Дизайн
#Интервью

«„Типомания“ — это страсть к буквам, страсть к коммуникациям»

«Типомания» ― одно из главных дизайн-событий года. Мы расспросили организаторов о фестивале, влиянии дизайна на культуру и проблеме выбора.

Фестиваль «Типомания» проходит уже в десятый раз. Помимо выставки в Музее Москвы и нескольких конкурсов, в его программе традиционная конференция, которая состоится 22, 23, 30 и 31 мая. Что отличает фестиваль этого года от прошлых лет ― все лекции проходят онлайн, а значит, доступны из любого города.

Мы поговорили с организаторами фестиваля ― Александром Васиным и Натальей Вельчинской.

Наталья Вельчинская и Александр Васин

Дизайнеры, организаторы фестиваля «Типомания» — одного из ведущих российских дизайн-фестивалей. «Типомания» существует с 2012 года и посвящена шрифту, типографике и визуальным экспериментам.

Из материала вы узнаете:


Тема фестиваля этого года ― «Проблема выбора». Почему именно такая?

Александр: Мы, как и все дизайнеры, постоянно сталкиваемся с проблемой выбора. Вообще, часто самое сложное в нашей профессии ― выбрать. Просто наплодить много решений ― большого ума не надо.

Наталья: А пока мы выбирали тему для фестиваля этого года ― обдумывали одну, другую, третью, ― обнаружили, что выбрать очень сложно. И внезапно поняли, что «Проблема выбора» и есть тема.

Александр: А ещё на эту тему нас натолкнул момент, когда мы решали, какой в этом году у «Типомании» будет дизайн. Мы открыли конкурс и предложили всем желающим сделать свою айдентику фестиваля. Пришли разные варианты, некоторые очень интересные. Тут мы тоже с выбором помучились немножечко.

А как эту тему интерпретировали участники?

Александр: Очень по-разному. Для кого-то это самая главная проблема ― выбрать. А для кого-то такой проблемы вообще нет ― человек сразу видит лучший вариант, сразу его чувствует. Наши лекторы темы выбора тоже будут касаться: расскажут о своей работе и о том, как они для конкретных задач выбирают тот или иной шрифт, то или иное решение.

Какую роль играет «Типомания» в мировом дизайнерском сообществе?

Александр: Точно играет роль. Может, не первостепенную, но в 15 главных фестивалей, посвящённых типографике и вообще графическому дизайну, «Типомания» однозначно входит. И это жутко приятно, потому что наш фестиваль независимый ― мы всё делаем с Натальей вдвоём. Когда мы приглашаем героев принять участие в выставке или конференциях, нередко слышим ответ: «Да, мы знаем про „Типоманию“. Мы слышали о вас. Для нас большая честь, очень интересно». Это приятно.

Наталья: Можно судить и по тому, кто присылает ролики на видеоконкурс, ― часто это студенты из совершенно разных стран, иногда совсем неожиданных ― Турции, Тайваня, стран Латинской Америки. Видимо, мы есть в рейтингах и списках, поскольку круг участников, вузов, из которых приходят работы, очень широк.

Вы проводите выставку, конференцию, конкурсы плаката и видео.

Есть какие-то форматы, которые ещё не охвачены, но которые хотелось бы охватить?

Александр: «Типомания» ― это страсть к буквам, страсть к коммуникациям. Нам интересны любые языки, и чем более они странные и нам незнакомые, тем лучше. Нет такой границы, за которую мы не хотели бы заглянуть. Есть масса смежных с типографикой жанров — например, театр, кино, классическая и экспериментальная музыка, прикладное искусство, танец, архитектура, поэзия. Всё интересно.

Нет такой границы, за которую мы не хотели бы заглянуть. Есть масса смежных с типографикой жанров — например, театр, кино, классическая и экспериментальная музыка, прикладное искусство, танец, архитектура, поэзия.

Наталья: У нас даже были определённые музыкальные планы, но, к сожалению, пандемия всё изменила. Однако мы по-прежнему готовы расширять свои границы.

По какому принципу вы отбираете участников для выставки и конференции?

Александр: Очень субъективно ― мы приглашаем только тех, от кого сами фанатеем. Во-первых, это могут быть наши старинные любови ― люди, которые давно стали нашими кумирами. Например, в этой «Типомании» участвует знаменитая студия Dumbar, мы её очень любим. Они прислали свои работы и сделали видео для конференции. Для нас это большая честь.

Язык дизайна, композиции, ритма заменяет вербальный язык.

При этом каждый год мы находим совершенно удивительных новых героев. Например, швейцарец Мартин Хейнен, вообще непохожий на швейцарца, ― он делает плакаты в абсолютно не швейцарском стиле, таком сумбурном, иллюстративном, ярком, солнечном. Для нас он стал открытием.

Наталья: Или, например, американка Эстефания Лорет де Мола, которая создала свой дизайнерский проект за время пандемии. У неё огромная аудитория в Instagram, но узнали мы про неё недавно.

В выставке и лектории «Типомании» участвуют дизайнеры со всего мира. Как культуры разных стран отражаются в дизайне?

Александр: Тут есть два параметра. Первый ― язык дизайна универсален. Нас это много раз выручало, когда мы, например, работали с иностранцами. Язык дизайна, композиции, ритма заменяет вербальный язык. Мы можем вместе делать плакат или давать мастер-класс, взаимодействовать друг с другом, при этом не пользуясь словом. Это удивительно круто.

С другой стороны, у каждой страны есть своя культура, собственная судьба, собственные какие-то правила, которые, безусловно, отражаются в дизайне. Например, подход Мартина Хейнена, которого мы упомянули, нетипичен для швейцарцев. А в работах Энеа Бортоне, который тоже представлен на нашей выставке, «швейцарскости» чувствуется гораздо больше.

Каждому дизайнеру присущи какие-то национальные черты. Но есть и универсальный международный стиль. В работах каждого дизайнера есть и то, и другое.

Или работы японского дизайнера Икки Кобаяши с его тончайшими прикосновениями форм друг к дружечке, с очень тонким чувствованием листа, композиции, ритмов ― такого у европейцев нет.

Каждому дизайнеру присущи какие-то национальные черты. Где-то они очень ярко выражены: американский дизайн, французский, швейцарский, польский. Но есть и универсальный международный стиль. В работах каждого дизайнера есть и то, и другое. Он выбирает, что ему сейчас ближе.

Как на дизайн влияют общедоступность и смешение культур?

Александр: Это как с языком. Всегда будут люди, которые противятся перемешиванию языков ― неологизмам, англицизмам, свежим словам. Но это очень активные процессы, и многие как раз подхватывают всё новое.

Идёт постоянное выделение личного и формирование чего-то собственного. Всё как в языке, так и в культуре.

Так что можно говорить о двух компонентах. С одной стороны, происходит смесь, заимствование, такое «оплодотворение» культур, их влияние друг на друга ― иногда на равных, иногда что-то доминирует.

С другой стороны, наоборот ― идёт постоянное выделение личного и формирование чего-то собственного. Всё как в языке, так и в культуре. И оба эти процесса прекрасны.

Наталья: Здесь тоже всё зависит от автора. У кого-то совершенно международный дизайн, а у кого-то ярко выраженный национальный.

Александр: А у кого-то вообще ярко выраженный личный. И ты прямо узнаёшь: «О, это Пётр Банков!»

Наталья: Или Ксения Ставрова, она достаточно самобытна и узнаваема. И Икки Кобаяши наш прекрасный, его просто ни с кем не спутаешь.

Александр: А есть ещё та же студия Dumbar ― это международный стиль, они могут быть очень разными. В зависимости от того, с каким проектом или с какой страной работают, они меняются. Это тоже классно. И то классно, и другое классно.

А насколько шрифт и типографика могут влиять на культуру в целом?

Александр: Супервлияние. Может быть, это не всегда очевидно, потому что с типографикой работать сложнее, чем с картинками. Дизайн типографический, буквенный, в котором текст несёт образ, а не только информацию, в реализации труднее и в то же время интереснее.

Типографика ― это то, что люди часто считывают подсознательно, это не осознаётся, это попадает внутрь, прямо в сердце.

Классный дизайнер определяется как раз в тот момент, когда надо сделать что-то образное, точное и работающее, но при этом без картинок или цвета. Есть только буквы. Здесь важны правильно подобранный шрифт, правильно выбранное расположение, сочетания и ритмика текста.

Типографика ― это то, что люди часто считывают подсознательно. Читая текст, человек просто увидел слова и всё понял. А то, как эти слова были поданы, ― не осознаётся, это попадает внутрь, прямо в его сердце. И оказывает очень сильное влияние.

Наталья: Ты так хорошо сказал. Я даже не знаю, что добавить.

Лекции впервые ушли в интернет. Как это отразилось на фестивале? Сильно ли изменилась аудитория?

Наталья: Во-первых, аудитория расширилась за счёт регионов. Теперь люди могут послушать наши лекции, не приезжая в Москву. Это важно.

В онлайне, конечно, есть определённые минусы, но есть и много плюсов. Например, сейчас наши спикеры специально записывают выступления ― теперь у нас будут субтитры и не придётся во время лекции тратить время на последовательный перевод. Стала интереснее подача материала: дизайнеры показывают, где они живут, как они работают, свой город, свою студию, и это ужасно интересно.

«Типоманию» мы во многом делаем для себя, поэтому, может быть, она такая настоящая.

Александр: У нас был тот самый выбор ― проблема выбора. Что нам делать? Из-за пандемии мы не можем привезти иностранцев. «Типоманию» мы во многом делаем для себя, поэтому, может быть, она такая настоящая.

И вот у нас были варианты: либо мы не делаем «Типоманию» вообще или делаем только выставку, либо мы фестиваль разделяем на самостоятельное выставочное мероприятие и отдельно онлайн-конференцию. Мы подумали, что в новых условиях правильным будет третий вариант, у нас нет другого выбора ― не можем же мы фестиваль не делать.

В этом году вы проводите десятый фестиваль, ощущается юбилей?

Наталья: Мы как-то тихо его провели. Уже после подготовки стали считать и обнаружили, что он в этом году. Но, может быть, и не надо так акцентироваться на этих юбилеях.

Александр: Нас эта магия круглых чисел совершенно не очаровывает, мы не считаем их особенными. А может быть, вот, 11 ― красивая фигура. Нам кажется, что праздновать 10-летие, 15-летие фирмы, 50-летие человека, столетие ― какие-то общие места. Смешнее отпраздновать 19-летие какое-нибудь… Поэтому просто работаем и работаем. И всё.

Наталья: То есть мы не празднуем, мы просто проводим «Типоманию».

Александр: Не так. Мы всё равно празднуем. Мы всегда празднуем. «Типомания» ― это действительно праздник.


Skillbox и фестиваль «Типомания» провели конкурс плаката для начинающих дизайнеров «Дизайн ― это…»


На конкурс пришло 308 работ, четыре лучших демонстрировались на выставке «Всероссийский шрифтовой плакат ― 2020–2021», которая проходила в Музее Москвы в рамках фестиваля. Смотрите, как ответили на вопрос, что же такое дизайн, победители.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована