Маркетинг
#статьи

«Чтобы подготовить хороший спортивный репортаж, нужно провести на матче минимум 5 часов»

Журналистки Алёна Гребенькова, Вероника Советова и Полина Панина — об особенностях работы корреспондента на Олимпиадах, в хоккее и в экшен-спорте.

Иллюстрация: Heibergerwork / Pixabay/ Flo Maderebner / Pexels / Dane Deaner / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Мы уже писали о том, как работают спортивные журналисты в футболе. Теперь расскажем о нюансах работы корреспондентов:


Также поделимся секретами того, как разговорить спортсмена, и размышлениями корреспонденток о том, есть ли сексизм в спортивной журналистике.

Ведите заметки и боритесь за эксклюзивы

Алёна Гребенькова — один из главных хоккейных журналистов в России. Алёна брала интервью у Александра Овечкина, Евгения Кузнецова, Ильи Ковальчука, работала на матчах Национальной хоккейной лиги. Сейчас она ведущая на официальном телеканале ХК «Трактор».

«Я не сразу пришла в тележурналистику, сначала писала о хоккее в газете и считаю это отличной школой. Печатная журналистика учит грамотно формулировать мысли и структурировать материал. Всем советую начинать с газет или онлайн-изданий», — говорит Алёна.

Хоккеист клуба НХЛ «Вашингтон Кэпиталз» Александр Овечкин и Алёна Гребенькова

Чтобы подготовить хороший репортаж о матче, журналист должен провести на стадионе 4–5 часов, а то и больше.

Алёна Гребенькова

журналист и ведущая телеканала ХК «Трактор»

«Лучше приходить за час до старта — посмотреть раскатку, как игроки взаимодействуют друг с другом. Можно потусоваться возле раздевалки, чтобы выловить какие-то инсайды, — тогда репортаж получится наполненным, интересным и эксклюзивным. А на финале Кубка Гагарина можно попытаться попасть на празднование чемпионства вместе с командой-победителем. Это невероятные эмоции — то, что нужно для репортажа!»


Во время самой игры самое сложное — не увлечься зрелищем и постоянно делать заметки, чтобы не забыть ничего важного, когда будешь готовить репортаж. Начинающие журналисты часто полагаются на свою память, и это их критическая ошибка. Заметки ведут даже профессионалы!

Алёна Гребенькова

«Ещё один совет — если вы чего-то не понимаете или что-то упустили, не стесняйтесь подойти к старшим коллегам и уточнить. Это нормально — задать вопрос более опытному журналисту».


После игры наступает время пресс-конференций и общения в микст-зоне. В отличие от футболистов, которых иногда приходится ждать по часу и больше, хоккеисты выходят к журналистам после матча достаточно быстро. Но за самой интересной информацией нужно охотиться у VIP-трибун (особенно на топовых матчах), где можно добыть крутые эксклюзивные комментарии от спортивных чиновников и менеджеров клубов.

Хоккеист клуба НХЛ «Вашингтон Кэпиталз» Евгений Кузнецов и Алёна Гребенькова

Иногда приходится выбирать, куда пойти — к трибунам или в микст-зону. Однозначно отдайте предпочтение трибунам, потому что информация, полученная в микст-зоне, попадёт в открытый доступ (в ленты новостей или официальные сайты клубов), а вот за эксклюзив придётся побороться.

Тот журналист, который начал работать в хоккее, точно мечтает попробовать свои силы в НХЛ и КХЛ.

«Я обалдела от оперативности работы журналистов в НХЛ, как они взаимодействуют друг с другом, — говорит Алёна. — Почувствовала, что нахожусь среди крутых профессионалов, и многому научилась у них».

Самое непривычное для журналистов, которые в первый раз приехали на такие соревнования, — их не подпускают к команде. Нельзя просто подловить хоккеиста или главного тренера на выходе со льда и задать ему вопрос. На турнирах такого уровня каждое интервью нужно согласовывать с пресс-службой клуба.

Алёна Гребенькова

«Пресс-служба — это барьер между журналистом и хоккеистом. Её сотрудники часто зарубают интересные и скандальные моменты. Они обычно просят показать репортаж до публикации, а если этого не сделать, ваше СМИ могут лишить аккредитации и замучат судебными разбирательствами. Но это их работа, не надо их за это винить. Однако есть ещё и агенты игроков — это те люди, которые могут дать журналисту информацию про игрока. Вот их надо знать и с ними надо дружить».

Хоккеист клуба НХЛ «Нью-Йорк Рейнджерс» Артемий Панарин и Алёна Гребенькова

«После первых Игр понимаешь, что, если это в твоей жизни не повторится, — смысла работать в спорте дальше нет»

Вероника Советова — специальный корреспондент ТАСС на протяжении 27 лет. Она освещала и продолжает освещать огромное количество соревнований олимпийских видов спорта и не пропустила с 2010 года ни одни Игры.

Вероника Советова

специальный корреспондент ТАСС

«Каждые Игры отличаются друг от друга. Сочи были „жаркие, зимние, наши“. И эмоции там били через край. Каждая медаль как золотая. Рио — это как „из огня да в полымя“. Утром ты дежуришь у отеля, где идёт заседание выездной панели Международного спортивного арбитражного суда, который решит — пустят ли Ефимову плыть 200-метровку. А вечером ты уже где-нибудь на „Кариоке“ — освещать борьбу или фехтование.

Токио — отдельная история. Если бы её не случилось, трудно представить, что бы стало со спортсменами, которые уже пять лет готовились к старту! Поэтому хорошо, что соревнования всё же состоялись. Но в Японии в 2021 году стояла такая жара, что караул. Я помню, как мы на парковке ждали автобус и у одного из моих коллег начали плавиться кеды! А ещё приближался тайфун — я жила близко к побережью и на ночь на всякий случай документы и телефон складывала так, чтобы, если что, вскочить и побежать».


Эмоции эмоциями, но даже в условиях такого исторического события, как Олимпийские игры, журналисту обязательно нужно уметь абстрагироваться, трезво оценивать обстановку и планировать каждый свой день (желательно за пару-тройку недель до Олимпиады).

Вероника Советова на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро

«Для журналиста Олимпийские игры — тест на профессионализм. Только там ты осознаёшь свой уровень подготовки. А ещё после своих первых Игр ты понимаешь, что, если такое в жизни больше не повторится, — смысла работать в спорте дальше нет», — говорит Вероника.

Паралимпиада: необычные дисциплины и истории, достойные экранизации

«На Паралимпиаде выступают спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и атлеты с нарушением зрения. Каждый из них проходит через систему паралимпийской классификации. Журналисты, которые приезжают на Паралимпиаду впервые, пугаются, с трудом вникая в происходящее и в новые для них виды спорта. Но это только поначалу. В целом всё довольно логично и понятно», — объясняет Вероника Советова.

Вероника Советова

«В программе Паралимпийских игр есть удивительные виды спорта, которые на первый взгляд выглядят странно, но как только ты ставишь себя на место спортсмена, ты понимаешь, в чём смысл. Голбол, например. Представьте: площадка 18 на 9 метров с парой ворот по сторонам. Возле ворот сидят по три человека. У каждого игрока глаза завязаны светонепроницаемой повязкой, и их задача, ориентируясь на звук, поймать мяч, который пытается забросить в их ворота противник. Очень эффектный вид спорта!»


Голбол на Паралимпийских играх 2020 года в Токио

Для многих поклонников олимпийского движения Паралимпиада — это больше история про преодоление и победы над недугом. Но сами спортсмены не чувствуют себя в особом положении и не любят, когда к ним проявляют жалость. Об этом журналисты должны помнить.

Вероника Советова

«Лет 25 назад я, совсем ещё юной, попала в РГУФК на новогоднее мероприятие для детей с особенностями здоровья. Я стою, и у меня глаза на мокром месте. Одна из воспитателей подошла ко мне и сказала: „Тут не место для жалости. Пришла работать — работай“. Это был довольно жёсткий урок, но я его запомнила на всю жизнь».


После закрытия Паралимпиады у спортсменов есть время на более развёрнутое общение с журналистами. Вероника и её коллега Полина Панина после Игр-2020 написали серию историй, достойных экранизации:

«Не надо гнаться за секундным хайпом и публиковать информацию, которую получил off the record»

С экшен-спортом в России связан забавный парадокс: люди занимаются горными лыжами и скейтбордингом как хобби, с удовольствием ходят на скалодром, но соревнования смотрят очень мало.

Среди спортивных журналистов ситуация та же. Профессиональных корреспондентов в экшен-спорте можно пересчитать по пальцам, а новички даже не задумываются о том, чтобы начать свою карьеру. А зря! Это зрелищно, и конкуренция среди журналистов здесь гораздо ниже, чем в хоккее или футболе. А кроме того, фристайл, скейтбординг и скалолазание тоже входят в олимпийскую программу.

Полина Панина, бывший специальный корреспондент ТАСС, а ныне — журналист редакции подкастов «РИА Новости», работала на таких соревнованиях и уверяет, что начинающим журналистам здесь искренне рады.

Полина Панина

журналист редакции подкастов «РИА Новости»

«Современные виды спорта не избалованы вниманием журналистов и болельщиков. Спортсмены и тренеры здесь чаще всего энтузиасты, которые с радостью объясняют начинающим репортёрам азы. Но только, конечно, не на пресс-конференциях, а лично».


Вот несколько советов от Полины на тот случай, если вы решите стать спортивным корреспондентом в экшен-спорте:

К некоторым олимпийским видам спорта внимание появляется строго раз в четыре года — во время Олимпийских игр. Но ваша задача — быть в курсе, что происходит в дисциплине и в жизни спортсменов круглый год. Поэтому совет банальный, но работающий — искренне интересуйтесь тем, что происходит в том виде спорта, про который вы собираетесь рассказывать.

В экшен-спорте менеджеры и тренеры открыты к диалогу, но будьте внимательны — часто они общаются с журналистами не под запись, а для того, чтобы ввести собеседника в курс дела. Не рискуйте репутацией и их доверием — не надо гнаться за секундным хайпом и публиковать такую информацию.

Поскольку это нишевые и не самые популярные дисциплины, перед вами будет стоять задача их популяризации. Поэтому рассказывать про экшен-спорт нужно так, как будто вы делаете это для друзей, — легко и непринуждённо. Не щеголяйте терминами, цифрами или специфическими понятиями, используйте больше интересных фактов. Зачем в месте приземления лыжников снег засыпают порубленной ёлкой? Или — как судят скейтбординг? Это действительно то, что может заинтересовать ваших читателей и привлечь их внимание.

Какой вопрос — такой и ответ

Любое соревнование — это динамичное мероприятие, где важна реакция журналиста. Не успели задать вопрос на пресс-подходе спортсмена или тренера — следующая возможность может появиться нескоро, а значит, ваш материал останется без важной фактуры. Но, несмотря на то, что профессионализм репортёра зависит от настойчивости и проворности, он обязан оставаться вежливым и адекватным, говорит Полина Панина.

Полина Панина

«Чаще всего спортсмены не хотят общаться до соревнований — отнеситесь к этому с уважением, но договоритесь пообщаться с ними по итогам турнира. Если спортсмен отказался от комментариев — это нормально. Кто-то может даже вас оскорбить за то, что подбежали с диктофоном в неподходящий момент. Но это не повод уходить из профессии 😉».


Среди спортсменов много тех, кто не любит общаться с журналистами. Много и тех, кто просто стесняется и тушуется при виде включённого диктофона или при красном маячке включённой камеры. Но ко всем нужно искать подход.

«У меня был один забавный случай на одном из турниров по единоборствам — спортсмен, простой парень, взял серебро. И говорит хорошо, и весёлый, и шутник. Но как увидел микрофоны, камеры — всё, ступор, — рассказывает Вероника Советова. — Раз попытались, два попытались — никак его не разговорить. Прошу коллег сделать перерыв и говорю спортсмену: „Миша, ну вот вопрос: что тут сложного? Рассказывай. Давай потренируемся“. Он в лице меняется, улыбается, расслабляется, рассказывает, как дело было. Ну вот, видишь, говорю, всё же получается! Пишем! Он опять в ступор. „А мы уже всё записали“, — смеются коллеги. Это было его лучшее интервью, но запись пришлось брать у коллег — свой же диктофон я показательно выключила. Попадаются и те, кто говорит: „Ну не умею я говорить, напиши за меня“. Что делать, писала за них».

Чтобы разговорить спикеров, избегайте закрытых вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». «Зачем?», «почему?», «как?» — вот ваши лучшие друзья. Почему в старте нет этого игрока? Что с ним? А когда он вернётся? А как его отсутствие повлияло? И внимательно слушайте то, что вам отвечают, чтобы успеть уточнить или прояснить то, что осталось непонятным. Чаще всего такие дополнительные ответы получаются даже интереснее, чем основные. Будьте искренними и заинтересованными.

Неинтересные и закрытые вопросы приводят к таким же ответам

«Борщ я, кстати, не люблю, а вот в хоккее разбираюсь получше многих мужчин»

А теперь отвечаем на вопрос, который, возможно, мучил вас, пока вы читали эту статью, — почему все спикеры девушки? Отвечаем — это чистой воды совпадение!

Но раз уж сложился такой состав экспертов, то мы не могли не спросить: как девушкам работается в, казалось бы, нетипичной для них сфере — спортивной журналистике?

Полина Панина

«Девушкам в спортивной журналистике не сложнее, чем мужчинам, — всё зависит от человека, а не от гендера. А вот слышать нередкие фразы типа: „Ну ты же девочка, ты не можешь поехать вот туда-то, там одни мужчины, они тебя не воспримут всерьёз“, примерно как и: „Ну ты же девочка, мы не хотим брать тебя на работу, а вдруг ты решишь замуж выйти и в декрет уйти“ — или: „Ты же девочка, что ты можешь понять в этом“, — это, конечно, неприятно».


Вероника Советова

«Работать приходится преимущественно в мужском коллективе, состоящем в основном из довольно амбициозных товарищей. Но, с другой стороны, в эту профессию робких девушек и не тянет».


Алёна Гребенькова

«Сексизма среди коллег нет, в комментариях иногда пишут что-то типа: „Иди вари борщ“. Но это чушь. Борщ я, кстати, не очень люблю, а в хоккее разбираюсь получше многих мужчин».


Научитесь: Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована