Геймдев
#статьи

Обзор Elden Ring: Shadow of the Erdtree — финал долгого пути

Как дополнение к самой масштабной игре FromSoftware доводит её идеи до логического завершения.

Скриншоты: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Целых два года кокон в форме яйца, стоящий в покоях Мога Повелителя Крови, был всего лишь декорацией — памятником несбыточным планам злодея по созданию своей королевской династии.

Несбыточным, потому что тело похищенного им Микеллы, сына королевы Марики, давно превратилось в иссохший труп: сам принц отправился в неведомые дали с одному ему известной целью. Для того чтобы проследовать за ним, игрокам пришлось ждать выхода дополнения Shadow of the Erdtree. И в ночь на 21 июня этот момент настал: кокон из декорации превратился в портал, ведущий в Царство теней.

Релизный трейлер Elden Ring: Shadow of the Erdtree

То, что по другую сторону нас ждёт нечто большее, чем просто DLC с парой новых локаций, фанаты знали заранее, — но, конечно же, реальность превзошла ожидания, причём настолько, что дополнение в первую же неделю купили 5 миллионов игроков.

Директор FromSoftware Хидэтака Миядзаки говорил, что Shadow of the Erdtree станет самым масштабным дополнением в истории студии. Но на самом деле это скорее аддон, встроенный в основную игру, — эпический по размаху поход в совершенно новую страну, а заодно кульминация идей, берущих своё начало ещё в Demon’s Souls.

Впрочем, чтобы разобраться во всём этом, стоит рассказать, что именно я встретил в Царстве теней. Всё-таки Elden Ring — это игра про путешествие. И у каждого оно получается своим.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Предисловие. Очертания проступают

Прежде, чем мы начнём, позвольте обрисовать полную картину.

В основной игре это легко упустить, но вообще-то Микелла Неомрачённый — одна из ключевых фигур в мифологии Elden Ring. Отпрыск королевы и брат-близнец знаменитой Малении, он был рождён Неземным — полубогом, достойным стать новым правителем Междуземья.

Однако судьба будущего наследника, как это принято в играх FromSoftware, оказалась трагической: Микелла был обречён навеки остаться ребёнком, а его сестра оказалась больна недугом красной гнили, разъедающим её изнутри. Магия Древа Эрд их исцелить не смогла — и поэтому Микелла отрёкся от Золотого порядка, установленного его матерью.

Мог похищает Микеллу из кокона. Кадр из вступления игры
Скриншот: игра Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Далеко на севере, за пределами Междуземья, сын Марики посадил Святое Древо — копию Древа Эрд, лишённую его недостатков, — и заточил себя в коконе у его корней, чтобы переродиться и избавить себя и сестру от проклятия. Именно этот кокон мы и видим в покоях Мога, который решил с помощью Микеллы основать собственную королевскую династию — план, прерванный мечом моего Погасшего.

Как только неудавшийся монарх пал и я зажёг место благодати, рядом появилась Игольщица Леда, которая, подобно моему Погасшему, пришла сюда в поисках Микеллы. Она объяснила, что полубог проследовал в Царство теней — и мы должны отправиться вслед за ним, чтобы выяснить, что он там искал.

Таким образом, завязка дополнения сразу ставит перед нами два вопроса: что это за Царство теней, отрезанное от Междуземья, и что там искал Микелла?

Первая встреча с Игольщицей Ледой
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Известно, что Shadow of the Erdtree использует фрагменты лора, написанные Джорджем Мартином для Elden Ring, но не вошедшие в основную игру. Миядзаки даже говорил, что дополнение стало для него шансом закрыть гештальт.

Тем не менее основная концепция DLC с самого начала до боли напоминает два других дополнения, созданных FromSoftware, — Ashes of the Ariandel и The Ringed City для Dark Souls 3. Там тоже был персонаж, который отрёкся от своего происхождения, — раб-рыцарь Гаэль, — и мы тоже следовали по его пятам в прежде неизвестные нам уголки мира.

