«Люди устали от массмаркета»: как Анна запустила свой бренд одежды ручной работы
Анна успешно развивает два бизнеса в сфере моды — по разработке лекал и по их печати. А недавно также ярко запустила свой бренд одежды Tarkmarana.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Анна Алексанян
Россия, Красногорск
Пройденные курсы
Достижения
Запустила два прибыльных бизнес-проекта в сфере моды и создала бренд одежды ручной работы Tarkmarana, поучаствовала в Volga Fashion Week и в показе «Зелёный подиум».
Анна рассказала:
- как детское увлечение шитьём и рукоделием определило всю её будущую жизнь;
- как прошла путь от помощника конструктора до востребованного специалиста и владельца своего конструкторского бюро;
- почему чужие советы нужно слушать осторожно;
- что на самом деле должен уметь грамотный дизайнер одежды;
- почему сегодня растёт спрос на изделия ручной работы и на локальных дизайнеров;
- как её бренд попал на Volga Fashion Week.
Сейчас я развиваю три бизнеса. Первый — конструкторское бюро полного цикла LekalaHouse — это мой первый самостоятельный проект в сфере создания одежды. Второй, LekalaPrint, вырос из первого и специализируется на печати лекал. И, наконец, третий — это бренд одежды Tarkmarana, который тоже стал логическим продолжением работы моего бюро.
«Спасибо маме»: о первых шагах в создании одежды
Как и у многих, увлечение модой у меня началось в детстве. Я была очень худым ребёнком, и купленную одежду почти всегда приходилось перешивать под мою фигуру. Поэтому мама чаще шила сама: на меня и двух моих сестёр.
Очень скоро я тоже научилась шить. Создание индивидуальной одежды стало для меня чем-то естественным: я любила всё необычное и понимала, что любую задумку могу воплотить самостоятельно.
Также в детстве я ходила на кружок вязания, а потом и на макраме — через десятки лет последнее занятие найдёт своё отражение в моём бренде Tarkmarana и станет его визитной карточкой.
Позже я поступила в институт, изучала декоративное творчество и хотела преподавать его детям — бисероплетение, вязание, макраме и прочее. Но не получилось: 20 лет назад в дополнительном образовании были совсем другие тренды — родители отдавали детей на английский, математику, шахматы. Творчество тогда ещё не считалось чем-то полезным.
Я переехала в Москву, но даже там, в большом городе, не смогла найти работу по профилю. И тогда, чтобы банально иметь деньги на жизнь, устроилась менеджером. И очень скоро выросла до руководителя.
Так получилось, что в той же компании работал мой муж. Из-за того, что я быстро продвинулась и стала старше его по должности, у нас начались конфликты в семье. Да и моё профессиональное выгорание в тот момент дало о себе знать. В общем, чтобы отвлечься, я решила заняться чем-то для души.
Пошла учиться на модельера, очно. Просто для себя — по вечерам и по выходным. Однако вскоре по ряду причин я уволилась с офисной работы и передо мной остро встал вопрос финансов: обучение было платным и далеко не дешёвым — позволить его себе я больше не могла.
Думала бросить, но поддержала мама. Она сказала: «Аня, тебе же это нравится! Давай я буду за тебя платить». Кто знает: возможно, если бы не она, я бы так и не оказалась в модной индустрии… Но тогда я рьяно сопротивлялась её предложению, даже ругалась с ней, говорила: «Да ведь это никогда не окупится!» 🙂
«Я стала успешным конструктором»: о работе в крупных компаниях и на фрилансе
Спустя год я нашла работу помощником конструктора в театральной компании. Сотрудник им требовался срочно, и меня взяли без опыта. Проработала там два с половиной года — улучшила свои навыки в конструировании, шитье. Курсы для модельеров тоже параллельно окончила, но там больший акцент всё же делался на дизайне одежды.
Конструирование меня увлекло: чтобы «прокачаться» в нём, я даже обучилась работе в специальной программе — Grafis. И через какое-то время поняла, что мне больше не интересно работать с театральными костюмами, что я хочу делать одежду для людей.
Следующим местом моей работы стала российская компания Incity. Там, трудясь в команде с другими 20 конструкторами, я получила ценный профессиональный опыт и сильно выросла как специалист. А ещё познакомилась со многими людьми из сферы и постепенно начала получать заказы на разработку лекал. На фрилансе, как бы сказали сейчас.
Обстоятельства для этого были благоприятными: в то время, 2014–2015 год, из-за роста доллара изменились мировые экономические тренды, и тенденция отшивать всё в Китае пошла на спад. Как следствие: российские дизайнеры наконец стали работать с российскими конструкторами и швеями.
Я брала все заказы, которые предлагали, и конструировала в любое свободное время: по вечерам, по ночам, по выходным. О том, в какой бизнес всё это может вылиться, тогда совершенно не думала: мне просто очень нравилось работать в программе, а ещё были нужны деньги — для закрытия ипотеки.
Со временем клиентов становилось всё больше, а я параллельно искала себя: уходила в другие компании, возвращалась в Incity, работала в ателье по индивидуальному пошиву. В итоге всё это привело к тому, что я решилась и открыла своё конструкторское бюро LekalaHouse.
Часто люди спрашивают, удивляясь: «Неужели тебе не было страшно уходить в неизвестность и запускать свой бизнес?» Нет, я не чувствовала страха — я опиралась на математику.
К моменту открытия конструкторского бюро у меня было уже достаточно клиентов, пять из них — постоянные. И вот я подсчитала, какой доход они мне будут стабильно приносить, и ориентировалась на него. То есть я просто оценила всё объективно и решила, что могу себе позволить новый шаг в карьере.
Самое интересное, что уже на следующий день после принятия решения, мне позвонили другие производства и тоже предложили работу с ними на фрилансе. Восприняла это как ещё один знак: «Смотри, ты идёшь по верному пути».
«Нужно доверять себе, и всё получится»: как я открывала и развивала своё дело
Я не строила детальный бизнес-план, просто делала: позвала в помощники свою подругу, и мы начали работать вместе. Сначала из дома, а потом арендовали офис — росло количество клиентов, росли мы.
Я ни разу нигде не покупала рекламу: все заказчики приходили к нам по сарафанному радио.
Первое объявление я дала, только когда мы купили плоттер для печати лекал. И то — настоял муж. Он аргументировал это тем, что плоттер дорогой и его надо окупать: печатать лекала не только для своих заказчиков, но и для сторонних. Так и родился наш второй бизнес LekalaPrint.
Самое интересное, что когда я дала объявление и рассказала о запуске второго бизнеса в своих соцсетях, многие знакомые стали активно писать мне в личные сообщения и давать советы. Говорить, что так бизнес не построишь, что он не пойдёт, ведь нужно обязательно предоставлять полный комплекс услуг.
Я никому ничего не объясняла, просто говорила, что «вот такой у нас путь». Была уверена: нужно доверять себе, и всё получится.
И оказалась права: в итоге печать лекал оказалась востребованной и самостоятельной услугой. Она приносила деньги, которых хватало на покрытие аренды офиса и зарплат. Хотя изначально никто из окружающих не мог поверить в состоятельность этой бизнес-идеи.
Забавно, что в моей жизни была ещё одна показательная история, в очередной раз доказывающая, что никогда не стоит слушать других: в качестве дипломной работы на курсе для модельеров (самых первых, не Skillbox), я создала одежду с элементами макраме.
Тогда, десять лет назад, хендмейд был ещё не в тренде, и комиссия сказала мне: «Ну да, красиво, но кому это нужно? Делайте то, что можно пошить на производстве, массово, на поток. Ручная работа никому не нужна». Всего одна фраза, но как сильно она меня демотивировала! У меня опустились руки, и я целых десять лет не возвращалась к творчеству и своим идеям.
Иногда я задумываюсь: «А что, если бы я не услышала тогда этих слов?» Но, с другой стороны, все эти годы я шла своим путём: приобрела ценный опыт. Изучила всё: и конструирование, и пошив, и технологии разработки, и виды материалов. Поработала с производствами, ателье и более чем 300 дизайнерами. Научилась слышать себя, нащупала свой стиль.
«Я думала сменить профессию, но вновь вернулась к моде»: как я снова пошла учиться
Работала я всегда очень интенсивно: и днём, и вечером, и ночью. Думала только о клиентах, как сумасшедшая. Неудивительно, что в один момент у меня началось сильное выгорание, даже происходили нервные срывы прямо при заказчиках. Решила, что лучше выход — сменить профессию и уйти от одежды. Эта мысль прочно засела мне в голову.
А потом началась пандемия. Все ужасно расстроились из-за изоляции, а я так радовалась! Наконец-то я могу сказать клиентам, что ко мне нельзя приезжать. Наконец-то я могу остаться одна и перестать крутиться в колесе. Выдохнув, я занялась тем, к чему лежала душа: сначала расписала стену в своей квартире, а затем решила попробовать себя в дизайне интерьеров и взяла тематический курс в Skillbox.
Послушала пару лекций, сделала пару заданий, но довольно быстро поняла, что это не моё и осваивать дизайн интерьеров я не буду. Позвонила менеджеру, объяснила ситуацию, и мне предложили выбрать другое направление. И вот, изучая различные варианты на сайте, я пришла к простому осознанию: как ни крути, я люблю заниматься одеждой. Так зачем мне от этого отказываться? У меня в сфере большой опыт, от работы я уже немного отдохнула. Подумала я и выбрала обучение fashion-дизайну.
Мне очень понравилось, что на онлайн-платформе можно возвращаться к повторению материалам в любое время — хоть через пять лет. Это очень удобно и полезно: я до сих пор периодически что-то пересматриваю и забираю себе полезное, вдохновляюсь.
Цели получить «корочку» я перед собой не ставила. Главное, чего мне хотелось, — это вернуть любовь к своему делу.
Получилось: можно сказать, результатом моего «возрождения» в профессии стал запуск Tarkmarana — бренда одежды и аксессуаров с элементами ручной работы. Произошло это не сразу после обучения, но, безусловно, его заслуга здесь тоже есть.
«Нужно разбираться во всех этапах»: почему не каждый может стать дизайнером
Бывает, что люди считают себя дизайнерами одежды, если они просто придумали какую-то вещь — её образ, идею. Но на самом деле этого недостаточно: мало придумать, надо знать, как реализовать свою задумку. Это художник может набрасывать концепции и просто передавать их дальше, дизайнер — нет. Он должен разбираться не только во всех этапах создания изделия — от построения лекал до пошива, — но и понимать, насколько, например, вещь удобна в носке.
Кстати, отчасти моё профессиональное выгорание было вызвано как раз с тем, что я часто брала в работу сложные художественные задумки других дизайнеров, которые очевидно требовали доработки. А поскольку мы заявляли разработку лекал с нуля по эскизам, то приходилось ночи не спать: сидеть и что-то придумывать.
Больше так не делаю. Я пересмотрела нашу политику и теперь мы в LekalaHouse предлагаем базовые лекала для индивидуального и массового пошива с возможностью внесения в них корректировок. То есть даём базу, на основе которой клиенты могут воплощать свои творческие задумки.
Возвращаясь к разговору о дизайнерах и их обязанностях: к сожалению, в России дизайнер часто берёт на себя роль не только в создателя вещей, но и стилиста, маркетолога, фотографа и контент-менеджера в бренде. Понятно, что так происходит не от «хорошей жизни», но этот расклад губителен: со временем человек-оркестр 100% выгорит или примет неверное решение. Так что каждый специалист должен заниматься своим делом.
Успех бренда — это всегда результат командной работы. И она действительно очень важна. Возьмём, например, тот же маркетинг. Маркетолог должен проанализировать статистику продаж и решить, что и в каком объёме отшить. Дизайнер, конечно, может высказать своё мнение, но, скорее всего, оно будет субъективно.
Даже если какая-то из моделей его любимая, это ещё не значит, что она будет хорошо продаваться. И наоборот — дизайнер может считать какую-то вещь неудачной, а она станет бестселлером. Я сама видела такие примеры не раз.
Дизайнер зачастую живёт в своём творческом мире, и именно поэтому ему важно прислушиваться к другим участникам команды.
Синергия разных специалистов — от маркетологов до продажников — помогает создать продукт, который будет не только эстетически красивым, но и востребованным у покупателей.
«Люди устали от обезличенных вещей»: почему сегодня ручная работа так популярна
Мне льстит, что ни один клиент за всё время не сказал, что изделия бренда Tarkmarana стоят дорого. Сегодня все понимают ценность ручной работы и представляют, сколько времени и усилий уходит на одно изделие. Это очень вдохновляет.
За последние 10–15 лет общество вообще устало от массмаркета и обезличенных вещей — тех, что ничего не говорят о них и никак с ними не связаны. Люди сегодня хотят носить одежду со смыслом: им приятно знать, кто создавал их вещь, какая у бренда миссия и ценности. Отсюда и такой тренд на изделия из вторсырья, экологичные бренды и ручную работу.
Многие спрашивают меня, как же развивать и масштабировать дело, если оно полностью сосредоточено на ручной работе. Отдавать идеи в массовое производство? Конечно, это совсем не то. Думаю, путь Tarkmarana — расти потихоньку, внутри. Например, сейчас я расширяю свой экспериментальный цех и приглашаю новых работников.
И хоть я много рассказываю про макраме, и его плетения можно увидеть почти в каждом изделии моего бренда, я не планирую ограничиваться только этой техникой. Идея — для каждой коллекции задействовать разную хендмейд-задумку — например, использовать керамические пуговицы ручной работы или вязаные вставки.
«Сейчас — самое время становиться дизайнером»: о резком росте локальных брендов
Сейчас в России — настоящий расцвет локальных дизайнеров.
Во-первых, так случилось потому, что с рынка ушла многие крупные бренды, освободив пространство для новых имён.
Во-вторых, активно развивается фешен-образование и, как следствие, из разных школ и учреждений выпускается всё больше и больше дизайнеров со свежим взглядом. Там их учат думать креативно и выражать себя, а не просто под копирку штамповать чужие идеи.
Наконец все поняли, что дизайнер — это такая же полноценная профессия, на которую нужно учиться. Недостаточно просто придумать идею и набросать эскизы.
Всё это в совокупности дало свои плоды: вокруг постоянно рождаются замечательные отечественные бренды. Причём не только в Москве и Петербурге, но и в Ростове, Новосибирске, Омске.
Классные молодые бренды вырастают буквально на глазах и сильно улучшаются в качестве: недавно мы с коллегой искали шоурумы для сотрудничества и своими глазами увидели, как резко подскочил уровень локальных коллекций. Там, где раньше не было ничего примечательного, сейчас можно встретить великолепные и оригинальные вещи.
«Участвуем в показах, выпускаем новые коллекции»: о планах по развитию бренда
После обучения я всё чаще задумывалась о создании своего бренда одежды, но почему-то то и дело откладывала этот вопрос. К реализации мечты подтолкнуло внезапное предложение от Volga Fashion Week в конце 2023 года.
Представители мероприятия написали мне в личные сообщения и спросили, не хочет ли моя компания LekalaHouse поучаствовать в их показе как бренд — заявить о себе, представить свои базовые модели. Они подчеркнули, что посмотрели наш сайт и увидели, что мы работаем примерно в одном стиле.
Я подумала-подумала и решила: почему бы нет? Подготовлю коллекцию на базе наших лекал, представлю её. Всё-таки показы — это очень полезно. Они дают масштаб и знакомят тебя с моделями и фотографами. Скажу по секрету: с поиском и тех и других для съёмок всегда есть проблемы.
В общем, в январе начала искать ткани и думать над будущей коллекцией, а в апреле уже успешно презентовала её Volga Fashion Week. Коллекцию символично назвала «Начало». Она была летней и состояла из десяти образов: плетёных футболок в стиле макраме, летнего плаща с пуговицами ручной работы, брючного костюма с плетёным поясом, платьев с переплетениями и других моделей.
Мне так понравился процесс создания коллекции, что я точно решила, что буду развивать это направление и дальше. Забавно, что название для него у меня уже давно было готово и зарегистрировано — Tarkmarana. В нём нет какого-то скрытого значения, как меня многие спрашивают. Всё гораздо проще.
Tarkmarana — это набор букв, несуществующее слово. По задумке точно так же и мы создаём уникальные вещи, которых просто нет на рынке.
Сейчас мы активно развиваем бренд. Наш сегмент — состоятельная аудитория, поэтому мы продвигаемся через показы, сотрудничество с шоурумами, мероприятия со стилистами и соцсети.
В июле, например, участвовали в показе «Зелёный подиум» на Всероссийском фестивале моды и представили там свою вторую летнюю коллекцию «Современная нежность» в сочетании с первой. Это было очень красивое и милое мероприятие, среди зелени и цветов.
Моя главная цель из ближайших — открыть свой шоурум, где будут представлены все коллекции и где будут проводиться фешен-мероприятия и встречи. А дальше — открыть такие же шоурумы в Питере и Сочи.
И, конечно, будем и дальше громче заявлять о себе и участвовать в показах. Мне уже даже предлагали выезд на показ в Италии, но мне кажется, что наш бренд пока к этому не готов. Зато, надеюсь, удастся поучаствовать в Московской неделе моды.