По следам московских концептуалистов
Рассказываем, как создавался дизайн арт-проекта для коллекционеров.
Фото: дизайн Марии Рудаковой / Shaltai Editions
Тиражные произведения искусства — это работы, созданные не в единственном экземпляре, а в ограниченном, строго определённом количестве. Это могут быть, например, принты или фотографии. Количество их копий и называется тиражом.
Папки-архивы, состоящие из работ разных авторов, с 1981 по 1986 год делали московские концептуалисты — советские андеграундные художники. Они были вынуждены работать в подполье, и такой формат позволял им хранить и обсуждать свои произведения. Проект получил название МАНИ — «Московский архив нового искусства».
НАТИ («Новый Архив Тиражного Искусства») — это современный проект галереи Shaltai Editions. Это небольшое собрание работ художников, оформленное в кейс с конвертами. Первое издание архива — НАТИ I Shaltai Editions — сделали вместе с дизайнером Кириллом Глущенко. Это был оммаж на архив МАНИ: проект тоже сделан в форме папки.
Дизайнер проекта НАТИ II (2019) и НАТИ III (2020) — Мария Рудакова. Она живёт и работает в Вене. Мы поговорили с ней о том, как создавался проект — он представляет собой две папки, две книги и пространство павильона на ярмарке современного искусства Cosmoscow.
«Изначально Shaltai Editions искали междисциплинарного дизайнера, который работал бы в области промышленного, графического и выставочного дизайна. Проект предполагает работу над конструкцией папки, её графическим оформлением, буклетом и павильоном на Cosmoscow. Меня порекомендовала Аня Наумова, сооснователь аукциона Sample. Я всегда проявляла интерес ко всем трём дисциплинам, и Аня это почувствовала. Вместе с Shaltai Editions мы разработали два архива — НАТИ II и НАТИ III».
Мария говорит, что галерея предоставила дизайнеру полную свободу выбора. Нужно было оформить объект-папку, содержащий от 8 до 10 произведений искусства в разных форматах.
В архивы вошли очень известные художники (от Никиты Алексеева до Таус Махачевой), а тираж каждого произведения составил 30 экземпляров. Дизайн-проект делался целиком на заказ. Вот что Мария рассказывает о дизайне двух изданий:
«В НАТИ II папки для принтов были унифицированы и помещались в спроектированный мной чемодан. Его наполнение — принты, буклет и перчатки — размещались в отсеках, высота которых совпадала с высотой объектов».
Третье издание Мария решила сделать в форме ступенчатой конструкции:
«Так как темой третьего архива НАТИ был нарратив, мы уже на первой встрече определились, что попытаемся сохранить оригинальный размер каждой из работ.
Работы имеют разный формат, и разместить их иначе просто не получилось бы».
«В основе выбранной мной концепции лежал принцип разности художественных работ — не стилистической, а структурной. Я попыталась выразить этот принцип во всех трёх дизайн-медиа, с которыми работала. Ты не можешь увидеть последнюю работу, не достав предыдущие, — винты не позволят. Оргстекло, из которого сделаны папки, покрыто слоем полупрозрачных белил, чтобы графику сложно было увидеть, пока не открыта крышка, — очертания размыты».
Кроме того, Мария разработала узнаваемый синий стенд на ярмарке современного искусства Cosmoscow:
«Тот же принцип отражён и в выставочном пространстве. Художники унифицированы при помощи синих одноформатных панно, но развеска каждого участника имеет свою структуру и текст о нём взаимодействует с ней по-разному».
Вот что Мария говорит о выборе шрифтов Metal by Pizza Typeface для буклета и выставочного пространства:
«Графический язык и выбор шрифта во многом продиктованы материалами — стеклом и металлом. Они очень бруталистские, жёсткие и самодостаточные. Они равнодушные, но самобытные» — Мария Рудакова.