Проектная фотография
#статьи

Как хранить фотографии

Рассказываем, как обращаться с разными видами отпечатков, чтобы ваш домашний архив остался с вами надолго.

Фото: Tetiana Tychynska / Shutterstock

К сожалению, фотография недолговечна — если это не информация в облачном хранилище. У многих из нас дома есть архивы с «физическими» снимками. Чтобы их не разрушило время, стоит подумать о безопасном хранении.

Из чего сделана фотография

Немного теории, чтобы понимать, почему в хранении фотоматериалов всё устроено так, а не иначе.

Большинство фотографических отпечатков состоят из трёх слоёв. Это:

  • основа;
  • изображение;
  • связующее вещество.

Основа привычной нам фотокарточки — бумага. Но ещё это может быть стекло, металл, пластик — то, на чём напечатано изображение.

Изображение, а точнее формирующее и удерживающее изображение вещество, — это то, из чего «сделана» картинка, которую мы видим. В современной фотографии это соединения серебра.

Между основой и изображением есть прозрачный связующий слой: альбумин, желатин или коллодий.

Где хранить фотоархив

Мы расскажем, в каких условиях рекомендуют хранить фотографии музейные специалисты. Конечно, дома создать идеальную среду для отпечатков не всегда возможно, но сделать её приемлемой и не так сложно.

Влажность

Главный враг отпечатков — высокая влажность. Она провоцирует рост плесени, а ещё при повышенной влажности остатки закрепляющих солей на снимке могут превратиться в химические соединения, разрушающие изображение. Рекомендуемая влажность помещения, где вы собираетесь хранить фотографии, — не выше 50%. Поэтому держать снимки на чердаках и в подвалах — плохая идея. Ещё стоит следить за тем, чтобы коробки с архивными материалами не прилегали к внешним стенам зданий: на них иногда образуется конденсат.

Очень сухой воздух тоже может стать проблемой. Дело в том, что основа фотографии и слой с изображением могут начать усыхать неравномерно. Это сделает их очень хрупкими и подверженными механическим повреждениям.

Фото: Uwe Krejci / Getty Images

Но самый страшный случай — это колебания влажности. Специалисты настаивают на том, чтобы в течение дня влажность в помещении, где хранятся фотодокументы, не менялась больше чем на 2–3%.

Дома за колебаниями влажности, пожалуй, не уследить. Но если влажность постоянно высокая, рекомендуется установить осушитель воздуха. Это уже заметно снизит риск порчи изображений.

Температура

Тепло ускоряет разрушение снимков и способствует размножению микроорганизмов. Оптимальная температура для помещения с фотографиями — не больше 20 градусов. По государственному стандарту для музейных хранилищ это 17–19 °С. Такие условия подойдут для большинства фотографий. А вот негативы на плёнках специалисты рекомендуют хранить при более низкой температуре — 10–12 °С.

Музейные работники используют для контроля температуры и влажности в хранилищах термогигрометры. Название сложное, но этот прибор для бытовых нужд компактный, недорогой и доступен на любом маркетплейсе. Если хотите заморочиться, в свободной продаже есть и профессиональные измерители температуры и влажности. Специалисты используют, например, термогигрометр «Ива-6».

Проветриваемость

Хорошо, если в комнате не застаивается воздух. Это станет дополнительной защитой от размножения грибка и плесени. Идеальная картина — помещение с системой вентиляции, но дома достаточно, опять же, не помещать коробки с архивами в подвалы и другие подобные помещения.

Чистота

Гигиена тоже имеет значение, иногда большое. Если в помещении есть мусор, вскоре там появится и живность. Это крайне нежелательно: некоторые компоненты фотоснимков очень привлекательны для грызунов и насекомых.

Освещённость

Идеальная среда для отпечатков — темнота. Её обеспечивают в том числе с помощью упаковки для хранения, о чём мы поговорим ниже. Но всё же стоит помнить: если помещение очень светлое и к тому же влажное, есть риск, что снимки прилипнут к конвертам, в которых хранятся.

В чём хранить фотографии

На первый взгляд всё просто: фотографии по одной помещаются в конверты, а конверты — в картонные коробки. Но здесь много нюансов. Давайте разбираться.

Есть два вида упаковки для архивных документов: первичная и вторичная.

Первичная — всё, что прикасается к самим документам, в нашем случае фотографиям. Это конверты, фотоальбомы, подложки под снимки.

Фото: The George Eastman Museum

Вторичная — то, что в чём хранятся помещённые в первичную упаковку материалы. Обычно это картонные коробки, но ещё могут быть пластиковые контейнеры, футляры, папки.

Первичная упаковка

Первое и главное — она должна быть сделана из химически инертных материалов. Это означает, что материал упаковки неспособен вступать в химические реакции с эмульсией или другими компонентами снимков.

Для упаковочных материалов существует специальный тест на фотографическую активность — Photographic Activity Test, или РАТ-тест. Производитель помещает материал и фотографию в среду с высокой температурой и влажностью. Спустя время материал проверяют и выясняют, не изменился ли его химический состав. Проще говоря, не вступила ли потенциальная упаковка в реакцию с эмульсией на снимке. Если всё в порядке, материал считается пригодным для хранения фотографий. Это подтверждается сертификатом. При выпуске в продажу такую упаковку маркируют аббревиатурой РАТ.

Если никакой информации о РАТ-тесте нет, выбор материалов усложняется.

Бумага для хранения не должна быстро желтеть, становиться хрупкой и разлагаться. Все эти процессы происходят за счёт разрушения лигнина в бумаге. Лигнин — это, грубо говоря, затвердевшие смолы, которые растения выделяют в процессе роста. Именно из лигнина в основном состоит кора деревьев.

В древесной массе, которую используют для производства бумаги, содержатся целлюлоза и лигнин. От последнего производители стараются избавиться, но сделать это полностью сложно. Чем больше чистой целлюлозы в составе бумаги, тем она качественнее.

В силу своих особенностей молекулы лигнина быстро окисляются при контакте с кислородом. Бумага начинает желтеть, а затем разлагаться. Для длительного хранения фотографий такая ситуация нежелательна. Поэтому ищите бумагу с пометкой «100% очищенная целлюлоза».

Помимо того, что некачественная бумага не сохраняется долго, опасность для снимков представляет и само окисление бумаги. Кислая среда потенциально может навредить эмульсионному слою на фотографии.

Фото: The George Eastman Museum

Поэтому специалисты рекомендуют для хранения упаковку из бескислотной бумаги. Иногда её ещё называют архивной. Найти такую бумагу и упаковку из неё можно в магазинах с товарами для реставрации и консервации, в том числе в онлайне.

Как проверить кислотность бумаги

Люди с исследовательским инстинктом могут проверить кислотность бумаги и другой упаковки сами.

Для начала разберёмся, что это такое. Кислотность среды определяет водородный показатель, по-простому — pH (известный нам по рекламе уходовой косметики). Если значение pH меньше 7, среда кислая, больше — щелочная. 7 — нейтральная среда.

Для определения pH используют лакмусовую бумагу. Она стоит недорого и доступна для покупки. Загвоздка только в том, что индикаторные полоски надо погружать в жидкость. Поэтому кусочек бумаги или картона, которые вы хотите проверить, можно измельчить и поместить в воду — обязательно дистиллированную. Через некоторое время её можно проверять на pH тест-полоской. Если полоска покраснеет — среда кислая и упаковка не годится.

Не такой интересный, но более простой (и затратный) способ проверить бумагу или картон на кислотность — купить специальный карандаш. Здесь внимательно отнеситесь к инструкции — кислотная среда не обязательно будет обозначаться красным цветом. Американский Abbey pH Pen, например, сам по себе имеет красный цвет, а если провести им линию по кислотной бумаге, линия будет жёлтой.

Ну и конечно, существуют электронные pH-метры: бытовые и профессиональные. Во многих библиотеках, например, используют Skincheck, предназначенные для определения pH кожи и волос человека, — они не повреждают поверхность материала.

Что ещё надо учитывать

Самая популярная и понятная первичная упаковка для фотоснимков — конверты. Они могут быть бумажными или пластиковыми.

Бумага не должна быть шероховатой — она может повредить снимок.

Ещё один подводный камень: лучше, если на конверте не будет следов клея. Клей способен повредить эмульсионный слой отпечатка.

Конверты для хранения лучше выбирать без рисунков. Так они точно не окрасят ваши фотографии.

В быту фотографии нередко кладут в обычные почтовые конверты. Это лучше, чем ничего, но такая бумага быстро окисляется и не подходит для длительного хранения снимков. К тому же на этих конвертах обычно есть слой клея, а иногда и рисунок. Пигмент с него может окрасить снимок. Специалисты «Росфото» рекомендуют четырёхклапанные бесклеевые конверты.

Если выбираете пластик, ищите тот, что не покрыт никакими дополнительными химическими слоями. Если это не специализированная архивная упаковка, проверьте хотя бы на ощупь: пластик не должен быть липким. И так же, как и в случае с бумагой, опасайтесь пигментов. Специалисты используют конверты из полиэфирной плёнки, например Melinex.

Ещё для хранения может понадобиться микалентная бумага. Такую бумагу делают не из целлюлозы, а из хлопка. Она тонкая, но очень прочная. Её используют для упаковки экспонатов в музеях, и она доступна для покупки онлайн. Микалентной бумагой можно дополнительно проложить снимки, прежде чем поместить их в конверт.

Вторичная упаковка

Вторичная упаковка — это дополнительная защита снимков от пыли и света.

Такая упаковка тоже должна быть из бескислотных материалов, плотной и не цветной. Специализированная вторичная упаковка продаётся онлайн с пометками «бескислотная» или «архивная». Обычно это коробки из картона.

Как разместить снимки в архиве

Отпечатки и негативы в конвертах хранят в картонных коробках отдельно друг от друга. Дело в том, что некоторые плёночные негативы могут со временем начать выделять кислотные газы, опасные для других материалов.

Отпечатки в конвертах укладываются в коробки горизонтально. Желательно, чтобы снимки были одинакового размера.

Фото: Abby Murphy

Если ваши фотографии помещены в альбомы, то хорошей идеей может быть хранить их в таком виде. Только стоит убедиться, что альбом качественный — то есть прошедший РАТ-тест. Если это так, поместите в коробку для хранения весь альбом, не вынимая из него снимки.

Лучше не использовать альбомы с наклейками-уголками для снимков и на магнитах. Это может привести к повреждению изображений.

Альбомы со снимками тоже хранят горизонтально. Иначе страницы могут пойти волнами. Страницы альбома лучше проложить микалентной бумагой.

Фотографии в оригинальных кейсах не извлекают из них для хранения. Их кладут в картонную коробку — желательно точно подобрать её по размеру и проложить мягким мембранным материалом. Он отталкивает воду, но проницаем для воздуха и водных паров. Существуют специальные ткани для перевозки и хранения произведений искусства.

Как обращаться со снимками, чтобы не повредить их

Когда вы работаете с архивом:

  • наденьте белые хлопковые перчатки. Иначе на поверхности снимков останутся отпечатки пальцев.
  • аккуратно держите снимки двумя руками. Так ниже риск нанести фотодокументам вред.

Ну и не стоит есть и пить, пока наводите порядок в архиве. Одно неловкое движение — и отпечаток испорчен. Лучше вообще не заносить еду и напитки в помещение, где вы разбираете архивные материалы.

Следите и за тем, чтобы рядом не лежали шариковые ручки: чернила могут потечь и испортить фотографии.

Конверты, коробки и сами снимки рекомендуется подписывать мягким, не царапающим поверхность карандашом. Можно отметить каким-то знаком коробки с особо ценными снимками, чтобы спасать их в первую очередь, если с помещением что-то случится.

Что делать, если снимки уже повреждены


Пыль и грязь

Самая частая и безобидная проблема — пыль на поверхности снимков. Перед тем как положить такие фотографии в конверты, аккуратно пройдитесь по ним мягкой кисточкой, двигаясь от центра отпечатка к краям.

На отпечатке могут иметься и более существенные загрязнения. Не пытайтесь смыть их никакими химическими веществами (моющим средством, растворителем и всем в таком роде). Лучше обратиться к специалисту-реставратору, иначе можно получить пятна на изображении.

Видимые повреждения

Если повреждена основа фотографии, то в качестве подложки для неё стоит использовать картон. Отпечаток на картоне помещается в пластиковую оболочку.

Если отслаивается связующий слой или поверхность снимка трескается, изображение лучше поместить не в конверт, а в небольшую отдельную коробку.

Фото: The George Eastman Museum

Порванные фотографии не стоит склеивать самостоятельно. Лучше обратиться к специалистам по реставрации. Обычный клей для реставрации не подходит, и, если были самостоятельные попытки склеить снимок, специалисту потом будет трудно исправить ситуацию.

Если снимки или негативы слиплись, тоже несите их профессионалу.

Среди плёнок могут оказаться негативы с пузырьками на поверхности, липкие, рыхлые, потерявшие цвет. Не храните их вместе с другими плёнками. А лучше всего отнесите специалисту — возможно, у него получится их спасти.

Разбитые стеклянные негативы

Если разбился стеклянный негатив, его фрагменты надо поместить в разные бумажные конверты. Так осколки не поцарапают друг друга. Не забудьте подписать конверты с фрагментами. В таком виде можно везти осколки к специалисту.

Если такой возможности нет, лучше хранить их вместе. Соберите изображение из фрагментов и поместите его на картонную подложку с бортиками. Такую можно сделать самим по размеру изображения. Бортики будут удерживать фрагменты вместе. Поместите всю конструкцию в конверт, предварительно переложив тонким картоном.

Особенности хранения отдельных видов фотографий


Цианотипия

Этот вид печати с использованием солей железа был распространён с середины XIX века до 1920-х годов. Узнать цианотипный снимок этих лет можно по характерному голубому тону. Современная цианотипия позволяет получать самые разные оттенки.

Цианотипия. Групповой портрет, 1900-е
Фото: неизвестный автор / коллекция реставрационной лаборатории «Росфото»

Цианотипные отпечатки могут терять цвет и плотность тона, если долго находятся на свету. Если поместить отпечаток в тёмное место, он может частично восстановиться, но всё же при хранении особое внимание надо уделять отсутствию света.

Цианотипные изображения стоит дополнительно проложить микалентной бумагой.

Альбуминовая печать

Это двухслойные снимки, в эмульсии которых содержится альбумин — вещество, выделяемое из яичного белка. Такие фотографии встречаются с середины XIX века по начало XX-го. Их можно попробовать узнать по тёплому охристому тону и полуматовой поверхности. Но иногда их раскрашивали красками или добавляли пигмент при печати — чаще всего розовый.

Альбуминовый отпечаток формата cabinet portrait. Ручное раскрашивание, вирирование золотом. Парный портрет, 1860–1880-е
Фото: неизвестный автор / коллекция реставрационной лаборатории «Росфото»

Альбуминовые отпечатки очень быстро выцветают под воздействием света. Поэтому хранить их надо в полной темноте. И особенное внимание уделить внешней среде. Она должна быть стабильной, иначе поверхность снимков может начать трескаться.

Такие снимки часто оформляли в фотоателье в картонные паспарту. В таком случае, не вынимая из паспарту, их надо упаковать в микалентную бумагу, затем положить в бескислотный конверт, а конверт — в коробку по размеру.

Коллодионовая печать

Такая печать появилась в 1885 году и использовалась до 1930-х. Оттенки изображения могут быть очень разными, но везде будут довольно чёткие детали.

Эти снимки требуют бережного хранения, так как слой с изображением очень тонкий. Здесь тоже пригодится микалентная бумага. Если фотографии хранятся в альбоме, они не должны соприкасаться друг с другом, иначе на поверхности одного снимка может остаться отпечаток другого.

Глянцевый коллодионный отпечаток на паспарту. Бурлак, 1900-е
Фото: Максим Дмитриев / коллекция реставрационной лаборатории «Росфото»

Чтобы сохранить отпечатки от механических повреждений, можно поместить их в раму и под стекло. Важно: стекло не должно соприкасаться с лицевой стороной фотографии.

Аристотипные отпечатки

Этот тип печати был распространён в период с 1885 по 1940-е годы. Аристотипная бумага — это бумага, покрытая хлорсеребряной желатиновой эмульсией.

Обычно это снимки в коричневой гамме, глянцевые или полуглянцевые.

Хлорсеребряный желатиновой отпечаток. Групповой портрет, 1900-е
Фото: неизвестный автор / коллекция реставрационной лаборатории «Росфото»

Такие отпечатки часто скручиваются в сторону изображения, отмечают специалисты «Росфото». Их надо хранить в конвертах из архивной плёнки или бескислотной бумаги. Важна стабильность окружающей среды: при перепадах влажности и температуры эмульсия отслаивается от бумаги.

Серебряно-желатиновая печать

Основной фотопроцесс XX века. Появился в 1885 году и распространён по сегодняшний день. При такой печати используют соли серебра. Изображение становится видимым после проявления, то есть химической обработки.

Тон старых снимков обычно от серого до почти чёрного.

Бромсеребряный желатиновый отпечаток формата cabinet portrait. Групповой портрет, 1900-е
Фото: неизвестный автор / коллекция реставрационной лаборатории «Росфото»

Эти фотографии хорошо хранятся, но, если влажность воздуха резко вырастет, желатин может набухнуть и эмульсия прилипнет к упаковочному материалу. К тому же в условиях высокой температуры и влажности желатин становится хорошей средой для плесени. Поэтому при хранении важно обеспечить стабильность среды.

Негативы на стекле

Были распространены с середины XIX века по 1930-е годы.

Портрет Алексея Фёдорова-Давыдова, 1920–1930-е годы. Негатив, стекло
Фото: Моисей Наппельбаум / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

У таких негативов есть особенность хранения. Небольшие пластины в бескислотных конвертах размещают вертикально. Для этого существуют специальные коробки, напоминающие ящики для библиотечных карточек, но с крышкой.

Большие и разбитые стеклянные негативы хранят горизонтально.

Полароид

Особенность снимков в том, что изображение на них проявляется очень быстро, но это не значит, что работа «химии» на поверхности фотографии завершена. Изображение становится устойчивым примерно через месяц с того момента, как сделан снимок. Если хотите поместить свежий снимок в архив, выждите это время.

Фото: Athena Sandrini / Pexels

Чековые термоленты

Иногда для моментальной фотографии используют чековую бумагу. На свету она быстро выцветает, а если нагреется, химическая реакция на ней может начаться повторно и снимок испортится. Поэтому особенно важно беречь её от солнца и не пренебрегать теми же правилами хранения, что и для других снимков.

Фото: Sam Zeloof / Carnegie Mellon University
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована