Дизайн
#истории

Как совместить онлайн-учёбу с подготовкой к ЕГЭ и поступить в вуз мечты: история Катерины

Катерина с детства знала, что свяжет свою жизнь с рисованием. Обучение персонажной иллюстрации помогло ей углубиться в сферу и начать карьерный путь.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Катерина Пасечникова

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Нашла специализацию своей мечты, поступила в художественный вуз на иллюстратора и уже берёт коммерческие заказы.


ссылки


Катерина рассказала:

  • зачем пошла на курс по иллюстрации, если и так училась в художественной школе и готовилась поступать в худвуз;
  • что помогало ей совмещать онлайн-обучение и подготовку к ЕГЭ;
  • почему подбор референсов — ключевой этап в создании иллюстрации;
  • как онлайн-обучение помогает ей освоиться в художественном вузе;
  • как начинающему иллюстратору формировать цены на свои услуги.

«Перед поступлением хотела глубже изучить сферу»: зачем абитуриентке худвуза курс по иллюстрации

— Катерина, ты только недавно окончила школу, но уже развиваешься в коммерческой иллюстрации. Наверное, увлеклась творчеством ещё в детстве?

— Да, как рассказывают родители, я постоянно рисовала. Заметив моё увлечение, они решили, что его надо развивать, и записали меня в студию рисования при местной библиотеке.

Позже я поступила в художественную школу, и этот шаг стал для меня переломным. Именно в «художке» я полностью погрузилась в творчество и окончательно убедилась, что хочу заниматься им профессионально. С каждым годом уверенность в этом только росла.

Никакие другие технические или гуманитарные направления меня так не привлекали.

— Родители поддерживали твой выбор?

— Да! Несмотря на то что они сами технари до мозга костей (оба окончили Бауманку по инженерным направлениям), родители всегда мне помогали. Особенно во время подготовки к поступлению в художественный вуз: они искали репетиторов, наставников — в общем, делали всё, чтобы я осуществила мечту. В этом плане мне действительно очень повезло.

— Итак, ты училась в художке, вместе с репетиторами готовилась к поступлению в профильный вуз. Почему же в один момент решила включить в свой и так плотный график ещё и онлайн-курс?

— В десятом классе я начала задумываться о выборе конкретной творческой специальности: хотела разобраться, что именно мне интересно, и сузить направление поиска. Присматривалась и к архитектуре, и к живописи, но в итоге остановилась на книжной иллюстрации.

Я всегда любила книги и, если они были без картинок, всегда задумывалась: «А как бы я сама проиллюстрировала ту или иную сцену?»

Эти мысли стали для меня чем-то вроде творческой игры, которая со временем выросла в полноценный интерес к книжной иллюстрации. Я начала изучать работы разных художников, узнавать, какие виды и стили существуют. Больше всего меня захватила персонажная иллюстрация: мне всегда нравилось придумывать своих уникальных героев.

Катерина на выпускном
Фото: личный архив Катерины Пасечниковой

Определившись с направлением, я подумала, что перед поступлением в вуз сперва стоит самостоятельно изучить выбранную сферу поглубже — чтобы понять, действительно ли она мне интересна.

Так я и нашла онлайн-курс по персонажной иллюстрации. Обучение на нём стало для меня своего рода экспериментом — возможностью попробовать что-то новое и проверить свои способности. В итоге именно этот опыт окончательно убедил меня в том, что я сделала правильный выбор.

«Решил учиться — не откладывай»: как не терять мотивацию и всегда находить время на занятия

— Как тебе удавалось совмещать обучение на курсе и интенсивную подготовку к ЕГЭ?

— Если честно, было непросто. Времени не хватало настолько, что курс, рассчитанный на два месяца, я проходила почти год. Причём удивительно, но сложнее всего было начать. Как только я собиралась с силами и открывала модуль, сразу становилось легче — втягивалась в процесс и потом иногда даже не могла остановиться.

Мне кажется, это ключевой момент: не откладывать и сразу закрывать и лекцию, и «домашку». Пока информация свежа, сделать это гораздо проще — в голову приходит множество идей. Я, например, сразу же записывала их, чтобы потом не потерять.

Я старалась проходить по одному модулю в месяц, чтобы не перегружать себя. Но при этом всегда держала в голове, что впереди ещё более сложные и интересные задания, это поддерживало мотивацию и стимулировало двигаться дальше.

— А что ещё тебе помогало?

— Пожалуй, мне понравилось, что на курсе было много спикеров, и каждый из них имел свой уникальный подход — из-за этого не возникало чувства однообразия.

А так, если говорить в целом, моим главным мотиватором стало моё же внутреннее ощущение: я чувствовала, как с каждым модулем узнаю всё больше нового, улучшаю свои навыки — и это вдохновляло двигаться вперёд и не сдаваться.

— Что в процессе обучения стало новым или неожиданным для тебя как человека с опытом в рисовании?

— До курса я относилась к поиску референсов несерьёзно. Думала, что гораздо важнее придумать всё самой, покреативить. А потом осознала, что, во-первых, во время предварительного сбора материалов можно наткнуться на совершенно неожиданные образы, которые трансформируют твою изначальную идею. А во-вторых, референсы помогают сделать иллюстрацию не только более продуманной, но и более проработанной.

Допустим, ты рисуешь зайца для детской книги — казалось бы, что тут сложного, бери да рисуй. Но, собирая референсы, ты найдёшь детали, которые сделают изображение более живым и убедительным — тем самым избежишь выдумок, не соответствующих реальности.

Скажу больше: навык работы с референсами уже пригождается мне в университете. Например, не так давно нам дали задание, в рамках которого было очень важно собрать подготовительные материалы. И если некоторые студенты этому рьяно сопротивлялись, то я уже понимала, что подбор референсов действительно необходим.

— Здорово, что новые знания уже помогают тебе в учебной практике! А какое задание из курса запомнилось тебе больше всего?

— Наверное, модуль, в рамках которого требовалось создать рекламного персонажа для бренда: самому выбрать компанию и полностью придумать концепцию маскота. Я остановилась на магазине художественных товаров «Красный карандаш», у которого прежде вообще не было фирменного героя.

Работа над образом далась мне непросто, поскольку требовалось ориентироваться на рекламную логику, а я люблю создавать сказочных или мультяшных персонажей. И всё же в итоге я справилась. Пускай в итоге рекламное направление так и не стало моим любимым, я извлекла из задания ценный опыт.

Хороший иллюстратор должен уметь работать над любыми проектами: будь то книжная иллюстрация или рекламный персонаж.

— Что помогло тебе преодолеть сопротивление и справиться с задачей?

— Я понимала, что до конца курса остаётся совсем немного, и нужно просто сделать последний рывок. Близость финиша заряжала энергией и приносила психологическое облегчение, ведь вот-вот ещё чуть-чуть — и цель достигнута. Это вдохновляло.

И, конечно, очень облегчала процесс возможность пересмотреть пройденные материалы или обратиться за советом к куратору.

— Чем именно была полезна обратная связь от куратора?

— Мне понравилось, что девушка-куратор не просто хвалила меня, но и давала конструктивную критику: что получилось особенно удачно, а что можно было бы улучшить. При этом в своей обратной связи она делала акцент не на негативе, а на зоне роста — то есть указывала, как можно удачно доработать иллюстрацию, предлагала альтернативы.

Я ни разу не получила сухой «отписки». Наоборот, каждый раз чувствовала, что моя работа действительно важна, и от этого хотелось стараться ещё больше.

При этом, если я не соглашалась с какими-то предложениями куратора и аргументировала, почему хочу сделать по-своему, моё мнение воспринимали с уважением. Здесь не было традиционной иерархии «учитель — ученик», к которой мы привыкли в учебных заведениях — это создавало классную атмосферу сотрудничества. Возникало ощущение, что куратор работает вместе со мной, а не просто даёт задания и смотрит сверху вниз.

— Был ли какой-то диалог с куратором, который особенно тебе запомнился?

— Да, пожалуй, больше всего мне запал в душу фидбэк куратора на мой стиль. После совместной работы над несколькими модулями она отметила, что моя умелая работа с формой и линией придаёт иллюстрациям индивидуальность, и порекомендовала развивать этот навык.

Было приятно, что человек не просто обособленно даёт оценку каждой работе, но следит за эволюцией моего творчества и стиля.

— А как бы ты сама описала свой стиль?

— Я обожаю графику и скрупулёзную проработку деталей. Когда я создаю иллюстрацию, мне важно, чтобы человек, рассматривая её, не мог оторваться и хотел исследовать каждую мелочь.

В чёрно-белой графике каждая линия играет свою роль: изображение становится богаче не за счёт цветов, а за счёт толщины или тонкости линии, штриховки.

В цветной же графике я часто использую смешанную технику: прорабатываю детали карандашами или цветными линерами поверх акварели или темперы. Такая многослойность придаёт особый характер изображению, делая его живым и насыщенным.

«Чувствую себя подготовленной»: как пройденное обучение помогает в университете и на фрилансе

— Катерина, ты успешно поступила на иллюстратора и сейчас учишься на первом курсе художественного вуза. Поделись: какие ощущения от учёбы?

— С психологической точки зрения учиться в университете легче, чем в 11-м классе: уже нет того сильного напряжения и тревоги. Но вот предметов и заданий по ним здесь гораздо больше, чем в школе, и поэтому свободного времени не всегда хватает.

И всё же я осознаю, что даже с технической точки зрения мне во многом проще, чем одногруппникам: бывает, преподаватели объясняют нам какую-то новую тему, а я понимаю, что уже с ней знакома. Или дают задание, а я пошагово представляю, что делать.

Это очень приятное чувство — погружаться в сферу не с нуля, а подготовленной.

Например, почти каждую неделю нас просят делать наброски — так вот, это совсем не ново для меня, ведь на курсе был отдельный модуль, посвящённый их созданию. Там я попробовала разные техники, варианты стилизации, разобралась в постановке акцентов и теперь спокойно использую свои знания.

— А получается ли рисовать за пределами учёбы? Даже, возможно, подрабатывать?

— Да, сейчас я беру небольшие фриланс-заказы. В основном они приходят ко мне через сарафанное радио или соцсети. Я создаю не только иллюстрации, а самые разные работы — в зависимости от того, что нужно клиенту. К каждому заказу подхожу индивидуально, стараясь учитывать все пожелания.

Также я активно развиваю VK-сообщество и телеграм-канал — на этих площадках я стараюсь регулярно публиковать свои работы, взаимодействовать с аудиторией и даже устраивать розыгрыши.

И всё же пока всё перечисленное делаю не во всю силу: знаю, что могу, и чуть позже буду прикладывать больше усилий. Просто сейчас, на первом курсе, мне хочется сосредоточиться на учёбе — адаптироваться к процессу и ничего не пропустить.

— Как ты определяешь стоимость своей работы? Для многих начинающих иллюстраторов это сложный момент.

— Я активно расспрашивала знакомых из сферы и наблюдала за другими художниками в соцсетях, чтобы понять, как они решают вопрос ценообразования. В итоге пришла к тому, что ориентируюсь на время, которое трачу на заказ: чем он сложнее и чем больше времени уходит на работу, тем выше цена.

Ещё один важный момент — формат. Понятно, что для А2 и А3 цена будет различаться. И, конечно, на конечную стоимость влияют другие нюансы заказа: будет работа цветной или чёрно-белой, количество персонажей, которых планируется изобразить.

— Каким ты видишь своё будущее в профессии? Может, есть книги, которые ты хочешь проиллюстрировать, или издательства, в которых мечтаешь поработать?

— Я бы хотела стать известным иллюстратором — причём не только в России, но и на международном уровне. Именно поэтому планирую развиваться на фрилансе — чтобы иметь возможность постоянно путешествовать и работать из разных уголков мира.

Если же говорить о целях поменьше, то хочу стать узнаваемой в интернете. Выпустить мерч со своими иллюстрациями, сделать его востребованным, выставляться на арт-маркетах, куда люди будут приходить специально за моими работами.

Не исключаю, что однажды мне всё же захочется попробовать себя в книжном издательстве. Сейчас, например, мне очень нравятся российские комиксы и особенно проекты Bubble (тех, кто создал серию про Майора Грома).

А возможно, пойду ещё дальше и займусь созданием собственных комиксов, например, в жанре хоррора, который меня очень увлекает.

А пока что учусь, развиваюсь и шаг за шагом иду к своим целям 🙂

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована