«Стеклодув»: каким получилось первое пакистанское аниме
Рассказываем, за что мультфильм о войне и любви номинировали на «Оскар».


Кадр: мультипликационный фильм «Стеклодув» / Mano Animation Studios
В конце января на больших экранах в России вышел пакистанский анимационный фильм «Стеклодув», успевший стать хитом за рубежом. Это история о войне и мире, о моральном выборе и о том, какую роль играет искусство в переломные для человечества моменты. Смешав ретрофутуризм с дизельпанком в лучших традициях студии Ghibli, авторы создали сказку, которая постепенно превращается в трагедию.
В этой статье расскажем:
- как живёт стеклодувная мастерская в маленьком городке;
- что общего у кота и анимационной студии;
- почему «Стеклодув» понравится поклонникам «Рыбки Поньо на утёсе»;
- чем мультфильм похож на «Атаку титанов»;
- как «Стеклодув» помогает зрителям поверить в силу искусства.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что происходит в «Стеклодуве»
Стеклодувная лавка Томаса Оливера в оживлённом городке Уотерфронт уже давно признана лучшей в стране. Много лет назад её хозяин открыл двери мастерской девушке — единственной, способной сотворить из стекла произведение искусства. Томас без памяти влюбился в неё и вскоре женился. У пары родился мальчик, которого они назвали Винсентом. Но счастье влюблённых длилось недолго: из-за болезни лёгких девушка умерла, и Томас пообещал себе во что бы то ни стало воспитать достойного преемника.
Томас презирает всех, кто берётся за оружие. Потому, когда в город приходит война, а вместе с ней и военные, он отказывается сотрудничать с ними. Пацифизм он прививает и своему сыну Винсенту.
Мальчик унаследовал от матери талант к стеклодувному мастерству, а отец развивал в нём эти способности с самого детства. Однажды изделия Винсента очаровывают девочку по имени Аллиз — жизнерадостную скрипачку, питающую слабость к искусству. Ребята быстро находят общий язык, и дружба плавно перетекает в серьёзные чувства.

Но обстоятельства вынуждают Винсента и Аллиз отдалиться друг от друга. Он сын дезертира, а она дочь влиятельного полковника. Словно Ромео и Джульетта из другой эпохи, ребята пытаются преодолеть препятствия во имя любви. Родители не позволят им быть вместе, да и слишком велика их разница во взглядах. Винсент считает, что такие, как отец Аллиз, сеют повсюду смерть, а Аллиз не понимает, как Винсент может оставаться в стороне, пока кто-то жертвует жизнью ради его покоя и возможности творить.

Читайте также:
Кто и как создал первое пакистанское аниме
«Стеклодув» — не просто анимационный дебют пакистанского режиссёра Усмана Риаза, но и первый анимационный фильм в стране, нарисованный от руки. Риаз начал работу над мультфильмом ещё в 2016 году, запустив денежный сбор для проекта на платформе Kickstarter. Визуально мультфильм очень похож на работы студии Ghibli — Усман с детства восхищался творчеством Хаяо Миядзаки и мечтал создать что-то подобное. Но снять полнометражный анимационный 2D-фильм в родной стране было невозможно. В Пакистане просто не существовало студий, которые работали с классической мультипликацией.
Усман Риаз не опустил руки и подошёл к ситуации предприимчиво. Вместе с женой и двоюродным братом он создал собственную студию 2D-анимации — Mano Animation Studios. Mano — кличка кота режиссёра, но по забавному совпадению в переводе с испанского слово переводится ещё и как «рука». Так получилось, что название отразило специфику работы Риаза: как и Хаяо Миядзаки, он вручную прорисовывает каждую деталь.

Фото: Mano Animation Studios
Продюсером проекта стал Мануэль Р. Кристобаль. Он известная фигура в мире испанской мультипликации: его работа «Морщинки» о пожилом мужчине, которого отправляет в дом престарелых собственный сын, победила в номинациях 30 европейских кинофестивалей, а мультипликационный байопик о Луисе Бунюэле «Бунюэль в лабиринте черепах» забрал награду «Лучший анимационный фильм» на премии «Гойя» в 2020 году. Совместив опыт Кристобаля с креативностью Усмана, Mano Animation Studios удалось создать мультфильм, который был номинирован в категории «Лучший международный художественный фильм» на 97-й церемонии вручения премии «Оскар» в 2025 году.
Но секрет успеха «Стеклодува» не только в кропотливой работе над сюжетом и визуальной составляющей. Для режиссёра картина стала отражением собственного опыта. Во многом сюжет «Стеклодува» опирается на воспоминания Риаза о детстве в Карачи. И хотя страна, где разворачиваются события мультфильма, остаётся загадкой, исторический контекст легко угадывается. Риаз рос в эпоху постоянных военных конфликтов, с комендантским часом и томительной тревогой за близких. Единственной отдушиной будущего режиссёра было искусство. Прототипом Аллиз стала бабушка Усмана — дочь военного. Возможно, потому вопросы, которые режиссёр ставит перед зрителями, не кажутся избитыми или неуместными. Когда мир вокруг рушится, есть ли в нём место искусству? Что может сделать творец во время войны и должен ли вообще?
Какие отсылки спрятаны в «Стеклодуве»
Усман Риаз во многом перенимает фирменные приёмы своего кумира Хаяо Миядзаки. Но режиссёр не копирует их слепо, а изменяет знакомые поклонникам работ студии Ghibli элементы вслед за собственным видением. Песок в «Стеклодуве» становится таким же важным образом, как и море в «Рыбке Поньо на утёсе». Без песка мастерская отца Винсента не имеет смысла — только благодаря ему можно создавать хрупкие шедевры.

В «Стеклодуве» чувствуется влияние ещё одного мультфильма японского мэтра — «Ветер крепчает». Вольный пересказ биографии Дзиро Хорикоси напоминает историю Винсента: оба героя вынуждены пересматривать своё отношение к войне и роль в ней. Они оказываются заложниками ситуации и сталкиваются с последствиями собственных решений. Но если конфликт Хорикоси терзает только душу самого героя и подогревает его тщеславие, то Винсент выбирает между своими принципами и любовью.
Перенимает Усман Риаз и другую фишку Миядзаки — любовь к мифологии. Японский аниматор часто обыгрывает элементы синтоизма и создаёт собственный пантеон богов, как в «Унесённых призраками» и «Моём соседе Тоторо». Пакистанский режиссёр «Стеклодува» также обращается к восточной культуре. Ещё в детстве Винсент встречает таинственного джинна, и тот сопровождает героя всю сознательную жизнь. Не будем раскрывать, в чём его истинное предназначение, — об этом создатели расскажут ближе к финалу, когда реальность перемешается со сверхъественным.


Помимо культовых работ Миядзаки, Усман Риаз прячет в «Стеклодуве» много других культурных отсылок. Уотерфронт — городок XX века, спроектированный под влиянием европейских и пакистанских традиций. Здания Уотерфронта оформлены в голландском стиле эпохи Возрождения, а его жители говорят на урду и сочетают западную одежду с южноазиатской. Намёк на нарастающее напряжение заложен в архитектуре Уотерфронта: причудливый уют небольшого городка соседствует с индустриализацией и активным производством оружия.

Читайте также:
Что особенного в концовке мультфильма
По уровню очеловечивания даже негативных, на первый взгляд, персонажей «Стеклодув» может сравниться с той же «Атакой титанов». Здесь нет однозначных злодеев и героев: режиссёр оставляет зрителям возможность решать самостоятельно, кому сопереживать, а кого порицать. Большую часть экранного времени «Стеклодув» — довольно медитативное кино. События сменяют друг друга не слишком быстро, но это не лишает мультфильм эмоциональных и трогательных моментов. В таких сценах «герои» и «злодеи» картины показаны одинаково сложными.
Продолжая диалог со зрителем, авторы «Стеклодува» не дают в конце чётких ответов, оставляя простор для размышлений. Туман над персонажами постепенно сгущается, а потом резко исчезает, оставляя много вопросов. Застывают стеклянные фигурки, падает пепел, раздаются звуки скрипки; лежат письма, оставшиеся без ответа. Сначала зрители могут почувствовать себя обманутыми, но в этом и есть суть истории: каждый может выбрать свой вариант финала.
Как о «Стеклодуве» отзываются критики и зрители
Публика тепло приняла мультфильм: на IMDb «Стеклодув» оценили на 7,6 балла. Критики восхищаются анимацией и музыкальным сопровождением проекта. «Анимация ручной работы и саундтреки — отдельные украшения этой мультипликационной 2D-работы, созданной в Пакистане», — пишут в издании L’occhio del cineasta.

Хвалят мультфильм и за трогательную репрезентацию пережитого опыта: «„Стеклодув“ черпает вдохновение из личного опыта Риаза в Пакистане после 11 сентября, во время, отмеченное политической нестабильностью. Хотя обстановка аллегорическая, темы войны, искусства и человеческой стойкости выросли из этих переживаний».
При этом критики отмечают резкие скачки между сюжетными линиями: «Самым большим недостатком мультфильма можно считать запутанность повествования, но она никогда не замедляет сюжет фильма. Переключаясь между детством и подростковыми годами персонажей, зрители становятся свидетелями взросления Винсента и расцвета его дружбы с Аллиз».
Многим зрителям понравилось, что создатели фильма филигранно вписывают в сюжет тему искусства во время кризисов и внимательно исследуют проблемы, возникающие между людьми, когда те разделяют противоположные взгляды.

«Стеклодув» — не просто история о любви и выборе, а огромный шаг для развития анимации в стране. Это дерзкий скачок локальной студии в мировую мультипликацию, который заставляет поверить в силу искусства благодаря не только персонажам, но и съёмочной команде фильма.