Вскоре мне предстояло узнать, что темы и сюжет — не единственная черта, роднящая Shadow of the Erdtree с предыдущими дополнениями. Есть ещё и сложность, которую FromSoftware вновь выкручивает на максимум.

День 1. Бесплодные земли

Shadow of the Erdtree начинается без фанфар, присущих играм FromSoftware. Никаких кат-сцен: один разговор с Ледой, прикосновение к руке Микеллы — и меня перенесло в небольшую пещеру на краю Царства теней.

Впрочем, первое впечатление оказалось обманчивым: стоило пройти пару десятков шагов — и на выходе меня ждала одна из самых впечатляющих панорам во всей Elden Ring.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Ржавое поле, полное призрачных надгробий. Силуэты массивных башен и мостов в туманной дали. Рваная линия горизонта, прочерченная острыми скалами и обрывами. А над всем этим — надломленный ствол Древа Упадка.

Этот пейзаж сразу даёт понять две вещи. Во-первых, Царство теней куда больше, чем Замогилье, стартовый регион Elden Ring, с которым сравнивал карту дополнения сам Миядзаки. Во-вторых, это суровая земля: именно здесь Марика победила в своей первой войне — и последствия этой войны видны до сих пор.

Первый же городок, который вы встречаете на своём пути, сожгли дотла по приказу Мессмера, отпрыска Марики. В поле рядом бродит орудие этой карательной акции — огромный плетёный человек, забитый горящими телами. Когда мой друг, с которым мы играли в кооперативе, попробовал с ним сразиться, чудище сначала накрыло его дождём из огненных ядер, а затем спалило вокруг себя всё живое в радиусе сотни метров.

Shadow of the Erdtree быстро показывает зубы
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Это суровая земля, и её обитателям плевать, что вы победили всех богов и полубогов, живущих в Междуземье. Первому же боссу — призрачному рыцарю в гробнице, словно бы в насмешку названной Безымянным мавзолеем, — хватило пары ударов, чтобы протереть пол моим Погасшим.

И в этот ад на земле мне предстояло отправиться на поиски сына Марики, который, словно Курц в «Апокалипсисе сегодня», обосновался в глубине этих неисследованных территорий.

Упростить его поиски должны были кресты Микеллы — знаки, установленные в местах, где сын Марики отказывался от части себя. Эти указатели отмечают основной маршрут Shadow of the Erdtree — тропу, которая ведёт сквозь Царство теней к мятежному полубогу.

Иного выбора у меня и не было — так что я отправился в путь.

Скриншоты: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

День 3. О пользе благословений

Кресты Микеллы оказались полезны не только в качестве указателей: у каждого из них также лежат благословения Древа Упадка.

Эти предметы, похожие на обожжённые древесные осколки, — самый важный материал для прокачки в Shadow of the Erdtree: каждый апгрейд, требующий двух благословений, усиливает вашу атаку и уменьшает получаемый урон на пять процентов. Звучит скромно — но по мере накопления благословений этот эффект суммируется: стоит вам собрать две-три штуки — и босс, раньше казавшийся непроходимым, становится… сносным.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Второй материал, которым не стоит пренебрегать, — это благословения Святого духа: они позволяют прокачивать призраков, которых вы призываете на битву с боссами и в локации в открытом мире. Не всем игрокам это нововведение пришлось по вкусу, и оно в самом деле не отличается изяществом, — но без него дополнение просто-напросто не работало бы.

Дело в том, что из-за нелинейной структуры основной игры в Shadow of the Erdtree придут совершенно разные игроки — и те, кто прошёл Elden Ring на 100 процентов, прокачался до максимума и сразил Малению, и те, кто по-быстрому пробежал квестовые ветки, необходимые для старта DLC.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Я оказался где-то посередине: к кокону Микеллы мой Погасший пришёл, уже будучи лордом Междуземья, — но его характеристики не представляли ничего особенного. Сто тридцатый уровень, немногим выше рекомендованного минимума, билд на силу и веру, клеймор со святым Пеплом войны — в общем-то, ничего особенного.

Тем не менее всего пары благословений Древа мне хватило, чтобы победить Священного танцующего льва — свирепого босса с несколькими фазами, который на деле состоит из нескольких человек. слепленных воедино и оживлённых духом звериной маски.

Ещё пара благословений помогла победить Реллану, чьи двойные клинки и стремительные атаки сразу вызывают в памяти Марию из дополнения Old Hunters для Bloodborne и Понтифика Салливана из Dark Souls 3.

Битва с Релланой от ведущего ютуб-канала Shirrako

Так что да, насчёт сложности я немного слукавил. Разумеется, дополнение трудное — всё-таки это DLC от FromSoftware. Но в то же время кривая сложности ощущается куда более плавной, нежели в основной игре.

Баланс всегда был самой слабой частью Elden Ring: во время странствий по Междуземью он постоянно скачет от уровня «Я убиваю всё, что движется» до уровня «Я умираю, если враг не так на меня посмотрит». Здесь же прогрессия куда больше напоминает прошлые игры из каталога FromSoftware: вы понемногу продвигаетесь вглубь разрушенного королевства, учитесь справляться с его угрозами — а игра, само собой, подкидывает вам всё более и более суровые испытания.

Кроме того, в DLC встречаются более простые противники: например, вот эти вот сильные, но неповоротливые кузнецы
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Правда, действует это правило при одном условии: игрок уделил достаточно часов изучению открытого мира. И это, собственно говоря, ещё одна причина для существования новой системы прокачки. Благо новое королевство, созданное дизайнерами FromSoftware, заслуживает самого пристального внимания.

День 4. Карты и легенды

Спустя день после победы над Релланой я одолел Дейна из клана Сухого Листа. Это не какой-то из основных боссов: бой с ним происходит в неприметных руинах городка в стороне от основного тракта.

Нашёл я его следующим образом: добравшись до первого места благодати в локации, названия которой не могу сообщить из-за спойлеров, я наткнулся на записку Дейна, в которой он предложил мне отправиться на восток, чтобы сразиться с ним и доказать своё право называться воином. Я принял вызов — и получил шляпу Дейна и его боевые приёмы, сделавшие из меня знатока кунг-фу.

Мастерство Дейна превращает Погасшего чуть ли не в главного героя Sifu

Больше в этом городке делать было как будто нечего, однако я всё равно решил потратить пару минут на его изучение (и на тестирование новых боевых перчаток). Как оказалось, не зря: на южной окраине городка я набрёл на разлом в земле — и стоило мне найти спуск вниз, как я наткнулся на подземный тоннель, ведущий в деревню на окраине региона, откуда, в свою очередь, тянутся дороги в ещё несколько бонусных локаций.

Я уже говорил о том, что Царство теней гораздо больше Замогилья? Так вот, оно ещё и гораздо запутаннее. Междуземье нельзя было упрекнуть в недостатке вертикальности, но по сравнению с новой картой оно такое же плоское, как Земля для конспиролога.

Вертикальность в Shadow of the Erdtree играет такое большое значение, что временами игру вполне можно зачислить в платформеры
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

В Царстве теней разработчики, по сути, объединили уроки, выученные во время работы над открытым миром Elden Ring, с левел-дизайном первой Dark Souls, Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice. Прямо как королевство Лордран или город Ярнам, этот мир скручен в тугой узел, внутри которого находятся более мелкие узелки, — и разные локации накладываются друг на друга, переплетаются и соединяются в самых неожиданных местах.

В первые же минуты игра демонстрирует вам парящие высоко в небе зелёные острова и мрачные туманные долины, лежащие глубоко внизу, — но на старте вы вряд ли догадаетесь, как туда добраться. В большую часть этих локаций вы доберётесь лишь спустя дюжину, а то и две дюжины часов самым неожиданным маршрутом — причём для этого вам придётся внимательно изучить мир и решить сложные пространственные пазлы.

Местные замки тоже нередко становятся частью таких головоломок. В интервью за полгода до релиза дополнения Миядзаки заявлял, что хочет теснее интегрировать данжи в открытый мир игры; именно это его команда и сделала.

В Междуземье самые крупные подземелья, как правило, стоят где-нибудь на отшибе — здесь же они часто находятся на стыке разных локаций и областей, подобно Церковному кварталу в Ярнаме или королевству Лотрик из Dark Souls 3.

К примеру, Пристанище Теней, крупнейший замок в дополнении, соединяет целых шесть локаций. Отыскать выход в каждую из них — та ещё задача
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

В результате открытый мир Shadow of the Erdtree больше напоминает огромную метроидванию, в которой привычный по Elden Ring геймплей подаётся в концентрированном виде. Здесь всё ещё встречается конвейерный контент в духе солдатских лагерей, но даже его разработчики постарались разнообразить.

Помните рыцарей Горнила, взлетающих на золотистых крыльях? Вчера я забрёл в неприметный форт на окраине карты, зашёл там в неприметную комнату — и встретил босса-рыцаря, вооружённого тем же приёмом. Спустя пару стычек рыцарь пал, а я получил умение Пепел Войны, позволяющее пикировать на противника с воздуха. Оно оказалось очень полезным: с его помощью я победил одного из сюжетных боссов.

Я потерял счёт случаям, когда открывал карту, чтобы изучить её в поисках пропущенных локаций. Иногда мне казалось, что всё, я уткнулся в тупик, — и вдруг передо мной открывались новые секретные проходы, которые вели к новым локациям.

Часть из них содержала ответы на вопросы из основной игры. Многие из этих ответов пугают.

Однажды я нашёл поблизости от поселения Белурат тюрьму — так называется один из новых типов мини-подземелий. Там я встретил призрака одного из узников — и от него узнал, как создавались живые глиняные кувшины, которые можно встретить в Междуземье.

Осторожно, спойлеры!

Для их создания использовались освежёванные заживо люди. Гончары с помощью своих лезвий превращали их в аморфную массу — и помещали её в кувшин.

После такого смотреть на живые кувшины прежним взглядом уже не выйдет
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Леда сказала мне потом по этому поводу: «Эти люди не были праведниками. Они просто проиграли войну».

День 6. Мрачная изнанка

Междуземье, разорённое войной Раскола, не было особенно радостным местом — но оно не идёт в сравнение с Царством теней.

Несмотря на мрачную историю, вселенная Elden Ring манила игроков своими яркими красками и блеском прошедшего здесь золотого века. Блеклые цвета и нависшее над этими землями Древо Упадка куда сильнее напоминают Dark Souls 3 и Bloodborne — и по настроению дополнение куда ближе именно к этим играм.

В аддоне разработчики активно задействуют готическую составляющую своей фирменной эстетики
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

В интервью после анонса Elden Ring Миядзаки говорил, что считает вселенную суровой пустошью, — но Междуземье выглядело как мир, который ещё можно спасти. Земли теней, кажется, потеряли свой шанс на спасение задолго до моего прибытия.

Одним из первых мирных персонажей, которых я встретил на своём пути, была местная служанка Пальцев; она назвала меня сыном шлюхи и предложила убить её либо убираться восвояси. Её тяжело винить. Люди, жившие в этих землях, не были праведниками — но они явно не заслужили уготованной им судьбы.

Войска Мессмера сравняли местные королевства с землёй
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

В одних поселениях все местные жители из-за болезни превратились в похожих на мух насекомых. Другие стёрла с лица земли армия Мессмера и её огненные големы — кошмарные вариации стражей-големов, обречённые скитаться бессловесными и ненасытными воплощениями ужаса по этим пустынным пространствам.

Сам Мессмер Колосажатель, в образе которого явно прослеживаются отсылки на Влада Цепеша, восседает на троне в Пристанище теней. Он истребил народ своей матери по её же приказу — и в награду за это Марика, испугавшись змеиного облика сына, заточила его вместе с армией в Царстве теней.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Подобно тому, как Dark Souls 3 противопоставляла себя первым двум частям серии, Shadow of the Erdtree служит своеобразной антитезой базовой игры. Только если «Души» показывали мир, доведённый до состояния полураспада искусственно растянутой Эпохой огня, то дополнение к Elden Ring демонстрирует мрачную изнанку Золотого порядка.

Даже благословения, которые в основной игре выглядели священным даром, в Shadow of the Erdtree больше похожи на тяжёлый наркотик: один из персонажей дополнения вымаливал у меня благословение Марики в тех же выражениях, в каких наркоман выпрашивает дозу. Да и само Древо Упадка — это тень Древа Эрд, воплощающая всю его дурную изнанку.

Чем дольше смотришь на всё это, тем чаще возникает вопрос: что мог найти Микелла в этих проклятых землях?

День 8. Поисковая команда

На тот же вопрос ищут ответ и главные герои дополнения, которые, как и я, отправились на поиски Микеллы.

Это крайне разношёрстный набор персонажей, когда-то служивших разным лордам Междуземья: здесь есть и сир Ансбах, бывший слуга Мога, и Фрейя, некогда сражавшаяся плечом к плечу с генералом Раданом, и гигант Мур, лишённый материнской любви.

Как сообщила Леда, эту компанию удерживает вместе только вера в Микеллу — не зря ведь Маления говорила, что её брат обладает мудростью и очарованием бога. По этой причине я не раз встречал значимых персонажей возле крестов Микеллы — и это здорово упростило понимание сюжета.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

История Shadow of the Erdtree не стремится охватить судьбу целого конкурента, а фокусируется на судьбе одного-единственного полубога — и это помогло FromSoftware найти тот самый баланс между фирменным повествованием полунамёками и более прямолинейной подачей сюжета, похожей на Sekiro: Shadows Die Twice.

Разумеется, персонажи всё ещё любят говорить загадками и скрывать свои истинные намерения — но отслеживать их квесты всё равно стало легче.

А ещё FromSoftware стала использовать записки — и с их помощью можно понять, куда идти дальше
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Археологический нарратив при этом тоже никуда не делся: как я уже говорил, Царство теней скрывает множество ответов на вопросы из основной игры. Последний из них я раскрыл накануне, когда отправился прогуляться по Лазурному побережью — бонусной области, которая полностью оправдывает своё название: из-за сияющих синих цветов это место выглядит так, словно его пропустили через светофильтр.

На северо-востоке побережья я обнаружил не совсем очевидную тропу — и внезапно очутился в локации, откуда пришли огромные руки-пауки, охранявшие поместье Карии в основной игре, — а также Пальцы, которые диктовали нам свою волю в Междуземье.

Лута на карте DLC разбросано не так много — зато её изучение заполняет многие пробелы в лоре основной игры
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Однако эти бонусные локации содержат в себе именно что бонусные квесты и кусочки лора: всё самое главное вы узнаете, просто следуя по основном маршруту. И хорошо, что основной сюжет подаётся напрямую, потому что ради продвижения по нему вам придётся одолеть немало препятствий, включая колоритных персонажей, выступающих здесь в роли боссов.

День 10. Трудно бить бога

Пока я сражался с Мессмером, он убил меня больше сотни раз — и в этом был виноват только я. Ну почти.

Боссы Shadow of the Erdtree стали главным предметом для обсуждения в любых разговорах o DLC. Игроки обвиняют FromSoftware и лично Миядзаки в том, что у боссов слишком много здоровья, слишком хаотичные приёмы и совсем нет окон для ответных атак между длинными комбо.

Большинство этих утверждений не соответствуют действительности. Причина простая: эти боссы не создают искусственно выкрученной сложности по сравнению со своими товарищами из прошлых игр FromSoftware и уж тем более из Elden Ring.

Более того, уже нашлись профи, которые проходят их без урона. Полюбуйтесь, например, вот на это прохождение Релланы

Во-первых, у пары боссов, в частности, у Золотого гиппопотама, бывает криво настроен хитбокс — что не особенная новость для тех, кто сражался с тем же Железным големом из Dark Souls. Во-вторых, в Shadow of the Erdtree хромает оптимизация — и просадки частоты кадров в критический момент мешают правильно среагировать на приёмы босса.

Ну и, конечно, вторая фаза финального босса — это мем «Random bullshit go!» во плоти, когда на экране происходит столько всего, что очень трудно понять, на что и в какой момент реагировать. Возможно, это исправят патчем: в конце концов, разработчики недавно всё-таки добавили возможность вызвать скакуна во время финальной битвы в оригинальной игре.

Иногда доходит до того, что вы застреваете на боссе дольше положенного — что и случилось со мной, когда я дошёл до Мессмера. Каждый раз, когда я говорил себе: «Хватит биться о стену, нужно пойти поискать благословения», судьба и моё любопытство направляли меня именно в те области мира, где благословений не было.

Прохождение битвы с Мессмером

Но в остальном, если я где-то и застревал, то винить стоило исключительно себя. К примеру, тот же Мессмер, на которого я потратил больше сотни попыток, сражался доблестно и честно: заранее через анимации давал возможность догадаться про атаки, открывал окна для ответных ударов, даже предоставил место благодати прямо перед ареной, чтобы я мог отдохнуть и в любой момент вернуться, — но нет, я продолжал проигрывать, злиться и вновь идти проигрывать.

А в конечном счёте понадобилось всего ничего: выучить комбо босса, побороть соблазн перекатываться назад или лечиться в неподходящий момент — а также научиться втискиваться в тесные, но частые окна для ответных атак. Всё как в Dark Souls.

Дизайн боссов вообще демонстрирует удивительную преемственность: эти противники развивают многие идеи из Dark Souls — как геймплейные, так и сюжетные. Тот же Мессмер Колосажатель представляет собой явного собрата Безымянного короля — ещё одного королевского отпрыска, отправленного в изгнание за связи с богохульными созданиями.

В свою очередь Ромина Святая Цветочных Бутонов — это кислотный гибрид Квилег и Скорпиона Нажки: наполовину женщина, наполовину членистоногое, больное таинственной хворью. Гниющий рыцарь и внешне, и по атакам напоминает Сироту Кос. Ну и, разумеется, финальный босс представляет собой явный оммаж одновременно Арториасу и принцам Лотрику и Лориану.

Меч Гниющего рыцаря сильно напоминает плаценту, которой нас бил Сирота Кос
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Разумеется, в первую очередь такие взаимосвязи — результат того, что команда FromSoftware целых 15 лет совершенствовала геймплейные идеи, берущие начало ещё в Demon’s Souls.

Однако в Shadow of the Erdtree уже знакомые мотивы находят ещё одно применение: они помогают разработчикам вывести на первый план посыл, который лежит в основе всех произведений FromSoftware. И это приводит нас к финальному повороту сюжета.

День 11. Последний

Нельзя сказать, чтобы этот поворот был совсем неожиданным. На то, что Микелла вовсе не так добр, как о нём говорят, намекала ещё основная игра, а Shadow of the Erdtree уже с середины начинает по крупицам раскрывать его истинный план — если вы, конечно, выполняете соответствующие квесты.

Однако, когда я всё-таки поднялся по последним ступеням последнего пролёта лестницы Энир-Илим, финального замка в игре, и узнал наконец, что действительно задумал Микелла, правда оказалась гораздо хуже.

Осторожно, спойлеры!

Помните, как в начале текста я назвал Мога злодеем? Так вот, на самом деле Мог в этой истории — жертва. Микелла пообещал Повелителю Крови трон, но на самом деле ему нужно было лишь тело Мога: его сын Марики собирался использовать в качестве оболочки для возрождённого генерала Радана.

Именно Радана будущий бог выбрал в качестве настоящего консорта. Именно ради того, чтобы возродить его, Микелла отправился в Царство теней — ведь именно здесь находят покой души умерших. Там он обосновался на вершине Башни Теней и стал ждать смерти генерала у врат, сложенных из человеческих тел.

По сути, мы сражаемся с телом Мога, замаскированным под Радана
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Как Микелла сумел убедить стольких Погасших и прочих существ отправиться на поиски? Очень просто: он заколдовал их точно так же, как Мога и Малению, заставив сражаться и умирать ради себя.

Сам Микелла при этом любить не умеет: во время своих странствий он отринул не только свою плоть и кровь, но и способность к состраданию. Эту часть своего существа, прозванную Святой Триной, Микелла спрятал в самом дальнем уголке Царства теней в надежде, что её никто не найдёт.

Святая Трина — часть Микеллы, от которой он предпочёл избавиться
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

В этом плане Микелла, который проповедует милосердие, на деле ничем не отличается от своей матери. Он точно так же использует людей ради своих амбиций. Он точно так же отказался от всего человеческого на пути к власти.

Таким образом, сын Марики стал ещё одним воплощением излюбленного мотива FromSoftware — дороги в ад, вымощенной благими намерениями. Микелла, так же как Марика или Гвин, воспринимает себя в качестве спасителя и не замечает, что одни только его способы достижения цели причиняют миру больше зла, чем самая страшная угроза, которую он создал в своём воображении.

И как справедливо замечает полубог, мы, Погасшие, тоже не сильно отличаемся от них.

В один из последних дней в стороне от основного маршрута я наткнулся на Игона — охотника на драконов, чьи тело и душу искалечил ужасный дракон Бэйл. Ноги отказывались служить Игону, он до смерти боялся своего врага — но всё равно полз в гору, чтобы отомстить за нанесённую обиду.

В один момент силы совсем покинули его — и тогда, будучи при смерти, он отдал мне свой палец, чтобы я смог призвать его в битве с драконом. Именно это я и сделал — и услышал один из лучших монологов в истории FromSoftware, в котором Игон проклинает Бэйла и грозится изрешетить его чешую градом из гарпунов.

Весь этот квест, разумеется, представляет собой адаптацию сюжетной линии Ахава из романа «Моби Дик» — капитана корабля, одержимого идеей мести огромному киту за то, что зверь отнял его ногу. Однако в контексте игры FromSoftware у него есть ещё одна интересная параллель.

Дело в том, что до того, как стать охотником на драконов, Игон был трусливым мародёром — но в один день он узнал о ритуале поглощения сердец драконов и обрёл своё призвание. Этот сюжетный поворот перекликается с многочисленными историями фанатов о том, как творения Миядзаки помогли им выбраться из депрессии, позволив испытать триумф от победы в суровом испытании, — и в обоих случаях эта победа над самим собой достигается путём насилия.

Вопрос, адресованный Микелле, можно задать и самому протагонисту
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Да, мы оправдываем себя тем, что этот мир и так сломан, поэтому наши действия в конечном счёте пойдут на благо — но так ли это? Мы приходим убить Мога просто потому, что он, с его рогами и магией крови, выглядит как злодей. Мы истребляем целые народы на пути к трону Элдена — просто потому, что нам сказали это сделать.

И каждый сложный босс, каждый сложный эпизод становится для нас собственным Моби Диком — вызовом, который необходимо принять, чтобы доказать самим себе, что мы способны с ним справиться.

Это не первый случай, когда игра FromSoftware заставила меня поставить под сомнение собственные мотивы, — но это был первый случай, когда она сделала это настолько открыто.

Разумеется, я всё равно сразился с финальным боссом: во-первых, потому что злодея нужно было остановить, а во-вторых, потому что это видеоигра про битвы со сложными противниками. И это была долгая и зрелищная — хотя и переусложнённая, на мой взгляд, битва.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Однако в итоге она принесла скорее не триумф, а грусть — и от того, что всё закончилось, и от осознания того, что моими стараниями этот пустой умирающий мир стал ещё более пустым и мёртвым. И в этом плане Shadow of the Erdtree тоже представляет собой квинтэссенцию творчества FromSoftware.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована