Музыка
#новости

Главные альбомы мая: Дуа Липа, Билли Айлиш, Childish Gambino и Twenty One Pilots

А также постпанк из Бишкека и прощальный привет от Cream Soda.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

В новой подборке главных релизов месяца от Skillbox много звёзд, но и помимо них есть интересности: молодые звёзды TikTok и возвращение легендарных ветеранов. Вспоминаем, каким музыкальным был май.

В новом дайджесте разбираем альбомы в жанрах:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Поп


Dua Lipa — Radical Optimism

После трёх синглов Дуа Липа выпустила новый, сдержанный альбом — он длится всего 36 минут и вмещает 11 треков. Для сравнения: весенние релизы Бейонсе и Тейлор Свифт длятся 80 и 120 минут соответственно.

Для Radical Optimism Дуа Липа собрала большую команду продюсеров: психоделический рокер Кевин Паркер, электронщик-экспериментатор Дэнни Л Харл, бывший инди-рокер Тобиас Джессо — младший, писавший хиты для половины поп-сцены от Адель до Гарри Стайлса. Из проверенных коллег есть Кэролайн Эйлин — норвежская певица, которая помогла написать New Rules, Don’t Start Now и некоторые другие хиты.

Усилиями такой необычной компании альбом получился разнообразным. Синглы Houdini, Training Season и Illusion были танцевальными: первые два ушли в диско, третий — во френч-хаус. И хотя весь Radical Optimism пронизан стильным фанк-басом, примерно половина альбома совсем не дискотечная: это спокойные ненапряжные поп-песни. Из-за этого даже в серьёзные моменты альбом не теряет атмосферу вечеринки у бассейна.

Sia — Reasonable Woman

Последние восемь лет Сия выпускала альбомы разного толка: то рождественский спешел, то коллаборацию с Diplo и Labrinth, то саундтрек к собственному фильму «Музыка» про торговку наркотиками, воспитывающую сестру с расстройством аутистического спектра. И вот теперь просто альбом.

Правда, от «Музыки» по стилю он почти не отличается, как и от тех песен, которые сделали Сию звездой в середине 2010-х. Певица продолжает использовать то же звучание, которое позволило ей органично запрыгнуть в поп-музыку: высокие тона, сильные ударные и надрывные мелодии. Из нового в альбоме есть немного диско в песне с Кайли Миноуг и хип-хопа в треке Champion, где Сия лишь поёт куплет, а три приглашённых рэпера зачитывают.

Монеточка* — Молитвы. Анекдоты. Тосты

* Объявлена в России иностранным агентом.

Первый эмиграционный альбом Монеточки пронизан её новой реальностью куда меньше, чем мог бы. Хотя начинается всё характерно: с очень красивого и грустного синти-попа. Трек «Это было в России» — про Родину, которая потеряна из-за вынужденной эмиграции, но продолжает жить в воспоминаниях. Затем всё меняется, и Монеточка возвращается в привычное русло: поёт об отношениях и примеряет на себя разные социальные типажи, от лица которых пишет песни.

Этим приёмом её, видимо, заразил Noize MC (объявлен в России иностранным агентом), который пользуется им всю карьеру. Вслед за ним Монеточка не только стилизует текст под чужую лексику и мировоззрение, но и музыку меняет: «Монополия» про гламурную соблазнительницу — это неожиданное диско, «Кис Кис Кис» с пацанско-подъездным настроем — хип-хоп.

Альбом разнообразный в плане жанров: то рэп-рок появится, то реггетон. Для сравнения: предыдущий альбом Монеточки «Декоративно-прикладное искусство» был винтажным, с влиянием романсов и джаза. Похоже, что исполнительница всё ещё ищет себя, хотя звучание и тема песни «Это было в России» как будто подходят ей больше других.

Billie Eilish — Hit Me Hard and Soft

Название нового альбома Билли Айлиш оказалось в каком-то смысле говорящим. Слово hard отсылает к её первому альбому «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?», а soft — ко второму, Happier Than Ever. Новый релиз Hit Me Hard and Soft продолжает оба предыдущих релиза Билли, с большим упором на Happier Than Ever с его винтажным драматичным стилем и классическими аранжировками.

Чего нет в новом альбоме, так это хулиганского настроя тинейджера. Но дух первой пластинки всё равно есть: в вокале больше шёпота, чем надрыва, а ещё глубокий бас в духе Bad Guy нагнетает напряжение и разгоняет медленные мелодии до танцевальных.

Есть в новом альбоме и то, чего раньше не было, — Билли и её брат Финнеас, который вновь спродюсировал весь альбом, вышли на новый уровень в плане работы с инструментами. Песни часто разделены на несколько частей и имеют отличающееся звучание, а гитары то сочетаются с синтезаторами, то сменяют друг друга, мажорный поп переходит в футуристичную электронику, минималистичный синти-поп обогащается регги-ритмом.

Beth Gibbons — Lives Outgrown

Вокалистка легендарного трип-хопа-трио Portishead так редко выходит из сумрака, что за 30 лет выпустила лишь шесть альбомов. Три из них она сделала с Portishead, ещё было два совместных, и вот, наконец, первый сольный.

Lives Outgrown можно сравнить с Out of Season — пластинкой 2002 года, записанной вместе с басистом Talk Talk Полом Уэббом. Там Бет Гиббонс отошла от семплов и битов к фолку и джазу. Однако тогда пение Бет сопровождало множество живых инструментов, а сейчас она обошлась меньшим количеством средств — в большинстве песен, близких жанру чембер-поп, основу составляют акустическая гитара и ударные. Оркестровые струнные, бас-кларнет, блокфлейта или смычковая пила иногда сопровождают их — но никогда не выходят на первый план.

Lives Outgrown получился самым минималистичным, камерным, а ещё гипнотическим альбомом в карьере Бет Гиббонс. Прямая противоположность её предыдущего альбома, записанного вместе с симфоническим оркестром.

Хип-хоп


Metox — Полночь трудного дня

Хип-хоп в России не похож на себя 10-летней давности: тогда все новые лица были уникальными. Сейчас фрешмены делятся на две категории. Первые — подростки с крикливыми голосами, копирующие американские микротренды вроде детройт-рэпа и соревнующиеся в том, кто напишет более кринжовый панч. Вторые — серьёзные пацаны с района, не то чтобы гопники, но читают «за своих, за братву, за путь к успеху».

Обе группы объединяет поверхностное отношение к тексту, отсутствие сложного сторителлинга и необычных словесных конструкций. Поэтому Метокс среди таких рэперов выделяется сильнее, чем это было бы в 2017 году, когда на пике были Хаски и ЛСП.

А ещё Метокс не топит за пацанское единство. Формально исполнитель читает рэп с района, но на деле он про другое — про быт криминала, наркоманов и проституток. Эстетика треков Метокса не вдохновляет к социальным переменам или работе над собой — это грязь, при этом изящно описанная. В слоге рэпера — креативные обороты, интересные рифмы и необычный неймдропинг, и все они гармонично соседствуют с нарочито кринжовыми и потому смешными панчами. У слушателя может возникнуть диссонанс — как сочетаются умелый слог и сеттинг гниющего притона?

Ghostface Killah — Set the Tone (Guns & Roses)

После почти пятилетнего молчания Ghostface Killah выпустил двенадцатый сольный альбом. Из всех участников Wu-Tang Килла сделал, пожалуй, самую успешную сольную карьеру — критики тепло принимали его работы. Рэпер не боялся экспериментировать, придумал несколько альтер эго и писал от них концептуальные альбомы, например Twelve Reasons to Die — это история убитого и воскресшего гангстера Тони Старкса из 1960-х.

Но сейчас Килла решил не углубляться в выдуманные вселенные и просто выдать классический рэп. Он не гонится за модным звучанием и продолжает читать на винтажные семплы, причём в Set the Tone есть одни из самых яростных его битов за долгое время — как в песнях Kilo in the Safe и Champion Sound, например.

В этом альбоме Килла собрал впечатляющую компанию гостей. Если не считать четыре скита, на каждом из остальных пятнадцати треков есть приглашённые рэперы, иногда даже не один.

Компания разнообразная: давние друзья по Wu-Tang (Method Man, Raekwon), заслуженные ветераны (Busta Rhymes, Fat Joe, Remy Ma, Ja Rule) и множество рэперов средней известности, а также весьма неожиданный Канье Уэст — он не так часто сотрудничает с рэперами старой школы.

Отдельного упоминания заслуживает Nas — обладатель такого же, как и у Киллы, идеального флоу, — который, как и все из Wu-Tang, стал рэп-королём Нью-Йорка в девяностые. Хотя оба рэпера на сцене уже более 30 лет, это только третья их совместная песня, что делает её более ценной — особенно с учётом того, что она получилась одной из самых яростных и грувовых на альбоме.

Childish Gambino — Atavista

Летом Чайлдиш Гамбино выпустит новый альбом, но пока он решил закрыть гештальт, открытый с 2020 года. Тогда Дональд Гловер выпустил альбом «3.15.20». Сам он был им недоволен и говорил, что работал в спешке ковидного локдауна. В мае 2024-го Гамбино удалил «3.15.20» со стримингов и выпустил альбом Atavista — альтернативную версию «3.15.20». Там он дал песням уникальные названия вместо случайных чисел и свёл их по-другому, а также пригласил на фиты R&B-певицу Summer Walker и рэпера Young Nudy.

Надо сказать, что Atavista — это именно не переиздание, а доведение альбома до ума. Например, из «3.15.20» пропали три песни, включая сингл Feels Like Summer, зато появились две новые с названиями, которые Гловер изначально и задумал. Большая часть треков, которые в старой версии шли в конце, переместились в начало. Идейно звучание продолжило знаменитый сингл This Is America: коктейль из соула, современного R&B и хип-хопа, правда, именно хип-хопа в Atavista стало меньше. Сам Гамбино почти не читает, оставляя это приглашённым рэперам.

Chief Keef — Almighty So 2

В начале 2010-х Чиф Киф повлиял на современный рэп-мейнстрим в области трэпа и дрилла. Сейчас рэпер двинул обратно в прошлое: Almighty So 2 — это гипертрофированный трэп начала десятых и в стиле артистов вроде Waka Flocka Flame. Тогда ещё Migos, Future и другие не додумались до того, что верх стиля — это быть холодными и непроницаемыми, будто модели на подиуме. Нет, тогда нужно было звучать эпично! Потому появились все эти громогласные ударные, фанфары и брасс-секции, как на параде, кричащий флоу, чтобы сделать звучание как можно большим.

Чиф Киф доводит это всё едва ли не до абсурда, но поскольку сейчас такого звучания не встретить, то чем громче и эпичнее звучит Almighty So 2, тем слаще ностальгия от прослушивания. В Intro звучит O Fortuna композитора Карла Орфа, в Neph Nem Киф читает на оркестровый семпл из саундтрека Клинта Мэнселла к «Реквиему по мечте», в Runner и «1, 2, 3» добавляет работу с вокальными нарезками в стиле Канье, в Jesus трэп-ударным подпевает хор.

Рок


Kings of Leon — Can We Please Have Fun

У многих групп альтернативного и инди-рока, попавших в поп-чарты в конце нулевых и начале десятых, схожая судьба. Прославились чем-то уникальным, а потом не смогли удержаться среди разных Леди Гаг. Тогда исполнители делают звук проще, уходят в электронный поп-рок или стандартное инди вроде Foster the People. Многие вскоре прекращают карьеру, как певец Готье или группа «fun.», — после хит-синглов ни тот, ни другие не выпустили ни одного альбома.

Kings of Leon выглядят матёрыми на фоне быстро исчезнувших групп. У них, конечно, нет таких сумасшедших продаж, как в 2008 году, во времена песен Sex on Fire и Use Somebody. Но они состоялись как успешные и мейнстримные рокеры и даже периодически номинируются на Brit, MTV или «Грэмми».

Творчество Kings of Leon «усреднилось». Пропала уникальная стилистика южного рока, из-за чего новый альбом Can We Please Have Fun звучит как типичный современный инди-рок. Вокалист Калеб Фоллоуилл и вовсе поёт с меланхоличностью Дэймона Албарна в последних альбомах Blur. Однако иногда и он, и группа всё-таки просыпаются и показывают тот жаркий южный стиль, которого от них ждут фанаты.

Twenty One Pilots — Clancy

Отнести Twenty One Pilots в раздел с роком не очень верно — как и в любой другой. Американский дуэт не отступает от фирменного смешения рока, попа, хип-хопа и электроники, на этот раз деля песни по группам: в каких-то можно услышать бодрые панк-риффы или гитары в духе альтернативного рока, а где-то основу составляет бит живых ударных. Жанровые переходы неожиданные, но органичные — альбом получился целостным.

На Clancy дуэт заканчивает концептуальную историю, начавшуюся ещё с альбома Blurryface 2015 года. Краткий обзор, если вы об этом не слышали, а воспринимали «Пилотов» только как поп-группу: в городе Дема на континенте Тренч правит тиран Нико, он же Блёррифейс, вместе с группой мистических лидеров из девяти епископов, олицетворяющих различные страхи людей.

Ему противостоит Клэнси, альтер эго лидера «Пилотов» Тайлера Джозефа и участник бандитских группировок, живущих за пределами Демы. В Clancy Джозеф, также обретший мистические силы, проходит новые испытания и в конце лично встречается с Нико, чтобы навсегда освободить Тренч.

Второй Ка — Свиная попутка

Жанры в современной музыке — понятие условное. Это ярко иллюстрирует новый русский рок, зачастую сделанный музыкантами, пришедшими из других жанров и не растерявшими прежних привычек. Бишкекский дуэт Султана Ботобаева и Ильи Семёнова начинал с хип-хопа, причём оба участника сотрудничали с Замаем и Славой КПСС — Султан фитовал, а Илья свёл им альбом Antihypetrain на 101 трек. Сейчас Султан и Илья вместе делают постпанк и выпустили альбом «Свиная попутка», что можно расценить и как погоню за модой — в русскоязычной музыке этот жанр набирает популярность.

«Второй Ка» делают постпанк не так, как «настоящие» рокеры, — без депрессии, легко и иронично, ещё и с забавными текстами. При этом в лирике чувствуется опыт рэперов. Парни пишут не общими словами и абстрактными образами, как привычно для рокеров, а насыщают песни деталями из собственной жизни, местами из Бишкека, реальными событиями и сленгом, требующим перевода.

Shellac — To All Trains

7 мая из-за сердечного приступа не стало Стива Альбини — одного из легендарных продюсеров рока. Ему был 61 год. В конце восьмидесятых группы Альбини Shellac и Big Black повлияли на формирование современного нойз-рока и постхардкора, а уже в девяностые Стив продюсировал Nirvana, Pixies, PJ Harvey, Mogwai, Goodspeed You! Black Emperor, The Jesus Lizard, Slint, Low, The Breeders и многих других. От альтернативного рока до постхардкора, от слоукора до построка — Альбини изменил самые разные жанры.

To All Trains — последняя работа Стива. Что символично — она сделана с его родной группой. Тут Альбини играл на опыте и для себя: это каноничный дёрганый нойз-рок с гитарами, разрушающими целостность музыкальной ткани. Никаких сюрпризов, лишь хорошая возможность вспомнить, какой звук привёл в рок этот великий человек.

Электронная музыка


Various Artists — Рэйв Легенды

20 марта 2023 года — чёрная дата в истории российской электронной музыки. В этот день в Волге утонули несколько значимых музыкантов: Дмитрий Свиргунов (Dima Nova) из Cream Soda и Locked Club, его брат Роман (Golden8oi), Аристарх Ухтомский (Olddoji) из Any Act. Спустя год их память массивным сборником на 24 трека почтили друзья из лейбла «Ствол», созданного участниками Cream Soda.

Альбом собрал много ярких лиц независимой рейв-сцены, играющих хаус и техно. Помимо их треков здесь сольная песня Ильи Гадаева, второго участника Cream Soda; демозаписи Olddoji; треки, созданные вместе с Димой и Ромой; ремиксы на старые треки.

Особой болью для фанатов Cream Soda, конечно, отзовётся ремикс на трек Volga. Песня была одним из главных хитов группы до того, как к ним пришла всероссийская популярность, — сейчас её название напоминает о трагедии.

Ibibio Sound Machine — Pull the Rope

Ibiibo Sound Machine — группа аж из восьми британцев, но выделяет её в первую очередь Ино Уильямс. Вокалистка нигерийского происхождения вносит в европейскую танцевальщину другое ощущение музыки.

На Pull the Rope группа создала стильный саунд, в котором смешались механистичность хауса, ритмы диско, фанковые бас и духовые. Всё это типично, но с Ино Уильямс звучит уникально: её голос, расстановка акцентов, распевы и придыхания звучат по-нигерийски. Она отличается по подаче от большинства электронных певиц как на ровных битах, так и на более дёрганых, с синтезаторными акцентами или гулким басом.

Кассета — Воздух вода огонь

Снова все жанры перепутались, а в электронный раздел попал рэпер. Правда, в этом концепт Кассеты — да, он читает рэп, но электронная музыка в его треках на первом месте. Четыре года он не выпускал альбомы, но сейчас самое время.

Во-первых, его любимая музыка с британских рейвов девяностых в последние годы набрала силы и рвётся в поп и хип-хоп. Во-вторых, одной из главных песен 2023-го стала песня KINO электронного дуэта The Dawless, где появился Кассета.

KINO точно показывает подход Кассеты — там он даже толком не читал, а выступил скорее в роли MC на рейве: прокричал что-то вайбовое, чтобы раззадорить вечеринку.

В альбоме «Воздух вода огонь» он делает то же самое: текста немного, да и в нём нет большой смысловой нагрузки — частые повторы фраз и вечериночные лозунги. И нет, это не лень, просто так работали MC на рейвах: они подчёркивали музыку диджеев, а не забирали внимание на себя. Вот и тут на первое место выходят гэридж, брейкбит, драм-н-бейс, в общем, весь андерграунд девяностых с пробивными барабанами и низким басом. Есть в альбоме и место для прямого привета тем годам — в песне «Флейва» семплирован трек James Brown Is Dead, классика хардкор-техно начала девяностых.

Читайте также: 50 главных хитов 90-х:

Depeche Mode, Nirvana, Prodigy, Daft Punk, Шер, Майкл Джексон и другие

Machinedrum — 3FOR82

В начале 2010-х Трэвис Стюарт, он же Machinedrum, был одним из апостолов жанра футворк, о котором писали все музыкальные издания. В нём доминируют барабаны, которые сочетаются с мелкой нарезкой вокальных семплов, а также быстрыми и сбивчивыми битами на основе хип-хопа. Футворк уже давно вышел из моды, но Machinedrum не пропал с радаров и выпускает уже 11-й альбом. Трэвис ещё тогда был одним из самых разнообразных музыкантов жанра, а сейчас он просто переключился на другие стили. О футворке напоминает только выпавший из начала десятых трек BLESSD.

Начинает Machinedrum с тёплого хип-хопа с атмосферой соула, а потом переключается на трендовую электронику. H0N3Y — джангл с мелодичной гитарой, ILIKEU — меланхоличный фьюче-гэридж с ударным патерном в духе Burial и неожиданным для этого жанра рэп-куплетом, U_WANT и ZOOM — модный в 2024-м сахарный поп с драмнбейсовым битом, RISE — более дерзкий поп с драм-н-бейсом побрутальнее, где есть место низкому и режущему уши басу.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована