Как и почему умерла Concord: хроника от анонса до отключения серверов
Отношения публики с игрой не задались с первого показа.
Скриншот: игра Concord / Sony, Firewalk Studios
23 августа Sony выпустила командный шутер Concord от своей внутренней команды Firewalk Studios. Игру продвигали с помощью дорогих CGI-трейлеров и обещаний долгой бесплатной поддержки, но её запуск оказался одним из самых неудачных в истории жанра. Concord моментально стала поводом для насмешек в Сети, и её серверы закрыли всего через две недели после выхода.
Вспоминаем, как игра шла к релизу, и пытаемся разобраться в причинах её провала.
Путь до анонса
Изначально Firewalk Studios принадлежала компании ProbablyMonsters, основанной в 2016 году и возглавляемой одним из бывших руководителей Bungie Гарольдом Райаном. Сама студия появилась в 2018-м, и она с самого начала работала исключительно над Concord.
О партнёрстве Firewalk и Sony стало известно в 2021 году, когда стороны объявили о сотрудничестве ради выпуска оригинальной мультиплеерной игры AAA-масштаба. О самом шутере тогда ничего не рассказали. Глава Firewalk Тони Хсу, прежде выступавший вице-президентом франшизы Destiny в Activision, сделал в обращении упор на команду ветеранов.
Так, над таинственной игрой работали бывший творческий директор Destiny Райан Эллис и продюсер BioShock Infinite и Guitar Hero 2 Елена Сигман, а рядовые сотрудники студии прежде трудились над Mass Effect, Apex Legends, Titanfall, Call of Duty и Destiny.
Хсу отмечал, что в сложные времена пандемии COVID-19 разработка и тестирование игры были среди немногих источников радости для сотрудников, поэтому Firewalk хотела вызвать те же эмоции у геймеров по всему миру.
В PlayStation же называли сотрудничество шансом зайти на новую для издателя территорию мультиплеерных шутеров. В компании также намекали, что грядущая игра не обойдётся без сюжетной составляющей, которой славились игры от внутренних студий Sony.
«Замечательные сотрудники Firewalk Studios — такие же рассказчики, как и остальные люди в студиях PlayStation. Они делятся историями инновационным способом. Учитывая их коллективный опыт в создании мультиплеерных ААА-игр, думаю, что нашим фанатам стоит ждать очень приятных сюрпризов».
Герман Хульст,
глава PlayStation Studios.
Весной 2023-го тесное сотрудничество привело к переходу Firewalk под крыло Sony, но сумму сделки с ProbablyMonsters не раскрыли. Согласно заявлению, издатель уже много лет поддерживал студию и творческое видение её дебютной игры, поэтому слияние казалось логичным шагом.
Кроме того, Sony планировала укрепить свои позиции на рынке игр-сервисов. В начале 2022 года она как раз объявила о покупке Bungie и планах запустить больше десяти мультиплеерных тайтлов до марта 2026-го. Кроме того, авторы Destiny должны были помочь Firewalk довести дебютную игру студии до релиза.
Показы и первые реакции публики
Sony представила Concord уже через месяц после анонса покупки Firewalk Studio — в мае 2023 года. Правда, тогда показали только 50-секундный CGI-тизер с минимумом деталей: по нему можно было определить разве что научно-фантастический сеттинг. Издатель указал, что это PvP-шутер от первого лица, лишь в описании видео.
Отношения Concord с игроками не задались уже с этого ролика. Согласно расширению Return YouTube Dislike, он получил около 9 тысяч дизлайков и всего 3,5 тысячи «плюсов». Топовые комментарии тоже оказались негативными. Люди спрашивали, зачем показывать настолько неинформативный тизер, и шутили, что Sony показала, как не надо делать при анонсе новой игры. Порадовал их разве что внешний вид бургера.
В заметке от разработчиков конкретных деталей тоже не оказалось. Они по‑прежнему говорили размытые фразы о желании сводить игроков вместе, рассказывать новые истории в каждом матче, а также показывать красивые миры и ярких персонажей. Зато стало известно о выходе игры в 2024 году на PS5 и ПК.
Полноценный показ Concord провели в мае 2024-го, и Sony уделила игре почти треть своей презентации State of Play. При этом вновь случилась не самая приятная для разработчиков ситуация.
Пятиминутный CGI-трейлер игры запустили в самом начале State of Play, и никто не знал, что за тайтл показывает Sony. По духу ролик напоминал «Стражей галактики»: инопланетные герои-наёмники попадали в переделку, а в перестрелках они перекидывались колкими репликами.
Можно было подумать, что Sony анонсирует очередную сюжетную одиночную игру, которых и ждут от издателя многие пользователи. Но в конце ролика появилось название тайтла, и следующие несколько минут разработчики показывали геймплей шутера. Релиз назначили уже на 23 августа.
Контраст между роликами оказался сильным. С одной стороны был дорогой сюжетный CGI-трейлер, а с другой — игровой процесс, который на первый взгляд мало отличался от геймплея других условно-бесплатных шутеров вроде Overwatch и Apex Legends.
Зрители State of Play не стали сдерживать своё негодование. Десятки залайканных негативных комментариев по игре можно увидеть под роликами на YouTube, Reddit и в других соцсетях. Пользователи спрашивали, зачем им нужен ещё один командный шутер и почему Sony в последнее время не уделяет такого же внимания сюжетным играм.
Ещё выяснилось, что Concord будут продавать за 40 долларов, а не распространять по условно-бесплатной модели, как принято на рынке. Учитывая, что разработчикам не удалось впечатлить публику геймплеем или персонажами, некоторые пользователи уже тогда предсказывали игре сложности на релизе.
Между тем в Firewalk активно рассказывали об источниках вдохновения, обещали глубокий игровой процесс и призывали новичков жанра не бояться Concord — в ней якобы найдётся место игрокам с любыми скиллами. Ещё студия обязалась постоянно выпускать ролики про историю персонажей и бесплатные обновления с новыми картами, героями и режимами.
Путь к выходу и релиз
В июне журналистам дали поиграть в Concord, и в целом они её хвалили. Так, автор VGC указал на «сильную геймплейную основу» и разницу в способностях персонажей, которая действительно чувствовалась во время матчей. Обозреватель GameSpot тоже похвалил игровой процесс и заявил, что именно геймплей заставил лично его поверить в Concord.
Но встречались и опасения. К примеру, в IGN посчитали, что игре нужно много полировки, так как идеи из Halo, Destiny и других F2P-игр не слишком хорошо работали вместе. На тот же момент указывали в Eurogamer, отмечая, что игре может попросту не хватить уникальности.
К слову, разработчики знали о том, что первый показ геймплея получился неудачным. Но они не унывали: по их словам, в мае пользователи не увидели и малой части заготовленного студией.
Вскоре с Concord случилась ещё одна неприятная ситуация. 12–14 июля разработчики открывали ранний доступ к бета-тестированию для предзаказавших, а открытый этап должен был пройти с 18-го по 21-е число.
Но за несколько часов до начала раннего тестирования Sony объявила, что доступ к нему получат все подписчики PS Plus на PS5. Многие игроки обрадовались неожиданной возможности опробовать игру, но встречалось и мнение, что издатель пошёл на такой шаг не от хороших показателей Concord по предзаказам.
Основной этап беты тоже сложно назвать успешным: к примеру, в Steam она привлекла на пике всего 2,3 тысячи игроков. Для сравнения, у тогда ещё секретной Deadlock от Valve, доступ к которой получают строго по приглашениям, было примерно столько же игроков.
В оставшиеся недели разработчики пытались задобрить аудиторию, показывая персонажей и заявляя об отсутствии в игре боевого пропуска. Однако видеоматериалы на YouTube продолжали получать тысячи дизлайков.
Перед релизом один из разработчиков Concord упомянул, что разработка игры заняла восемь лет, и призвал пользователей дать ей шанс. По его словам, Firewalk была готова годами поддерживать шутер. Однако настрой аудитории смягчить не удалось. Игроки, скорее, обсуждали, как можно было потратить столько времени на рядовой командный шутер, который внешне мало отличается от конкурентов.
Позднее другой разработчик заявил, что основная разработка Concord заняла четыре года, а до этого игра была на уровне «набросков на салфетке». Правда, это уточнение мало кому было интересно: в массовом сознании закрепилась цифра «8».
На релизе 23 августа чуда не случилось. В PS Store шутер выбыл из топ-50 по продажам уже через неделю, а пиковый онлайн в Steam составил 697 человек — это меньше, чем было у The Lord of the Rings: Gollum (758 человек), одной из худших игр 2023 года. Более того, уже через пару дней после релиза ПК-игроки начали жаловаться на долгие поиски матчей из-за малого количества пользователей.
Ещё один гвоздь в крышку гроба Concord загнали аналитики. 31 августа они рассказали IGN, что продажи игры могли составить всего 25 тысяч копий на обеих платформах. Даже словами «провал» и «катастрофа» не отразить всю серьёзность ситуации для ААА-игры, которую делали как минимум четыре года.
К началу сентября число одновременных игроков в Steam нередко опускалось ниже отметки в 70 человек, а на Twitch за ней следило всего несколько десятков зрителей. Тогда же сформировались средние оценки Concord на Metacritic — 62 балла от журналистов и 1,8 балла от игроков.
Но про эти цифры все забыли очень быстро, так как разработчики неожиданно объявили о закрытии серверов Concord уже 6 сентября и возвращении денег покупателям — с полноценного релиза не прошло и двух недель.
Гейм-директор Райан Эллис отметил, что не все аспекты игры произвели то впечатление, на которое рассчитывали в Firewalk. По его словам, разработчики рассматривают наилучший вариант дальнейших действий, но конкретных шагов в студии не назвали. Поэтому в будущем не исключён, например, перезапуск игры в условно-бесплатном виде.
Concord стала одним из главных провалов в индустрии как минимум за последние десять лет. Для сравнения, Square Enix 11 месяцев не выключала серверы уничтоженной игроками Babylon’s Fall, а в осмеянные публикой Anthem и Redfall до сих пор можно играть онлайн. Масштабы и последствия неудачи Concord ещё предстоит осмыслить, но первые выводы можно сделать уже сейчас.
Возможные причины провала
Аналитики и журналисты начали размышлять о причинах неудачного запуска Concord уже через пару дней после релиза. Популярные догадки можно суммировать в несколько пунктов, по которым становится непонятно, как игра вообще добралась до релиза.
Ценник в 40 долларов. Идея выпускать платный командный шутер казалась сомнительной с самого начала, так как все остальные игры в жанре условно-бесплатные, и рынок перенасыщен подобными тайтлами.
Разработчики пытались оправдать цену обещаниями бесплатных контентных обновлений и минимальными микротранзакциями, но публику это не убедило. Возможно, Sony решила, что после успеха платного мультиплеерного экшена Helldivers 2 любая её игра сможет найти аудиторию.
Неудачный дизайн героев. В идеале у каждого персонажа командного шутера должна появиться своя фан-база, так как именно поклонники обсуждают, косплеят и рисуют героев. Это хорошо понимали, например, разработчики Overwatch и Apex Legend — их герои знакомы даже тем, кто не интересуется этими играми.
У Concord получилось наоборот: дизайн персонажей в соцсетях не ругал только ленивый. Мало кому захотелось следить за историей, скажем, человека в закрытом скафандре и огромного робота, которого будто бы собрали из кастрюль.
Игра недостаточно выделялась. Sony и Firewalk с самого анонса вели неудачную рекламную кампанию и не объясняли аудитории, почему стоит дать Concord шанс. Возможно, шутер стоило анонсировать пораньше и провести больше тестирований, чтобы дать игрокам возможность привыкнуть к героям.
Да, журналисты и немногочисленные покупатели сделали небольшой пиар своими отзывами, что играть в Concord приятно. Но даже они признавали, что шутеру недостаёт инноваций. Как и следовало ожидать, этого «приятно» оказалось мало для того, чтобы выделиться на фоне Overwatch 2, Apex Legends, Valorant, Destiny и других условно-бесплатных игр. Особенно по цене в 40 долларов.
Concord быстро пропала из инфополя. С датой релиза игре тоже не повезло, но этот момент, конечно, предвидеть было невозможно. В те дни игровая индустрия следила за рекордами китайского экшена Black Myth: Wukong в Steam, а Valve анонсировала свой командный MOBA-шутер Deadlock, материалы по которому появлялись в Сети с мая и сводили с ума фанатов. Concord же упоминали только в новостных заметках о её аномально низких показателях в Steam.
Долгая разработка. Не секрет, что затянувшееся производство ведёт к увеличению расходов на игру, что не оставляет возможности на ошибку — особенно в нынешнее кризисное время. Concord делали от четырёх до восьми лет, поэтому игра была обязана «выстрелить», чтобы оправдать затраты.
Но по итогу публика моментально окрестила шутер «очередным клоном Overwatch» и не обратила на него внимания. Такой провал может поставить под вопрос судьбу инди-игры со схожими сроками разработки, что уж говорить об ААА-тайтле. Возможно, Concord смогла бы найти аудиторию, если бы вышла через один-два года после оригинальной Overwatch. Но не через восемь лет, когда тренды и предпочтения публики много раз сменились.
Недоступность игры во многих регионах. Sony и сама осложнила продвижение Concord. Так как для шутера требовалась привязка аккаунта PlayStation Network, то игра оказалась недоступна для покупки в более чем 100 регионах Steam, где необходимую учётную запись не создать.
Издатель опробовал этот шаг на Helldivers 2 после релиза, но требование отменили из-за возмущения игроков на ПК. Однако в Sony решили не полностью отказаться от привязки, а сделать требование обязательным ещё до выпуска своих игр на ПК. Аккаунт PSN потребуется даже для запуска ПК-версии God of War: Ragnarok.
* * *
Sony отказалась от идеи выпустить 12 игр-сервисов до 2026 года ещё за несколько месяцев до релиза Concord — число сократили вдвое. Не исключено, что после провала шутера издатель пересмотрит и эти планы.
Возможно, Concord в будущем перезапустят как F2P-игру, но далеко не факт, что ей это поможет. У многих шутер уже прочно ассоциируется со словом «провал», поэтому его нужно серьёзно переделывать. Пока не верится, что Sony готова потратить ещё пару лет на переосмысление игры, которую отвергла аудитория.