Кино
#статьи

Как работает закадровый голос в кино

Разбираемся, какие типы рассказчиков бывают в фильмах и кому из них не стоит верить.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Kyle Head / Felix Mooneeram / Vladimir Fedotov / Saubhagya Gandharv / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Закадровый голос пришёл в кинематограф из литературы, где полной властью над нарративом обладает автор-повествователь. В немом кино его функцию выполняли интертитры — отдельные кадры с текстом. Там появлялись диалоги или пояснения к сюжету, которые связывали сцены между собой, чтобы зритель не терял нить повествования. С приходом в кино звука рассказчик наконец «заговорил». Правда, в нём уже не было такой необходимости, как раньше. Киноязык развивался, и это дало возможность без лишнего текста сообщать информацию, важную для понимания сюжета: показывать, а не рассказывать. Так в киноиндустрии закрепился один из главных принципов — «show, don’t tell», а закадровый голос обрёл дурную славу как способ ленивой экспозиции.

Американский сценарный гуру Роберт Макки в своём бестселлере «История на миллион долларов» настоятельно рекомендует избегать закадрового голоса, если «от этого не пострадает история». В фильме «Адаптация» (2000) Спайка Джонза, где Макки стал одним из персонажей, эта мысль звучит куда категоричнее: «Любой идиот может так сделать». При этом рассказчики появляются и в том самом фильме Джонза, и у многих других режиссёров.

Вместе с журналом Ornament разбираемся, какие бывают типы закадрового голоса.

ORNAMENT

Иллюстрированный журнал о кино


ссылки

Проводник

Знакомит зрителя с персонажами и миром, в котором они существуют. Играя в сюжете второстепенную роль или вовсе оставаясь за кадром в образе невидимого всезнающего эксперта, ведёт повествование и сообщает дополнительные детали, которые нужны для понимания истории. Что бы ни делал Проводник, его словам всегда можно доверять.

Незнакомец (Сэм Эллиотт)

Фильм: «Большой Лебовски»

Режиссёры: Итан и Джоэл Коэны

Год выхода: 1998

Усатый ковбой представляет зрителю главного героя и на протяжении фильма отпускает философские комментарии по поводу его действий — да и в целом того, что творится на экране. Слова Незнакомца создают дополнительный комедийный эффект и заключают историю в рамку, подчёркивая дистанцию между пространством фильма и реальностью.

«Я говорю об этом только потому, что иногда попадается такой человек… Не скажу „герой“ — что это такое вообще „герой“? Но иногда попадается такой человек. Я имею в виду Чувака. Такой человек, ну, который просто создан для своего времени и места. Он занимает именно своё место, ну, как чувак в Лос-Анджелесе. И даже если он лентяй, а Чувак определённо был лентяем, возможно, самым большим лентяем в округе Лос-Анджелес, а это хорошая заявка на победу во всемирном конкурсе лентяев. Но иногда попадается человек. Иногда попадается человек. Так, о чём это я… Но… Ай, ну его к чёрту. Вы и так с ним уже познакомились».

Близорукая женщина (Рэйчел Вайс)

Фильм: «Лобстер»

Режиссёр: Йоргос Лантимос

Год выхода: 2015

Отшельница описывает происходящее в странном мире, где каждый должен найти себе пару. Причём делает это так, будто зачитывает фрагменты из сценария фильма, буквально проговаривая действия персонажей и озвучивая их мысли. Этот монотонный голос героини становится одним из элементов абсурда, которым Лантимос наполняет своё сатирическое высказывание об институте семьи и современном обществе. А в сочетании с намеренно отстранённой и безэмоциональной игрой актёров такой приём ещё больше подчёркивает сюрреалистичность сюжета.

«Однажды, когда он играл в гольф, он подумал, что намного сложнее притворяться, что у тебя есть чувства, когда их нет, чем притворяться, что у тебя нет чувств, когда они есть».

Главный герой

Объясняет ход своих мыслей, делится переживаниями и подробностями жизни, которые остались за кадром. Повествование от первого лица позволяет зрителю проникнуть не только в кинематографическую реальность, но и во внутренний мир протагониста. А тон этого монолога задаёт настроение всей картине.

Фрэнк Ширан (Роберт Де Ниро)

Фильм: «Ирландец»

Режиссёр: Мартин Скорсезе

Год выхода: 2019

Штатный киллер мафии в подробностях вспоминает свою жизнь и нюансы работы. Скорсезе использует закадровый голос, чтобы отдать главному герою контроль над нарративом и подчеркнуть субъективность истории — в основе фильма лежит нон-фикшен-книга «Я слышал, ты красишь дома» с признаниями реального Ширана. Стоит ли безоговорочно верить в его искренность — большой вопрос, но в контексте фильма это не так важно. Зритель в любом случае получает возможность увидеть криминальный мир глазами преступника и понять, почему герой захотел стать частью этого мира.

«Шептун» Дитуллио: Скажу честно, я немного обеспокоен.

Фрэнк Ширан (за кадром): Когда кто-то говорит, что он немного обеспокоен, он очень обеспокоен.

«Шептун» Дитуллио: По правде, я даже больше чем немного обеспокоен.

Фрэнк Ширан (за кадром): А когда кто-то говорит, что он обеспокоен больше чем немного, он в отчаянии.

Гарри Локхарт (Роберт Дауни — младший)

Фильм: «Поцелуй навылет»

Режиссёр: Шейн Блэк

Год выхода: 2005

Незадачливый вор, втянутый в расследование убийства, комментирует хитросплетения сюжета, наблюдая за собой и другими персонажами со стороны. Шейн Блэк ловко препарирует жанр криминальной комедии, и рассказчик ему в этом помогает. Гарри периодически сбивается, останавливает и перематывает действие, управляет героями в кадре, ругает самого себя и даже создателей фильма. Такой метаироничный способ повествования делает героя не просто рассказчиком, а собеседником, который как будто сидит рядом во время просмотра и обращается к зрителю. Гарри — то ли назойливый сосед, то ли идеальный компаньон, и заставить его замолчать всё равно не получится.

«Так, я прошу прощения. Отвратительная сцена, зачем её вставили в этот фильм. Вы думаете, что позже она ещё выстрелит, верно? Ненавижу проходные сцены».

Мёртвый рассказчик

Ведёт повествование с того света, и совсем не факт, что зритель об этом знает. Смерть рассказчика — частый ход, который оказывается финальным твистом, например, в хоррорах и психологических триллерах. Но иногда о гибели персонажа зрители узнают уже в самом начале фильма. Заранее известная развязка истории при этом ничуть не уменьшает интригу, а, наоборот, создаёт дополнительный интерес.

Лестер Бёрнем (Кевин Спейси)

Фильм: «Красота по-американски»

Режиссёр: Сэм Мендес

Год выхода: 1999

Менеджер рекламного агентства, переживающий кризис среднего возраста, рассказывает о своём эмоциональном пробуждении — и в первых же кадрах фильма предупреждает зрителя о том, что технически он, вообще-то, мертвец. Это заявление служит дополнительным крючком, вовлекающим зрителя в историю, при этом сам момент гибели персонажа всё равно становится неожиданностью. Особый «статус» рассказчика, который смотрит на всё если не из загробного, то уж точно какого-то иного мира, позволяет Лестеру быть предельно честным, когда он делится своими чувствами или мыслями об остальных героях. А сам монолог, который звучит как воспоминание о прожитой жизни, придаёт фильму ностальгический тон.

«Я, наверное, мог бы рассердиться за то, что со мной произошло, но трудно сердиться, когда в мире столько красоты. Иногда мне кажется, что я вижу всю её сразу, и её слишком много, у меня сердце раздувается, как воздушный шарик, который готов лопнуть, а потом я вспоминаю, что нужно расслабиться и нужно не пытаться удержать её, эту красоту, и тогда она проходит сквозь меня, как дождь, и я не чувствую ничего, кроме благодарности за каждый отдельный момент моей глупой никчёмной жизни. Вы даже не представляете, о чём я говорю, не понимаете ни слова, да? Но не волнуйтесь, когда-нибудь… поймёте».

Сюзи Сэлмон (Сирша Ронан)

Фильм: «Милые кости»

Режиссёр: Питер Джексон

Год выхода: 2009

Юная жертва маньяка описывает события не только до собственной смерти, но и после неё, когда наблюдает за дальнейшей жизнью семьи и своего убийцы. Одноимённый роман Элис Сиболд, который экранизировал Питер Джексон, написан от лица героини. Именно поэтому режиссёр решил использовать в фильме закадровый голос. Здесь этот приём позволяет одновременно усилить саспенс и взглянуть на последствия трагедии с необычного ракурса. Тяжёлая тема фильма и так предполагает сочувствие к героине и её семье, но рассказчик, оказавшийся в уязвимой позиции, — отличный способ вызвать ещё большую эмпатию.

«Это и были те самые милые сердцу кости, которыми начала обрастать пустота, возникшая после моей гибели. Они соединялись между собой. Иногда эти соединения были хрупкими, иногда оплаченными большой ценой, но часто они были прекрасными. Все они возникли после того, как меня не стало. И я начала всё видеть по-новому. Я обрела мир, в котором не было меня».

Ненадёжный рассказчик

Может неосознанно забывать детали истории, обманывать самого себя или намеренно вводить ничего не подозревающего зрителя в заблуждение. Причины «ненадёжности» могут быть какими угодно — от психологических проблем до злоупотребления веществами. И когда зритель узнаёт, что вообще-то рассказчику доверять не стоило (часто только в финале фильма), это радикально влияет на восприятие сюжета.

Леонард (Гай Пирс)

Фильм: «Мементо»

Режиссёр: Кристофер Нолан

Год выхода: 2000

Бывший следователь страховой компании вовлекает зрителя в изобретательные попытки восстановить события, которые привели к гибели его жены. Здесь «ненадёжность» рассказчика не становится сюрпризом: Леонард болен антероградной амнезией и не может удержать в памяти ничего дольше пяти минут — он прямо заявляет с экрана о том, что не может доверять самому себе. Нолан, используя закадровый голос и нелинейную драматургию, делает повествование максимально субъективным, чтобы зритель мог поставить себя на место героя и прочувствовать его состояние.

«Я должен верить в тот мир, который создаёт мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл. Я должен верить, что, когда я закрываю глаза, мир не исчезает. А я верю, что мир не исчез? Я верю, что он ещё здесь? Да. Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие. Я не исключение… Так. Что это было?»

Рассказчик (Эдвард Нортон)

Фильм: «Бойцовский клуб»

Режиссёр: Дэвид Финчер

Год выхода: 1999

Клерк, который страдает от бессонницы и периодически теряет связь с реальностью, погружает зрителя в бесконечный поток своих мыслей о жизни до и после встречи с харизматичным продавцом мыла. Финчер убедил продюсеров, что закадровый голос главного героя в фильме необходим, — так зритель видит историю с точки зрения погрязшего в рабочей рутине и ненужном барахле человека, который сам не понимает, что болен. Приём не только помогает проникнуть в голову рассказчика: монологи Нортона привносят в фильм большую долю иронии.

«Полгода я мучился бессонницей. Мучился бессонницей. Мучился бессонницей. При этом всё становится нереальным, маячит где-то вдали. Всё — лишь копии, копии, копии. Когда освоение космоса пойдёт вовсю, названия будут присваиваться в честь корпораций: созвездие IBM, галактика Microsoft, планета Starbucks».

Множественные рассказчики

Могут специально путать зрителя или, наоборот, расширять контекст, представляя разные точки зрения на одни и те же события. А иногда создают гипнотический эффект многоголосого потока сознания. Главная цель приёма — показать, что абсолютной истины не существует.

Джим Макаллистер (Мэттью Бродерик), Трейси Флик (Риз Уизерспун), Пол и Тэмми Мецлер (Крис Клейн, Джесика Кэмпбелл)

Фильм: «Выскочка»

Режиссёр: Александр Пэйн

Год выхода: 1999

Преподаватель и трое учеников объясняют, что, когда и почему пошло не так на выборах президента школьного совета. Переключение между рассказчиками помогает зрителю понять их характеры и мотивацию — у каждого героя свои личные проблемы, свой взгляд на произошедшее и своя правда. А столкновение разных интонаций служит дополнительным источником юмора.

Джим Макалистер (за кадром): Трейси Флик. Трейси Флик. Я видел многих амбициозных студентов за время своей работы, но Трейси Флик — это особый случай.

Трейси Флик (за кадром): Некоторые говорят, что я достигатор, но я думаю, что они просто завидуют.

Нил (Бен Аффлек), Марина (Ольга Куриленко), Джейн (Рэйчел Макадамс), отец Кинтана (Хавьер Бардем)

Фильм: «К чуду»

Режиссёр: Терренс Малик

Год выхода: 2012

Влюблённые и священник, к которому они обращаются за советом, делятся переживаниями: пара проходит через кризис в отношениях друг с другом, святой отец — в отношениях с богом. В фильме мало разговаривают в кадре. Почти всегда на фоне действия звучат именно закадровые монологи, похожие на исповедь, в которых герои озвучивают свои страхи, сомнения и сокровенные желания. Такая полифония голосов — один из фирменных приёмов Малика — обволакивает и погружает зрителя практически в медитативное состояние.

Марина (за кадром): Едва родившись. Я открываю глаза. Я растворяюсь. В вечном мраке. Искра. Меня охватывает огонь. Ты вывел меня из сумрака. Ты поднял меня со дна. Вернул меня к жизни. <…>

Нил (за кадром): Возлюбленная моя. Наконец-то. Моя надежда. Как же я любил тебя.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована