5 навыков педдизайнеров, которые уже меняются из-за применения нейросетей
Как методистам идти в ногу со временем и не отстать в эпоху ГИИ? Эксперт проанализировала, какой набор навыков пригодится уже сейчас.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Сегодня уже понятно, что нейросети не заменят методистов и педдизайнеров. Не заменят, но на саму суть работы значительно повлияют как на практическом, так и на психологическом уровнях, уверена бывшая научная сотрудница Кембриджского университета, создательница системы проектирования обучения DOMS™️ и спикер TEDx, доктор Филиппа Хардман. Свои выводы о том, как генеративный искусственный интеллект меняет навыки разработчиков обучения и на что уже сейчас нужно обратить внимание, эксперт сформулировала в колонке «Педдизайнер в мире пост-ИИ». Кратко пересказываем её.
Как педдизайнеры будут взаимодействовать с ГИИ
Прежде чем привести список новых (или же старых, но в новой упаковке) навыков, Филиппа Хардман поясняет, как вообще, по её мнению, будет выстроено взаимодействие педдизайнеров с генеративным искусственным интеллектом. Для этого, отмечает эксперт, сегодня есть две модели.
Первая модель — делегирование. ГИИ здесь отводится роль помощника, а человеку — творца. Например, в разработке курса нейросеть займётся разработкой контента, обработкой информации от эксперта, переводами, а также проанализирует данные учащихся. Сам же методист возьмёт на себя разработку идей, стратегическое планирование и коммуникацию со стейкхолдерами. В этой модели работа будет проходить быстро и относительно эффективно.
Вторая модель — партнёрство. В ней ГИИ выступает не только исполнителем, но и советчиком, партнёром, к нему обращаются на каждом этапе разработки за условным мнением. В пример автор статьи приводит этапы разработки курса по модели ADDIE:
- На этапе анализа ГИИ поможет получить инсайты из большого объёма данных и предложит варианты учебных целей, тогда как методист проведёт глубинные интервью, отберёт и «отполирует» проблемы и цели.
- На этапе дизайна и разработки методист сможет в диалоге с ГИИ сгенерировать идеи для программы и учебных активностей.
- На этапе внедрения и оценки получит обратную связь и вместе с нейросетью придумает, как доработать курс.
Филиппа Хардман отмечает: именно партнёрство, вероятно, — оптимальная стратегия для взаимодействия с ГИИ, что уже подтверждают новые научные исследования. Такой подход, конечно, не может не сказаться на наборе необходимых методистам и педдизайнерам навыков.
Какие навыки педдизайнеров изменит ГИИ
По мнению Хардман, хорошая новость заключается в том, что сама роль педдизайнера сохранится. Однако практически все навыки в итоге так или иначе будут скорректированы. Ниже перечислим, каких навыков это коснётся.
Глубокое понимание наук и теорий об обучении
Конечно, педдизайнеры и так прекрасно знакомы с ключевыми теориями обучения (например, бихевиоризмом, когнитивизмом, конструктивизмом и другими), моделями проектирования и другими важными для создания курсов вещами.
В мире победившего ИИ эти знания также понадобятся, однако уже не сами по себе. Поверхностным знанием теории больше не обойтись: необходимо будет глубоко погрузиться в предмет, понимать нюансы, чтобы верно давать указания нейросети-помощнику, а главное — оценивать затем качество полученных ответов. В этом заключается то самое партнёрство между человеком и ГИИ: искусственный интеллект выполняет и творческую, и рутинную работу, а от человека потребуется опыт и умение отличить хороший результат от посредственного.
Анализ данных
Педдизайнеры уже научились работать с данными: изучать аудиторию, проводить аудит курсов, проверять эффективность образовательных продуктов. Нейросети возьмут на себя основную работу по обработке данных, смогут дать определённые инсайты на этот счёт.
Это не значит, что разработчикам обучения можно будет просто положиться на помощников — придётся, во-первых, овладеть определённым набором инструментов, чтобы ставить искусственному интеллекту задачи. Во-вторых, необходимо будет также уметь взаимодействовать с результатами — делать выводы на основе полученных данных. Но главное, разработчикам придётся самостоятельно принимать решение о том, как использовать эти данные, чтобы построить персонализированное, а порой и точечное обучение.
Стратегическое и критическое мышление
Если ГИИ способен отчасти помочь с творческой частью, то за стратегию будет отвечать человек. Стратегическое мышление понадобится для того, чтобы строить не просто обучение, а целые учебные экосистемы — понимать, какие оптимальные инструменты выбрать, как совмещать разные подходы и возможности в единый опыт.
Критическое мышление для педдизайнеров также будет особенно важным навыком — оно понадобится, чтобы оценить качество и актуальность произведённого ГИИ контента. Кроме того, разработчикам придётся взять на себя решение проблемы доверия к искусственному интеллекту — ведь часто в отношении результатов его работы у людей возникают сомнения.
Примечательно, что именно это показало небольшое исследование, проведённое Филиппой Хардман среди коллег-педдизайнеров: она выяснила, что сами специалисты относятся к ГИИ с подозрением, несмотря на то, что в умелых руках он становится крайне эффективным инструментом. Однако победы ГИИ педдизайнеры склонны приписывать людям, а вот провалы людей — нейросетям.
Умение писать промпты
Среди принципиально новых навыков доктор Хардман выделила умение писать промпты — то есть чётко формулировать запросы, чтобы ГИИ выдал нужный результат. Кажется, что это довольно просто, но на самом деле такая работа сегодня сравни искусству. Отчасти это меняет и подход к работе педдизайнеров в целом.
«Хотя создание контента по-прежнему остаётся одной из ключевых обязанностей, педдизайнеры теперь часто выступают в роли кураторов и разработчиков контента, созданного ИИ, а не создают всё с нуля. Акцент переносится на инженерные навыки, позволяющие направлять ИИ в процессе создания исходного контента, а затем применять навыки критического анализа, оценки и доработки, чтобы обеспечить соответствие созданного ИИ материала целям обучения», — объясняет Филиппа Хардман.
Управление проектами и рабочим процессом
Разработчики и раньше часто выступали как менеджеры, отвечая за весь цикл разработки учебных продуктов и проектов. Однако одно дело — взаимодействовать с людьми, а другое — включить в этот процесс нейросети. Теперь потребуется умение разбираться, какие задачи можно поручить членам команды, а какие — ГИИ. Естественно, для этого потребуется глубокое понимание и самих задач, и особенностей работы всех участников процесса.
В конечном счёте, отмечает Филиппа Хардман, изменения для педдизайнеров произойдут на двух уровнях. Первый — практический, тот, что потребует пересмотра знаний, навыков и инструментов для работы. Однако перестраиваться придётся и на втором уровне — психологическом. Ведь партнёрство с ГИИ означает, что разработчикам придётся отдать как минимум часть контроля над процессом создания курса нейросетям. А это значит, что границы между тем, на что способен человек, а на что — машина, размоются ещё сильнее.
«Признание того, что эта грань размыта, и изменение конфигурации того, что это означает для наших ролей, обязанностей и ключевых навыков, является огромным, экзистенциальным шагом для педдизайнеров и рабочей силы в целом», — резюмирует Филиппа Хардман.