Здесь сбываются мечты: как серия To the Moon рассказывает сильные истории
Вспоминаем, почему она заставляет нас плакать и смеяться. И делимся впечатлениями от свежей Just a To the Moon Beach Episode.
Изображение: официальный арт к игре Finding Paradise / Freebird Games
Смерть вложена в жизнь, как выдох во вдох. С каждым шагом мы всё ближе к вечности, которую боимся и не понимаем. За редкими исключениями на жизнь одного человека приходится одна смерть. Таковы правила, таков закон. Видеоигры же расширяют горизонты не только жизни, но и смерти. От постоянного респавна в Counter-Strike до возможности захватить что-то из прошлого воплощения в рогаликах — смертей в играх очень много, попробовать можно любую.
А теперь представьте игру, в которой вы не убиваете и не умираете. Вместо этого вы исполняете последнее желание умирающего — и только. А желания как на подбор: полететь на Луну; сделать жизнь счастливее, изменив в ней как можно меньше. Серия To the Moon — как раз об этом. О невозможном, непереносимом и в то же время — о самых счастливых мгновениях.
Включайте музыку — мы отправляемся в путешествие по памяти, жизни и смерти.
В тексте присутствуют некритические спойлеры к сюжетам игр серии.
Содержание
Память, говори
Кан Гао, канадский разработчик-самоучка с китайскими корнями, начал делать игры ещё во время учёбы в колледже. Сначала он пробовал записывать истории на бумаге. Но строчек не хватало: Кану хотелось войти в создаваемые им миры не только метафорически. Тогда Гао нашёл способ воплотить мечту другим способом. Первой игрой разработчика стала Quintessence: The Blighted Venom, выходившая короткими эпизодами. Гао создавал проект на простом для освоения движке RPG Maker. В процессе Кан познакомился с людьми, которые начали помогать ему в создании новых бесплатных эпизодов. Годы спустя они стали сотрудниками Freebird Games.
To the Moon, по названию которой определяют всю серию, возникла на фоне непростых событий в жизни Гао: серьёзно заболел его любимый дедушка. Это подтолкнуло молодого разработчика попытаться в форме видеоигры осмыслить опыт прощания с умирающим человеком, который оглядывается на прошедшее.
«Тот факт, что мы принимаем за истину то, что целиком основано на нашем восприятии, так таинственен для меня. И я думаю, множество людей так же задумывается об этом».
To the Moon
Первая игра серии вышла в 2011 году. В главных ролях — доктора Ева Розалин и Нил Уоттс, представители компании «Зигмунд». Они помогают людям, которые находятся на смертном одре, исполнять желания — те желания, которые в течение жизни не удалось воплотить самостоятельно. Или те, которые появились у людей уже на пороге смерти.
Конечно, буквально исполнить большинство желаний нельзя. Поэтому представители «Зигмунда» с помощью специального оборудования залезают в память пациента и, путешествуя по ней, исследуют всю его жизнь, чтобы в конце принять решение, как именно реализовать желание. Затем они изменяют воспоминания, и пациенту начинает казаться, что он добился того, чего хотел. Новые воспоминания не могут ужиться с реальными — именно поэтому такую «операцию» возможно провести лишь с тем, кто уже уходит из жизни.
Джонни мечтает полететь на Луну. Откуда такая мечта — он и сам не знает. Чтобы помочь ему, Нил и Ева начинают с недавних воспоминаний и, благодаря памятным предметам, которые связывают разные эпизоды жизни, движутся к детству.
Игры серии To the Moon сложно назвать богатыми с точки зрения геймплея. Несмотря на движок RPG Maker, традиционные для ролевых игр элементы — боевая система, инвентарь, состав группы — сведены к минимуму. Боёвка появляется лишь в шуточном варианте, инвентарь состоит из предметов, которые нужно переносить с одного места на другое. Состав группы постоянен: лишь изредка герои действуют поодиночке.
В основном игрок перемещается по локациям, запуская заскриптованные сцены, читает диалоги и решает простенькие головоломки по типу «три в ряд», которые появляются в моменты переходов между воспоминаниями.
В чём же сила игры? В истории.
«Я думаю, интерактивность — нечто очень могущественное. Даже в небольших объёмах… [она] может усилить погружение в историю. Я всегда был большим фанатом того, как история раскрывается в RPG старой школы, но меня часто отталкивали рандомные битвы и нескончаемые лабиринты, хотя я и был привязан к сюжету. Думаю, Freebird Games занимает именно эту нишу, которая объединяет игроков, похожих на меня».
Историй много, хороших и разных, но серия To the Moon каждый раз выбирает самые главные темы: жизнь, смерть, любовь. Глубина переживаний в этих играх раскрывается далеко не сразу. To the Moon начинается как серия процедурной драмы: двое специалистов выезжают на вызов. Отношения между ними непростые, они постоянно подшучивают друг над другом, и порой довольно жёстко. Юмор в серии вообще довольно необычный: тут и внезапные отсылки к поп-культуре (Нил, заряжая очередной предмет для перехода между событиями, кричит: «ХАДУКЕН!» и получает оплеуху от Евы), и длинные (очень) коты, и девочка по имени Картошечка, у которой есть младший брат Клубень.
Эти порой странные шутки добавляют атмосфере серии шарм добротного и продолжительного ситкома вроде «Теории Большого взрыва». То, что поначалу кажется странностями, постепенно начинаешь воспринимать как элемент стиля — всегда неожиданный, но срабатывающий вовремя, чтобы дать перевести дух от щемящей основной истории. Постепенно образы героев обрастают маленькими деталями, которые кочуют из игры в игру, как, например, любовь Евы к медузам. И — удивительно, но эти детали остаются в памяти надолго, чуть ли не до выхода следующего эпизода. Смены регистра от печального до смешного настолько выверены, что, даже распознавая архитектуру эмоциональных горок, всё равно поддаёшься их магии.
Помимо этого, все игры серии умело сочетают эмоциональную историю с детективным расследованием. В To the Moon главная тайна заключается в том, что Джонни не может объяснить своего желания полететь на Луну. Сюжет игры даёт зацепки, которые игрок развивает наравне с Нилом и Евой. Загадка строится по принципу хонкаку-детектива: персонажи знают ровно столько же, сколько и игрок. Кан Гао пишет историю так, что у игрока есть возможность разгадать её на пару шагов раньше — и получить от этого несравненное удовольствие. Впрочем, разгадка не означает убийства интриги. Сюжеты Гао славятся своей резкой сменой направления: даже после разгадки основного твиста игры продолжают удивлять вплоть до финальных титров.
Огромное влияние на игровой опыт оказывает музыка, написанием которой в играх серии также занимается Гао. Нежные фортепианные мелодии прекрасно дополняют сюжет, добавляя ему невербальное измерение. Сценарист и композитор в одном лице — редкий случай для индустрии. Тем примечательнее результат: история как будто рассказывается сразу на двух языках — на том, за который отвечает ум, и на другом, который понимает только душа.
На погружение работает и отсутствие озвучки. Самые важные слова, которые мы хотим услышать в жизни, благодаря этому не персонифицируются — и действуют на нас сильнее.
Но, конечно, ни волшебная музыка, ни ловкое сочетание жанров, ни сюжет с неожиданными поворотами не смогли бы произвести нужного эффекта, если бы To the Moon не обладала глубинной силой. Темы, которые поднимает игра, — важнейшие для каждого человека. Мы все приходим в этот мир, любим и умираем. Всё остальное — длинные антракты между действием. Тот, кто видел чудо рождения и любви и, менее желаемое, — смерти, знает, что этот опыт трансцендентен: человек выходит за пределы самого себя. Сопереживая героям To the Moon, игрок ощущает эхо этого опыта — но даже оно вызывает трепет.
Finding Paradise
После успеха To The Moon Кан Гао выпустил два мини-эпизода и короткую бессловесную A Bird Story — приквел к следующей полномасштабной части серии. A Bird Story рассказывает трогательную, но не слишком содержательную историю о дружбе мальчика и птицы. Однако, сочетаясь с сюжетом Finding Paradise, полноценного сиквела, вышедшего в 2017 году, история крохотной игры приобретает совсем иное значение.
Колин прожил достойную жизнь. Он много лет работал пилотом международных рейсов, успел повидать весь мир. У него есть любящая жена и сын, которые заботятся о нём в последние минуты жизни. И всё же Колин обращается в компанию «Зигмунд», чтобы изменить свои воспоминания. Это вызывает непонимание и отчуждение со стороны членов его семьи. Его жена, София, всё же соглашается на процедуру, бросая мужу горькую фразу: «Но пусть в твоей новой жизни останется и что-то от нас».
Как вскоре выясняют Нил и Ева, при подписании договора Колин указал необычное желание: «Сделать жизнь счастливее, изменив в ней как можно меньше». В отличие от первой части, в которой стремление пациента хоть и было фантастично, но обладало конкретикой, сюжет Finding Paradise намеренно размывает конечную цель путешествия.
На первый взгляд, геймплейно и структурно игра мало отличается от своей предшественницы. Игрок так же руководит Нилом и Евой. Сюжет начинается со знакомства с домом пациента. Доктора перемещаются по локациям и воспоминаниям, собирая «энергетические сгустки» и решая простые головоломки по типу «три в ряд». И вот, когда игрок уже приготовился ко второй серии любимого, но консервативного сериала, Finding Paradise начинает вилять хвостом. По неясным причинам, воспоминания Колина нелинейны. Еве и Нилу приходится не пробиваться к детству, а перемещаться из одного возраста в другой по спирали: история приходит в движение сразу с двух концов. По ходу сюжета возникают и дополнительные интриги: по воспоминаниям путешествует и некто третий, а Нил зачем-то модифицировал оборудование, которое необходимо для работы с памятью.
История Finding Paradise кажется гораздо более приземлённой, чем сюжет To the Moon. Колина преследуют мелкие сожаления, в то время как у Джонни, хоть он сам того не осознавал, в душе образовалась огромная дыра, наполненная горечью. Тем не менее история сиквела не становится от этого слабее — быть может, потому что мелкие сожаления есть в жизни каждого.
Однако тут же возникают и контрасты. Там, где первая часть серии развивает мотив утраты фантазии, Finding Paradise движется в обратном направлении: история Колина — это история невероятного фантазёра. Его сила преображать реальность вокруг двояка, как дар Мидаса. И именно с этой двоякостью и придётся разбираться Нилу и Еве.
И всё же, при всей разности-похожести двух игр, примечательна их устремлённость в небо. To the Moon стремится в космос, Finding Paradise — к полётам среди облаков.
Impostor Factory
Третья часть серии совершает неожиданный кульбит. Impostor Factory вышла в 2021 году и ошарашила фанатов: играть предстояло за нового героя, а сюжет поначалу оставлял в недоумении — странная смесь комедии и хоррора, которая непонятно как относится к предыдущим частям. Это приквел или сиквел? «Это вбоквел», — отвечали разработчики.
Квинси получает приглашение на вечеринку в заброшенном особняке. Прибыв на место, он знакомится с хозяевами поместья и приглашёнными гостями. Однако знакомство оказывается непродолжительным: Квинси вскоре находит хозяев мёртвыми. Впрочем, после продолжительного пролога игра возвращается к более традиционной структуре путешествий по воспоминаниям.
Impostor Factory отличается и геймплеем, как бы забавно это ни звучало применительно к играм серии. Головоломок больше нет. В первых двух частях они казались необязательным элементом, но их отсутствие в Impostor Factory ощущается как большая потеря. Простенькие пазлы давали передохнуть от развития событий и переключить внимание. В их отсутствие игрокам предстоит лишь следить за сюжетом. Поразительный пример важности интерактивности — от противного.
Эта особенность, как и неясная с первого взгляда связь с предыдущими частями, вызвала ропот среди некоторых игроков. Ещё одной претензией стало то, что Квинси не вызывает того эмоционального отклика, который возникал от управления Нилом и Евой. Как объясняет Кан Гао, он ожидал подобных отзывов. По его словам, всю серию можно представить как сад, а эпизоды — как уголки этого сада, порой отличающиеся друг от друга так же, как разнятся и растения в природе. Однако на самом деле сад обладает целостной композицией. Чтобы увидеть её, необходимо сделать шаг назад и осмотреть сад в целом — но это станет возможно только после выхода всех эпизодов.
Кан понимает, что этому голословному обещанию трудно поверить, но настаивает на том, что композиция серии продумана — и чтобы оценить её целиком, игрокам придётся дождаться финала. Тогда кажущиеся странными решения приобретут дополнительный смысл. Кану хочется верить — всё же он уже сделал нечто подобное с синергией между A Bird Story и Finding Paradise.
Пройдя Impostor Factory целиком, в очередной раз удивляешься мастерству Кана. Много ли вы видели произведений, которые являются и сиквелом, и приквелом одновременно? Закручивая сюжет в стороне от основной и ожидаемой линии, Impostor Factory имеет решающее значение для всей серии. И если To the Moon и Finding Paradise можно было проходить по отдельности, теряя немногое, то, начиная с третьей части, пространство смыслов сгущается настолько, что становится почти невозможно игнорировать преемственность эпизодов.
Just a To the Moon Beach Episode
20 сентября вышла очередная «странная» часть серии, якобы не являющаяся прямым продолжением. Как и положено хорошему сериалу, перед грандиозным финалом герои должны набраться сил и отдохнуть. Для этого размеренного момента в аниме-сериалах придумали термин «пляжный эпизод». Серия To the Moon наследует этой традиции.
Корпорация «Зигмунд» отправляет своих сотрудников в полностью оплаченный отпуск у моря — правда, всего на один день. Помимо Нила, Евы и их коллег, в отеле «Золотой лобстер» каким-то чудом оказываются и герои всех игр серии. Более того, игроки, знакомые с ранними играми Кана Гао вроде упомянутой Quintessence или The Mirror Lied, также увидят немало знакомых лиц.
История Just a To the Moon Beach Episode сразу настраивает на беззаботный и ностальгический лад. Разработчики будто бы всерьёз задумались над жалобами игроков на Impostor Factory по поводу отсутствия разнообразия в геймплее. В «Пляжном эпизоде» игроков ждут аж две довольно подробные мини-игры, в которые можно надолго залипнуть. В первой предстоит поиграть в «Аркаду». В этой рекурсивной мини-игре нужно искать автоматы с лучшими аркадами под тикающий таймер. При переходе с одного уровня на другой видимое пространство постоянно уменьшается — и ориентироваться в лабиринте приходится почти на ощупь.
Вторая мини-игра предлагает выбрать одного из сотрудников «Зигмунда» и устроить необычную потасовку. Игрокам предстоит ловить золотых лобстеров и отбиваться от товарищей, лавируя по волнам на мотосёрфе. У каждого героя свой запас жизней и уникальные атаки. Прожив с этими героями не одно приключение, попробовать победить хочется каждым.
Разнообразие ситуаций и эмоций в Just a To the Moon Beach Episode, пожалуй, достигает максимума. Предстоит и исследовать пугающий подвал отеля, и вдоволь посмеяться над диалогами полюбившихся героев, и вновь вспомнить все пережитые в прошлых сериях горести. И конечно, Кан Гао не был бы собой, если бы не подготовил впечатляющий твист.
По словам разработчика, он хотел сделать для серии плохую и хорошую концовки, разделив их на разные эпизоды. А вот какой концовке какой эпизод соответствует, игрокам предстоит узнать уже после выхода самого последнего.
Что дальше?
Вы же не забыли, что Кан Гао любит олдскульные RPG? Для финала серии он приберёг настоящую ролевую игру с пошаговой боевой системой, множеством боссов и кастомизацией героев. Вот только разработчики не стали искусственно растягивать её до 100 часов.
«Вам нравятся RPG, но у вас нет времени, чтобы играть в них… Нам нравятся RPG, но у нас нет времени, чтобы разрабатывать их… Поэтому представляем вам только ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЭПИЧНОЙ RPG!»
Из описания The Last Hour of an Epic To the Moon RPG на странице в Steam
Как и в случае Impostor Factory и «пляжного эпизода», новая часть кажется странным ответвлением от той структуры серии, которая была заложена в первых двух играх. Но, зная талант Кана Гао, можно не сомневаться, что кроме смешного и любовного послания старым ролевым играм, которое позабавит и новичков, от The Last Hour of an Epic To the Moon RPG можно ожидать продолжения захватывающей истории, которая живёт в сердцах фанатов серии уже 13 лет.
Пока дата выхода финального эпизода неизвестна, но, когда игра выйдет, сад имени Кана Гао наконец-то станет завершённым.