Дизайн
#Интервью

«В шрифтовом дизайне стало больше экспериментов и свободы»

Илья Рудерман рассказал об истории магазина type.today, сложностях шрифтового бизнеса в России и тенденциях в мировой типографике.

Илья Рудерман ― дизайнер шрифта, графический дизайнер, консультант и специалист по кириллице. Вместе со шрифтовым и графическим дизайнером Юрием Остроменцким основал шрифтовую студию CSTM Fonts и магазин шрифтов type.today.

Из интервью вы узнаете:

О создании шрифтовой студии CSTM Fonts

Восемь лет назад мы с Юрой Остроменцким вышли из всех проектов, в которых работали, и решили создать шрифтовую студию. Так в 2014 году на свет появилась CSTM Fonts. До этого мы много лет занимались заказными шрифтами, разрабатывали кириллицу для западных студий, выступали в роли консультантов по кириллице.

Вначале мы с Юрой всё делали сами, но за пару лет студия немного выросла, и теперь мы приглашаем молодых и талантливых авторов. Например, иногда зовём дизайнеров Аню Данилову, Мишу Струкова, Никиту Канарёва, Толю Дудко, Дашу Зоркину, Ольгу Панькову.

Создание шрифта ― трудоёмкий процесс. На один может уходить до года, поэтому у нас нет задачи выпустить как можно больше шрифтов, главное — качество и оригинальность.

Об истории магазина type.today

Первым шрифтом, который мы создали в CSTM Fonts, стал Kazimir. Сперва мы опубликовали его на MyFonts, но довольно быстро поняли, что эта площадка нам не подходит. За довольно большие роялти MyFonts практически никак не помогает в промотировании шрифта. Они, по сути, всего лишь предоставляют доступ к своей аудитории. Нет никакой экспертизы, из-за этого не получается подчеркнуть качество шрифта. В результате в одном ряду с превосходными трудоёмкими проектами публикуются сырые работы, выполненные за пару дней. В таком потоке совершенно разных по уровню шрифтов пользователю очень сложно сориентироваться, а качественные проекты тонут в огромном количестве новинок.

Страница шрифта KAZIMIR на витрине type.today. Скриншот: type.today

Мы поняли, что кириллическому шрифтовому рынку не хватает ещё одного маркетплейса, а рынку шрифтов в принципе — экспертизы, гарантии качества, отбора антикварного от актуального. Тогда мы решили создать свою коллекцию. Так в 2016 году возник магазин type.today.

В самом начале нам очень помог Кристиан Шварц ― дизайнер шрифта, один из основателей студии Commercial Type. Он разрешил распространять на кириллическом рынке его шрифты, и благодаря этому наша идея открыть небольшую витрину трансформировалась в нечто более масштабное.

Трудностей в самом начале работы было хоть отбавляй. Пришлось учиться абсолютно всему. Спасло то, что команда подобралась хорошая. Ирина Иванова создала логотип в виде дырочки, студия Perushev & Khmelev помогла с разработкой сайта, Пётр Сутупов сделал лаконичный дизайн. Ирина и Даниил Рудерманы уладили юридические моменты ― подготовили лицензионные соглашения, сопроводительные бумаги, документы. Стартовый период длился около года.

О каталоге tomorrow

Tomorrow — подпроект type.today, вторая коллекция с экспериментальными шрифтами. Это совсем другой мир, со своими фишками. Этой витрине всего полтора года, она предназначена для ярких, быстрых, оригинальных шрифтов, у которых, может быть, не суперширокая касса или нет каких-то фич — зато есть выразительная графическая идея. Этот подход позволяет приглашать совсем молодых авторов.

Здесь работает экспериментальная система лицензирования по пакетному принципу. Она даёт покупателю возможность получить все права на любое использование шрифта и сделать это максимально быстро и просто — вся логика умещается в одной простой таблице.

Страница tomorrow в Instagram

У tomorrow есть свой аккаунт в Instagram, который курирует третий участник проекта — дизайнер Тимур Зима. Тимур публикует интервью, собирает и репостит работы молодых типографов и дизайнеров. Иногда в партнёрстве с музыкантами он даже выпускает какие-то специальные плейлисты, ну и, конечно же, создаёт много красивых картинок со шрифтами из коллекции.

О шрифтах type.today и tomorrow

Сейчас в основной коллекции type.today порядка 60 шрифтовых семейств, а в каталоге tomorrow — 15. Мы не гонимся за количеством. Наши ориентиры ― качество, особенно качество кириллицы, и актуальность.

О журнале type.today

Ещё у нас есть журнал. С ним связано много классных инициатив. Например, каждый месяц мы поручаем какому-нибудь молодому дизайнеру или студии вести наш инстаграм* — ежедневно публиковать картинки со шрифтами из нашей коллекции. А после берём интервью, где временные хозяева нашего аккаунта рассказывают о себе и о том, как им работалось с нашими шрифтами. Нам кажется, это хорошая возможность рассказать не только о наших шрифтах, но и об интересных дизайнерах и студиях.

Мы инвестируем в просвещение, рассказываем, зачем выбирать наши шрифты, почему они классные, но не только. Пишем о том, как вообще отличить хороший шрифт от плохого, рассказываем о правилах микротипографики, о тонкостях лицензирования, публикуем выборку важных новостей в профессиональном сообществе, берём интервью у разных шрифтовых и графических дизайнеров, обсуждаем с ними, что такое актуальный, сегодняшний шрифт.

Журнал ― важная часть работы. Это наша площадка и для экспертизы в кириллице. С самого начала мы публикуем все материалы на двух языках — русском и английском. Мы считаем, что профессиональное сообщество не должно иметь границ: ни географических, ни политических, ни социальных.

Мы стремимся к тому, чтобы люди, читающие на кириллице, были максимально интегрированы в мировой контекст, а англоязычные читатели имели возможность увидеть, сколько всего интересного, свежего и уникального происходит на постсоветском пространстве.

Скриншот: журнал type.today и tomorrow

О латинице и кириллице

Для нас латиница и кириллица — это единое целое. Мы одинаково хорошо владеем и той, и другой письменностью.

Но у кириллицы есть особенности. Её можно сравнить с гравицапой — фантастическим устройством из фильма «Кин-дза-дза!». Это нечто, собранное из разных частей. В кириллице есть и своя история, и заимствования из других систем письменности: глаголицы, греческой, латинской, еврейской. Странный зверёк, в общем. В кириллице много внутренних традиций, которые превратили её в довольно вариативную систему письменности. У неё свой голос, свои возможности и свои ограничения.

Раздел «Кириллица» в журнале type.today и tomorrow

Об особенностях шрифтового бизнеса в России

Вести шрифтовой бизнес в России непросто и дорого: много бюрократических процедур, постоянно меняются законы и регламенты, растут налоги, валютное законодательство также не упрощает работу. Из-за сложностей с онлайн-кассами, например, приходится отправлять покупателям по три чека, в то время как во всём мире прекрасно обходятся одним. В итоге мы тратим силы и средства на документы, а могли бы создавать больше классных шрифтов.

Тем не менее мы бы так долго не продержались, если бы шрифтовой бизнес не приносил дохода.

Каким бы был бизнес, если бы не кризисы и деградация экономики в стране? Наверное, он был бы на порядок лучше. В условиях кризиса многие компании начинают экономить, и дизайн зачастую оказывается одной из первых статей расходов, которую сокращают. Этим объясняется спрос на бесплатные шрифты, из-за которых часто страдает уникальность, а иногда и общее качество проекта.

Верю, что наступит светлое будущее для студий, магазинов и всего шрифтового бизнеса, и мы увидим кириллические страны экономически сильными, способными инвестировать в культуру и вести успешные проекты.

Важно, чтобы компании в этих странах могли пользоваться классными тиражными или даже заказными шрифтами, а не вынужденно обращаться к коллекции Google Fonts. В ней всё очень печально с кириллической частью, у нас в журнале даже есть рубрика, где мы показываем, какие бесплатные шрифты пригодны, а какие — совсем нет.

О будущем студии, магазина и журнала

В планах ― продолжать в том же духе: инвестировать в просветительские проекты, помогать талантливым дизайнерам развиваться в мире шрифтов.

С одной стороны, задача магазина type.today — собирать по миру самые актуальные и качественные кириллические проекты, а с другой — рассказывать миру о талантливых кириллических дизайнерах. Вот этим всем мы и продолжим заниматься.

О тенденциях в мировой типографике

В типографике и шрифтовом дизайне стало меньше канонов, ограничений, правил, больше экспериментов и свободы. Порой соединяются невообразимые графические логики, которые и представить рядом было сложно. Но такие шрифты выстреливают, становятся популярными. Особенно ярко это видно в коллекции tomorrow.

Витрина tomorrow

Уровень шрифтового дизайна, компетенций на рынке растёт, качество и сложность шрифтов прогрессируют, меняется техника. В 2016 году, например, появился формат вариативных шрифтов ― условно живых, анимированных. Всё чаще и больше шрифтами интересуются молодые дизайнеры, что приводит к росту конкуренции и появлению большего количества прорывных идей.

Бонус. Три совета для тех, кто хочет открыть свою студию

  1. Не бойтесь принимать решения, работать на себя, получать опыт. Во всём этом ― свобода! И это прекрасно.
  2. Спрашивайте совета. Шрифтовой мир очень дружелюбный, всегда найдётся тот, кто поможет, подскажет и покажет.
  3. Не стесняйтесь рассказывать о себе, объяснять свои идеи, делиться вашим мировоззрением и ценностями.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована