Музыка
#статьи

Наглость и тоска: чем удивил новый альбом London Grammar

Брейкбит-манифесты и инди-поп-диссы — на пластинке The Greatest Love.

Фото: an West / PA Images / Getty Images

Чем крута London Grammar

В 2013-м трио London Grammar сверкнуло дебютным альбомом If You Wait. Группа играла инди-поп, от которого с тех пор далеко не отступала. Вокалистка Ханна Рид чувственно и глубоко пела, пока на фоне струились тихая акустика и фортепиано.

Но это только одна часть спектра. На другой были искристые, даже танцевальные песни вроде первого большого хита группы Wasting My Young Years.

Сочетание элегантности и гитарного веселья — редкая черта для группы, сосредоточенной на интроспективном инди-попе. Из-за этого London Grammar всегда ощущалась как нечто большее, нежели просто «инди-поп-группа» или очередные подражатели The xx, хоть с ними трио и сравнивали журналисты.

В начале десятых в мейнстриме засветилось много необычных инди-групп, но кто-то из них распался (fun.), или потерял фирменный стиль (The Neighbourhood), или остался автором одного хита (Gotye). London Grammar до сих пор в строю и верна себе. Что ещё приятнее, она не звучит устало и не застряла в самоповторах.

Как London Grammar развивает фирменный стиль, не изменяя себе

Альбом The Greatest Love только на поверхности кажется таким же, как и предыдущие. Да, Ханна Рид поёт так, как и всегда. Даже в самых мрачных песнях, таких как Into Gold, Santa Fe или LA, повествующих о жизни после конца отношений, Ханна не ломает голос и не пытается выжать все слёзы мира из текстов про боль от поломанной любви. Её голос не кажется ледяным, но звучит отстранённо — певица трезво и достоинством смотрит на мрак в своей личной жизни.

Фото: S.Camelot / Flickr

Так же работает и музыка: холодная электроника (Into Gold) или плетущийся бит (Santa Fe). А новинка в музыке London Grammar — механистичные 808-е драм-машины (Ordinary Life и LA) — укрепляет эмоциональный контакт со слушателем. Вы будто в реальности обсуждаете с подругой ваши проблемы, а не терпите то, как вам во время телефонного разговора в ухо пытаются запихнуть все эмоции за раз. Никаких гипертрофированных чувств — всё прохладно и выдержанно, а потому и получается стильно.

Что же до танцевальной части спектра London Grammar, то она в The Greatest Love почти отсутствует: таких сладостных и задорных песен, как Big Picture, с необычным рисунком ударных и минималистичным гитарными переборами, тут уже не найти. Вместо них есть более грузные Kind of Man и Rescue, в которых Ханна Рид балансирует между печалью и грустью при помощи беспечных распевов «на-на-на-на», — ей бы фит с Пегги Гу!

Сложно выделить основное содержание The Greatest Love — альбом выглядит цельным, но при этом в каждой точке он немного разный. Так с музыкой: начинается всё с внезапного брейкбита в песне House, а затем альбом колеблется от чистой акустики к оркестру, от мягкой поступи к трэп-битам. Так и с текстами: мы уже упоминали песни разбитого сердца Ханны Рид, но кто мог ожидать их после первых пары песен? А там происходит совсем другое, о чём следует сказать отдельно.

Стартовая House — это феминистское заявление, плотно связанное с творческой судьбой Рид. Она неоднократно заявляла в интервью, что в музыкальной индустрии всегда была «единственной девушкой в комнате»: партнёры по группе — мужчины, продюсеры — мужчины, работники студии — мужчины. И никто, кроме Дота Мейджора и Дэна Ротмана, не воспринимал её всерьёз, не оценивал как творца, и даже в процессе записи её же песен Ханна чувствовала себя лишней в студии.

Такое обесценивание привело к тому, что перед записью третьего студийника Californian Soil, вышедшего в 2021 году, Ханна попросила партнёров по группе дать ей больше власти — ранние песни они писали втроём, и Ханна, по её же словам, боялась честно высказывать свои чувства, «прячась за ширмой». В Californian Soil Ханна стала главным автором группы, а в The Greatest Love тенденция продолжилась.

Фото: DeShaun Craddock / Flickr

Хотя Рид нечасто пишет песни с открытым фем-посылом, House как раз из таких. Её отличает плакатная напористость: это моё место, мой дом, мои правила, — послание тем людям, которые не воспринимали Ханну Рид как настоящего музыканта, потому что она женщина.

Ещё необычнее на фоне привычного материала слушается песня Fakest Bitch — тут удивляет уже название. Когда-то Ханна оправдывалась перед журналистами за пару матерных слов в песне Lord It’s a Feeling, а тут сразу такое.

Fakest Bitch — очень красивая песня, но по тексту это жесточайший дисс. Непонятно, на кого именно он направлен, но ясно, что на женщину, которая вторглась в личную жизнь Рид. Есть что-то от песен Тейлор Свифт вроде Bad Blood, в которой она расправляется с обидевшими её подругами и плохими парнями, не называя имён. Только Рид решила вообще ничего не стесняться, а потому написала текст как на рэп-батл: агрессия, личные обращения, факты.

«Самая фальшивая стерва в мире

<…>

Будь у тебя хоть малейший шанс, ты бы увела моего мужчину, ты думаешь, я наивна?

<…>

Я увидела твою маму через дорогу,

Я чувствую вину, и это ранит мою душу.

Может быть, если бы она любила твоего отца,

У тебя было бы всё нужное,

Мы были бы настоящими друзьями,

А не глотали таблетки на вечеринках».

У другой группы такие разношёрстные песни могли бы, стоя рядом, смотреться неорганично. London Grammar же удачно скрепляет их воедино и так создаёт свой стиль. Клеем служит голос Ханны Рид — всегда чувственный и никогда не назойливый.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована