Проектная фотография
#подборки

10 российских фотографов, которые работают с автопортретом

Когда селфи — это искусство.

Фото: David Attie / Getty Images

Зачем фотографу снимать самого себя? Разбираемся, как и для чего превращают себя в героя снимка российские авторы.

Арсений Несходимов

Московский фотограф Арсений Несходимов не зря первый в этом списке. Автопортрет занимает, пожалуй, основное место в его практике. Концептуальные проекты о собственной визуальной идентичности принесли ему известность и признание на международных конкурсах.

К изображению самого себя Арсений обращается, работая с самыми разными темами. Так, в проекте об экологических проблемах он — персонаж в мире, полностью загрязнённом пластиком. Автопортрету есть место даже в коммерческих проектах — к примеру, в съёмке для рекламной кампании Dyson в русском Esquire. И, конечно, это способ автора рассказать личные истории: о том, как пытался улучшить внешность с помощью косметических процедур и приспособлений типа прищепки для уменьшения носа; или о депрессии, когда он начал снимать себя, чтобы зафиксировать своё состояние.

«К 2016 году я понял, что нет ни одной фотографии, на которой я себе нравлюсь, и подумал, что самым простым решением будет сфотографировать себя. Вскоре я понял, что автопортрет, или селфи, как это сейчас называют, — это очень удобный способ самовыражения.

Поэтому я решил играть разные роли, цитируя образы из мира моды и искусства, чтобы хоть как-то сделать себя приемлемым на фотографиях.

Но, в конце концов, автопортреты — это про искусственность и бесконечное позирование. Являются ли они действительным нашим воплощением? Мы всегда недовольны тем, как выглядим на фотографиях, потому что одна картинка не может отразить нашу душу».

Описание к проекту If I Were

Из проекта Safety Cards
Фото: Арсений Несходимов
Из проекта Prozac
Фото: Арсений Несходимов
«Обломовщина». Автопортрет, 2024 год
Фото: Арсений Несходимов

Мария Плешкова

Мультидисциплинарная художница, сделавшая своё тело главным средством в работе.

Мария Плешкова называет себя художников-автопортретистом, который на самом деле не ставит задачей изобразить свою физическую оболочку. Её цель — найти ответы на свои вопросы внутри себя. Мария исследует теневые стороны человеческой психики и говорит, что творческий процесс сродни духовным практикам.

«Я делаю автопортреты, потому что я так часто бываю одна и потому что я — человек, которого я знаю лучше всего. Творчество — это противоположность смерти, и каждый автопортрет — это ответ на вопрос „Я всё ещё жива?“»

Из описания проекта Metamorphosis. Black

Из проекта Macabre
Фото: Мария Плешкова
Из проекта Chaos // The Elements
Фото: Мария Плешкова
Из проекта Chimere
Фото: Мария Плешкова

Анастасия Богомолова

Уральская художница и исследовательница Анастасия Богомолова называет себя ткательницей историй. В своём «ткачестве» она смешивает медиумы и материалы, соединяя видео, звук, фотографии, объекты, бумагу ручного литья и текст.

В проекте «Ассамбляж» художница использует своё тело, чтобы отразить механизмы миграции биологических видов. Снимки сделаны в студии, в качестве «героев» — растения и лишайники, представляющие разные экологические ниши. На теле Анастасии они соединяются в ансамбли — возможные и невозможные в природе.

«Нейтральное в смысле гендера тело на фотографиях и видео „Ассамбляжа“ служит невротическим прорывом в состояние до пола и, как следствие, до эксплуатации».

Из описания проекта

Из проекта «Ассамбляж»
Фото: Анастасия Богомолова
Из проекта «Высота отделения»
Фото: Анастасия Богомолова
Из проекта Landscape I–II
Фото: Анастасия Богомолова

Яна Романова

Яна Романова — мультидисциплинарная художница, которая использует перформанс, игры и партиципаторные практики, то есть вовлечение публики в процесс создания произведения искусства. Всё это Яна документирует с помощью фото и видео. Она работает с темами идентичности и непонимания своего места в мире, свойственными людям на постсоветском пространстве. Художница пытается встроиться в разные сообщества, например стать «настоящей валлийкой». Для серии Adopted Welsh она следовала советам жителей Уэльса, рассказавших, что значит быть валлийцем: играла в регби, танцевала, посетила службу в храме — снимая себя в этих обстоятельствах.

Ещё одну серию автопортретов Яна сделала, исследуя общественное понимание женственности. Она попросила женщин выбрать позы для портрета и копировала их на заднем плане.

«Мне бы очень хотелось иметь возможность быть несомневающейся частью чего-то большего. Но у меня никогда не получается, потому что всегда есть какой-то аналитический процесс, всегда есть дистанция, всегда есть сомнение. И вот из этого сомнения я и исхожу, пытаясь осмыслить какие-то вещи, которые как будто всем понятны, но, когда начинаешь в них углубляться, оказывается, что никогда ничего непонятно».

Из интервью Яны Романовой изданию Colta.ru

Из проекта Adopted Welsh
Фото: Яна Романова
Из проекта W
Фото: Яна Романова
Из проекта The Goddess Guide
Фото: Яна Романова

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Дима Жаров

Фотографу Диме Жарову тоже близка тема общественных стереотипов.

Его долгосрочный проект «Смешать, но не взбалтывать» переосмысливает репрезентацию мужского тела. Для этой серии фотограф документирует перформансы со своим участием и выкладывает снимки в соцсети, где каждый может оставить комментарий со своим мнением.

«Благодаря мужчинам-художникам и „мужскому гетеронормативному взгляду“ (male gaze) женское тело кажется нам привычным в выражении красоты и сексуальности. Мужская же нагота призвана в основном демонстрировать силу и власть. Несмотря на кажущееся и даже открыто заявляемое разнообразие и свободу художественного выражения в искусстве и медиа, мужское тело по-прежнему остаётся скованным в своей сексуальности, естественности и эмоциях.

В своём проекте я поднимаю вопросы стереотипизации тела и маскулинности: почему одни позы считаются «женскими», а другие «мужскими»? От чего зависит наше восприятие и оценка? Почему зритель воспринимает обнажённое тело как сексуальный призыв? В каких случаях это не так? Какую роль играет окружение, антураж? На чём мы основываемся, когда обозначаем тело как красивое, сексуальное, приличное, трогательное, сильное или уязвимое?»

Из описания проекта

Из проекта «Смешать, но не взбалтывать»
Фото: Дима Жаров
Из проекта «Смешать, но не взбалтывать»
Фото: Дима Жаров
Из проекта «Смешать, но не взбалтывать»
Фото: Дима Жаров

Мария Венславская-Грибина

Художница Мария Венславская-Грибина работает с несколькими медиумами, ведущий их которых — фотография. Она часто обращается к портрету и автопортрету, исследуя темы самоидентификации и ролей мужчин и женщин в обществе.

В коллекцию МАММ вошёл проект Марии Nearly Like Other Girls. Художница сделала серию автопортретов, используя камеру мобильного телефона и веб-камеру на ноутбуке, а затем распечатала их на бумаге, сделав физическими объектами. Этим она хотела поднять вопрос о ценности селфи, которые человек создаёт сотнями.

Другой подход к автопортрету — в проекте The Portrait with a Lover, где Мария позирует с партнёрами, воспроизводя парные фотографии, которые нравятся мужчинам, по сути играя роль женщины из фантазий.

«В работе я в первую очередь отталкиваюсь от себя, своего прошлого и опыта. Мне не интересно различать, является что-то личной темой или общественной проблемой».

Из artist statement (заявления художника) Марии Венславской-Грибиной

Из проекта Locaring
Фото: Мария Венславская-Грибина
Из проекта The Portrait with a Lover
Фото: Мария Венславская-Грибина
Из проекта Nearly Like Other Girls
Фото: Мария Венславская-Грибина

Татьяна Сикорская

Фотограф Татьяна Сикорская работает и в документальной, и в художественной фотографии.

Наверное, одна из самых известных её работ — очень личный проект «Некрасивая девочка» — попытка посмотреть на себя сквозь призму тяжёлого детского опыта, не пытаясь больше понравиться папе.

«Однажды задумавшись, почему я снимаю автопортреты, я пришла к вполне однозначному выводу: „Доказать, что я красива“. На вопрос „Доказать кому?“ ответ пришёл сразу же: „Папе“. Я тот ребёнок, которого в детстве жёстко критиковали за внешность, для которого мир был поделён на красивых и некрасивых людей — и который всегда оказывался среди последних. Много лет я живу в травме отвержения, пытаясь доказать, что я достойна любви и принятия. Благодаря фотографии и психотерапии я учусь говорить о том, что так долго вытесняло моё сознание».

Из публикации проекта «Некрасивая девочка» в издании «Такие дела»

Из проекта «Некрасивая девочка»
Фото: Татьяна Сикорская

Ольга Штайнепрайс

Живущая в Германии россиянка Ольга Штайнепрайс через автопортреты размышляет о материнстве и гендерных ролях.

Мать троих сыновей, она снимает свою семью, быт и себя, используя цифровые манипуляции на постобработке фотографий. Для серии «I’ve Had A Dream…» Ольга создала ряд сюрреалистических картинок, где изображены одновременно реальность и мечты героини. Ольга запечатлила себя, выполняющую рутинные дела женщины в декрете, — параллельно показав, как она проводит время в воображении.

Ещё одно направление в практике Ольги — исследование собственной идентичности.

«Я снимаю автопортреты и изучаю искажения отражений и образы, которые они создают. В какой момент ещё понятно, что в отражении передо мной человек? И этот человек — это я или на меня уже смотрит незнакомец?»

Из описания проекта A Stranger in the Mirror

Из проекта I’ve Had A Dream…
Фото: Ольга Штайнепрайс
Из проекта Fragile World
Фото: Ольга Штайнепрайс
Из проекта A Stranger in the Mirror
Фото: Ольга Штайнепрайс

Елена Чурикова

Серия «Неваляшка» о материнстве — дебютная для фотографа Елены Чуриковой. Она использует автопортрет, но цель — не запечатлеть свою жизнь и отношения с ребёнком, а создать собирательный образ огромного числа матерей, о которых мы не знаем.

«Я специально старалась держать дистанцию между собой как автором и как участником проекта, хотела сделать картинку более абстрактной, чтобы не задокументировать, а воссоздать путём перепостановки какие-то характерные моменты жизни с маленьким ребёнком и передать через образы чувства матери — любви, слияния, тревоги, усталости и так далее».

Из интервью Елены Чуриковой сайту Photographer.ru

Из проекта «Неваляшка»
Фото: Елена Чурикова

Павел Докучаев

Самарский автор Павел Докучаев делает ироничные фотопроекты, примеряя на себя стереотипные роли.

В проекте о мачизме его герой пытается соответствовать распространённым требованиям к мужской внешности, таким как мускулистые руки, высокий рост и кубики на животе. А для проекта об «успешном успехе» Павел снял себя в роли мужчины, следующего советам коучей. Он рискует, окружает себя единомышленниками, занимается любимым делом — но так, как диктует окружающая действительность.

«„Успешный успех“ — это одно из требований к мужчинам, навязанный стереотип. Одно время я активно пользовался „Тиндером“. Там есть разные анкеты, в которых указано, мол, рассматривается кандидат такой-то, рост — 185 сантиметров, подтянутый, с горой мышц. Но ведь каждый вправе быть таким, каким он хочет. Почему мужчина должен соответствовать идеальному образу?»

Из интервью изданию «Такие дела»

Из проекта «Мачо на досуге»
Фото: Павел Докучаев
Из проекта «Пацан к успеху шёл»
Фото: Павел Докучаев
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована