«Каждый новый проект — уникальный вызов»: веб-дизайнер Мария Штольц о пути и работе
Работая техническим переводчиком, Мария не могла самовыражаться. Спасение она нашла в веб-дизайне. Теперь — рисует сайты и чувствует себя счастливой.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Мария Штольц
Россия, Белебей
Пройденные курсы
Достижения
Всего за восемь месяцев освоила профессию и взяла первого клиента. Теперь создаёт дизайн сайтов как на русском, так и на английском языке. Дополнительно изучает вёрстку и графдизайн.
Мария рассказала:
- как впервые заинтересовалась дизайном и чем он её так привлёк;
- почему радовалась, когда куратор, исправляя ошибки, не говорил ей верные решения, а подталкивал к самостоятельному рассуждению;
- правда ли, что на начинающих фрилансеров «охотятся» мошенники и как их вычислить;
- как дизайнер может самовыражаться даже в рамках строгого ТЗ;
- какой совет на своём опыте дала бы всем начинающим дизайнерам.
«Мне всегда нравилось творчество»: о работе переводчиком и интересе к дизайну
— Мария, что сподвигло вас заняться веб-дизайном? И какой была ваша жизнь до него?
— Долгое время я работала техническим переводчиком с английского на золотодобывающем предприятии на Чукотке, периодически летала туда вахтами. Затем переехала в Китай и стала преподавать английский.
Уже там, в другой стране, я впервые задумалась о переходе в веб-дизайн.
В направлении цифрового дизайна я увидела шанс вырваться из офиса, обрести свободу и финансовую независимость.
Идея об обучении быстро меня захватила. Почти сразу, как она пришла мне в голову, я стала искать профильные школы и курсы, изучать программы. Так вышло, что подсуетилась с переходом на онлайн-профессию как раз вовремя: вскоре после покупки курса началась пандемия, и весь мир перешёл на «удалёнку», а Китай, как все знают, столкнулся с этим в первую очередь.
— А до переезда в Китай вы как-то интересовались цифровым дизайном?
— Почти нет, но мне всегда нравилось творить и создавать. Моё главное увлечение на протяжении всей жизни — рукоделие. Я лепила кукол, шила для них одежду, разрабатывала аксессуары, продумывала дизайн благодарственных открыток для покупателей, а ещё — создавала косметику и мыло.
Более того, куклами я занимаюсь до сих пор и продолжаю на своём творчестве зарабатывать: создаю под заказ или продаю модели из своей коллекции на «Авито» (из Китая я вернулась в Россию).
— Почему же для обучения вы выбрали именно веб-дизайн? Кажется, если прежде вы работали с полиграфией, графический дизайн был бы вам ближе.
— Во-первых, я почему-то была уверена, что веб-дизайн структурнее и системнее графдизайна и поэтому более лёгок в освоении. Мне казалось, что последний немного хаотичен, а вот веб — имеет понятный порядок действий и конкретные требования (придерживаться модульной сетки вёрстки, например).
Во-вторых, я была убеждена, что в графическом дизайне уже немного разбираюсь — ведь делала открытки для клиентов, этикетки для кукол. Это уже позже, начав обучаться ему самостоятельно параллельно веб-дизайну, я поняла, насколько заблуждалась.
— Почему вы так решили? Чего вы не знали, как оказалось?
— Мне сильно не хватало художественной базы: знаний о выстраивании композиции, выборе цветовых сочетаний, создании ритма в дизайне. Пришлось оперативно навёрстывать упущенное: читать профессиональные книжки, изучать дополнительные ресурсы.
Даже прошла парочку зарубежных курсов — благо английский я знаю. Один — в испанской школе Domestika, другой, по истории дизайна, — на известной всем платформе Coursera. Всё это помогло мне и в веб-дизайне тоже.
«Первого клиента я взяла через восемь месяцев после начала обучения»: об итоговой работе и других проектах
— Мария, вы проходили столько курсов одновременно. Вижу, вы точно из тех, кто не боится учёбы и сопутствующих ей трудностей 🙂
— Да, думаю, это правда. Я считаю, что учиться нужно на постоянной основе. Причём уделять этому внушительное количество времени, а не десять минут в день. На мой взгляд, только так можно однажды стать настоящим профессионалом в своём деле.
К тому же мне лично гораздо интереснее работать, владея сразу многими инструментами, — могу между ними переключаться и по-разному выражать свои идеи.
Например, в итоговой работе я делала отсылки к дизайнерским школам прошлого: применила элементы графики Баухауса.
— Здорово, интересный приём! А что, помимо итоговой работы, вам ещё запомнилось с курса?
— Мне очень понравилось взаимодействие с моим куратором, Мариной. Она всегда очень терпеливо проверяла мои домашние задания и объясняла ошибки, которых поначалу я делала немало.
Мне нравился её подход: Марина указывала, что мне нужно исправить, но при этом никогда не говорила как именно. И я ей за это благодарна: таким образом она не делала работу за меня, как любят некоторые педагоги, а давала возможность подумать самой.
— А можете привести пример того, как вы приходили к решению самостоятельно?
— Конечно. Например, я часто подбирала неподходящие шрифты. У меня вообще есть склонность к «гигантомании»: я люблю крупные надписи, жирные буквы, вот только это не всегда смотрится уместно.
Так вот, Марина говорила мне, какие элементы хорошо бы уменьшить, но никогда не называла конкретные шрифты, которые подойдут в том или ином случае — я сидела, ломала голову и подбирала их сама.
И так опытным путём приходила к тому, что, допустим, антикву (с засечками) и гротеск (без засечек) нужно менять местами 🙂
— А бывало, что Марине всё-таки приходилось дать вам более точный совет?
— Конечно, иногда меня нужно было направить конкретно. Например, когда я разрабатывала дизайн сайта, она указала мне на неудачный выбор фона, подложки.
Я использовала серый цвет, а Марина посоветовала попробовать более светлые тона, объяснив, что они придадут странице лаконичность, чистоту и лёгкость. Так и получилось.
Теперь я всегда следую совету куратора и выбираю светлые цвета для фона уже в своих клиентских проектах. И это работает: заказчики часто хвалят меня за то, что сделанный мною сайт удобно читать.
— Раз уж мы плавно перешли к рабочим проектам, расскажите, как складывалась ваша карьера после окончания курса?
— Первого клиента я взяла через восемь месяцев после начала обучения. Наверное, это можно было сделать и раньше, но, скажу честно, мне не хватало внутренней уверенности в своих силах.
Но потом дела пошли на лад. Я стала решительнее. Сейчас чаще всего беру заказы именно по веб-дизайну, но иногда переключаюсь и на графический, ещё реже — на веб-вёрстку. Кстати, курс по вёрстке мне подарил Skillbox, на нём я хорошо прокачала знания в этой области.
Клиенты приходят в основном русскоязычные, но забавно, что сайты для них я очень часто делаю на английском языке.
Проектов много, порою случается не только физический, но и эмоциональный перегруз, но стараюсь надолго в этом состоянии не задерживаться. Вот сейчас — весна, и я почти не сталкиваюсь с выгоранием: при хорошей погоде работать гораздо легче 🙂
«Новички действуют на стрессе»: как мошенники выходят на начинающих фрилансеров
— Я знаю, что начинающим дизайнерам бывает трудно найти первых клиентов. Как с этой проблемой справились вы?
— Для поиска заказчиков я использовала «Авито» и стандартные биржи фриланса. Пока что больше всего людей ко мне пришло с «Профи.ру». Это в целом единственная платформа, с которой у меня сложились долгосрочные отношения.
На других площадках мне почему-то часто попадались мошенники. Однажды я даже повелась на их уловки и чуть не потеряла свои деньги.
— Расскажите, а как выглядит мошенническая схема для фрилансеров? Возможно, это убережёт других начинающих специалистов.
— Схема простая: вам на бирже прилетает задача по разработке логотипа, вы переходите в чат с «клиентом», где он просит вас написать ему в Telegram, поясняя, что там удобнее общаться.
Дальше мошенник, играя роль обычного заказчика, присылает вам референсы, пишет ТЗ, обсуждает дедлайны и другие детали. Затем говорит, что сейчас примет вашу кандидатуру на фриланс-площадке и присылает ссылку-подтверждение.
Вы переходите по ней и тут начинается представление. На экран всплывает бот, якобы от площадки, требующий скорее ввести номер вашей карточки для закрепления будущей оплаты.
При этом, если самостоятельно зайти на платформу и перейти в личный кабинет, там, естественно, подобных уведомлений вы никогда не увидите.
— Выходит, мошенники создают стрессовую ситуацию для новичка и подталкивают его скорее ввести номер карточки, чтобы не потерять заказ?
— Именно. Я понимаю, что со стороны обман кажется невероятно очевидным, но в моменте, на эмоциях этого легко не понять.
Человек, впервые использующий биржу, может не знать, как должен выглядеть правильный процесс на площадке, а фраза «Введите скорее номер карты, иначе заказ отменится через минуту» подталкивает действовать не думая.
Вот так и я однажды растерялась и ввела свои данные. Спасло то, что у меня есть несколько карточек, и на той, что я указала, денег не было.
— Да уж, фрилансером быть непросто и очень тревожно…
— И всё же я рада, что сменила профессию и начала работать на себя. В конце концов тут стресс единичный, а на прошлой работе я испытывала его гораздо чаще. Всё-таки переводчики не контролируют свою занятость — они полностью зависят от человека, для которого переводят.
У переводчика нет пространства для самовыражения, и потому он становится как бы второстепенным. Лично я в этой профессии чувствовала себя несущественной, неважной.
Я ведь к тому же долгое время работала на золотодобывающем предприятии, где большинство сотрудников были инженерами-мужчинами. Они не воспринимали меня серьёзно, поскольку я не разбиралась в их теме глубоко, а лишь переводила материалы, которые мне давали. Постепенно мне, конечно, удалось завоевать их уважение, но равной им я так и не стала.
«Вижу результат своих трудов и в каждой работе оставляю свой почерк»: за что Мария полюбила дизайн
— Получается, переводчик полностью зависит от заказчика — это грустно, но разве в дизайне не так же? ТЗ ведь тоже формирует клиент, и где тут самовыражаться?
— Мне кажется, важно сделать важную ремарку — всё зависит от специфики работы.
Условно, в том же переводе художественной литературы вы можете найти творчество и креатив. Специалист будет подбирать интонацию голосу автора, думать над каждым словом, искать грамотные аналогии устойчивым иностранным выражениям в русском языке. Наконец, результат его творчества останется на бумаге и будет оценён.
Это просто я работала в синхронном и последовательном переводе, где всего этого не было. Я переводила, можно сказать, «в пустоту»: передавала чужие слова и потом они исчезали в пространстве, пропадали. А вот в дизайне совсем не так.
— В чём различие? Как вы проявляете себя через клиентские проекты?
— Я никогда не делаю сайт строго по техническому заданию от заказчика. Нет. Как я поступаю: я прислушиваюсь к его пожеланиям и обязательно готовлю несколько концепций на выбор. Затем отсылаю их клиенту и жду решения, какой из вариантов ему больше понравился. То есть это я даю ему выбор, а не наоборот.
Каждый веб- и графдизайнер имеет собственный стиль. Любимые шрифты, приёмы и формы — всё это он умело интегрирует в проекты, выполняя при этом поставленные задачи.
— И всё же — бывает ведь, что клиент остаётся недоволен всеми предложенными концепциями и дизайнеру приходится сильно видоизменять свою идею?
— Не спорю, такое случается. Но ведь и правки дизайнер будет вносить, следуя своему индивидуальному стилю, видоизменяя лишь форму. По этой причине, например, в каждом моём проекте вы сможете отследить мой фирменный почерк. Частичка меня всегда остаётся в выполненных мной работах 🙂
— Звучит вдохновляюще. Вы и дальше планируете оставаться фрилансером, так сказать, свободным художником, или хотели бы устроиться в дизайн-студию?
— Думаю, второе. Мне бы хотелось поработать в команде с другими специалистами в рамках агентства, попробовать себя в таком формате. Фриланс интересен и удобен, но я немного устала играть и роль босса, и роль исполнителя одновременно. Уже наварилась в собственном бульоне 🙂
К тому же при индивидуальном развитии профессиональный рост идёт чуть медленнее, так как единственная обратная связь, которую я получаю, — от заказчика, а он не является экспертом в сфере. Вокруг нет квалифицированных коллег, способных дать конструктивную критику. А мне этого очень хочется.
— И всё же вы уже достаточно добились как веб-дизайнер: прокачали свои навыки, регулярно берёте проекты. Какой совет дали бы начинающим дизайнерам, основываясь на личном опыте?
— Прежде всего я хочу предупредить новичков о простой истине: в этой профессии, как и во многих других, придётся много работать. Не стоит идти в веб-дизайн, если вы ждёте огромных денег и лёгких заказов сразу после окончания курса.
Нужно не только учиться, но и развивать свои навыки дополнительно своими силами. Много.
Каждый реальный проект — новый вызов, работа с чистого листа. И везде придётся глубоко погружаться в тему заказчика, узнавать его желания, потребности, подбирать решения и инструменты. Возможно, изучать смежные направления: вёрстку, графдизайн. Но поверьте: это того стоит!