Музыка
#статьи

Почему Второй концерт Рахманинова называют мелодией русской души

И по каким причинам этого произведения могло и не быть.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Pngtree / Colowgee для Skillbox Media

Мир стоял на пороге XX века. В это время великий русский композитор Сергей Рахманинов боролся с творческим кризисом. Никто из его друзей и близких не мог предположить, что вскоре он создаст свой шедевр — Второй концерт для фортепиано с оркестром.

В статье мы расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как создавался концерт и кому он посвящён

Когда первое исполнение симфонии №1 провалилось на публике, Рахманинову было всего 23 года. Композитор возлагал на сочинение большие надежды, вложил в него душу, но дирижёру Александру Глазунову симфония не понравилась: играл он без вдохновения.

В прессе посыпались негативные отзывы. Эту неудачу Рахманинов переживал очень глубоко: уничтожил автограф симфонии, не мог ничего сочинять в течение трёх лет. В письме к Борису Асафьеву он так описал своё состояние:

«[Я] был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…»

Сергей Рахманинов
13 (26) апреля 1917 года

Рахманинов думал, что его карьера композитора на этом окончена. Но судьба распорядилась иначе. Его окружали творческие и отзывчивые люди, которые помогли преодолеть душевные сомнения. Сёстры Скалон, родственницы семьи Рахманиновых, отвезли его в своё имение Игнатово, где помогли поправить здоровье.

Знаменитый меценат Савва Мамонтов пригласил Рахманинова попробовать себя в качестве дирижёра. В тот же период Рахманинов познакомился и начал дружить с одним из самых ярких певцов того времени — Фёдором Шаляпиным. Они вместе гастролировали в России и за границей, разучивали новые сочинения, в частности романсы Рахманинова. Поддержка помогла композитору преодолеть кризис.

Другой замечательный музыкант — Александр Зилоти — постоянно продвигал произведения Рахманинова за рубежом. Благодаря его сподвижничеству прелюдия до-диез минор стала в Европе того времени настоящим шлягером.

В те трудные года состоялось ещё одно важное знакомство — с русским психотерапевтом, гипнотизёром Николаем Далем. Он помог Рахманинову окончательно прийти в себя. Даль встречался с композитором каждый день и с помощью гипноза настойчиво внушал ему мысль, что творческий кризис позади и самое время вернуться к созданию музыки.

Терапия дала плоды. Композитор оправился от провала симфонии, вновь начал сочинять и создал неповторимый шедевр — Второй концерт. Новое произведение он посвятил своему врачу.

Перерыв в творчестве помог накопить силы и сформировать собственный композиторский стиль. Второй концерт — произведение зрелого Рахманинова. В нём проявились богатый мелодизм, владение симфонической формой и красками оркестра и, конечно, мастерство виртуозного пианиста.

Почему Рахманинова считают гением пианизма

Природа одарила композитора замечательными руками: сильными, с большой растяжкой. Он мог одной рукой охватить расстояние в 12 белых клавиш. Для сравнения: обычно размах музыкантов составляет 9–10 белых клавиш. Современники рассказывают, что Рахманинов мог сыграть левой рукой такой аккорд: до — ми-бемоль — соль — до — соль. Это было просто феноменально.

Постановка пальцев на аккорде до — ми-бемоль — соль — до — соль. От крайней левой до крайней правой клавиши — 28 сантиметров

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Рахманинов превосходно владел фортепианной техникой, но не только в этом крылось его мастерство. Он был гениальным музыкантом, который своей игрой потрясал души слушателей. В этом ему не было равных. Каждое его исполнение — это акт вдохновения и творчества, это открытие, это вершина пианизма. Всё это мы можем услышать во Втором концерте.

Из каких частей состоит Концерт №2 до минор

Премьера концерта состоялась 27 октября 1901 года. За роялем сидел Сергей Рахманинов, дирижировал оркестром Александр Зилоти. Концерт сразу полюбился публике: он был насыщен драматизмом, лирикой и словно отражал сам русский дух. При втором исполнении музыканты решили поменяться местами. Теперь Зилоти сел за рояль, а Рахманинов встал за дирижёрский пульт.

Последовала череда выступлений: произведение звучало на родине и за рубежом. Концерт №2 стал одним из самых известных произведений своего времени. Да и сейчас он не утратил популярности, его любят многие ценители музыки в России и в мире.

Концерт №2 состоит из трёх частей, при этом вторая и третья части исполняются без перерыва

Первая часть

Первая часть написана в темпе moderato — умеренно. Она начинается с аккордовой темы, которая стала визитной карточкой Рахманинова. Вступление напоминает удары колоколов: в нём чередуются аккорд и очень низкий звук в басу, потом снова аккорд и снова басовый звук. Будто язык колокола раскачивается туда-сюда, концентрируя на себе внимание слушателей.

После аккордовой вступительной темы инициатива переходит к оркестру. Он исполняет распевную и одновременно драматичную тему, которая сопровождается пассажами пианиста. Исследователи музыки находят в ней черты исконно русской мелодики, а слушатели восхищаются её красотой, представляют бескрайние просторы родины и её удивительные пейзажи.

Развитие темы постепенно повышает градус накала. В грандиозном завершении первой части — вся мощь пианизма Рахманинова. В ней ощущается железный ритм, который символизирует стержень новообретённой уверенности в себе. Именно её композитору помог вернуть врач-гипнотизёр Даль.

Вторая часть

Вторая часть концерта — искренняя и светлая лирика в тональности ми-мажор. Её играют в темпе adagio sostenuto — медленно и сдержанно. Это поэтичнейшее мелодическое творение Рахманинова.

Биографы рассказывают, что он был очень влюбчивым человеком. Его отзывчивая и чуткая душа умела воспринимать тончайшие нюансы настроений и чувств, отражать их в музыке. Существует легенда о том, что во время сочинения Второго концерта Рахманинов оказался в центре любовного треугольника. Рахманинов обещал жениться на дочери генерала Сатина — Наталье Александровне Сатиной, но неожиданно для себя влюбился в дочь Даля Лану.

Слушая вторую часть концерта, мы можем проникнуться переживаниями композитора: она похожа на нежное признание в любви. Впрочем, если любовный треугольник действительно был, разрешился он не в пользу Ланы. Рахманинов остался верен долгу и в 1902 году женился на Наталье Сатиной.

Третья часть

Сразу же после второй части начинает звучать третья в темпе allegro scherzando — быстро и шутливо. Рахманинов начал создавать свой шедевр именно с финала. Третья часть написана в тональности до минор. Она виртуозна и энергична, проникнута силой и целеустремлённостью, и в ней также ощущается «колокольность» — яркая, праздничная.

В старину колокола на Руси могли звучать по-разному. Например, на большие праздники церковь собирала прихожан перезвоном — так называли звук россыпи маленьких колоколов. А если пришла беда, начинали звонить в набат — тогда медленно и тревожно раскачивались большие, низкие колокола.

В музыке Рахманинова есть разная колокольность. В третьей части концерта №2 мы можем услышать перезвоны: быстро чередуются звуки и аккорды в высоком регистре — это создаёт ощущение, будто звенят маленькие колокола. Третья часть — это гимн, ликование, упоение красотой природы и праздником жизни.

Музыковед Арановский предложил концепцию симфонического цикла, где разные части выступают отдельными гранями человеческой личности. Эта концепция объясняет, почему части Второго концерта Рахманинова так различаются по настроению.

  • В первой части показан человек действующий, активный, переживающий разные драмы в своей судьбе.
  • Во второй части — человек влюблённый, лиричный и трепетный.
  • В третьей части — человек, который нашёл своё место под солнцем.

В каких фильмах звучит Второй концерт Рахманинова

О популярности Второго концерта можно судить по тому, как активно его использовали в саундтреках отечественных и зарубежных кинолент.

Сергей Рахманинов во время концерта
Фото: Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина

«Короткая встреча»

Жанр: драма, мелодрама

Рейтинг IMDb: 8,0

Дата выхода: 13 ноября 1945 года

Продолжительность: 1 час 27 минут

Страна: Великобритания

Режиссёр: Дэвид Лин

В ролях: Селия Джонсон, Тревор Ховард, Стэнли Холлоуэй, Джойс Кэри, Сирил Рэймонд, Эверли Грегг, Марджори Марс, Маргарет Бартон, Уилфред Бэббэдж, Элфи Бэсс

Рахманинов умер в 1943 году. Вскоре после его смерти вышел английский фильм «Короткая встреча» Дэвида Лина. Мелодрама рассказывает о запретной любви Лоры Джессон, замужней женщины с двумя детьми, и доктора Алека Харви. Однако они понимают: их страстные встречи не могут долго продолжаться. Фильм начинается с «колокольной» темы Рахманинова — словно с первых кадров готовит зрителя к драматичной и красивой истории любви.

«Рапсодия»

Жанр: драма, мелодрама

Рейтинг IMDb: 6,2

Дата выхода: 11 марта 1954 года

Продолжительность: 1 час 55 минут

Страны: США

Режиссёр: Чарльз Видор

В ролях: Элизабет Тейлор, Витторио Гассман, Джон Эриксон, Луи Кэлхерн, Михаил Чехов, Барбара Бейтс, Ричард Хейгмен, Ричард Лупино, Селия Ловски, Стюарт Уитман

Музыка Рахманинова звучит в фильме «Рапсодия» с неподражаемой Элизабет Тейлор. Актриса играет героиню по имени Луиза — девушка сбегает из богатой семьи вместе с простым скрипачом. Они пытаются построить карьеру в музыке, однако у Луизы ничего не выходит — а вот к её любимому приходит успех. Из-за этого в отношениях намечается разлад.

«Рапсодия» начинается с побочной партии первой части концерта. Под эту музыку мы знакомимся с семьёй Луизы: видим убранство богатого дома, наблюдаем за бессердечным отцом. Грандиозная музыка Рахманинова словно подчёркивает: на фоне помпезной семьи Луиза чувствует себя незначительной и лишней.

«Рай»

Жанры: военный фильм, драма

Рейтинг IMDb: 7,0

Дата выхода: 18 сентября 2016 года

Продолжительность: 2 часа 11 минут

Страны: Россия, Германия

Режиссёр: Андрей Кончаловский

В ролях: Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус, Филипп Дюкен, Виктор Сухоруков, Петер Курт, Якоб Диль, Вера Воронкова, Пётр Михалков, Жан Денис Рёмер, Георг Ленц

Психологически сложный фильм «Рай» посвящён судьбе русской эмигрантки Ольги во время Второй мировой. Её арестовывают за спасение еврейских детей. В концлагере Ольга встречает высокопоставленного офицера СС Хельмута. Когда нацисты становятся близки к поражению, Хельмут забирает Ольгу из концлагеря и бежит с ней в Южную Америку.

Концерт Рахманинова звучит во второй половине фильма: оставшись дома одна, Ольга слушает его по радио. Мелодия помогает ей хоть ненадолго прикоснуться к родине, по которой она тоскует. Но вернувшийся Хельмут распахивает входную дверь, и Ольга тут же выключает музыку: минутка отдыха позади — время вернуться в эту странную новую жизнь.

«Вдвоём на льдине»

Жанр: мелодрама

Рейтинг IMDb: 6,2

Дата выхода: 27 июня 2016 года

Продолжительность: 1 час 28 минут

Страна: Россия

Режиссёр: Валерий Игнатьев

В ролях: Владимир Дыховичный, Елизавета Саксина, Валерий Баринов, Марианна Шульц, Евгений Редько, Александр Бобров, Полина Козловская, Евгения Каверау, Иван Шмаков, Диана Енакаева

Фильм рассказывает историю любви тяжело больной пары: в больнице пианист Роман встречает Юлю, и между ними вспыхивают чувства. Влюблённость помогает им забыть о диагнозах и наслаждаться моментом. Но вскоре здоровье Юли ухудшается. Врачи разводят руками.

Чтобы спасти любимую, Роман исполняет Второй концерт Рахманинова прямо в клинике. Его надежда наделяет музыку чудотворной силой.

«Весна на Заречной улице»

Жанр: мелодрама

Рейтинг IMDb: 7,4

Дата выхода: 26 ноября 1956 года

Продолжительность: 1 час 36 минут

Страна: СССР

Режиссёры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер

В ролях: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Валентина Пугачёва, Геннадий Юхтин, Римма Шорохова, Николай Ключнев, Марина Гаврилко, Юрий Белов, Валентин Брылеев

Молодая учительница Татьяна Левченко по распределению попала в посёлок, где начала преподавать в вечерней школе для рабочих. Там она встретила сталевара Александра Савченко. Влюбившись, он пытается грубо и прямолинейно добиться ответных чувств.

Второй концерт Рахманинова звучит по радио: Татьяна включает его, чтобы показать Александру. Но Александр чувствует себя не в своей тарелке: словно подтвердились его опасения, что они люди из разных миров и не могут быть парой. Пользуясь тем, что Татьяна слишком погружена в музыку, Александр незаметно уходит. Драматизм мелодии отражает его душевные метания.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована