Ментовские сериалы: «оборотни в погонах» и не только
Разбираем отечественные сериалы про ментов и выясняем, как менялся образ идеального стража порядка.
Кадр: сериал «Фишер» / Art Pictures Vision
Ментовские сериалы — целый мир, где полно трагедий и несправедливостей, но с ними по мере своих человеческих возможностей борются служители закона. Мы хотим верить, что кто-то стоит на страже безопасности и готов защитить нас от плохого парня, кем бы он ни оказался. За этим мы и смотрим сериалы про полицейских — экранные стражи порядка поддерживают надежду на то, что в конечном итоге всё, всё будет хорошо.
В этом материале разбираемся, какими качествами обладает идеальный отечественный полицейский — экранный, разумеется. И заодно рассказываем, что посмотреть.
Из этой статьи вы узнаете:
- как показывали следователей и сотрудников угрозыска в советских сериалах;
- какими были менты в сериалах девяностых;
- что происходит с полицейскими на экране сейчас
- и что ждёт их в обозримом будущем.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Советские менты: самоотверженные и непорочные
Одним из первых сериалов о работе милиционеров был «Следствие ведут ЗнаТоКи». Это цикл телефильмов, первый эпизод которого показали на центральном ТВ в 1971 году, а последний — аж в 2002.
Проект был создан по инициативе Министерства внутренних дел СССР — он должен был улучшить репутацию милиции, научить граждан бдительности и предупреждать преступления. «Знатоки» стали одним из самых популярных телесериалов советской эпохи — рассказывают, что улицы пустели в часы, когда выходила новая серия.
ЗнаТоКи — это следователь Знаменский (Георгий Мартынюк), инспектор уголовного розыска Томин (Леонид Каневский) и эксперт-криминалист Кибрит (Эльза Леждей). Трое неразлучных друзей были идеальными борцами с преступностью. Они не только успешно раскрывали самые сложные дела и несли неотвратимое возмездие, но и были образцом справедливости и верности системе. В главном саундтреке сериала «Незримый бой» звучат следующие слова:
«Если где-то человек попал в беду,
Мы поможем, мы всё время на посту»
Сценаристы сериала Ольга и Александр Лавровы хорошо знали материал. Александр несколько лет проработал в Следственном управлении МВД, а Ольга писала статьи о том, как можно предупреждать преступления. Тандем был идеальным автором для сценария, который поднимет престиж советской милиции.
В первых фильмах действительно торжествовали закон и право — никому не удавалось уйти от знатоков. Но с каждым эпизодом идеальные милиционеры всё больше уступали бандитам. Характеры милиционеров не развивались, и даже наоборот — герои сильно поскучнели с годами. В первых сериях они много курили, мрачно и цинично шутили, дерзили начальству — всё это интриговало и напоминало нуар, пусть и советский. Позже знатокам запретили курить в кадре, а излучать они должны были только доброжелательность и рвение.
А вот характеры преступников прорабатывались тщательно и со временем стали привлекать всё больше внимания зрителей. Да и на роли бандитов приглашались крупнейшие звёзды. Например, шантажист и убийца в исполнении Армена Джигарханяна в «Деле №6» не уступает какому-нибудь Аль Пачино с его «Человеком со шрамом». Там же играет спекулянта Александр Кайдановский — будущая звезда «Сталкера» Тарковского. Или вот Наталья Гундарева, сыгравшая жену без вести пропавшего, которая на самом деле оказалась мастером преступного замысла.
В 1989 году вышел фильм «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия», ставший последним в советском периоде. В этом эпизоде преступникам удалось уйти от следствия.
Сюжет посвящён делу преступного наркокартеля. В итоге руководитель группировки, блестяще сыгранный Александром Пороховщиковым, уходит от преследования, но его всё равно ждёт кара: невеста наркобарона стала жертвой его же фирменного продукта, а местные бандиты хотят отомстить.
Эпизод отличался от остальных натуралистичностью, которой обычно не было на экране. Зритель видит быт наркоманов, деятельность организованной преступности и жестокость. Преступник вызывает сочувствие, беспомощные знатоки — разочарование, а в конце звучит мрачная мелодия. Советская империя распадалась, а вместе с ней таяло былое величие доблестной советской милиции.
В 1974 году вышел телефильм Григория Кохана «Рождённая революцией». Сериал был создан по роману «Повесть об уголовном розыске», но некоторые сюжетные линии были изменены. Например, зрителю не говорят, что бандит Лёнька Пантелеев работал в милиции, — чтобы не компрометировать работу органов.
Идея светлого образа милиции рефреном звучит во всех сериалах советского времени — но не это удерживало зрителя у экранов. Те же «Следствие ведут ЗнаТоКи» всё больше обращались к реализму (если не считать характеры трёх главных милиционеров), а в 1985 году, под занавес эпохи, на экраны вышло «Противостояние».
В этом детективе герой Басилашвили охотится на серийного убийцу. Атмосфера здесь мрачная и гнетущая и не уступает легендарным современным «Мосту» и «Охотнику за разумом», а документальные кадры военного времени реально пугают. Милицейские сериалы признавали существование зла в этом мире, и не где-то, а прямо здесь, у себя, под носом. Вероятно, эта правда и была самой привлекательной в них.
Где посмотреть на справедливых советских милиционеров: «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Рождённая революцией», «Щит и меч», «К расследованию приступить», «Профессия — следователь», «Противостояние».
Милиция девяностых: вопреки беззаконию
«Андрюха, у нас труп. Возможно, криминал», — так начинался главный ментовский сериал девяностых. «Улицы разбитых фонарей» выходили в телеэфир с 1997 года, а до этого какое-то время пылились на полке, пока постсоветское кино- и ТВ-производство пыталось перезапуститься.
В 1999 году актёры сериала получили награду «За доблесть и создание положительного образа милиционера при выполнении служебного долга». Хотя милиционер из «Улиц» как раз не доблестный советский служащий. Он и не милиционер вовсе, а «мент», который думает не о справедливости и глобальном мироустройстве, а о том, чтобы раскрыть дело, если уж не вышло его списать. Его цель — не навредить.
По словам Александра Капицы, первого продюсера сериала, они показывали тех, кто работает вопреки: «Это такая российская специфика. Вопреки отсутствию зарплаты, помещений, современной техники, современного оружия. И самое главное — вопреки отсутствию законов». Это хорошо заметно в полюбившемся зрителям первом сезоне — например, в эпизоде «Попутчики» (вторая серия первого сезона) капитан Ларин в одиночку расследует дело в нуарном Петербурге.
При этом Андрей Кивинов, сценарист первых эпизодов, явно старался показать все ужасы окружающей реальности. Это потом уже сериал стал чуть менее безнадёжным и депрессивным.
«Улицы разбитых фонарей» были сняты практически за копейки — сериал снимали не в павильонах, а в квартирах съёмочной команды и знакомых. И главными героями в нём были те, кто считал копейки и голодал в девяностые. Преступники тоже были озабочены финансами — это были в основном мошенники и рецидивисты, а не те гении махинаций из «ЗнаТоКов» и «Противостояния». Милиционеры же курят дешёвые сигареты и водят потрёпанный ВАЗ или ГАЗ.
Именно эта правдивость и достоверность подкупала зрителей. Кто из них не сталкивался в подворотне с подозрительными элементами, кто не слышал об очередном шумном «висяке»?
Первый сезон «Улиц» смотрится как полудокументальный. Милиционеры в этих сериалах несовершенны и ненадёжны. Но герои просто выполняют свою работу — и это сближает их со зрителями. Образом жизни, который ведут менты, и внутренним моральным ориентиром, что ли.
Работа в органах здесь — не карьера мечты, а следствие обстоятельств. В том эпизоде, где капитан Андрей Ларин уходит из профессии, он скажет: «Можно обрести покой и быть счастливым».
Где увидеть ментов девяностых: «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Ментовские войны», «Каменская».
Убойные менты нулевых
В 2000 году вышла «Убойная сила» — спин-офф «Улиц разбитых фонарей», хотя сериал таким не задумывался. Это самостоятельная история, у которой были все шансы обойти успех «Улиц»: знакомые лица, хорошая игра новых актёров, более высокий бюджет и качество съёмки.
Но сериал потерял то, что привлекало в ментах раньше, — ему не хватает достоверности. Персонажи здесь более карикатурные, а сюжеты напоминают приключенческие фильмы. Константин Хабенский, исполнивший роль старшего лейтенанта милиции Игоря Плахова, был недоволен собой как актёром, но в сущности он тут не при чём: это всё образ Плахова. Хорошего милиционера, романтичного, требовательного к себе и к работе.
А потом и вовсе появились проекты, смотрящие на родную милицию сквозь розовые очки ностальгии.
В 2002 году Сергей Безруков сыграл одного из самых культовых бандитов на отечественном ТВ, а в 2003 снялся в роли хорошего милиционера. В детективно-комедийном «Участке» он — сельский участковый Павел Кравцов.
Это была одна из первых попыток телевизионщиков снять что-то комфортное и доброе о милиции — как в старые добрые времена застоя. Под звучные напевы группы «Любэ» новоприбывший участковый, не прижившийся в столичном отделе из-за честности и открытости, расследует исчезновение предыдущего участкового. События происходят в деревне Анисовке — а многим знаком Фёдор Анискин из советского телевизионного фильма «И снова Анискин» (1977). Тот тоже был простым, но сообразительным деревенским участковым, профессиональные качества которого недооценивали.
«Агент национальной безопасности» — сериал совсем другого рода, но тоже демонстрирующий надёжный образ работника органов. Герой Михаила Пореченкова здесь ловит действительно опасных преступников, а не мелких рецидивистов и хулиганов.
Для некоторых А. Н. Б. стал чем-то вроде Джеймса Бонда, если не круче, а от его приключений захватывает дух. И ни у кого не возникло даже мысли, что в жизни-то совсем всё иначе. И даже наоборот — кто-нибудь обязательно воскликнет: «Да зачем смотреть на весь этот мрак ещё и по ТВ! В жизни, что ли, мало?» Но преступный мрак, как и положено русской хтони, к сожалению или к счастью, до сих пор не покинул нас.
Как сломался привычный архетип
В 2000-х вышел «Бандитский Петербург», который реалистично изображал бандитизм девяностых. Но для нас важно другое: бандиты в этом сериале ещё и помогают милиционерам, а в одной команде с ними работают журналисты.
Так российский зритель впервые увидел работу органов с другой стороны: оказывается, чтобы бороться с бандитами, оперативники консультируются и дружат с этими самыми бандитами. Эта оптика уже позволяет додуматься до существования коррупции и обсудить её и другие проблемы внутри следственных и оперативных органов.
Ещё один сериал нулевых, «Глухарь», предъявил нам образ милиционера, который даже не старается помочь — и уж подавно не служит закону. Сергей Глухарёв в исполнении Максима Аверина руководствуется собственными мотивами. Как указывает Ольга Ганжа из «Искусства кино», он «в меру коррумпированный, в меру жёсткий, в меру непогрешимый» и на насилие преступников отвечает другим насилием. Право на него ему как бы автоматически даёт работа в милиции — недаром её называют силовой структурой.
Видимо, поэтому так нужна была реформа 2010 года по переименованию милиции в полицию — «менты» к тому времени уже ассоциировались с беспределом, и государство попыталось как-то выправить имидж правоохранительных органов.
Где увидеть ментов нулевых, бессмысленных и беспощадных: «Глухарь», «Возвращение Мухтара», «Литейный», «Пёс».
Как менты перестали быть героями ментовских сериалов
Итак, к 2010-м зрители знали такие типажи милиционеров:
- Справедливый милиционер советского образца. Это человек, который работает за идею, знает закон и образцово следует ему, ведь если закон не работает — значит, милиционер плохой.
- Человечный милиционер, который следует не столько закону, сколько внутреннему моральному ориентиру. Отличительные черты: курит дешёвые сигареты, ходит в растянутом свитере и действительно пытается найти выход, но мрак вокруг обычно оказывается сильней. Идеальный пример — майор Анастасия Павловна Каменская из сериала «Каменская».
- «Мент» из сериалов НТВ, который непонятно как оказался в отделе. Этот милиционер знает всё лучше остальных: однажды система подставила его, но он не перестал вершить справедливость. Справедливость эту наш мент понимает по-своему и не брезгует насилием.
К этому моменту ни реальным, ни экранным ментам уже никто не доверял, а жанр подобных сериалов скатился до мема. Тогда создатели многосерийных проектов решили побороться со стереотипами и придумали новый нарратив. Он не просто уводит нас от привычных ментовских образов, но и создаёт новую экранную реальность.
К середине нулевых уже практически все видели хоть один эпизод бесконечного «C. S. I.: Место преступления», а если нет, то хотя бы классику вроде «Пуаро» или «Она написала убийство». Видя популярность зарубежных проектов, отечественные производители заимствовали сценарные тропы из них — а то и вовсе снимали полноценные ремейки, как это вышло с «Мостом».
Менты здесь и сейчас
Последние десять лет на экранах поселились «странные» полицейские — или не полицейские вовсе. «Реальных» можно просто увидеть на улице, и встреча с ними больше триггерит, нежели вдохновляет или развлекает. Так на смену полицейским на стримингах и ТВ пришли консультанты на службе у правоохранительных органов. На самом деле такого института в России нет, но в сериалах они выглядят убедительно.
«Метод»: не мент, а супергерой
В 2015 году вышел «Метод» — сериал о работе незаурядного следователя Родиона Меглина и его стажёрки Есении Стекловой.
Меглин — это такой отечественный Бэтмен, вершитель судеб и палач тех, кто потенциально может избежать наказания за преступления. При этом он обаятелен и харизматичен — не зря нам настойчиво подсовывают любовную линию в дополнение основному сюжету. А ещё у Меглина 80% раскрываемость по самым громким и запутанным делам.
«Метод» основан на реальных уголовных кейсах: герои Константина Хабенского и Паулины Андреевой расследуют, например, дела маньяка по прозвищу «Стрелок» (прототип — Анатолий Оноприенко, серийный убийца), «Туриста» (серийный убийца Анатолий Сливко) и «Таксиста» (Геннадий Михасевич, серийный убийца).
«Триггер»: не мент, а психотерапевт
Детектив, но не полицейский, замечен и в другом сериале — «Триггер» (выходит с 2020 года). Теперь в фокусе внимания психотерапевт Артём Стрелецкий, расследующий собственное дело, а потом уже и помогающий следствию.
Герой Максима Матвеева работает с шоковой терапией и использует различного рода провокации. Причём настолько убедительно, что профессиональным психологам приходится давать комментарии и объяснять, что это всего лишь художественное произведение, а не инструкция к действию.
Стрелецкий — «сыщик» в широком смысле слова, ещё один в картотеке архетипов: он не то Шерлок Холмс, причём ближе к версии BBC, хаотичный и язвительный, не то судмедэксперт и маньяк Декстер из сериала «Декстер».
Читайте также:
Ликвидация: мент, но идейный
В 2007 году вышел сериал «Ликвидация». Он был основан на популярном мифе о маршале Жукове — тот якобы смог избавить Одессу от преступности путём самосуда.
Проект Сергея Урсуляка много критиковали за подражание советскому кино: врагами и преступниками здесь были противники идеологии. Они и подлежали «ликвидации». Это сильно выделяет проект из всех ментовских сериалов, что выходили с начала 1990-х.
Привычный советский образ стража интересов государства — Жукова в исполнении Владимира Меньшова — разбавляется здесь персонажем Владимира Машкова, работником угрозыска Давидом Гоцманом. Гоцман — это персонаж «два в одном»: хороший и плохой полицейский. Он брутальный, маскулинный и не сдерживает себя, когда ему хочется поколотить кого-нибудь. И он же — человечный: раскрывая заговор антисоветского подполья, Гоцман берёт под покровительство беспризорника.
На наших глазах будто куётся тип национального героя — и успешно, если судить по просмотрам и отзывам.
«Зверобой»: охотник на маньяков
В 2022 году вышел сериал «Зверобой». Главный герой здесь — полицейский Олег Хлебников в исполнении Павла Чинарёва. Он совершил убийство при задержании, и за это его отправили «в ссылку» в небольшой таёжный городок.
Глубинка оказывается полным-полна преступников, творящих чудовищные вещи, — и Хлебников начинает за ними охоту. Он вроде бы стремится вернуться в комфортную столицу, но здесь, посреди лесов и мрака, вне привычных социальных связей, закрываясь от людей стаканом виски, он на своём месте.
Как и герои нашумевших сериалов Ника Пиццолатто, Хлебников непривлекателен как человек, но он — идеальный борец с преступностью. Расследование для него — страсть, ну или жажда. Жажда избавляться от одних и оберегать других.
«Мажор»: избалованный мент
Этот сериал опирается на набор стереотипов, но всё равно получился увлекательным. А главная тема у него — социальная несправедливость.
Это история про юриста из золотой молодёжи, который отбывает на полицейской службе наказание за то, что слишком много тусовался. В полиции он решает рабочие вопросы гражданскими средствами — так, как привык в прошлой жизни. Он не знает, что делать с системой, и находит нестандартные выходы, против правил органов правопорядка.
В новых эпизодах, когда Соколовский будто бы наконец влился в службу, он всё равно ведёт себя как мажор — например, открывает бизнес в фильме «Мажор в Сочи».
«Замёрзшие»: асоциальный мент
В 2022 году казахский режиссёр Адильхан Ержанов снял отечественный медленный триллер — это направление хорошо знакомо любителям скандинавского кино и сериалов. «Замёрзшие» переносит нас в Карелию, где только снег, лёд, серые дома и северное сияние. Нам сразу дают понять, что Евгений Рудин, наш главный герой, в прошлом перешёл профессиональные границы — женился на женщине, которую спас от мужа-тирана, и опекает её сына.
Это прошлое всё никак не упокоится — и выплёскивается на поверхность, когда бывший муж Рудиной возвращается в город. Происходят странные убийства, и одной из жертв становится сама жена Рудина. Теперь он уже лично заинтересован в том, чтобы докопаться до правды.
Рудин — привычный зрителям «Каштанового человечка», «Капкана» и прочих скандинавских нуаров хмурый и холодный мент. Он импульсивен, нестабилен, асоциален и, кажется, сам где-то в шаге от того, чтобы совершить преступление.
«Фишер»: мент — и человек
Яркий пример полицейского, личная история которого волнует больше, чем детективная линия, — хотя она и основана на реальных событиях.
Ростовчанин Евгений Боков приезжает в Москву расследовать серию кровожадных убийств подростков — в противоположность тем сериальным ментам, которых отправляли в ссылку в глушь.
В столице герой Ивана Янковского всё время мечтает вернуться домой к жене. Для него это очередное дело, рутина, с которой нужно скорее расправиться. При всей резкости и прямоте он кажется хорошим человеком — в беде точно не бросит.
Его коллега и антипод Валерий Козырев в исполнении Александра Яценко — карьерист, который хочет раскрыть громкое дело и получить повышение. А ещё Козыреву постоянно приходится урезонивать своих лезущих на рожон коллег — Бокова и Добровольскую.
Последнюю играет Александра Бортич. Её героиня — мать-одиночка, которая старается доказать всем, что может быть целеустремлённой и успешной. Персонаж Добровольской развивается сложно и интересно: она вырастает из стажёра в отличного следователя, при этом переживает несколько личностных и профессиональных кризисов.
«Фишер» — это добротный триллер в стиле нашумевшего скандинавского «Убийства», наполненный шокирующими, на грани допустимого, сценами, а на первом плане здесь личные отношения между полицейскими. Что-то такое давно витало в воздухе — приоритет soft skills над профессиональными качествами наметил ещё Игорь Масленников в советской экранизации приключений Шерлока Холмса. Кто помнит, какие дела расследовал Холмс в исполнении Василия Ливанова, каких преступников ловил или как собирал улики? Зато трогательные отношения между Холмсом, Ватсоном и миссис Хадсон стали фишкой сериала и разошлись на мемы.
Comic relief: смешные полицейские
Для западного кино образ смешного и неловкого полицейского уже данность. Таких фильмов и сериалов достаточно много, будь то французская франшиза про жандарма из Сен-Тропе, классическая «Полицейская академия» или культовый «Бруклин 9-9».
Под комик релифом понимают такие художественные средства, которые позволяют зрителю выдохнуть между сценами — снять напряжение и посмеяться. Это могут быть отдельные фразы, эпизоды или персонажи.
Читайте также:
«Полицейский с Рублёвки» — это не то комедийный антипод мажора Прилучного, не то оммаж ему же. Григорий Измайлов работает в полиции по велению сердца и служит закону в элитном районе столицы. Он понимает, как работает система, но часто не согласен с ней и превышает полномочия. Чем безумно докучает своему руководителю Владимиру Яковлеву.
«Экипаж 314» режиссёра Дениса Павлова — качественная полицейская сатира. Продюсировал её тот самый Сергей Сельянов, при участии которого создавались «Груз 200» и франшиза «Брат». В центре внимания — три сотрудника патрульно-постовой службы, которые в каждом эпизоде оказываются в абсурдных обстоятельствах. Окрылённые лозунгом «ситуация, конечно, патовая, но не безвыходная», они пытаются справиться с проблемами.
Саныч, Лёня и Валера прямо три богатыря нашего времени, только передвигаются на «буханке». Спасут ли они провинциальный городок, или, наоборот, окончательно угробят — вот вопрос.
В 2023 году режиссёр Илья Ермолов снял для «Иви» уморительный сериал «Разрешите обратиться»: полицейского тут кусает собака, и он становится оборотнем. Вот он, тот случай, когда все хотели пошутить, но не решались.
Сериал получил высокие оценки и так зашёл зрителю, будто все только и ждали проекта про оборотня из МВД. Конечно, этот успех подогрели предшествующие популярные сериалы о мистических человекоподобных существах вроде «Вампиров средней полосы». Видимо, здесь сработало комбо.
Менты из будущего
В ближайших анонсах не видно полицейских драм и триллеров — в основном это истории, где расследуют и судят другие. Александр Цой снимает для Premier «Жвачку» с Дарьей Балабановой, героиня которой расследует убийство своего молодого человека. Тут речь пойдёт об отношениях, манипуляциях, провокациях и лжи — всё это не сильно интересует правоохранительные органы.
В этом году нас ждёт продолжение скандального «Обоюдного согласия» Валерии Гай Германики — на этот раз здесь убьют бизнесмена, а подозревать будут его жену. Новинка сезона — «Я знаю, кто убил тебя» с Александром Яценко. Более-менее стереотипного мента здесь играет Александр Ильин младший, в паре с его персонажем работает верящая в справедливость молодая следовательница (Мария Карпова).
Главным проектом сезона, конечно же, станет «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева — бессмертная классика о том, на что же мы все имеем право.
А ещё на экране массово появятся проекты про юристов: «Плевако» с Сергеем Безруковым в роли Фёдора Плевако, знаменитого адвоката XIX века, криминальная драма «Улица Шекспира» Данилы Чащина с Дмитрием Чеботарёвым в роли адвоката и «Неверные» Алексея Кузмина-Тарасова, звёздный состав которых уже анонсировали на стримингах.
Читайте также:
Посмотрим, что выйдет из подобной пёстрой мозаики. Что совершенно точно понятно уже сейчас — полицейские в сериалах стали рудиментом. 2024 год передаёт привет тем девяностым, где «гелик» предпочтительнее полицейской «буханки», а помогут с большей вероятностью братки из «Отмороженных» (2023), чем Майор Гром.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс