Обзор платформера Astro Bot — плюсы и минусы нового хита PlayStation
Рассказываем о высоко оценённом платформере Team Asobi.
Скриншот: игра Astro Bot / Team Asobi
В 2013 году Japan Studio создала Playroom VR — технодемку, которая показывала возможности новой камеры PlayStation и DualShock 4. В ней впервые появились забавные астроботы — андроиды, живущие внутри консолей Sony. Персонажи так полюбились игрокам, что им посвятили отдельную игру для PlayStation VR — Astro Bot Rescue Mission. А в 2020 году Japan Studio выпустила Astro’s Playroom — бесплатную предустановленную игру для PlayStation 5, которая познакомила игроков с возможностями новой консоли и геймпада DualSense.
Спустя 11 лет астроботы наконец получили свою полноценную игру стоимостью в 60 долларов. Игровые журналисты ставят ей 10 из 10, наперебой называют одним из лучших платформеров в истории и пророчат звание «Игры года» на грядущей The Game Awards.
Мы прошли Astro Bot на 100% и теперь рассказываем, заслуживает ли игра таких хвалебных отзывов — и о каких минусах фанаты в основном умалчивают.
Плюс
В Astro Bot прекрасный дизайн уровней
Завязка у игры простая: астроботы бороздят космос внутри летающей PlayStation 5, как вдруг на них нападают злобные инопланетяне. Пришельцы разбивают консоль, похищают всех её жителей и раскидывают комплектующие по разным частям галактики. Главный герой по имени Астро оказывается вместе с PlayStation 5 на пустынной планете. Он должен вернуть на место крушения 300 своих товарищей, ждущих спасения на планетах и астероидах в нескольких звёздных системах.
И Астро отправляется в дорогу. На пути ему повстречаются водные локации, пустынные поселения, ледяные просторы, поляны с робозайцами и города с летающими машинами. Каждое место придётся посетить минимум дважды, ведь с первого раза найти все секреты весьма непросто.
Какие секреты есть в Astro Bot?
Кроме самих роботов, которые прячутся в пещерах, тайных проходах и кустах, в игре нужно собирать куски пазлов. Они нужны для кастомизации: если, допустим, соберёте 50 кусков — откроете здание, в котором сможете менять костюм главного героя. Таких предметов в игре полно, и спрятаны они в не самых очевидных местах.
Ещё на уровнях попадаются порталы в альтернативную галактику. Там находятся дополнительные миры, в которых можно найти самых интересных астроботов — например, Охотника из Bloodborne и хелгастов из Killzone. Порталы найти труднее всего. Но если вернётесь на уже пройденный уровень, то сможете за 200 монет купить птичку, которая подскажет, где находится вход в другое измерение.
Авторы Astro Bot стремились сделать каждый уровень уникальным. Например, в одном из миров вы создаёте большое говорящее дерево, поднимаетесь на его вершину и в конце сражаетесь с тремя гигантскими птенцами, ещё не вылезшими из скорлупы. В «Кремовом каньоне» — катаетесь по льду на коньках и разбиваете скульптуры динамитом. А в финальном уровне звёздной системы «Змеиный путь» вы оказываетесь в мире экшен-серии Uncharted, превращаетесь в Нейтана Дрейка и исследуете руины в джунглях.
И ведь игра удивляет не только этим. Почти на каждом уровне у Астро появляется одна из 11 полезных способностей — каждая вычурнее и изобретательнее другой. Например, с помощью робобульдога на спине главный герой разгоняется и наносит сильные удары. А если стать губкой, можно впитывать воду и превращаться в гиганта. Или, наоборот, уменьшиться до размеров мыши — это позволяют сделать на уровне «Крошечный сюрприз».
Каждая локация продумана так, чтобы вы как можно чаще использовали способности и добирались с их помощью до скрытых переходов и секретов. Тот же робобульдог позволит сломать печать на стене в пещере, а в виде гигантской губки легко допрыгнуть до трубы, уменьшиться в размерах, прыгнуть внутрь и оказаться в секретном месте.
При этом все миссии — а их в игре 70 — длятся от 10 до 20 минут, в зависимости от вашего темпа прохождения. Это идеальная продолжительность: геймплейные механики с разными способностями не успевают надоесть, а игра постоянно держит в тонусе и подкидывает что-то новое.
Минус
К концу игры локации начинают повторяться
К первым трём звёздным системам не придерёшься: уровни заметно отличаются друг от друга, в них происходит что-то уникальное — то, чего нет в других мирах. Но финальные системы заметно уступают по разнообразию. Снова миры с призраками, одинаковые пустыни, космические уровни и зимние локации. А новых музыкальных композиций для них вовсе не придумали — повторяются одни и те же треки.
Разумеется, не каждый мир должен быть полностью оригинальным — на это ни у кого не хватит никакой фантазии. Но под конец начинает казаться, что Астро попросту возвращается на старые планеты. Усталость от опостылевших локаций копится, если вы захотите пройти игру на 100%: для этого придётся не раз возвращаться на уже пройденные миссии, чтобы найти оставшиеся секреты. В этом случае виды очередной пустыни уже откровенно раздражают.
Плюс
Здесь много приятных отсылок к играм Sony
Давние фанаты PlayStation будут приятно удивлены персонажам из 30-летнего ростера платформодержателя. Здесь не только всем известные Элой из Horizon и Кратос из God of War, но и менее очевидные герои — например, Джестер из Rogue Galaxy, Спайк из Ape Escape и корабль из Resogun. Владельцы PlayStation 5, досконально знающие историю бренда, наверняка испытают ностальгию, а новички узнают о малоизвестных играх вроде Puppeteer и The Legend of Dragoon.
Когда-то собрать в одном месте всех знаковых героев PlayStation попытался файтинг PlayStation All-Star Battle Royale, но Astro Bot лучше показывает величие бренда. За долгие годы у этих консолей скопилась огромная библиотека игр самых разных жанров — от головоломок до гонок. И даже обидно, что сейчас Sony чуть ли не целиком сосредоточилась на кинематографичных экшенах от третьего лица и отложила на полку немало культовых франшиз — таких, как Killzone, LittleBigPlanet, Siren и Wipeout. Создатели Astro Bot напоминают, что PlayStation когда-то не боялась экспериментировать и вкладывалась в игры не для массовой аудитории.
Минус
Astro Bot перенасыщена рекламой PlayStation
Что ни уровень, вам обязательно встретятся символы из логотипа бренда. Астро летит по звёздным системам на DualSense, а на месте крушения его встречает гигантская PlayStation 5, которую нужно собирать буквально по частям. А ещё игра обязательно напомнит, что у консоли сверхбыстрая SSD и мощный процессор.
Похвально, что создатели Astro Bot знают сильные стороны бренда и не стесняются выставлять их напоказ. Правда, это уместнее смотрелось в бесплатной Astro’s Playroom, которая проходилась за два часа. А в игре за 60 долларов подобное выглядит нелепо. Да и такая тесная связь с консолью сделает Astro Bot устаревшей уже через несколько лет, когда выйдет PlayStation 6.
Astro Bot сейчас ближе к рекламным играм разных брендов вроде Pepsiman и платформеров про Рональда Макдональда, чем к традиционным платформерам. Xbox и Nintendo ещё так свои консоли не прославляли — и это, пожалуй, хорошо.
Плюс
Это великолепный платформер
Всё в нём работает безупречно: управление отзывчивое и удобное, а платформинг не ограничивается одними лишь перепрыгиваниями пропастей. Вам всегда ставят интересные препятствия: приходится то быстро добираться до безопасного места по стеклянному полу, который рушится от одного прикосновения, то поливать водой лаву, чтобы она застыла и превратилась в камень.
К каждому врагу нужно найти свой подход. Одних легко победить простым ударом, а другие окружают себя электричеством — надо пролететь над их головой и задеть лазером. А против огнедышащих хамелеонов поможет только замедление времени — иначе обязательно попадёте под удар.
По-настоящему Astro Bot раскрывается в сложных испытаниях, пройти которые с первого раза не под силу даже опытным фанатам платформеров. На прохождение одного из уровней у меня ушло примерно два часа — и от усталости даже онемели пальцы.
Удачными получились и боссы: битвы с ними превращаются в нехитрую головоломку. Например, в драке с гигантским Джинном вы должны уворачиваться от его атак, а затем дождаться, когда он кинет в вас золотую лампу. Если ударите по лампе перед столкновением, она отлетит в голову Джинну — и так нужно сделать три раза. Боссы не вызывают особых трудностей, но разбавляют обычный платформинг и делают прохождение интереснее.
Минус
В игре мало контента
На прохождение всех уровней на 100%, включая испытания, уходит примерно десять часов. Уровни в игре чересчур лёгкие и проходятся быстро — мощного вызова ждать не стоит.
Малая продолжительность особенно удивляет на фоне бесплатной Astro’s Playroom и Super Mario Odyssey — одного из лучших трёхмерных платформеров, с которым Astro Bot часто сравнивают. Первую (бесплатную) целиком можно пройти за пять часов. Платформер Nintendo же предлагает сюжетную кампанию минимум на 12 часов, не учитывая поиск всех секретных лун. Да и локации там не повторялись.
Конечно, качество игры никак не зависит от продолжительности. Но в сравнении с конкурентами Astro Bot всё же кажется непозволительно короткой: не успеешь получить удовольствие, как уже идут финальные титры. Будь игра хотя бы на треть длиннее, к ней не было бы таких претензий. При большем разнообразии уровней, конечно.
Так заслуживает ли игра крайне высоких оценок?
Да. Без минусов, конечно, не обошлось — и великую Super Mario Odyssey новинка всё же не обходит. Но нетрудно понять, почему на недостатки закрывают глаза: Astro Bot сделана с огромной любовью к игрокам и наследию бренда PlayStation. Здесь всё продумано так, чтобы вы получали удовольствие с первых минут и не замечали, как быстро проходит время.
Сиквел обязательно будет — на это намекнули в титрах. Но в следующий раз авторы должны обратить внимание на критику, чтобы сделать уже идеальный платформер. Минусов немного, а потому шанс, что создателям удастся все исправить, очень высок.