Софт‑скиллы для успеха в дизайн‑сфере: опыт дизайн‑студии
Дизайнеры maryco рассказали, на какие качества обращают внимание во время собеседования и как софт-скиллы помогают в работе с клиентами.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
На собеседовании важно смотреть не только на хард-скиллы кандидата, но и на софт‑скиллы. Они помогают сформировать крепкую команду, выстроить комфортные отношения с клиентами, а на этапе приёма на работу определить, с какими дизайнерами компания совпадает по ценностям.
Maryco — студия дизайна с удалённой командой. Клиенты maryco — крупный бизнес из разных сфер: B2B-товары и услуги, телеком и IT, e-commerce. Мы периодически набираем новых дизайнеров джунов и мидлов, поэтому у нас много опыта в поиске сотрудников.
В статье арт-директорка maryco Ника Октябрь и лид-дизайнер Серёжа Подковыркин рассказали:
- по каким критериям дизайн-студии отбирают дизайнеров в команду;
- какие красные флажки мы отмечаем на собеседовании с кандидатом;
- как владение софт-скиллами проверяют на практике;
- почему софт-скиллы важны в работе с клиентом,
- какие красные флажки помогут определить токсичного клиента;
- в чём секрет развития софт-скиллов.
Ключевые софт-скиллы, которые мы оцениваем
На собеседовании мы смотрим, подходит ли нам уровень хард-скиллов кандидата. Однако если дизайнер полностью подходит нам по софт-скиллам, но у него есть пробелы в работе, например, с типографикой, то мы поможем ему развиться в процессе — обучим, дадим дополнительные задачи.
Вот софт-скиллы, которые помогают нам оценить перспективу работы с человеком:
- Дружелюбная коммуникация. Важно, чтобы человек умел нетоксично выражать своё мнение, реагировать на критику, взаимодействовать с другими дизайнерами — это сохраняет комфортную рабочую атмосферу в команде.
- Осознанность и целеустремлённость. Мы можем помочь дизайнеру в развитии навыков, только если он сам понимает, что ему интересно и в каком направлении он хочет развиваться. В противном случае человек будет стоять на месте и транслировать негатив.
У нас был случай, когда дизайнер пришёл с огромным энтузиазмом и желанием делать всё. В процессе возникла проблема — человек просил делать сложные креативные задачи, но не владел нужными навыками и не хотел учиться. Нам пришлось расстаться.
- Открытость. Это желание учиться новому и предрасположенность к общению. Если человек будет закрываться от команды, вряд ли мы сможем вместе расти и достигать новых высот.
- Адаптивность. Для нас важно, чтобы новый член команды был готов подстраиваться под наши рабочие процессы. Например, начать пользоваться тайм-трекером Toggl, где мы отслеживаем время работы над задачами. Отсутствие гибкости, нежелание адаптироваться к нашему подходу — маркер того, что дизайнер может стагнировать в будущем.
К нам приходила дизайнерка, с которой на собеседовании мы обсудили условия тестового — оно должно быть выполнено в Figma, потому что мы работаем с этим софтом. В итоге человек согласился, но принёс результат, выполненный в Adobe Illustrator, — для нас это «нет».
- Желание развиваться. Ценно, когда сотрудник готов сразу вливаться в командные активности, которые помогут прокачать его профессиональные навыки. Например, недавно мы устраивали внутренний конкурс на создание шрифтов. Победители получили возможность выпустить работу в свет. В финале мы отметили, кто из ребят проявлял большую инициативность и кто подошёл к решению задачи с креативом.
- Инициативность. Мы рады, когда дизайнеры сами приходят за дополнительными задачами, генерируют идеи по развитию команды и помогают улучшать рабочие процессы.
Наша креативная дизайнерка подготовила презентацию о том, как она видит своё развитие в компании в ближайшем году. Это была её инициатива, которую мы оценили и поддержали.
- Умение отстаивать свою позицию. Это важный софт-скилл, который пригодится в общении как с лид-дизайнерами, так и с клиентом. В обоих случаях иногда приходится объяснять свои решения и отстаивать границы, когда это оправдано. Сюда же относится вопрос про ожидаемую заработную плату: мы открыты к диалогу о повышении, но нам важно, чтобы дизайнер аргументировал, почему он достоин большей оплаты.
Красные флажки на собеседовании
- Шаблонные фразы. Мы научились замечать, когда дизайнер говорит о себе естественно, а когда безликими выражениями, взятыми из статей на hh.ru, например про стрессоустойчивость и коммуникабельность. Интересно узнать не только, какими качествами человек обладает, где учился и что делал, но и какие у него планы, мечты, что его зажигает в профессии.
- Пассивность. Если дизайнер даже не изучил компанию, куда отправил резюме, ничего не знает о своих предпочтениях и при этом не хочет браться за назначенные ему обязанности, то вряд ли мы сможем вместе достигать общих целей и расти.
- Высокомерие. В нашей команде каждый талантлив по-своему, у каждого есть разный опыт и уровень ответственности. При этом мы общаемся на равных и никогда не ставим себя выше других. Если кандидат будет вести себя заносчиво, мы не сойдёмся.
К нам приходил кандидат, который категорически отказывался включать видео во время созвона, обосновывая это тем, что это его принцип. В таком случае мы не будем настаивать, но вряд ли сможем взять его в команду. Нам важно видеть открытость к коммуникации и живые эмоции по ту сторону экрана.
Как проверить софты в процессе работы
Существует три ключевых ситуации, когда ярче всего проявляются софт-скиллы дизайнера:
- Высокая нагрузка и стресс. Когда в команде есть горящие задачи, приходится действовать оперативно. Такие ситуации показывают, какие сотрудники могут взять себя в руки, оказать помощь другим, поддержать, а какие, наоборот, теряются, паникуют, транслируют негатив или прокрастинируют.
- Выгорание. Мы всегда открыто обсуждаем проблему выгорания с членами команды. Если дизайнер устаёт от задач — например, рисования иллюстраций, он должен вовремя это отследить и договориться с лидом о смене уровня или типа нагрузки.
Однажды наша креативная дизайнерка сказала, что устала генерировать концепции для напряжённого проекта несколько недель подряд. Попросила на время сесть за рутинную задачу — составлять шаблонные макеты для другого заказчика. Мы согласились, и в итоге ей удалось снять творческое напряжение и перезагрузиться, а мы в то же время не потеряли ценного сотрудника.
- Необходимость повышения. Важно, чтобы дизайнер отслеживал потребность роста — выхода на новый профессиональный уровень. Самостоятельно приходил обсуждать, в каком направлении ему интересно развиваться, какие более сложные задачи ему хочется взять. Это помогает повышать уровень продукта студии и в целом даёт толчок для развития команды.
Как построить коммуникацию с заказчиком
Софт-скиллы помогают не только создать комфортную рабочую среду в команде, но и выстроить здоровое, нетоксичное общение с клиентами. В этом вопросе большая ответственность лежит на лид-дизайнерах. Вот ключевые советы, как стоит выстраивать диалог с клиентами:
- Помните, что они прежде всего люди. Транслируйте дружелюбие, понимание и уважение. Заказчики, с которыми у нас сложилось тёплое общение, остаются с нами надолго — встречи мы начинаем со small talk, в процессе беседы шутим и смеёмся, что не мешает сохранять деловые отношения.
- Будьте партнёрами. Покажите свою заинтересованность в достижении общей цели: желание экономить ресурсы без потери качества, внедрять новые инструменты, улучшать макеты.
- Презентуйте дизайн-решения доступным языком. Дизайн — это то, о чём нужно говорить и что нужно объяснять простым и понятным языком. Мы не используем метафоры первого порядка в концептуальной разработке логотипов и поэтому всегда объясняем формообразование, смысл и идейную составляющую в презентациях и показываем, как это всё комплексно взаимодействует с айдентикой. В противном случае клиент (в силу отсутствия образования и насмотренности в этой сфере) банально может не понять ценность вашего труда.
- Выстраивайте прозрачный процесс работы. Фиксируйте задачи и статус их выполнения в таск-менеджере, которым пользуется клиент, или дайте доступ к своему. Создайте открытую смету, по которой можно отслеживать, сколько времени дизайнер тратит на ту или иную задачу, отбивайте смету в ранее оговорённые сроки.
Красные флажки в работе с клиентами
Клиенты, с которыми у нас сложилось тёплое взаимодействие, дают обратную связь конструктивно и дружелюбно. В любом случае мы позитивно настроены к рациональной критике и готовы совершенствоваться.
Однако есть те, кто обесценивает труд дизайнеров, обычно это заметно на старте. С такими клиентами мы не работаем, потому что командные принципы и нервы для нас важнее денег.
Вот красные флажки в общении с заказчиками, которые показывают, что наше взаимодействие не сложится:
- Несовпадение по ценностям. Для нас важно создать тёплую атмосферу как внутри команды, так и во внешней коммуникации с клиентами и партнёрами. Если заказчик работает в формате «заплатил-получил-ушёл», то вряд ли мы найдём точки пересечения.
- Придирки по цене. Несмотря на то что рынок дизайна развивается и люди более осознанно относятся к труду творческих специалистов, некоторые заказчики не понимают, что за дизайн нужно платить.
Чтобы процесс работы был прозрачным и понятным, мы формируем подробную смету и указываем, сколько времени уйдёт на решение каждой задачи. Если клиент безосновательно диктует, сколько должен стоить дизайн, мы не будем работать с ним.
- Токсичность. С заказчиком важно выстроить партнёрские отношения, где коммуникация основывается на взаимоуважении. Неумение предметно, дружелюбно и логично изъяснять критику — это для нас стоп-сигнал в общении с клиентом.
Следуя этим принципам, мы выстраиваем HR нашего бренда и показываем, что наш приоритет — это долгосрочные, неповерхностные, партнёрские отношения. Для нас важно, чтобы каждая из сторон нашла общие точки роста, развивалась, бралась за более сложные, интересные проекты в комфортной и дружелюбной атмосфере.
Как развить софт-скиллы?
Здесь мог быть список полезных книжек или подкастов, но мы уверены, что софт‑скиллы можно развить только в практике и изучении себя :-)
Если человек нацелен на крутой результат и готов брать ответственность за свой рост, то он может развить софт-скиллы, экспериментируя в профессии, занимаясь с психологом. Всё это поможет развить уверенность в изученных навыках, грамотно презентовать себя, повысит инициативность и мотивацию большой командой двигать продукт вперёд к новым победам.
Больше интересного про дизайн — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Больше о софт-скиллах для дизайнера