Геймдев
#статьи

Обзор FC 25 — отличная покупка для тех, кто пропустил последние пять частей FIFA

EA Sports топчется на месте. И увлекательный режим Rush ситуацию не спасает.

Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Серия футбольных симуляторов EA Sports FC сменила название (раньше она называлась FIFA), но осталась верна своим идеалам. Её авторы продолжают развивать игру настолько медленно, насколько это вообще возможно. В этот раз они внедрили всего две ключевые фичи — режим Rush и тактическую систему FC IQ. Впрочем, обе удались и сделали игру более весёлой и даже глубокой.

Мы наиграли в новый футсим 50 часов и теперь подробно рассказываем о нововведениях (и багах), а также отвечаем, стоит ли вообще покупать игру.

В чём фишка Ultimate Team и как режим Rush разбавляет рутину привычного геймплея

Ultimate Team — главный режим игры, который привлекает внимание большинства фанатов серии и уже около десятилетия приносит издателю EA большие прибыли. Среди любителей футбола он взлетел за счёт возможности свободного подбора состава: кто много играет и побеждает, тот может позволить себе лучших футболистов из разных клубов.

Если в 2000-х годах вы были ограничены в выборе и могли играть в FIFA только за полные составы «Реал Мадрид» или «Манчестер Юнайтед», то в UT можно задействовать Мбаппе, Эндрика и Антони в одной команде. Футболисты в этом режиме работают словно коллекционные карточки: их можно покупать и продавать на трансферном рынке, обменивать на лучшие предметы и вытаскивать из паков во внутриигровом магазине.

В этом сезоне на старте выпал Дембеле, которого удалось сбыть по хорошей цене
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Первые годы своего существования UT очень нравился игрокам, которые порой за реальные деньги покупали игровую валюту ради паков и призрачного шанса вытащить мегазвезду вроде Месси или Роналду. Однако режим развивался крайне медленно, а ежегодный сброс прогресса и необходимость каждый раз начинать с нуля отталкивали часть верной аудитории.

В этом году значимых нововведений совсем мало. Весёлый и рассчитанный на молодую аудиторию режим Volta исчез, а вместо него появился Rush. Его суть — игра пять на пять на небольшом поле, где каждый игрок управляет своим футболистом, а вратарей контролирует ИИ. Матчи длятся всего семь минут и полны хаоса: как и в других онлайн-режимах напарники оголтело бегут вперёд, совсем не заботясь о сохранении ворот. Передачи отдаются редко, центр поля пустует, зато есть финты и удары на любой вкус: режим призывает часто атаковать.

Rush встроили сразу в несколько режимов FC 25

Режим ограничивает в выборе игроков, которыми можно сыграть. Первый сезон в Rush начался со вполне доступного требования: рейтинг игрока обязан не превышать 79, также он должен быть из вашего клуба, а не купленным. И это хорошая идея, иначе уже в первую неделю все бы бегали суперзвёздами. За выбор футболистов из конкретной лиги или нужной национальности вся команда получает бонусные очки. Так что порой выгодно сыграть не лучшим игроком из ростера, а подходящим под условия.

Регулярно получать бонусы очков Rush даже выгоднее, чем побеждать в матчах
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Спустя несколько дней стартовало краткосрочное событие, где всем требовалось играть центральными защитниками. Наконец, сейчас в режиме одно условие: рейтинг игрока не должен превышать 88. Разработчики явно будут часто вводить новые требования, к которым придётся адаптироваться, но это лишь добавляет режиму очков.

Отношение к Rush прямо зависит от вашего стиля игры и наличия друзей с FC 25. Если играть в режим одному, то рано или поздно вам может надоесть излишне однобокая игра рандомных напарников. Вы слишком зависите от их действий: иногда получите позитивные эмоции, иногда — один негатив от того, что никто не возвращается в оборону. Ну а в случае собранной команды из четырёх человек вы можете распределить роли — допустим, двое играют в центре, один защищается, один атакует, — и тогда Rush понравится вам куда больше благодаря взаимодействию с друзьями.

FC IQ создана для тех, кто хочет контролировать все тактические аспекты матча

Вторая важная новинка — тактическая система FC IQ. Раньше футсимам серии недоставало тактической глубины, и игроки обычно ограничивались сменой схем. Побеждаешь с хорошим преимуществом — переключаешься на оборонительную формацию вроде 5-3-2, чтобы сопернику было сложнее уйти в контратаку или оказаться с защитником один на один. Проигрываешь в концовке встречи — ставишь суператакующую схему и организуешь навал.

Сейчас тактика стала навороченнее и предлагает больше вариативности, причём именно в атаке. Новые базовые принципы понять нетрудно. В режиме Ultimate Team появилось три шаблона: классический с быстрыми забеганиями игроков, осторожный, который нацелен на разрушение игры соперника, и прямолинейная игра с акцентом на доминирование на мяче. У каждого шаблона есть своя схема, стиль развития атаки и защитный подход, но шаблонов банально мало, и вряд ли вы пожелаете играть непривычной схемой. Смело создавайте свою тактику и настраивайте её, как вам хочется.

Стартовые шаблоны вряд ли удовлетворят заядлого «фифера»
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Важнейшим нововведением стали роли игроков, которые отвечают за то, как те перемещаются без мяча. Всего ролей более 30, к ним привязаны различные акценты — обычно это выбор между атакой и балансом. У каждого футболиста есть несколько привычных ролей: они отмечаются зелёными плюсами рядом с названием роли. Ну а у звёзд FC 25, которые идеальны в той или иной роли, они отмечены двумя плюсами.

Для наглядности возьмём Макаллистера. Идеальная роль центрального полузащитника «Ливерпуля» — бокс-ту-бокс. Это значит, что если задать ему эту роль в вашей формации, то он будет полезнее других на определённом участке поля. Впрочем, Макаллистера можно поставить в опорную зону и задать ему роль «удержание», в которой полузащитник тоже будет неплохо смотреться.

Когда сколотите первый сносный состав, с которым не стыдно показаться в онлайн-матчах, лучше зайти в тактические шаблоны, покопаться и подобрать одну-две тактики под ваш стиль игры. С ролями игроков чуть сложнее, потому что они действуют для позиций на поле. Если смените Ди Марию на Дембеле, то предыдущая роль, скорее всего, будет неактуальна, ведь это игроки хоть и одной позиции, но совершенно разных качеств. Так что для раскрытия полного потенциала каждой новой звезды придётся вручную ставить ей лучшую возможную роль. Будет ли каждый соперник из UT этим заниматься, вопрос риторический — у тактических гиков точно назревает преимущество.

В самих же матчах видно, что атакующие игроки, контролируемые ИИ, двигаются полезнее для команды: открываются под передачи и забросы на ход, забегают сами. А вот защита по-прежнему выглядит крайне неловко, особенно в сравнении с атакой. Разработчики практически не дают тактических инструментов, которые позволили бы сделать оборону более надёжной. Более того — они будто искусственно замедляют защитников, даже таких быстрых, как Ван де Вен и Томори, которые почему-то зачастую уступают в скорости более медленным соперникам.

Зато авторов можно похвалить за быстрый доступ к смене тактик и различным переключателям. Все настройки меняются прямо по ходу матча с помощью крестовины на геймпаде. Она также активирует тактические советы самой игры, которые даются в реальном времени, исходя из обстановки на поле. Советы отлично подходят тем, кто не хочет запариваться с тактиками и тратить на них время. При необходимости удержать счёт просто ставите «автобус» нажатием пары кнопок, а если видите, что оппонент плохо читает игру, попробуйте «тики-таку». Хватает и других тактик вроде гегенпрессинга или контратак — поклонникам футбола есть из чего выбирать.

Другие новинки UT чересчур мелкие, хоть и полезные

В остальном EA Sports не балует своих фанатов — достойных упоминания новинок режима довольно мало.

В прошлой FC появилась система развития игроков, которая позволяла улучшать показатели некоторых карточек. Чаще всего она использовалась игроками для развития любимых футболистов. Допустим, вам нравится игра Кьеллини, но его карточка слишком медленная и в онлайн-режимах использовать её опасно. Тогда вы улучшали её с помощью развития «Скоростной страж», и карточка приносила пользу ещё какое-то время. Впрочем, под условия развития подпадало мало футболистов.

В FC 25 слегка изменили систему (стали ограничивать максимальные значения показателей на карточках), и теперь можно улучшать гораздо больше футболистов. Также появились улучшения внешнего вида — при желании любимому игроку можно сделать модную анимированную карточку, которая выделит его среди других.

В FC 25 тоже можно ускорить центрального защитника, но только до показателя 78
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

На карточках игроков из ростера стала видна средняя цена игрока на трансферном рынке. Это крайне удобно: фича пригодится для быстрого понимания, кто сейчас сколько стоит, — так вы найдёте футболистов, которых можно выгодно продать. Например, Дембеле из «Барселоны» в моём случае, несмотря на не особо впечатляющий рейтинг 86, стоил аж 200 тысяч монет — и быстро отправился к другому игроку. Ещё в режиме упразднили контракты, которые последние годы ощущались лишними и зря тратили время игроков.

Летом в UT представили новые типы аренд: аренду игроков на время и глобальную аренду. Новые карточки не заменяют, а идут в довесок к привычной аренде игроков на определённое количество матчей. Но если последние удобны тем, что этими карточками можно сыграть хоть через полгода, то карточками на время нужно играть здесь и сейчас, ведь они активны 4–5 дней. Это хитрый план авторов: новые аренды мотивируют остаться в игре подольше, не откладывая на потом. Тем не менее видно, что EA Sports пока сомневается в их целесообразности: подобные игроки редко встречаются в паках, их даже нет в испытаниях подбора команды.

Также в игре появился огромный стадион, на трибунах которого особенно здорово смотрятся элементы персонализации вроде оформления арены, перформансов, эмблемы и баннеров на флагштоках. Обновились предматчевые трансляции, где теперь выделяют самых опасных игроков и дебюты звёздных футболистов.

В режиме Squad Battles перед матчем видны сильные и слабые стороны соперников. Только вот фича оказалась бесполезной и, скорее, дезориентирует. Игра считает слабой линию обороны из Тюрама, Салиба, Кафу и Эрнандеса, в то время как 99% активных игроков в UT не могут позволить себе этих скоростных и классных защитников.

На правую колонку лучше не обращать внимания, логика игры пока всерьёз хромает
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Такие режимы UT, как «Моменты», «Драфт» и Squad Battles, не получили значимых нововведений.

Теперь — про общие изменения в FC 25

Начнём с плохих новостей: геймплей новой игры — конкретно сами футбольные матчи — настолько схож с игрой годичной давности, что изменения приходится искать с лупой. Лишь спустя несколько матчей я заметил переработанную систему точности передач: в FC 25 реже проходят неудобные для игрока пасы. Когда футболист находится под прессингом и отдаёт сложный пас, то точность такой передачи зависит от скилла гораздо больше, чем раньше. Увы, остальные перемены на поле слишком незначительны: разработчики будто копят наработки для следующей части серии.

Как изменилась система точности передач

Зато авторы словно вдохновились другими футбольными симуляторами — и добавили во все офлайн-режимы новый тип игрового процесса. «Симуляция» заметно замедляет геймплей и делает его более тактическим и непредсказуемым в сравнении с классическим быстрым геймплеем, свойственным играм серии FIFA. Вдобавок в офлайн-матчах можно включить более натуралистичные погодные эффекты и даже настроить силу ветра. При сильных порывах ветра мячик сдувает, что навевает воспоминания о далёких днях, когда мы гоняли мяч с друзьями во дворе.

Новые фичи меняют геймплей кардинальным образом: порой кажется, что запустил совсем другую игру. Именно таких перемен не хватает игровому процессу Ultimate Team: в режиме из года в год доминируют составы из быстрых футболистов, а во «Владение» играет меньшая часть игроков.

В серию вернулись полноценные предматчевые трансляции с выходом футболистов на поле, гимнами и представлением составов — правда, только в офлайн-матчах «11 на 11». Поклонники FC ждали этого шага от авторов после внезапного исчезновения атмосферного вступления в FC 24, где его заменили слишком короткие ролики с мини-представлением команд.

В FC 24 происходящее на поле иногда показывали глазами судьи. POV-камера включалась обычно после опасных столкновений, и вы на несколько секунд становились судьёй: раздавали карточки и помечали точку для штрафного удара. В FC 25 камера переносит в тело куда более важных людей на поле — тут вы будто сами забиваете красивейший гол ударом с лёта, а тут бежите подавать угловой и жестами даёте одноклубникам инструкции. Баги текстур, правда, то и дело портят впечатление, но фича здорово освежила матчи.

Удар — и мяч летит по красивой дуге прямиком в угол!
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Инфографика, которая всплывает по ходу поединков, стала полезнее: в UT она показывает низкую сыгранность команды, явно намекая на необходимость лучшего подбора состава. Порой инструменты дополненной реальности транслируют количество ударов в створ ворот и рейтинг лучших и худших игроков матча. Также иногда всплывают коэффициенты на победу обеих команд — не иначе как отсылка к букмекерам. Помечаются игроки в хорошей форме — инфографика показывает статистику их выступлений в трёх последних матчах.

В FC 24 был бесплатный сезонный пропуск, который работал исключительно в UT и давал игрокам паки, футболистов и косметические предметы за выполнение заданий. Вопреки летним настроениям авторов сделать его платным, в релизной версии на это нет ни намёка. Зато на месте другие обещанные фичи: сезонный пропуск FC Hub работает не только в UT, но и в режимах карьеры и Клубах. Выполняете задания в одном из режимов, копите сезонные очки и получаете награды для всех режимов. Хоть, безусловно, большая часть наград предназначена для UT.

Новая система повторов Highlighter Replay способна на куда большее, чем просто показывать повторы с разных ракурсов. В неё интегрирован фоторежим, конструктор ярких моментов и инструментарий создателя. Особого внимания заслуживает последний: он позволяет делать короткометражки, где главным героем может выступить любой футболист на поле. В инструментарии можно редактировать повторы: перемещать камеру, обрезать видео, добавлять эффекты и фильтры. Получившееся видео скачивается на консоль — тут авторы явно недоработали, ведь просится интеграция с соцсетями вроде X.

Такое любительское видео сделано за две минуты. Перед создателями контента и правда открывается простор для творчества

Разработчики нетривиально показали свою любовь к футболу, добавив в главное меню мини-сценки, которые отсылают к реальности. Меню игры анимировано и обычно показывает, как тот или иной футболист или футболистка крутит финты, бьёт по воротам и чеканит мяч.

Без контекста непросто угадать в этих движениях отсылки к реальным событиям, а ведь там полно моментов из истории современного футбола. Взять тот же знаковый угловой в исполнении Александер-Арнольда, когда забивался четвёртый гол в ворота «Барселоны», стоивший ей финала Лиги чемпионов УЕФА. Или празднование-мем тренера Зидана, когда он хватается за голову и смешно трясёт руками.

Из приятных мелочей выделим появление сразу нескольких быстрых замен на выбор. Большее разнообразие позволяет не ставить матч на паузу для проведения нужных замен. Кстати, искусственный интеллект при проигрыше стал делать замены ещё по ходу первого тайма — забавное изменение, которая слегка приближает виртуальный футбол к реальности.

В режимах карьеры тренера, игрока и в Клубах затишье

Эти режимы сильно поменялись в прошлой части футсима. Но на этот раз нововведения минимальны.

Расширилась первоначальная настройка карьеры — там появилась масса переключателей, которые делают игру дружелюбнее или, напротив, более хардкорной. Хотите оказаться на месте тренера «Реал Мадрид» или «Челси» в годы трансферного бана — поставьте хоть 14 сезонов запрета на трансферы. Можете сделать переговоры о покупке новых игроков жёсткими — тогда столкнётесь с неуступчивостью продавцов, и за нужных футболистов придётся переплатить. Если их вообще вам продадут.

Дружелюбный формат тоже предлагает много опций. Игрокам (причём даже молодёжке) можно подкрутить скорость развития, чтобы условные Лавия и Мудрик из «Челси» стали звёздами не спустя сезонов 5–7, а уже в ближайшем будущем.

14 сезонов без трансферов — вероятное будущее «Манчестер Сити», если все обвинения против них докажут
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Авторы переработали пользовательский интерфейс всех трёх режимов. Те приобрели черты интерфейса UT — выглядит он как череда прямоугольников с информацией поверх. Привыкаешь быстро, и уже спустя некоторое время новые меню кажутся практичнее старых. В режиме тренерской карьеры появился центр управления, где динамически размещается всё важное. Перед матчами там находится доступ к пресс-конференции и анализу соперника, а в межсезонье в центр приходят трансферные предложения и отчёты скаутов.

Из режима UT перекочевала быстрая навигация на кнопку LT/L2. С ней быстрее попадаешь в нужную вкладку из любого места. Единственное — не хватает возможности настроить закладки на свой вкус: например, точно стоит добавить финансы.

В тренерской карьере появилась лента социальной сети, где публикуются футбольные новости разной степени важности. Если вы следите за миром футбольных трансферов, то отметите коллаборацию FC с главным гуру трансферов Фабрицио Романо. Его виртуальный аватар пишет о главных футбольных сделках с фирменным хештегом #HereWeGo. Помимо него, в ленте часто мелькает медиа The Athletic, которое знакомо людям, интересующимся спортивной аналитикой.

Комментарии к постам зачастую не в тему. Эмодзи — беспроигрышный вариант
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Также в карьере тренера появились автоматические тренировочные планы, которые существенно экономят время. Удобно: стоит один раз настроить в начале, а потом даже не задумываться. Футболисты основы сами будут исправно набирать физическую форму после матчей, а запасные игроки — повышать игровой тонус.

Молодёжная академия сделала заметный шаг вперёд: юниоры теперь соревнуются в ежемесячных турнирах. Те выглядят как матчи Rush, но проводятся не на футуристичной арене Nike Air Zoom, а на привычном тренировочном поле. Если побеждать в турнирах, то юниоры прогрессируют заметно быстрее, и уже спустя пару лет самые перспективные ребята поборются за место в основе топ-клуба.

План развития игроков сперва кажется идентичным тому, что был в FC 24. Здесь есть та же смена позиций и плана развития с усилением конкретных характеристик под ваши нужды. Но с появлением тактической системы FC IQ план развития позволяет развивать и роли футболистов. Это очень нужная фича, с помощью которой вы превратите любимых игроков в футболистов мирового класса.

В режиме карьеры копаться в тактических нюансах ролей игроков как-то… аутентичнее, чем в UT. И проще, ведь в старт попадает игроков пятнадцать, а не несколько десятков
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Изменились и пресс-конференции. Во-первых, вопросы журналистов стали разнообразнее и касаются тактики и игры соперников. Добавьте к ним обширный список вопросов из прошлой части — пресс-конференции больше не хочется пропускать, как это бывало ещё года три назад. Во-вторых, изменилась система настроя игроков. Больше не стоит постоянно хвалить футболистов, иначе они могут расслабиться и начать относиться к работе халатно. Соблюдайте баланс в своих ответах: пожурите за слабое выступление, а на следующей встрече публично похвалите. Так игроки не зазнаются и всегда будут мотивированы.

FC 25 представила обновлённую настройку внешности с большим количеством опций, настройка доступна во всех офлайн-режимах. Главное — появился рандом, и подобрать нескучное лицо теперь дело минуты. Если же вы предпочитаете заранее установленные лица, то их стало заметно больше, чем в FC 24, где всего 15 вариантов. Впрочем, на поле лица созданных игроков по-прежнему похожи на восковые, и это, судя по всему, исправит только новый движок.

Карьера игрока — тот режим, которому в этот раз уделили меньше всего внимания. Его единственной фишкой стала игра за одного из кумиров FC 25. Звучало интересно, учитывая такие имена, как Зидан, Бекхэм, Пирло и Зубастик Роналдо. На практике у Роналдо с ходу рейтинг 94, и он разрывает любой турнир, в котором участвует. В этом тоже можно найти прелесть, если поставить максимальную сложность и попробовать сымитировать реальную карьеру великого бразильского форварда.

С такими показателями Роналдо будет забирать «Золотой мяч» каждый год
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

Режиму «Клубы» повезло чуть больше. Владельцы клубов могут выстраивать инфраструктуру, которая непосредственно влияет на всех членов клуба. Например, беговая дорожка повышает выносливость и скорость рывка. А спортивный психолог влияет на собранность, агрессию и открывает игровой стиль «Активная оборона».

Из прокачки игроков исчезли финальные таланты, которые назывались архетипами и давали бонусы к показателям выбранной ветки прокачки. Ну а доступ к игровым стилям и игровым стилям+ (ИС+) теперь даётся на более низких уровнях. Ячейки ИС+ активируются на 20-м и 60-м уровнях, а раньше это происходило лишь на 25-м и 75-м.

В клубном магазине можно найти довольно экстравагантные способы выделиться
Скриншот: игра EA Sports FC 25 / Electronic Arts

* * *

FC 25 огорчает большим количеством багов. С релиза 27 сентября прошло достаточно времени, но футсим всё так же страдает от множества технических проблем, включая зависания намертво. При проведении замен вратарь чересчур долго вводит мяч в игру, ткань на футболках игроков неестественно шевелится, порой глючат причёски.

Глюков вообще валом: они возникают поверх картинки, проявляются на паках в магазине, а окошко сезонного пропуска FC Hub мелькает каждый раз, когда получаешь награду за выполненное задание. В игре даже остался ну очень старый баг, когда игрок, получивший небольшую травму, бегает как ни в чём не бывало уже спустя полминуты.

Халатность разработчиков хоть и неприятна, но не должна отвлекать от главного. FC 25 предлагает массу режимов, дорого выглядит и отлично звучит (саундтрек — отпад!) Фанаты хотят видеть больше нововведений, однако жёсткие временные рамки от издателя вынуждают авторов развивать проект неспешно и точечно.

Если вы не играли в последние части серии, новинка вряд ли вас разочарует. За годы игра заметно похорошела и вкупе с наработками прошлых частей предлагает много разнообразного контента: от «Клубов» и посвежевшей карьеры тренера до сверкающей Ultimate Team, где можно провести весь следующий год.

Ну а владельцам FC 24 перед покупкой новинки точно стоит посмотреть несколько видео с геймплеем режима Rush. Если он вам не по вкусу и вы не хотите разбираться в тонкостях тактики FC IQ, то новую игру спокойно можно пропустить.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована