Гайд по прокачке в Baldur’s Gate 3
Рассказываем, какие навыки следует улучшать и в какие характеристики вкладываться.
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios
Baldur’s Gate 3 создавалась по правилам настольной версии D&D пятой редакции. И прокачке в печатном руководстве к настолке уделено самое пристальное внимание. Та же скрупулёзность в развитии персонажа была аккуратно перенесена студией Larian и в видеоигру.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Характеристики как основа для любого билда
Все характеристики в Baldur’s Gate 3 хорошо знакомы любому поклоннику RPG вообще и D&D в частности. В этом плане в книге правил пятой редакции для настолки не появилось ничего нового, и студия Larian также не стала добавлять никакие элементы в систему генерации и прокачки персонажей.
При получении уровней вы сможете улучшать любые характеристики, но требования баланса позволят делать это лишь раз в четыре уровня.
Максимальный уровень прокачки в Baldur’s Gate 3 — 12-й, поэтому прибавку мы получим лишь трижды. Это немного, хотя в раннем доступе игра и вовсе предлагала всего 10 уровней. Поэтому не будем забывать о магическом снаряжении и артефактах, поскольку при грамотном планировании показатель характеристик можно ощутимо поднять.
Главное, помните: реальная прибавка засчитывается правилами, если вы прокачаете характеристику на два пункта от исходного значения. Например, увеличение показателя силы с 10 до 11 не даст эффекта. А вот с 11 до 12 (при изначальных 10) — это уже +1 к атаке, урону, проверкам на силу.
Когда доберётесь до левелапа с прибавкой к характеристикам, проведите инспекцию инвентаря (который быстро захламляется ржавыми железками, свечными огарками и прочей ерундой). У вас есть обруч со значением «+1 к харизме», который можно надеть на барда? Поднимайте харизму ещё на единичку очками опыта — и вот уже стартовый показатель в 14 единиц достиг отметки в 16. И бард стал ощутимо круче, усилился эффект его музыки и заклинаний. Словом, улучшайте характеристики до чётного числа — и почувствуете разницу.
Также есть смысл поднять хотя бы до 10 те характеристики, в которых вы отстаёте, — так вы избежите штрафов. Волшебник с ловкостью 9 или меньше не сможет успешно отстреливаться из арбалета, израсходовав запас заклинаний.
Одной, а то и двумя характеристиками можно пожертвовать, не вкладывая в неё очки при генерации героя (и тем более при прокачке). Варвару, скажем, харизма ни к чему, просто держите его подальше от любых переговоров.
Кратко опишем характеристики и эффект их прокачки.
Сила
Визитная карточка воинов и варваров. Пригодится почти любому классу для ближнего боя. Определяет силу атаки, шанс попадания, объём переносимой поклажи, вес передвигаемых предметов и многое другое. Магам и колдунам качать силу не нужно вообще. Их тактика — избегать ближнего боя, полагаясь в критической ситуации на гранаты и зажигательные смеси, если запас заклятий был исчерпан в затяжной битве.
Ловкость
Не менее важная в бою характеристика. Помогает уклоняться от ударов и вражеского колдовства. Главный показатель для лучников. Некоторые изящные виды оружия вроде рапиры наносят урон, зависящий от числа очков ловкости, а не от силы. Также на ней основано большинство воровских проверок. Монах с высоким показателем ловкости станет использовать её значение, игнорируя силу. Обязательно качаем ловкость плуту или воину-стрелку.
Выносливость
Определяет размер шкалы здоровья. Важный показатель, но колдуны и лучники могут его игнорировать.
Интеллект
Как ни странно, но в обязательном порядке прокачивать эту характеристику нужно только волшебникам. С высоким интеллектом эти господа накладывают чары мощнее и точнее, а также увеличивают число ячеек в колдовской книге. Интеллект также очень важен для многих проверок в диалогах и небоевых квестах. Но для этого вам будет достаточно одного умника на всю команду.
Обратите внимание, что поменять персонажа из вашей команды, ведущего диалог, можно прямо в ходе беседы — это позволяет сделать крохотная пиктограмма в нижнем левом углу экрана. Не давайте обаятельным, но глупым следопытам разговаривать с NPC о науке!
Мудрость
Жрецы и друиды пользуются для чародейства именно мудростью. Здесь всё работает точно так же, как и с интеллектом волшебников. Этот навык усиливает проверки на проницательность. Следопытам, которые колдуют с помощью мудрости, тратить на это опыт всё же не стоит, ведь они творят свои чары от случая к случаю. Да и волшебство у них слабоватое, годится только как вспомогательное средство. А вот друидам и жрецам очки опыта для увеличения мудрости не помешают.
Харизма
У одного из бойцов вашей партии этот показатель должен быть максимально развит. Хорошо бы это был бард или колдун: обаяние придаёт силу их магии. Также этот показатель очень важен для диалогов. Помните: Baldur’s Gate 3 не только и не столько о сражениях. Слово здесь частенько острее меча.
Разные умения тоже привязаны именно к характеристикам. Высокий показатель силы улучшает атлетику и даст вам возможность успешно толкнуть противника (в огонь жаровни или со скалы, желательно).
Ловкость качайте для улучшения скрытности, ловкости рук и акробатики (шанс избежать падения). Интеллект определяет не только умение волшебника, но и знание религии, природы, истории, а это пригодится при исследовании мира. Вкладывая драгоценные очки опыта в мудрость, вы улучшаете навыки медицины, проницательности и, главное, внимания. Внимание нужно для обнаружения скрытых проходов, рычагов и механизмов, а Baldur’s Gate 3 просто напичкана ими. Повышая характеристику харизмы, вы станете лучше вести диалоги, обманывать и запугивать. Это пригодится не только для квестов и получения информации: успешный обман часто поможет избежать трудного или даже безнадёжного боя — например, на сторожевом корабле тёмных гномов в Подземье.
Мультикласс: за и против
Когда ваш отряд немного подкачается, с очередным поднятием уровня игра предложит выбрать второй класс. Это, без сомнений, интересный опыт, но при этом нужно проявить внимательность ещё большую, чем при генерации персонажа с нуля. Выбирайте такое сочетание классов, которое будет использовать как основу одинаковые характеристики. То есть воин-варвар, впадающий в состояние берсерка и по-воински бьющий без промаха, — это рабочий билд, ведь вы используете высокий показатель силы и выносливости для обоих классов. А вот волшебник-священник при прокачке вызовет множество неудобных вопросов: ведь волшебнику для чар нужен интеллект, а священнику для божественной магии понадобится мудрость.
И главное: выбор мультикласса автоматически заблокирует для вас верхнюю планку умений каждой профессии. А ведь классы заклинателей и рассчитаны на максимальный уровень прокачки — именно элитные чары оправдают те страдания, что испытал игрок с волшебником низкого уровня. Хотите вызывать на поле боя непобедимую нежить или одним заклинанием лечить весь свой отряд? Качайте чистого волшебника или колдуна.
Особенности прокачки разных классов
В Baldur’s Gate 3 есть масса особенностей при развитии классовых умений. Если характеристики у всех типов авантюристов одинаковые, то дальше начинаются нюансы.
Воин может освоить определённый стиль боя, а при дальнейшем повышении уровня — выбрать ещё один. Всего таких стилей шесть. Сделать правильный выбор поможет простая логика. Если вы изучили бой с парным оружием, то не стоит брать вторым стилем использование щита: ведь вы уже не сможете размахивать двумя саблями, одна рука будет занята. Лучше выбрать стиль, улучшающий ношение доспехов и дающий прибавку к классу брони. Причём у воина появляется и доступ к подклассам — это физически развитый Чемпион, Мастер битвы, знающий слабые места противника, или Потусторонний рыцарь с навыками волшебника.
А вот бард должен определиться с принадлежностью к коллегии, выбирая подкласс. Коллегия знаний улучшит способности лекаря, а Коллегия отваги — воинские таланты. А плут, достигший третьего уровня, может пойти путём трикстера и научиться творить магические фокусы.
Каждый класс по ходу прокачки открывает свои специфические развилки в улучшении умений. Внимательно читайте описания, ориентируйтесь на свой стиль игры и не прогадаете. В Baldur’s Gate 3 к всего 46 подклассов, и не все они равны по эффективности. Например, упомянутый Чемпион со своими критическими ударами выглядит лучше Потустороннего рыцаря с чарами первого уровня.
Вдохновение как ресурс
Кроме очков опыта при прокачке вам стоит набирать побольше вдохновения. Оно не улучшит характеристики и навыки персонажа, но имеет не меньшую ценность, чем поднятие уровня. Баллы вдохновения нужны для того, чтобы перебросить кубики при неудачной проверке (на интеллект, к примеру).
Собирать очки вдохновения нужно, совершая поступки, соответствующие вашей предыстории (предыстория выбирается на стадии создания персонажа). Например, плут с предысторией «Бродяга» наберёт вдохновения, впечатлив уличных мальчишек воровскими трюками.
Тратьте очки вдохновения экономно и старайтесь собирать их при каждом удобном случае — для этого тщательно исследуйте мир и почаще общайтесь с NPC.
Черты появляются со временем
В ходе развития персонажа у вас появится возможность обзавестись чертами, дающими те или иные бонусы. Перечень черт обширен, и их ценность для прохождения очень разнится.
Ваш священник, к примеру, может обрести черты друида и станет немного колдовать в духе защитника природы. Или ваш волшебник станет вдобавок немного колдуном. Но ключевое слово здесь — немного, особой ценности такие навыки не будут иметь по определению.
А вот черты, улучшающие броски кубика, брать нужно обязательно. Ведь знаменитый многогранник вы будете видеть довольно часто. И обезвреживание ловушек, и осмотр обескровленного вампиром трупа потребуют удачного броска. Поэтому такие черты, как «Счастливчик», берём в обязательном порядке: вы станете бросать сразу два кубика, и результатом станет большее число.
В мире животных
Очень рекомендуется освоить перк «Разговор с животными». На первый взгляд, польза от него невелика. Но он даст возможность пообщаться с любым животным, а фауна мира Baldur’s Gate 3 богата и разнообразна.
Мало того что разговоры с братьями меньшими вас обязательно позабавят, так они ещё и будут полезны для получения информации и продвижения по сюжету. Допустим, крыса сообщит, что «внизу» скрыто что-то странное. А подземные буйволы не только расчистят вход в тайную кузницу, но и помогут отмутузить патруль тёмных гномов.
Если такие классы, как друид, имеют доступ к разговорам с животными по умолчанию, то варвару и паладину нужно выбрать правильный подкласс по достижении третьего уровня. Варвар должен стать варваром Дикого сердца, а паладин — принести Клятву древности.
* * *
Прокачка в игре очень гибкая, мы лишь обозначили некоторые ключевые позиции. Экспериментируйте с набором характеристик, билдами, классами и подклассами. В Baldur’s Gate 3 это целый пласт игрового опыта и удовольствия.