Худшие или лучшие? Что не так с выбором «худших» музыкальных обложек
Арт-директор Алексей Богомолов про антирейтинг The Rolling Stone.
Иллюстрация: Лёша Богомолов для Skillbox Media
Не так давно журнал The Rolling Stone опубликовал свой новый рейтинг «100 лучших музыкальных обложек всех времён». Со множеством позиций можно было бы поспорить, но можно было и просто порадоваться за победителей. Следом за ним журнал представил антирейтинг «50 худших обложек всех времён», с некоторыми позициями которых на этот раз точно стоит поспорить.
В действительности же банальность — это нормальное состояние человечества, а вот культурная оригинальность — результат особых усилий, смысл и суть которых не всегда могут понять те, кто профессионально не занимаются культурой.
Борис Гройс,
«О новом. Опыт экономики культуры»
Вне всяких сомнений, журнал The Rolling Stone профессионально занимается музыкальной культурой. Обложки альбомов — это её безусловная часть. Хотя создаются они чаще всего не музыкантами, а графическими дизайнерами, иллюстраторами и художниками — теми, кто профессионально занимается визуальной культурой.
Поэтому стоит заметить, что оценку дизайна обложек The Rolling Stone доверил не дизайнерам и художникам, а одному из своих музыкальных журналистов, человеку, не обладающему визуальной экспертизой.
С учётом этого факта можно было бы отнестись к подборке со снисходительной иронией, если бы журнал не был самым известным в мире музыкальным изданием с полувековой историей.
Автор материала, Гэвин Эдвардс, не уточняет, по каким критериям он оценивал обложки. Зато к каждой из них старается давать, как ему кажется, юмористические комментарии, чаще больше говорящие о нём самом, чем об обложках.
Как минимум хочется отметить пять обложек, незаслуженно названных худшими, и коротко написать, почему Гэвин Эдвардс не прав.
№1
Визуально щедрая и увлекательная обложка с иллюстрацией в стиле примитивного поп-сюрреализма. В ней можно обнаружить множество деталей, органично встроенных в общую выразительную композицию. Наивные образы, которые тем не менее интересно разглядывать, отсылают к сюжетам самих песен Билли Джоэла.
Обложка, нарисованная женой музыканта Кристи Бринкли, даже спустя 30 лет продолжает трогать своей бесхитростной искренностью. Занятно, что в 1993 году всё тот же журнал The Rolling Stone вручил ей награду Top Picks за лучшую обложку альбома года.
№2
Концептуальная обложка в виде экспрессионистского коллажа со стильной типографикой создана самим музыкантом, Суфьяном Стивенсом. В отличие от автора материала, Гэвина Эдвардса, присвоившего обложке статус худшей, Стивенс отлично чувствует и понимает визуальную культуру времени, в котором живёт, о чём свидетельствует не только современный дизайн обложки, но и созданная им 48-страничная книга художественных коллажей и эссе, прилагающаяся к альбому.
№3
Лучшая обложка в дискографии The Beatles, за которой скрывается один из самых лучших альбомов группы. Её создал по просьбе Джона Леннона немецкий художник и друг группы Клаус Ворманн. С помощью нарисованных ручкой портретов музыкантов и фотоколлажа с их же лицами, он создал уникальную монохромно-психоделическую композицию, созвучную музыке альбома. Отличный пример бескомпромиссного художественного высказывания, которое уже больше полувека украшает пластмассовый мир.
В 1967 году обложка получила премию «Грэмми» в номинации «Лучшая обложка альбома, графическая работа», а в 2011 году заняла 31-е место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания Music Radar.
№4
Меняя своё звучание в сторону более прямолинейных песен, музыканты решили, что им нужно и визуальное обновление. Они обратились к лондонским дизайнерам Сторму Торгерсону и Обри Пауэллу из арт-группы Hipgnosis, известной своими успешными работами для Pink Floyd, Led Zeppelin, Black Sabbath и других популярных групп. Доминирующим трендом тех лет в оформлении музыкальных обложек, в частности, прог-роковых групп, оставались традиционные фотография и иллюстрация.
Дизайнеры предложили альтернативное решение в виде эксцентричного коллажа: обнажённый мужчина смотрит на калифорнийские башни Century Plaza, с яркими акцентами модернистской графики. Обложка предвосхитила новую эру цифрового дизайна и смену визуальных трендов в музыкальной индустрии.
№5
Актуальный дизайн 2016 года во плоти. Архетипичная обложка, задокументировавшая восходящий тренд на повторяющуюся типографику и smallsize-изображения. Простые приёмы оказались так популярны, что спустя почти десятилетие подобные решения можно встретить даже в привокзальных шаурмичных. Понимал ли в 2016 году институциональную ценность обложки поехавший крышей рэпер, не так важно, главное, что всё понимал бельгийский дизайнер Питер Де Поттер, а Канье ему не мешал.
P. S.
В эпоху метамодернизма, постиронии и новой искренности можно смело настаивать на реабилитации ещё пяти обложек, приобретающих в наше время прибавочную культурную стоимость.
Если интерпретация кажется новой и ценной, это будет иметь определённые последствия для объекта интерпретации — но не наоборот. Посредством интерпретации не открывается ничего нового, о чём ранее не было известно. Она лишь изменяет ценность того, что описывается.
Борис Гройс,
«О новом. Опыт экономики культуры»
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!