром.
В своих абстрактных работах Стилл пытался выразить личный духовный опыт. Художник очень любил Запад США и его природу, это был очень отличный от индустриального Нью-Йорка мир.
Для Стилла, так же как для Поллока, огромную роль играл американский Запад с его полями, каньонами и другой природой, по чему оба скучали. Художники даже собирались в общую поездку, которой не суждено было произойти: Поллок погиб в автокатастрофе.
Стилл был до конца предан абстрактному экспрессионизму, работал лишь в этом направлении, не возвращаясь к своему старому стилю. Стилл выставлялся у Пегги Гуггенхайм в галереях Art of This Century и Betty Parsons.
Художник умер в 1980 году в Мэриленде, где прожил последние двадцать лет со своей женой.
Франц Клайн (1910–1962)
Ключевая особенность живописи Клайна — чёрно-белая палитра и массивные энергичные чёрные мазки на светлом фоне. Другие цвета тоже присутствуют в работах Клайна, но реже. Работы Клайна при жизни художника неоднократно сравнивали с каллиграфией, но художник всегда негативно реагировал на это сопоставление.
Клайн начал задумываться об искусстве как о профессии, когда получил спортивную травму: операция на колене вынудила будущего художника пропустить бейсбольный сезон. Пока Клайн лежал, он писал бывшему преподавателю:
Серьёзно размышляю пойти учиться в школу искусств <…>. Мне особенно интересна мультипликация, хотелось бы поступить туда, где она — главный предмет. Буду очень признателен, если вы посоветуете мне хорошие мультипликационные школы.
Рассказ Клайна о письме в интервью Дэвиду Орру, 1967 год
Также, по воспоминаниям друга и писателя Эммануэля Наваретты, Клайн восхищался американскими картунистами Бадом Фишером и Джорджем Хэрриманом.
Клайн, начинал с реализма, где вскоре стал преуспевать и получать художественные награды. Он писал и коммерцию, и личные работы — минималистичные и аккуратные, где прослеживается сильный индивидуальный почерк: уверенные линии, почти полное отсутствие мелких деталей, использование малого количества цветов с фокусом на чёрный и белый.
Рассматривая ретроспективно, можно сказать, что картины Клайна предвещали очень уверенного абстрактного мастера, ведь его мазки уже тогда были сильными и энергичными.
В 1950-х преподавал в Блэк-Маунтин-колледже, Институте Пратта, а также в школе при Филадельфийском музее искусств.
Франц Клайн умер в 1962 году от остановки сердца.
Марк Ротко (1904–1970)
Настоящее имя Марка Ротко — Маркус Янкелевич. Искусствовед Гринберг приписывает ему создание живописи цветового поля — когда большой холст целиком заполняют одним или несколькими цветами.
Ротко родился в Двинске, Латвия. Из-за преследований евреев отец решил уехать в США, но, когда семья перебралась в Америку, вскоре умер от рака. Это и другие события оставили тяжёлый след на жизни будущего художника, который рос в сложной экономической обстановке.
Ротко учился в Йельском университете на инженера, но бросил и перебрался в Нью-Йорк, где изучал живопись в Студенческой лиге искусства. Позже Ротко преподавал живопись и скульптуру в Бруклинском еврейском центре и в Калифорнийской школе изящных искусств.
В 1940-х художник стал приближаться к беспредметному искусству: писал полотна, состоящие из всего пары цветов (живопись цветового поля).
Ротко описывал свои холсты как трагедию человеческого бытия. Искусство Ротко ориентировано на выражение боли.
Однажды художник очень расстроился, когда его картины хотели купить для ресторана в Нью-Йорке из-за моды на абстракцию, а не из-за личного сильного впечатления от работ, и отменил сделку по продаже.
И ещё — ряд уникальных работ Марка Ротко — 14 картин в часовне, которая также носит имя Ротко. Это неденоминационная часовня в Хьюстоне, Техас, и она представляет собой огромный интерес, поскольку сам Ротко был гуманистом, много занимался социальной работой, а здание — произведение искусства, также предназначенное на сближение и поддержку людей. Часовня была открыта в 1971 году, но, к сожалению, художник не дожил до этого момента: Марк Ротко лишил себя жизни в собственной студии в 1970 году.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы об искусстве