«В UX/UI-дизайне много направлений. Надоест одно — перейду в смежное»
Потеряв интерес к ретейлу, Давид доверился жене и купил курс по UX-дизайну. Сменив профессию, он устроился в «Мегафон» и пополняет своё портфолио.
Фото: Светлана Козлова для Skillbox Media
Давид Новиков
Россия, Москва
Пройденные курсы
развитие
Сменил профессию и устроился на работу в «Мегафон», где занимается составлением CJM.
Давид рассказал:
- почему ушёл из профессии закупщика на пике карьеры;
- почему он выбрал UX-дизайн;
- о паре лайфхаков для хорошей учёбы;
- как он попал в «Мегафон» и чем там занимается;
- почему нужно интервьюировать работодателя, а не наоборот;
- за что он любит режиссёров Быкова и Звягинцева.
«Я выжал из закупок максимум и понял, что круче — уже не будет»
— До UX-дизайна у тебя была успешная карьера в закупках. Зачем было что-то менять?
— Изменились обстоятельства. До 2018 года я работал в международной торговой компании Castorama. Занимал позицию маркет-менеджера и, по сути, был адвокатом наших покупателей — классное, интересное занятие. Я следил за маржинальностью товара и за ассортиментом продукции со стороны клиента.
В тот момент Castorama входила в состав британской корпорации Kingfisher — это большая сеть с филиалами по всему миру. Руководство периодически устраивало международные встречи в Англии. От каждой страны приезжал один человек, и в течение полутора лет я представлял московский офис. Это был колоссальный опыт, но в 2018 году Kingfisher ушла с российского рынка, после чего наша компания начала затухать. Весь драйв, все стимулы в этот момент пропали. К 2021 году я окончательно потерял надежду на развитие, и потом уволился из Castorama. В конце концов сменил и сферу работы.
Фото: из личного архива Давида
— Неприятно, когда перспективный бизнес стагнирует. Но с твоим опытом взять и перейти в другую профессию…
— Некоторое время я искал работу в закупках, но что-то не нравилось мне, а куда-то меня не брали. Я осознал, что хожу на собеседования, стучусь в ретейл-компании просто потому, что это то, чем я всегда занимался. И, соответственно, логично продолжить. Но… на самом деле интереса к профессии уже не было.
Я понял, что выжал из закупок максимум и круче, чем было, — не будет: вряд ли ещё когда-нибудь получу равноценный опыт. В лучшем случае я буду делать примерно то же, что и в Castorama.
— Но почему ты выбрал именно UX/UI-дизайн?
— Какое-то время я думал, чем хочу заняться дальше, и жена подсказала, что стоит обратить внимание на IT-сферу. Она работает системным аналитиком, поэтому знает, как много есть новых интересных профессий, которые только появляются на рынке. Фактически они уже пользуются большим спросом, а специалистов в этих сферах пока мало.
UX/UI-дизайн показался мне наиболее интересным: в нём есть и креатив, и аналитика.
— А почему, например, не веб-дизайн? Направления во многом схожие.
— Веб-дизайн — он всё-таки про красоту, а UX/UI-дизайн — про исследования, благодаря которым эту красоту можно сделать более функциональной. Я не хотел заниматься дизайном в обычном смысле, например созданием интерфейсов, поэтому и выбрал UX/UI.
Фото: из личного архива Давида
— Но ты, наверное, понимал, что и зарплата у джуниора в UX/UI-дизайне небольшая, и в целом надо будет карьеру с нуля строить?
— Всё прекрасно понимал, но мы с женой рассчитали, что в переходный период она сможет поддержать наш семейный бюджет. Я знал, что это будет для меня как дауншифтинг, но надеялся, что всё-таки ненадолго.
Просто факт ещё и в том, что в IT-сфере скорость развития специалиста намного выше, чем в других областях. Даже сравнивая с продажами. В продажах с нуля до приличной должности надо отработать 5–6 лет, но я знаю примеры из сферы IT, когда джуниор вырос до мидла за два-три года. Был ещё один важный для меня плюс — это ёмкость профессии.
В UX/UI-дизайне много направлений, и, если надоест одно из них, можно переквалифицироваться и перейти в смежное, оставшись в рамках востребованной сферы.
— Были в процессе учёбы какие-то сложности?
— Сложность была только в том, чтобы найти время, так как вначале я параллельно работал в офисе, по старой профессии. Однако потом нас отправили на удалёнку, и я стал проходить курс намного быстрее. Правда, в процессе обучения я использовал пару лайфхаков и могу о них рассказать.
— Конечно! Давай.
— Самая главная проблема во время учёбы — это лень. Когда ты видишь объёмное домашнее задание, первая мысль всегда: «Как же долго я буду делать его…» Я из этих ситуаций выходил так: открывал Figma, создавал проект, несколько страниц внутри и красивый титульный лист.
Потратив всего десять минут, я уже положил начало работе, дальше проект меня так сильно затягивал, что я быстро, даже взахлёб, делал домашнее задание. Главное — пересилить себя и запустить процесс.
Во-вторых, я взял себе за принцип во время выполнения ДЗ ничего не спрашивать ни у преподавателей, ни у других студентов в чате: когда получаешь готовые ответы, это расслабляет. Если мне что-то было непонятно, я сам искал информацию в интернете (Google, YouTube и так далее). Такой подход помог мне лучше запоминать новые для себя вещи и эффективнее прокачивать скиллы. А если в домашнем задании были недочёты, преподаватель всё равно говорил мне о них в своей обратной связи. Но я точно знал: это именно мои недочёты, а не чьи-то ещё.
«Надо не только проходить интервью, но и самому интервьюировать работодателя»
— Ты устроился в «Мегафон», уже когда готовил дипломный проект для Skillbox. Работу, получается, искал недолго?
— Мегафон сам нашёл меня через hh.ru. Они искали UX-специалиста для составления CJM: инструмента, позволяющего улучшать клиентский опыт. То есть им нужен был не полноценный UX-дизайнер, а исполнитель конкретной задачи. Я изначально эту специфику понимал, но думал, что отдельно прокачать аналитику мне тоже будет полезно.
Изображение: Давид Новиков / Behance
— Потом ощущение, что ты оказался не на той должности, усилилось?
— Стало очевидно, что ребята толкуют CJM по-своему. По идее, в центре карты CJM должен быть клиент: то, как у него возникает потребность в товаре или услуге и как он движется к покупке. Но в «Мегафоне» CJM больше напоминает бизнес-аналитику, когда в первую очередь исследуются внутренние процессы компании и только потом — то, что нужно клиенту.
В остальном мне нравится «Мегафон»: это современная компания, во всех командах внедрён Scrum, здесь хороший офис, сильная корпоративная культура и можно часть задач делать из дома, если на это есть необходимость. Но всё-таки мне интересно будет испытать себя в полноценном UX/UI-дизайне, поэтому я сейчас ищу более релевантную вакансию.
— Ситуация с «Мегафоном» изменила твой подход к поиску работы?
— Определённо. Я понял, что тестового задания мне недостаточно, чтобы понять, что мы с компанией на одной волне. На будущих собеседованиях я планирую сверять стиль UX-дизайна работодателя с моим, буду просить скидывать мне примеры того, как в компании выполняются подобные задачи.
Считаю, что надо не только проходить интервью, но и самому интервьюировать работодателя.
«Если говорить про жанры кино, наша жизнь больше всего похожа на трагикомедию»
— Ты говоришь, что сферы UI- и UX-дизайна привлекли тебя в том числе креативом. Но менеджер по закупкам не самая креативная профессия. Откуда такие импульсы?
— У меня очень развит интерес к искусству. Я, например, продвинутый киноман, и вёл на тему кино блог в Instagram*. Сейчас я его забросил, но когда-то регулярно писал посты с рецензиями и подборками.
Даже пытался найти работу в киносервисах, таких как «Кинопоиск» или ivi. Но в итоге передумал, решил оставить это в качестве хобби.
— Какие фильмы любишь?
— Если говорить про жанры, то сейчас я увлёкся трагикомедией. Она максимально приближена к жизни: есть над чем посмеяться, подумать, но можно и поплакать. В этом плане я фанат британской школы киноискусства: британский юмор идеально сочетается с жанром трагикомедии. Американские режиссёры пробуют делать что-то подобное, но у них получается хуже. Для понимания жанра советую посмотреть сериал «Следом за жизнью» и фильм «Это — Англия».
Фото: постер к сериалу «Это — Англия»
— Российское кино тоже смотришь?
— Да. У современных российских режиссёров особенно хорошо получаются драмы. Возможно, такое впечатление складывается потому, что мы тут живём, и вся эта гротескная апатия нам близка. Прекрасны режиссёры Звягинцев (у него из последнего смотрел «Нелюбовь») и, конечно же, Быков. Среди его картин выделю «Майора», хотя «Дурак» тоже крутой, но уж слишком распиаренный…
Но мой главный фаворит из нашего — это советское кино. Есть, например, шедевральный фильм «Иди и смотри» — он меня поразил. Совсем другой взгляд на войну, а видели картину далеко не все.
— Надеюсь, будущее представляешь не в духе российской драмы — без апатии?
— Да. Если брать краткосрочные планы, то хочу защитить диплом в Skillbox. Параллельно буду искать работу. Если до защиты никуда не устроюсь, то останусь пока в «Мегафоне», но начну брать небольшие фриланс-проекты для портфолио. Сделаю его сильнее и точно найду хорошее место.
— Насколько хорошо, на твой взгляд, развита в нашей стране сфера UX/UI-дизайна?
— Я считаю, что колоссально, даже по сравнению с другими, более развитыми странами. Думаю, это обусловлено тем, что в России очень мощная сфера IT, а UX/UI-дизайн неразрывно с ней связан. Сектор IT, в свою очередь, развился благодаря компаниям-гигантам, взявшим курс на тотальную цифровизацию. В первую очередь я говорю про корпорации, оказывающие финансовые услуги: «Сбер», «Тинькофф», ВТБ… Финансовый сектор и его развитие — двигатель прогресса в остальных сферах. Надеюсь, что этот тренд не изменится и в будущем.
UPD. В сентябре 2021 года Давид устроился UX/UI-дизайнером в ВТБ, где участвует в разработке омниканальной системы для обслуживания корпоративных клиентов. «Мне повезло устроиться в крупный банк на такой масштабный проект. Всё складывается отлично», — делится он.
С момента интервью Давид также успел защититься в Skillbox, выложить дипломную работу на Behance и стать отцом. Он планирует набираться опыта на текущем месте работы и следить за интересными предложениями на рынке.