Геймдев
#статьи

Обзор XDefiant: как новый шутер от Ubisoft стал главным конкурентом Call of Duty

Разбираем качественный, но не очень амбициозный аналог популярной серии.

Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

С первых показов XDefiant выглядела безлико. Динамикой и картами игра напоминала Call of Duty, но не предлагала ничего нового: те же режимы, похожее ТТК, небольшие карты. Даже система специалистов с уникальными способностями будто перекочевала из Black Ops 4. Усугубляли ситуацию и постоянные переносы — в какой-то момент казалось, что об игре забыл даже сам издатель, когда перестал публично её показывать.

Но, к удивлению многих, на релизе XDefiant моментально стала хитом. Сразу после выхода её пиковый онлайн на Twitch превысил 200 тысяч человек, а за два с половиной часа, по данным Insider Gaming, в неё сыграло более миллиона игроков — беспрецедентный показатель для Ubisoft. На сегодняшний день он и вовсе превысил 8 миллионов уникальных игроков.

Рассказываем, чем XDefiant так привлекла фанатов аркадных шутеров и стоит ли в неё играть новичкам.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Как в старые добрые

Любители Call of Duty с первого же матча в XDefiant почувствуют себя в своей тарелке. Это очень динамичный шутер с небольшими картами, где персонажи быстро двигаются, умирают и почти моментально возрождаются. Стоит приготовиться к тому, что перестрелки здесь ждут почти за каждым углом.

Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Впрочем, очень быстро выясняется, что игра всё же механически отличается от Call of Duty. Так, в XDefiant относительно высокое для подобных игр ТТК. На убийство противника из скорострельного оружия уходит 5–6 пуль, то есть примерно 500 мс. Это в два раза дольше, чем во многих частях Call of Duty.

Также шутер всеми силами мотивирует непрерывно двигаться. Можно быстро стрейфить, а прыжки и скольжение имеют ощутимый импульс, который делает персонажа сложной мишенью. Более того, действия можно объединять в непрерывную цепочку: из скольжения — моментально перейти в прыжок, а затем в воздухе резко поменять направление движения.

Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

На практике это значит, что перестрелки выигрываются не за счёт быстрой реакции, а благодаря умению ловко управлять персонажем, параллельно контролируя отдачу оружия, — даже из заочно проигрышной ситуации можно выйти победителем, если заранее освоить распрыжку.

Впрочем, перестрелки — лишь часть матча в XDefiant. Все режимы, за исключением одного, предлагают захватывать и контролировать точки интереса. Это подталкивает жить дольше и действовать умнее. Благо дизайн игры позволяет действовать тактично.

Например, все карты XDefiant — стройные небольшие трилейны. То есть состоят из трёх основных линий, которые в отдельных местах пересекаются друг с другом. Таким образом, если внимательно следить за общей картиной боя, можно действовать осознанно: находить бреши в обороне противника, использовать подходящие для своего класса оружия тропинки или даже блокировать спавны для врагов, если того требует ситуация.

Удивительно, но в такой мясной и динамичной игре на старте нет классического командного боя или режима «каждый за себя». В будущем они непременно появятся.

Во многом такой стиль игры возможен благодаря классической для Call of Duty мини-карте. На ней видны противники, стреляющие без глушителя, а также актуальное положение союзников. Это очень мощный инструмент, который каждый использует по-своему. Новичок с радостью гоняется за красными точками, а более опытные игроки определяют актуальное положение врагов по тому, где только что возродился союзник.

Добротный фундамент

Геймдизайнерский фундамент у XDefiant добротный. Оно и неудивительно, ведь игру делали люди, которые тесно связаны с Call of Duty. Исполнительный продюсер, Марк Рубин, ранее занимал аналогичную должность во времена оригинальной Modern Warfare 2 и Ghosts. В разработке XDefiant также принимал участие один из легендарных игроков профессиональной CoD-сцены — Патрик Прайс, известный под никнеймом Aches. Наконец, консультировали разработчиков блогеры, которые много лет посвятили серии Activision.

Видео: игра XDefiant / Ubisoft

В результате команда избежала многих ошибок похожих игр. Например, к балансу оружия почти не возникает претензий. Разные классы пушек ощутимо различаются по своей эффективности в разных ситуациях.

Пистолеты-пулемёты позволяют молниеносно прицеливаться и быстро перемещаться во время стрельбы, но с увеличением дистанции их урон резко снижается. В этом плане игра гораздо радикальнее Call of Duty, где даже на средних дистанциях некоторые мобильные пушки позволяют чувствовать себя комфортно. XDefiant устроена иначе. Например, MP7 на расстоянии до 17 метров убивает за шесть выстрелов, а вот дальше потребуется не менее десяти выстрелов. Убить таким образом можно разве что зазевавшегося новичка.

Более того, даже внутри одного класса оружие заметно различается, но сохраняет общий баланс. В игре почти нет однозначно плохих пушек, то есть игрок волен экспериментировать, не боясь, что неудачный выбор подведёт. Это очень кстати, ведь оружия в игре пока не очень много — в среднем, по 3–4 на каждый класс.

Самая распространённая претензия к балансу у сообщества XDefiant — снайперские винтовки. Это неудивительно: они всегда создают споры среди игроков. Понять недовольство можно: в игре весьма высокий ТТК, но снайперки сохраняют потенциал для ваншота в грудь и голову, а также относительно быстро прицеливаются. Умирать от одного меткого выстрела всегда неприятно.

Впрочем, у игроков со скорострельными винтовками тоже есть преимущество. Благодаря очень активному движению можно сделать себя сложной и непредсказуемой мишенью. В той же Call of Duty стрелять и попадать из снайперских винтовок проще.

А ещё в игре отличный тренировочный полигон, где удобно тестировать оружие и новые сборки
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Отдельного внимания заслуживают и обвесы для пушек. Здесь XDefiant предлагает гибрид между классическими Call of Duty, где все апгрейды объективно улучшали оружие, и новыми частями с сотней разных обвесов со своими плюсами и минусами.

В каждой из шести категорий в XDefiant доступно по шесть обвесов. Некоторые из них могут существенно улучшить оружие. Например, есть дуло, увеличивающее урон, но снижающее скорострельность. Если установить его на правильное оружие, то можно существенно сократить ТТК. Например, у MP7 урон на эффективной дистанции составляет 19 единиц — шесть выстрелов на убийство. Малейшее увеличение этого показателя снизит количество выстрелов до пяти. Незначительное понижение скорострельности в данном случае не играет роли.

Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Другие свойства оружия можно заметно улучшить, если правильно совместить разные апгрейды. В разных категориях есть обвесы для ускорения движения в прицеливании. По отдельности они не очень полезны, но кумулятивно сделают игрока очень быстрым. Баловаться с такой системой интересно, но не очень долго. Так как обвесы одинаковы у большинства пушек, то уже совсем скоро будешь точно знать, что именно нужно ставить и на что.

Левел-дизайн

Все карты в игре — это небольшие качественные трилейны. Единственное, к чему можно придраться, — планировка многих локаций слишком безопасная. Разработчики почти не придумали интересных экзотичных сплетений разных тропинок, которые бы делали карту совершенно уникальной.

Но это не значит, что играть на них скучно. Каждая карта предлагает грамотный микс из разных по просторности линий боя. И снайперы, и любители дробовиков без труда найдут себе место: первым придутся по вкусу длинные открытые улицы, а вторым — узкие коридоры. При этом планировка всегда позволяет добраться до определённой точки с разных сторон. Это позволяет действовать тактичнее и эффективно обходить горячие зоны. Оборона точек же становится напряжённой, но, как правило, честной.

На карте Attica Heights к основной точке интереса можно подобраться не только напрямую, но и через отверстие на втором этаже. Из-за этого контроль над территорией постоянно переходит от одной команды к другой
Видео: игра XDefiant / Ubisoft

Единственные заметные проблемы карт связаны не с компоновкой и логикой расположения укрытий, а со сторонними элементами дизайна. Так, в игре не самый выразительный визуальный язык для интерактивных преград. Художники по окружению покрасили многие из них в привычный для индустрии жёлтый цвет, но некоторые почему-то пропустили. К тому же метрики высоты интерактивных барьеров не очень продуманные. Иногда натыкаешься на удивительно низкую стену, которую так и хочется перепрыгнуть, но не получится. В пылу сражения поначалу придётся периодически сталкиваться с такими проблемами.

