Нейросети и фотография: 5 громких скандалов
Сражение между фейками и реальностью.
Фото: Suzi Dougherty
Как нейросети для генерации изображений поставили под сомнение понятия «правда», «автор» и «искусство».
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂
«Книга Велеса»
Псевдодокументальный проект фотографа Magnum
Однажды норвежский фотожурналист и член авторитетнейшего Magnum Photos Йонас Бендиксен задумался: сколько времени отделяет нас от момента, когда для создания «документальных фотографий» станет достаточно фантазии и владения новыми технологиями? И смогут ли профессионалы фотографы отличить выдумку от реальности? Возможная картина будущего так напугала Бендиксена, что он решил последовать старой мудрости: не можешь победить — возглавь.
На мысли о фейках фотожурналиста натолкнула история о городке Велес в Северной Македонии. Его называли фабрикой фейковых новостей в поддержку Трампа во время президентских выборов в США 2016 года. Ещё Бендиксен обнаружил, что существует «Велесова книга» — якобы древнеславянский манускрипт, который учёные считают фальсификацией. Фотограф не удержался от игры с контекстами и решил создать свою «Велесову книгу».
Перед пандемией 2020 года он отправился в Северную Македонию и сделал в Велесе ряд фотографий — реальных. Но был нюанс: ни на одном из этих снимков не было людей. Персонажей Бендиксен создал сидя за компьютером. Он использовал программу для 3D-моделирования, а затем встроил полученные аватары в реальные кадры города и даже «выставил» на них свет. Для вступительной статьи к фотокниге норвежец использовал нейросеть GPT-2, «скормив» ей реальные тексты о Велесе из СМИ. «Цитаты» героев книги тоже сгенерировала нейросеть.
Бендиксен стал публиковать отрывки из книги и ждал скорого разоблачения. Из сегодняшнего дня его аватары кажутся довольно безыскусными. Но в 2021 году никому не пришло в голову подозревать фотографа Magnum в нечестной игре. Не помогли даже 3D-медведи, якобы бродящие по окраинам Велеса. Коллеги нахваливали работу в соцсетях, кто-то особенно отмечал содержательный текст.
Тогда Бендиксен решил пойти дальше и отправил материал на фестиваль фотожурналистики Visa pour l’Image. И получил приглашение занять на нём хорошую площадку. Потеряв надежду на внимательных кураторов, фотограф решил взяться за разоблачение себя сам. Он купил в «Фейсбуке»* фейковый профиль — портрет его «владелицы», как нельзя кстати, тоже был плодом нейросетей. «Хлоя Мискин» подружилась с шестью сотнями профессионалов в области фотографии, а потом стала разоблачать Бендиксена. Но ей не поверили. Тогда Хлоя переключилась на более циничную аудиторию Twitter — и там её наконец поддержали и уличили Бендиксена во лжи. Норвежец спокойно вздохнул и стал рассказывать правду в интервью. «Велесова книга» стала искусством.
Портрет двух женщин
Нейросеть выигрывает Sony World Photography Award
Будущее, которого так боялся Бендиксен, приблизилось в 2023 году, когда немецкий фотограф Борис Эльдагсен стал победителем значимого фотоконкурса Sony Award в открытой творческой категории, а потом признался, что создал свою «фотографию» с помощью искусственного интеллекта.
Эльдагсен подал на конкурс работу, не указав ИИ как способ производства изображения, поскольку правилами разрешалось использовать «любое устройство». Название для чёрно-белого портрета двух женщин разных поколений он придумал с намёком: «Псевдомнезия: Электрик», где первая часть означает «ложная память».
Художник утверждает, что, войдя в шорт-лист, предоставил организаторам ссылки на свой сайт и соцсети, из которых следовало, что его практика последнего времени была сосредоточена вокруг экспериментов с ИИ, но никаких вопросов не последовало. Работа взяла первое место. На следующий день фотограф прямо написал организаторам конкурса, что работает с ИИ, и предложил провести дискуссию о потенциальной пользе и вреде нейросетей для фотоиндустрии. Эльдагсен говорит, что ему лишь кратко ответили, что он может сохранить награду.
Когда о победе Эльдагсена объявили официально, поднялся скандал. Пресса стала интересоваться у организаторов конкурса характером его работы. Оказалось, что ключевые лица внутри конкурса, вероятно, не были в курсе происходящего. Так или иначе, фотограф утверждает, что трижды предлагал организаторам начать публичную дискуссию о нейросетях в фотографии, но его попытки не увенчались успехом.
От награды Эльдагсен в итоге отказался: он считает, что нельзя смешивать фотографию и изображения, созданные с помощью ИИ. В своём заявлении он назвал момент историческим — впервые на серьёзном конкурсе присудили приз «синтетической» работе, — а себя «нахальной обезьяной», решившей проверить, готовы ли фотоконкурсы к эре нейросетей. Они оказались не готовы. С конкурса Эльдагсена сняли, удалив работу с сайта и убрав со стены «живое» изображение, экспонировавшееся на выставке.
Эльдагсен по-прежнему изучает возможности ИИ. Он считает, что сгенерированные изображения нельзя называть ИИ-фотографией во избежание путаницы, и предлагает термин «промтография», от английского promt — подсказка. Ведь нейросеть создаёт изображения на основе подсказок человека.
Фото с манекенами Gucci
Реальный снимок приняли за созданный ИИ
В том же 2023 году случилась обратная ситуация: организаторы австралийского фотоконкурса оказались слишком бдительными. Они заподозрили, что один из присланных им снимков на самом деле сделан нейросетью, и отклонили его.
На «подозрительном» снимке запечатлён молодой человек, позирующий в сиднейском Powerhouse Museum с двумя манекенами. Выставка была посвящена реквизиту из рекламных кампаний модного дома Gucci. Австралийка Сьюзи Догерти заметила, что кардиган её 18-летнего сына Каспара отлично вписывается в окружающую обстановку, и попросила его сняться для приболевшей бабушки — поклонницы Gucci.
Снимок на айфон получился таким красочным, что женщина решила отправить его на местный фотоконкурс Charing Cross. О том, что снимок дисквалифицировали, она узнала из «Инстаграма»*. Догерти восприняла подозрения судей как комплимент её снимку и лишь посмеялась: «Я даже не знаю, как сделать фотографии с помощью искусственного интеллекта».
Один из членов жюри конкурса Иэн Андерсон рассказал, что проверил метаданные изображения, но они не помогли понять, сделано оно человеком или нейросетью.
«Когда появилось это изображение, нам всем оно понравилось, а потом я сказал: „Погодите-ка, оно немного похоже на искусственный интеллект“, и мы все начали это обсуждать и сошлись на том, что не можем знать наверняка, так это или нет, но, поскольку у нас есть подозрения, мы не можем допустить этот снимок», — приводит его слова The Guardian.
Андерсон отметил: возможно, когда-нибудь на конкурсе придётся ввести отдельную категорию для ИИ-изображений.
Розовый фламинго
Фотограф победил на конкурсе искусственных изображений с реальным снимком
Категории и даже отдельные конкурсы для ИИ-изображений уже не редкость. И на них тоже случаются курьёзы.
Летом 2024 года фотограф Майлз Астрей занял третье место на 1839 Color Photography Awards в категории изображений, созданных искусственным интеллектом. Судьи не смогли понять, что фото Астрея — настоящее.
Отправить настоящий снимок розового фламинго, положившего голову под крыло, на конкурс ИИ-изображений фотографа побудили предшествующие фотоскандалы. К 2024 году многие конкурсы уже прямо прописали в своих правилах запрет на использование нейросетей, а судьи стали бдительнее. Что будет, если сделать наоборот? Ввести в заблуждение тех, кто думает, что перед ним искусственное фото?
Задуманный трюк удался. Фото с фламинго получило третье место от профессионального жюри — а в него вошли представители The New York Times, Getty Images, Christie’s и другие авторитетные специалисты — и приз зрительских симпатий.
Астрей говорит, что хотел доказать, что природа всё ещё может победить машину, а нейросети не способны заменить настоящих художников.
«Идёт важная общественная дискуссия о преимуществах и недостатках этой революционной технологии, и я хотел бы внести в неё свой вклад. Я рад видеть, что эксперимент подтвердил мою гипотезу: нет ничего более фантастического и творческого, чем Мать-природа», — объяснил Астрей в комментарии для сайта PetaPixel.
Как и Бендиксен и Эльдагсен, Астрей разоблачил сам себя. После признания его дисквалифицировали, а работу удалили с сайта конкурса. Организаторы отметили, что ценят «мощный месседж» фотографа, но поступить иначе было бы неуважительно к другим участникам категории.
Midjourney на сельскохозяйственной ярмарке в Колорадо
Как предприниматель спровоцировал скандал в художественной среде
Если трое из предыдущих героев намеренно хотели спровоцировать общественную дискуссию вокруг нейросетей в искусстве, то участник этой истории ни о чём подобном не думал. Но сделал в итоге именно это.
Вернёмся в 2022 год. Руководитель компании по производству настольных игр Джейсон Аллен занимает первое место в категории «Цифровое искусство / цифровая обработка фотографии» на арт-конкурсе при сельскохозяйственной ярмарке в штате Колорадо. Казалось бы, что могло пойти не так?
Свою работу «Космический оперный театр» автор подписал честно: «Джейсон Аллен с помощью Midjourney». А пожилые судьи в жюри конкурса просто не были в курсе, что Midjourney — это нейросеть, а не фоторедактор типа Photoshop. Допустимые способы создания цифрового арта правилами конкурса не оговаривались, а Аллен хотел показать, что арты можно делать и с помощью нейросетей.
Когда о его победе стало известно, в соцсетях поднялся скандал. Пользователи обвиняли Аллена в том, что он приблизил смерть творческих профессий. Ажиотаж вокруг события вылился в дискуссии в серьёзной прессе об этике и будущем искусства.
Сам Аллен не согласился с обвинениями в том, что не он — автор работы и объяснил, что провёл за компьютером несколько недель, добиваясь от нейросети нужного результата и обрабатывая изображение.
«Что, если посмотреть на это с другой стороны: что, если художник поставил себя в дико сложные условия, чтобы создать своё произведение? Например, он рисовал, повиснув вверх ногами, пока его пороли. Должна ли его работа оцениваться иначе, чем работы, созданные „нормально“? Я знаю, что из этого всего в итоге выйдет: для таких вещей просто создадут категорию „Искусство, созданное с помощью ИИ“», — сказал Аллен.
И оказался прав.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».