Через этот дверной проём не пройти. Понять это можно лишь по еле заметному красному свечению по краям
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Также в игре иногда хромает алгоритм подбора точек возрождения. Общий механизм позаимствован из Call of Duty (кто бы мог подумать): карта в режиме с точками для захвата делится на «свои» и «чужие» области. При этом если алгоритм не может возродить игрока в желанном месте из-за обилия врагов поблизости, то спавны «переворачиваются».

Это позволяет системно смотреть на бой. Когда игрок выучил основные точки возрождения разных сторон, он может эффективно читать мини-карту и предугадывать, где появится враг, на основе того, где возродился товарищ. Но иногда это работает не очень хорошо. Зачастую алгоритм, не стесняясь, спавнит персонажа прямо перед врагом. А сами зоны возрождений не всегда хорошо сбалансированы.

Как только я возродился, в меня сразу начали стрелять. При детальном взгляде становится понятно, что ситуация не из простых: у места возрождения как минимум два врага, но и на противоположной стороне есть противники, которые захватывают точку. Судя по всему, на карте недостаточно промежуточных спавнов в центре
Видео: игра XDefiant / Ubisoft

В режиме Occupy точка захвата раз в минуту меняет положение. К каждой из таких локаций привязано две основных зоны спавнов для команд. Иногда эти зоны очень странные. Например, одна из команд возрождается в паре метров от точки, а другой нужно пробегать всю карту. Выбраться из невыгодного положения можно, лишь если «перевернуть» спавны.

Способности персонажей

Ещё одна позаимствованная из Call of Duty механика — система специалистов, только в XDefiant отсылают к разным фракциям других игр Ubisoft. Перед началом боя игрок выбирает специалиста со своим набором способностей. У каждой фракции есть один пассивный навык, ульта и активный элемент снаряжения на выбор. Так, если выбрать «Эшелон» из серии Splinter Cell, то персонаж не будет отмечаться на мини-карте, сможет периодически активировать камуфляж, а в качестве ульты получит возможность недолго видеть всех через стены и переключаться на пистолет, который убивает с одного выстрела.

Вовремя активированная ульта позволяет единолично захватить важную точку
Видео: игра XDefiant / Ubisoft

До релиза механика специалистов вызывала скепсис. В Black Ops 4 идентичная система постоянно приводила к несправедливым смертям, которых попросту нельзя избежать. В XDefiant с этим лучше. Многие способности призваны в первую очередь помогать союзникам. Баллон, восстанавливающий здоровье, портативный щит, подсвечивание противников поблизости — всё это помогает не только игроку, но и его товарищам по матчу.

Такой подход придаёт игре особый шарм. XDefiant сильнее мотивирует помогать союзникам, чем Call of Duty. Да и сами схватки становятся динамичнее и интереснее, ведь в арсенале больше инструментов, позволяющих выйти даже из очень сложной ситуации.

Без камуфляжа пришлось бы несладко
Видео: игра XDefiant / Ubisoft

При этом разработчики очень грамотно подобрали основной костяк активируемых способностей. Большинство из них будут помогать товарищам, даже если использовать их в эгоистичных целях. Поставил баллон на точке интереса — союзникам тоже будет проще контролировать область.

Благодаря товарищу враг не может по мне попасть. Зато я простреливаю дружественный щит
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Но там, где много пользы, шире простор для дисбаланса. Некоторые абилки в игре определённо требуют полировки. Например, особенность «Фантомов» из Ghost Recon — дополнительные 20 единиц здоровья. Пассивно. Без ограничений. На убийство такого противника почти всегда уйдёт дополнительный патрон.

Периодически способности приводят к несправедливым смертям
Видео: игра XDefiant / Ubisoft

Такого в игре сейчас довольно много. И если перезаряжаемые способности вроде портативных щитов или камуфляжа можно отменить при помощи электрогранаты, то с ультой ничего не поделаешь. Если опытный игрок активировал способность «Эшелона», остаётся прятаться и ждать. Смерть в таких случаях очень фрустрирует. Разработчикам нужно продумать дополнительные геймплейные способы переиграть соперников с преимуществом. Тем более если Ubisoft планирует всерьёз развивать рейтинговые матчи, которые полноценно запустятся через месяц.

Специфический матчмейкинг — главная фишка игры

До релиза XDefiant её главным продающим предложением было отсутствие SBMM — матчмейкинга, который подбирает противников в соответствии с навыками игрока. Марк Рубин регулярно напоминал об этом в социальных сетях, а перед выходом игры разработчики и вовсе выпустили отдельную статью о матчмейкинге XDefiant.

Видео: игра XDefiant / Ubisoft

Фанатов Call of Duty такая особенность заинтриговала, а вот многие казуальные игроки не поняли, почему теме уделяют столько внимания. Некоторые профильные издания даже успели раскритиковать такой подход Ubisoft.

Мы подробно писали об SBMM в серии Call of Duty в отдельном материале. Там мы в том числе разбирали неочевидные негативные последствия такой системы. Здесь же сфокусируемся на том, какой опыт подарит игра без строго матчмейкинга.

Но что именно отсутствие SBMM значит для игрока? Свободный матчмейкинг без привязки к навыкам передаёт дух олдскульных аркадных шутеров и создаёт разнообразную игровую площадку. Никогда не знаешь, кто именно ждёт тебя в новом лобби — группа расслабленных новичков или суровые профи. Кто-то может отметить, что казуальные игроки таким образом рискуют быстро потерять интерес, ведь над ними будут постоянно доминировать. Но такой игрушечный пример плохо отражает реальный игровой опыт.

Даже если игрок не особо отличился, игра всё равно постарается отметить его заслуги в конце. Возможно, убивал не так успешно, зато долго стоял на точке интереса. Такой подход смещает фокус с привычного KD, на который все смотрят в первую очередь. Проигрывать становится не так грустно
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Куда чаще матчмейкинг сводится к нормальному статистическому распределению. То есть в команде, как правило, есть как слабый, так и сильный соперник, а также несколько средних по уровню навыков игроков. Поэтому даже неопытный геймер без труда найдёт, где взять убийства, и сможет помочь команде. Безусловно, бывают и исключения, но они делают игру разнообразнее. Особенно сложные бои изредка заставляют попотеть и показать все свои навыки, но за ними периодически следуют, наоборот, очень расслабленные матчи.

Также вариативная сложность подталкивает чаще экспериментировать с оружием. В Call of Duty редко хочется попробовать что-то экзотичное, ведь противники все как один носятся с идеальными метасборками. Перестрелять их сложно даже с идеальным оружием. Что уж говорить о фановых, но не очень сильных сочетаниях?
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Это не создаёт ощущения манипуляции со стороны игры, как во многих современных шутерах, а также позволяет точнее оценить свой уровень. Парадоксально, но матчмейкинг, учитывающий навыки, с этим справляется редко. SBMM, особенно без видимого ранга, создаёт среду, где человек чаще всего играет нормально — ни хорошо, ни плохо. В такой экосистеме сложно понять, становишься ли ты лучше. Плохие матчи заставляют задаться вопросом: «Это я стал хуже или игра намеренно поставила против меня сильных противников?»

Да и что уж скрывать? Время от времени чувствовать себя неубиваемым очень приятно
Видео: игра XDefiant / Ubisoft

Свободный матчмейкинг же позволяет оценить свой уровень в перспективе. Да, у всех будут неудачи, но в среднем игрок будет со временем выигрывать всё больше матчей, потому что на кривой нормального распределения он будет всё дальше и дальше от новичков. Поэтому статистически против него всё чаще будут попадаться менее умелые противники. Это потрясающее чувство постепенного прогресса, которое со временем ставит новичка на место профи — как тот, что убивал его ещё в самых первых матчах.

Игра рискует быстро наскучить, но многое зависит от первого сезона

Всё перечисленное подводит к простой мысли. XDefiant — очень компетентный шутер от людей, которые знают свою целевую аудиторию. Но со временем появляется ощущение, что игре не хватает амбиций. Проект напоминает эксперимент, в котором не был уверен издатель, поэтому за пределами геймплея в нём почти ничего не цепляет.

В первую очередь это касается прогрессии. В Call of Duty у игрока всегда есть какая-то глобальная цель. Сначала это получение уровней для открытия снаряжения, затем — испытания отдельных пушек и общие большие задачи вроде победы в 100 матчах. Каждый бой в играх серии создаёт чувство осмысленного прогресса, притом зачастую сразу по нескольким направлениям.

Видео: игра XDefiant / Ubisoft

В XDefiant этого нет. Уровни там вообще ни на что не влияют — это просто цифра, которая постепенно растёт. Всё снаряжение открывается через набор простых и не очень вовлекающих испытаний. Например, для открытия нового пистолета-пулемёта нужно убить 50 противников из другого оружия того же класса. К самим пушкам не привязано уникальных испытаний.

Всё, что остаётся, — гриндить уровни самого оружия, за которые дают особые камуфляжи. Судя по всему, Ubisoft намеренно сделала этот процесс очень медленным, чтобы игроки на старте не отвалились слишком быстро. Надо признать, процесс весьма утомительный: на повышение одного уровня нужно убить 30 противников, а таких на каждую пушку 100. То есть для получения золотого камуфляжа нужно убить 3000 противников.

Ситуацию усугубляет и то, что некоторым пушкам требуются особые обвесы, чтобы можно было полноценно и эффективно стрелять. Например, пистолет-пулемёт Vector имеет невероятную скорострельность в 1000 выстрелов в минуту, но при этом начальный магазин составляет лишь 25 патронов. Пока не откроешь расширенный магазин на 11-м уровне, придётся страдать и постоянно размениваться с противниками жизнями.

Если посмотреть на систему монетизации в игре, то всё становится понятно. В платной версии боевого пропуска очень много бустеров оружейного опыта. С ними открывать новые обвесы для пушек куда проще. Конечно, лучше уж так, чем закрывать за боевой пропуск важные геймплейные предметы
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

При этом не нужно забывать, что актуальная версия XDefiant — это лишь предсезон. Он призван обкатать механики и подготовить игру для первого полноценного сезона, который стартует 2 июля. Там станет понятнее, может ли XDefiant что-то предложить в долгосрочной перспективе. Пока что разработчики представили скромную дорожную карту: каждый сезон стоит ожидать новую фракцию, три новых карты, а также новые режимы.

По меркам сервисных игр набор из трёх карт и трёх пушек каждые три месяца выглядит не очень впечатляюще
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

Если параллельно с этим Ubisoft будет регулярно снабжать игроков новым оружием, испытаниями и уникальными событиями, то у XDefiant будут все шансы удержать аудиторию надолго. Если же этого не произойдёт, то игра может повторить историю недавней The Finals, когда за взрывным релизом последовал стремительный отток аудитории. Время покажет.

Наконец-то убийца Call of Duty?

За годы формулировка «убийца Call of Duty» стала пошлой. Очень немногие старались наравне конкурировать с известнейшей франшизой. И, как ни удивительно, никто не сумел сделать столь же качественный с геймплейной точки зрения аналог. В этом смысле XDefiant уже можно назвать успехом. Фанаты Call of Duty в восторге от игры. Многие признаются, что сами не ожидали получить от шутера столько удовольствия.

Конечно, это не значит, что одна игра вытеснит другую. Даже взрывной старт XDefiant, судя по данным по пиковому онлайну, не оказал значительного влияния на Call of Duty. Зато он показал, что спрос на аркадные шутеры без SBMM всё ещё очень высок.

Судя по всему, XDefiant хочет в будущем стать киберспортивной дисциплиной. Ещё до её выхода разработчики организовали серию турниров, в которых участвовали культовые игроки профессиональной сцены Call of Duty
Скриншот: игра XDefiant / Ubisoft

В этом плане XDefiant может стать лакмусовой бумажкой, указывающей на проблемы CoD. Как только большая серия совершит серьёзную дизайнерскую ошибку, фанаты смогут без проблем переключиться на бесплатный качественный аналог. Потенциально от этого выиграют все пользователи.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована